О становлении института уполномоченного по правам человека в России
Авторы: Дорогян Анна Викторовна, Манжукова Олеся Анатольевна
Рубрика: 19. Государство и право
Опубликовано в
V международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, декабрь 2019)
Дата публикации: 21.11.2019
Статья просмотрена: 973 раза
Библиографическое описание:
Дорогян, А. В. О становлении института уполномоченного по правам человека в России / А. В. Дорогян, О. А. Манжукова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 48-50. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/353/15414/ (дата обращения: 21.11.2024).
Статья посвящена становлению института уполномоченного по правам человека в России. Его роль в защите интересов человека неоспорима, а деятельность отличается от деятельности иных государственных институтов.
Ключевые слова: правовое положение человека, правовой статус человека, граждане, правовое регулирование, права и свободы человека, омбудсмен, уполномоченный по правам человека.
В современном государстве невозможно прожить и дня, не участвуя в различных правоотношениях. К сожалению, в них мы не всегда защищены, наши права могут нарушаться. Конечно, у нас много защитников в лице различных государственных органов и должностных лиц. Но особая роль принадлежит институту уполномоченного по правам человека и гражданина в России.
Права человека урегулированы большим количеством актов. На международном уровне, таковыми являются, Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), Европейская конвенция о защите прав человека (1950 г.), Хартия Европейского Союза об основных правах (2000 г.) и некоторые другие, их достаточно много и все они направлены на защиту правового положения человека.
Не остается в стороне и внутригосударственное право, так правовой статуса человека закреплен в Конституции России, что подтверждает правовую основу деятельности государства [4, с. 47]. Конституция России стала исчерпывающем перечнем прав и свобод человека, а статья 2 указанного нормативного акта закрепила права человека высшей ценностью. Охватывая в целом данный перечень, отметим, его разительное отличие от набора прав и свобод старых, советских конституций, где он не просто расширен, а перечисленные права и свободы реально гарантирует государство. И в случае их нарушения у нас — граждан России не плохие шансы их защитить.
Особую роль в обеспечении и гарантиях защиты прав играет институт омбудсмена, т. е. уполномоченный по правам человека в РФ.
Отметим, что институт омбудсмена не был чужд и российской действительности, хотя не имел четкого выражения. В XVI—XVII вв. это был так называемый ярыжка кабацкий, находясь в кабаке (трактире) — своеобразном центре тогдашней политической жизни, выступал в роли посредника между гражданином и властью.
Если взять 19 век — начало 20 века, то функционировал институт ходатая по частным лицам. Он был наделен полномочиями по посещению присутственных мест и представлению интересов доверителей.
В Российской Федерации институт омбудсмена трансформировался в институт уполномоченного по правам человека. В отечественной практике он впервые получил юридическое закрепление в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой 22 ноября 1991 г. Последняя, 40-я, статья Декларации предусматривала создание должности Парламентского уполномоченного по правам человека, который «назначается Верховным Советом на срок не более 5 лет, ему подотчетен и обладает той же неприкосновенностью, что и народный депутат РСФСР».
В России данный институт учрежден в 1993 году, что считается относительно недавно. Данный институт является ключевым в демократическом обществе. Его отличительной характеристикой является способность безвозмездно и гибко реагировать на жалобы граждан на неправомочные действия должностных лиц, или на нарушение прав человека [1].
В Конституции России п. «Д» ч. 1 ст. 103 относит к ведению Государственной Думы назначение и освобождение от должности уполномоченного, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом. Государственная Дума первого созыва назначила уполномоченного по правам человека 17 января 1994 г. Первым уполномоченным по правам человека стал С. А. Кoвалев, представлявший фракцию «Выбор России».
Отметим, что в нашем государстве уполномоченный по правам человека действует не только на уровне Федерации, но и в субъектах. Кроме того, имеются такие специализированные должности, как уполномоченный по правам ребенка и уполномоченный по правам предпринимателей.
Вместе с тем, омбудсмен принимает в различных странах различные формы. Традиционно омбудсмен призван реагировать на жалобы населения обеспечивая таким образом контроль за исполнительной/административной властью. В целом, институт омбудсмена одновременно поддерживает систему защиты прав человека, что способствует улучшению взаимоотношений представителей власти и граждан. Он способен быстро помогать членам общества.
Считается, что родина института омбудсмена — это Швеция, где он появился еще в XIII веке, где представлял «доверенное лицо». Первоначально это были люди «короны» (монархии), а по мере перехода к конституционной монархии, омбудсмен стал осуществлять надзор за администрацией от имени законодательного органа — парламента, что закреплено в Конституции Швеции 1809 г.
