Модели комплекса маркетинга
Автор: Карчага Екатерина Сергеевна
Рубрика: 16. Маркетинг, реклама и PR
Опубликовано в
V международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, декабрь 2019)
Дата публикации: 02.12.2019
Статья просмотрена: 2011 раз
Библиографическое описание:
Карчага, Е. С. Модели комплекса маркетинга / Е. С. Карчага. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 39-41. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/353/15441/ (дата обращения: 24.11.2024).
В данной статье рассмотрены некоторые модели комплекса маркетинга. Показано, что предпочтительной базовой моделью комплекса маркетинга является модель «4Р». Определены основные элементы моделей комплекса маркетинга.
Ключевые слова: маркетинг, Интернет, комплекс маркетинга, модель комплекса маркетинга, элементы модели комплекса маркетинга, товар, продукт, цена, распространение, продвижение, организация, конкуренция.
Маркетинг сейчас является главным стратегическим инструментом в планировании современного бизнеса. Объяснить это можно быстрым развитием научно-технического процесса, обновлением товарного ассортимента и ужесточением конкурентной борьбы [1, с. 20].
Комплекс маркетинга представляет собой «совокупность практических инструментов адаптации фирмы к рыночной ситуации и мер воздействия на рынок» [2, c. 124].
Основная цель комплекса маркетинга — разработать стратегию, которая позволит повысить воспринимаемую ценность товара, а также поможет максимизировать долгосрочную прибыль компании на рынке.
Впервые термин «комплекс маркетинга», или «маркетинг-микс» использовал профессор Нейл Борден [3]. В 1950 году он предложил первую модель комплекса маркетинга, которая включала 12 элементов:
− планирование продукта (свойства, дизайн, целевые рынки);
− ценообразование;
− брендинг;
− каналы распределения;
− деятельность торговых представителей (личные продажи);
− реклама;
− продвижение;
− упаковка;
− демонстрация товара;
− обслуживание;
− материальная обработка (складирование, транспортировка);
− поиск и анализ данных (использование информации в маркетинговых исследованиях).
Наиболее значимое свойство элементов комплекса маркетинга — это их универсальность и подконтрольность. Специалисты маркетинга в организации могут отбирать именно те компоненты, которые требуются в данный момент для эффективного воздействия на спрос.
На протяжении нескольких лет исследователи предложили еще более 12 альтернативных моделей комплекса маркетинга, отличающихся оценкой значимости различных факторов для достижения маркетинговых целей, детализацией группировки и типом бизнеса, для которого предложена модель.
Э. Дж. Маккарти сгруппировал все элементы комплекса маркетинга по Бордену, сделав их комфортными для запоминания и для оперативной работы. Таким образом, в 1960 г. была предложена модель «4Р», которая стала традиционной моделью комплекса маркетинга. Позднее в популяризацию этого подхода внес существенный вклад Ф. Котнер [4]. Элементами данной модели являются:
− продукт или товар;
− цена;
− распространение или сбыт;
− продвижение.
Продукт или товар представляет собой все то, что может удовлетворить желание или потребность и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования и потребления. Под продуктом или товаром принято считать как физический продукт, так и услугу.
Цена, другими словами стоимость. Она отвечает за конечную прибыль от реализации продукта или товара. Определяется данный элемент модели на базе воспринимаемой ценности продукта потребителем, себестоимости продукта, цен конкурентов и желаемой нормы прибыли.
Распространение или сбыт, другими слова место реализации. Данный процесс обозначает модель дистрибуции продукта организации.
Продвижение обеспечивает связь ключевых маркетинговых посланий с целевой аудиторией.
В последние годы комплекс маркетинга дополняют другими элементами, тем самым образуя новые модели. Некоторые из них представлены в таблице 1. В основном, в уже существующую модель добавлены другие элементы в зависимости от качества предоставляемых услуг и ростом желаний потребителей.