Вторая страна, которая ввела должность омбудсмена, стала Финляндия. Данный факт закреплен в Конституции Финляндии 1919 года. С середины 20-го столетия институт стал распространяться и среди других стран мира.
После Второй мировой войны институт уполномоченного получил мощное развитие. 10 декабря 1948 года принята Всеобщая декларация прав человека. Эта дата, которую отмечает весь мир, стала Днем прав человека.
В настоящее время более ста стран мира имеют данные должности, создание которых обеспечивает восполнение отсутствующего звена в отношениях государственной власти и населения, способствует строительству демократического правового государства, развитию правосознания граждан и должностных лиц.
Следует отметить, что уполномоченный по правам человека в Российской Федерации дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих их защиту и восстановление.
Отметим, что в практике разных стран мира известны разнообразные механизмы, регулирующие взаимоотношения гражданами и государственным аппаратом, а также целостные системы органов, обеспечивающих надзор за соблюдением прав граждан. Но институт омбудсмена выступает значительным фактором укрепления законности в деятельности исполнительной власти и формой внесудебного контроля, несмотря на различные названия: парламентский омбудсмен (Швеция, Дания, Финляндия, Норвегия, Узбекистан); парламентский комиссар по администрации (Великобритания), парламентский адвокат (Молдова), представитель по правам граждан (Польша), защитник народа (Испания, Грузия). Однако везде омбудсмен действует на основе демократических принципов и процедур, открыт и доступен для каждого человека, нуждающегося в его помощи, и, по сути, выражает одно — защиту прав человека в государстве.
Вместе с тем, международная ассоциация адвокатов приняла следующее определение термина: «Омбудсмен — служба, предусмотренная конституцией или актом законодательной власти и возглавляемая независимым публичным должностным лицом высокого ранга, которое ответственно перед законодательной властью, получает жалобы от пострадавших лиц на государственные органы, служащих, нанимателей или действует по собственному усмотрению и уполномочено проводить расследования, рекомендовать корректирующие действия и представлять доклады» [6, с. 36].
Омбудсмен (а им может быть отдельное лицо или группа лиц), как правило, назначается парламентом, действующим на основании конституционального полномочия или на основании специального закона. Парламентская модель омбудсмена считается классической: ХIX в. первый шведский омбудсмен появился как парламентское учреждение. В Великобритании и в большинстве других стран функционирует модель конституционного института парламентского контроля. Польский опыт показывает, что уполномоченный по правам человека относительно независим от парламента. Конструирование национальной модели омбудсменов зависело от множества факторов исторического, политического, экономического, национального, и другого характера.
Таким образом, Конституция РФ не только устанавливает, что правовой статус человека и гражданина, строится на нормах международного и внутригосударственного права. Государство обеспечивает все возможные гарантии их защиты, а интеграция России в международные сообщества, придает новый импульс работе по обеспечению прав человека в Российской Федерации.
Безусловно, трудно переоценить значение института уполномоченного по правам человека в России. Это уникальный правовой инструмент, потенциал воздействия которого на национальные системы велик [6, с. 14].
Таким образом, институт уполномоченного по правам человека (омбудсмена) прошел значительный путь развития. В международном праве оформился во многих государствах. При этом, на международном уровне права человека (Human Rights) направленны на защиту индивида, групп индивидов и целых народов в государствах.
Поскольку, права человека (правовой статус) носит естественный и неотчуждаемый характер, то свободное и эффективное их осуществление является одним из основных признаков гражданского общества и правового государства, которым является России, а деятельность уполномоченного по правам человека только подтверждает этот факт.
Литература:
- Конституция Российской Федерации // Российская газета № 6299 от 7 февраля 2014 г.
- Всеобщей декларация прав человека, принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.// СПС Консультант плюс
- Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г.// СПС Консультант плюс
- Виноградова Н. А. Сильное государство, как гарантия прав личности // Омбудсмен: государство и защита прав человека. — М.: Юрист, 2017. — № 3.
- Демин С. И. Конвенции о правах человека как составная часть правовой системы России // Российская юстиция. — № 9. — август 2017 г.
- Зубарева В. С. Конституционно-правовое соотношение правового статуса человека в российском и зарубежном конституционном праве // Конституционное и муниципальное право. — 2018. — № 10.