Таблица 1
Модели комплекса маркетинга
Название модели |
Элементы модели |
Авторы модели |
5Р |
4Р + упаковка |
Дж. Т. Рассел, У. Р. Лейн |
5Р |
4Р + восприятие |
Н. Харт |
6Р |
4Р + общественное мнение + политика |
Ф. Котлер |
7Р |
4Р + люди + процесс продаж + вещественные доказательства |
Я. Эллвуд |
7Р |
6Р + поведение персонала и владельцев фирм |
Ф. Попкорн |
8Р |
7Р + темп |
Л. Твиде |
12Р |
8Р + добровольность общения + парадигма + реклама «из уст в уста» + практика |
С. Годин |
12Р+4А |
12Р + адресность + измерение результата + возможность реализации + доступность целевой аудитории |
С. Рэпп, Ч. Мартин |
В 1999 г. Д. Балмер опубликовал модель «10Р», другими словами — корпоративный комплекс маркетинга, более расширенная версия модели «4Р». Данная модель содержит следующие элементы:
− продукт или товар;
− цена;
− распространение или сбыт;
− продвижение;
− философия организации (идеи, которые фирма поддерживает и развивает);
− индивидуальность или персонализация (комплекс субкультур в организации, которые необходимы для поддержания философии организации);
− люди (персонал фирмы);
− исполнение (оценка деятельности организации);
− восприятие (ментальный образ организации);
− позиционирование.
Для баланса внутренней и внешней маркетинговой среды Р. Лаутерборн заменил традиционную модель «4Р» на модель «4С», которая ориентирована на потребителя. Согласно этой модели, компания должна предлагать только тот продукт, который удовлетворяет нужды и потребности потребителя. Среди ее элементов:
− потребительские запроси и желания;
− издержки потребителя;
− информационный обмен с потребителем;
− удобство потребителя.
Развитие Интернета, компьютерных технологий и социальных сетей затронуло инструментарий современного маркетинга. В результате чего в 2005 году возникла модель комплекса электронного маркетинга «2Р+2С+3S». Элементами данной модели являются:
− персонализация;
− приватность;
− обслуживание;
− сообщество;
− сайт;
− безопасность;
− стимулирование продаж.
В этом же году Ч. Дев и Д. Шульц предложили модель «SIVA», которая по существу такая же, как модель «4Р», только с «обратной» стороны — глазами покупателя. Элементы данных моделей можно сопоставить следующим образом:
− продукт — решение (оптимальный выбор решения проблемы для наиболее полного удовлетворения потребностей покупателя);
− продвижение — информация (позволяет определиться, где будет находиться источник подачи сведений о товаре потребителю и как это поможет обеспечить продажу товара);
− цена — ценность (учет издержек и выгод покупателя, его потерь и бонусов);
− место — доступ (обеспечение помощи покупателю в решении вопросов, касающихся удовлетворения его потребностей: где найти или приобрести необходимый источник).
Таким образом, комплекс маркетинга обеспечивает устойчивое конкурентное преимущество организации, тем самым способствует завоеванию лидирующих позиций на рынке. В комплекс маркетинга входит все то, что фирма может предпринять для оказания воздействия на спрос своего товара.
Литература:
- Багиев Г. Л., Шульга А. О. К вопросу формирования системных свойств маркетинга // Проблемы современной экономики. — 2011. — № 4 (40). — С.20–22.
- Маркетинг: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Н. К. Розова [и др.]; под ред. А. Толстикова.-4-е изд., испр. и доп. — СПб.: Питер, 2012. — 448 с.
- Борден, Н. Концепция маркетинга-микс // в кн.: Классика маркетинга: Сборник работ, оказавших наибольшее влияние на маркетинг / пер. с англ. под ред. Ю. Н. Каптуревского. — СПб.: Питер, 2001. — С. 529–538.
- Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент / пер. с англ. под ред. С. Г. Божук. — СПб.: Питер, 2006. — 464 с.
Ключевые слова
цена, Интернет, конкуренция, организация, маркетинг, товар, продвижение, распространение, комплекс маркетинга, продукт, модель комплекса маркетинга, элементы модели комплекса маркетингаПохожие статьи
Стратегический маркетинг как условие эффективного функционирования торговой организации
В статье рассмотрено понятие маркетинговой стратегии. Обозначены особенности построения маркетинговых стратегий в деятельности торговых организаций. Целями маркетинговых стратегий торговых организаций, которые призваны обеспечить устойчивость их разв...
Стратегическая модель инновационного развития бизнеса
В статье рассматриваются различные стратегические модели инновационного развития бизнеса. Обозначены требования и особенности выбора конкретной модели реализации инновационного вектора развития предприятия.
Маркетинговая деятельность в системе коммуникаций
В данной статье освещены теоретические аспекты наиболее эффективных механизмов реализации маркетинговой деятельности в системе коммуникаций. Определена значимость использования в современных условиях принципа интегрированных маркетинговых коммуникаци...
Управление по целям в менеджменте социально-экономической системы
В статье рассмотрены особенности концепции управления по целям в менеджменте социально-экономической системы. Обоснованы преимущества автоматизации MBO, выявлен механизм оценки основных показателей деятельности (KPI).
Создание цифрового контента в маркетинге
Статья посвящена изучению созданию цифрового контента в маркетинге (развлекательного, информационного, учебного, пользовательского, др.). Трансформация digital-среды, поведение покупателей в ней формируют новые инструменты и методы маркетинга. Е. С. ...
Стратегический анализ внутренней среды организации
В статье рассматривается анализ внутренней среды организации с помощью метода SNW как способ влияния на формирование стратегии, а также формулируются рекомендации по повышению эффективности управления процессами выбора внешних ресурсов на основе анал...
Маркетинговое управление партнерскими взаимоотношениями производственных предприятий
В статье рассматривается природа возникновения и причины становления маркетинга взаимоотношений, выступающего в качестве современной формы управления процессом получения долгосрочной прибыли за счет долгосрочного сотрудничества. Предложена схема тран...
Теоретические основы продвижения организации в социальных сетях
В данной статье автор рассматривает продвижение в социальных сетях как одно из приоритетных направлений рекламной деятельности для компаний и брендов, определяет основные понятия и их особенности. Также в данной статье определяется методология продви...
Каналы и инструменты digital-маркетинга
В данной статье мы рассмотрим актуальность digital-маркетинга, основные инструменты, каналы и практические примеры успешной реализации digital маркетинга.
Основные методы продвижения компании на платформе маркетплейса
В статье определена сущность, содержание и ключевые особенности продвижения компании на платформе маркетплейса. Исследование видов и функций продвижения позволяет сделать вывод о существовании взаимосвязи стратегии продвижения и эффективности деятель...
Похожие статьи
Стратегический маркетинг как условие эффективного функционирования торговой организации
В статье рассмотрено понятие маркетинговой стратегии. Обозначены особенности построения маркетинговых стратегий в деятельности торговых организаций. Целями маркетинговых стратегий торговых организаций, которые призваны обеспечить устойчивость их разв...
Стратегическая модель инновационного развития бизнеса
В статье рассматриваются различные стратегические модели инновационного развития бизнеса. Обозначены требования и особенности выбора конкретной модели реализации инновационного вектора развития предприятия.
Маркетинговая деятельность в системе коммуникаций
В данной статье освещены теоретические аспекты наиболее эффективных механизмов реализации маркетинговой деятельности в системе коммуникаций. Определена значимость использования в современных условиях принципа интегрированных маркетинговых коммуникаци...
Управление по целям в менеджменте социально-экономической системы
В статье рассмотрены особенности концепции управления по целям в менеджменте социально-экономической системы. Обоснованы преимущества автоматизации MBO, выявлен механизм оценки основных показателей деятельности (KPI).
Создание цифрового контента в маркетинге
Статья посвящена изучению созданию цифрового контента в маркетинге (развлекательного, информационного, учебного, пользовательского, др.). Трансформация digital-среды, поведение покупателей в ней формируют новые инструменты и методы маркетинга. Е. С. ...
Стратегический анализ внутренней среды организации
В статье рассматривается анализ внутренней среды организации с помощью метода SNW как способ влияния на формирование стратегии, а также формулируются рекомендации по повышению эффективности управления процессами выбора внешних ресурсов на основе анал...
Маркетинговое управление партнерскими взаимоотношениями производственных предприятий
В статье рассматривается природа возникновения и причины становления маркетинга взаимоотношений, выступающего в качестве современной формы управления процессом получения долгосрочной прибыли за счет долгосрочного сотрудничества. Предложена схема тран...
Теоретические основы продвижения организации в социальных сетях
В данной статье автор рассматривает продвижение в социальных сетях как одно из приоритетных направлений рекламной деятельности для компаний и брендов, определяет основные понятия и их особенности. Также в данной статье определяется методология продви...
Каналы и инструменты digital-маркетинга
В данной статье мы рассмотрим актуальность digital-маркетинга, основные инструменты, каналы и практические примеры успешной реализации digital маркетинга.
Основные методы продвижения компании на платформе маркетплейса
В статье определена сущность, содержание и ключевые особенности продвижения компании на платформе маркетплейса. Исследование видов и функций продвижения позволяет сделать вывод о существовании взаимосвязи стратегии продвижения и эффективности деятель...