Ключевые слова
права и свободы человека, омбудсмен, правовое регулирование, граждане, уполномоченный по правам человека, правовое положение человека, правовой статус человекаПохожие статьи
Деятельность Уполномоченного по правам ребёнка в Республике Казахстан (проблема реализации правозащитных функций)
Данная статья рассматривает деятельность относительно нового института Уполномоченного по правам ребёнка в Республике Казахстан. Раскрывает статус уполномоченного по правам ребёнка как специализированного омбудсмена, рассматривает его основные направ...
Уполномоченный по правам человека и гражданина в системе организационных средств механизма реализации и защиты прав человека и гражданина
Защита прав и свобод человека и гражданина является важной миссией демократического и правового государства. Российская Федерация на этапе уделяет огромное внимание становлению, эффективному функционированию правозащитного механизма, который включает...
Роль института уполномоченного по правам человека в РФ и в зарубежных странах (в частности Испания, Чехия, Франция, США)
Учреждение должности Парламентского Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан вызвала повышенный интерес к институту омбудсмена в целом. В статье исследуются ос...
Институт уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и зарубежных странах: сравнительно-правовое исследование
В статье автор раскрывает специфику института Уполномоченного по правам человека в России, а также проводит сравнения данного института с применением и реализацией его в зарубежных странах.
Обеспечение защиты конституционных прав и свобод человека в Российской Федерации
В статье рассмотрены правовые институты, к которым прибегают российские граждане для защиты своих конституционных прав и свобод. Рассмотрены правовые основы деятельности Конституционного суда Российской Федерации, Уполномоченного по делам человека, П...
Роль и правовое значение органов местного самоуправления в обеспечении реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ
В статье рассматривается сущность деятельности органов местного самоуправления в системе обеспечения реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Приводятся основные направления деятельности в данной сфере и ее правовое регулирование.
Особенности становления омбудсмена по правам ребенка в Оренбургской области
В статье рассматриваются особенности становления института омбудсмена в Оренбургской области как механизма защиты и охраны прав ребенка.
Основы института Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Российской Федерации и в зарубежных странах
В статье анализируется институт бизнес-омбудсмена в Российской Федерации и зарубежных странах. Рассматриваются нормативные правовые акты, регулирующие данный институт, вопросы назначения и прекращения полномочий Уполномоченного по правам предпринимат...
Уполномоченный по правам ребенка в субъекте РФ: о недостатках законодательства
В статье анализируются проблемные аспекты правовой регламентации деятельности Уполномоченных по правам ребенка в субъекте РФ, предлагается авторский вариант пути их решения.
О правовом регулировании правового положения человека в России
Статья посвящена общетеоретическому исследованию правового положения человека в России (РФ). На территории РФ находятся не только граждане данного государства, но и иностранные граждане. Их положение (статусы) отличаются специфическими особенностями,...
Похожие статьи
Деятельность Уполномоченного по правам ребёнка в Республике Казахстан (проблема реализации правозащитных функций)
Данная статья рассматривает деятельность относительно нового института Уполномоченного по правам ребёнка в Республике Казахстан. Раскрывает статус уполномоченного по правам ребёнка как специализированного омбудсмена, рассматривает его основные направ...
Уполномоченный по правам человека и гражданина в системе организационных средств механизма реализации и защиты прав человека и гражданина
Защита прав и свобод человека и гражданина является важной миссией демократического и правового государства. Российская Федерация на этапе уделяет огромное внимание становлению, эффективному функционированию правозащитного механизма, который включает...
Роль института уполномоченного по правам человека в РФ и в зарубежных странах (в частности Испания, Чехия, Франция, США)
Учреждение должности Парламентского Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан вызвала повышенный интерес к институту омбудсмена в целом. В статье исследуются ос...
Институт уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и зарубежных странах: сравнительно-правовое исследование
В статье автор раскрывает специфику института Уполномоченного по правам человека в России, а также проводит сравнения данного института с применением и реализацией его в зарубежных странах.
Обеспечение защиты конституционных прав и свобод человека в Российской Федерации
В статье рассмотрены правовые институты, к которым прибегают российские граждане для защиты своих конституционных прав и свобод. Рассмотрены правовые основы деятельности Конституционного суда Российской Федерации, Уполномоченного по делам человека, П...
Роль и правовое значение органов местного самоуправления в обеспечении реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ
В статье рассматривается сущность деятельности органов местного самоуправления в системе обеспечения реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Приводятся основные направления деятельности в данной сфере и ее правовое регулирование.
Особенности становления омбудсмена по правам ребенка в Оренбургской области
В статье рассматриваются особенности становления института омбудсмена в Оренбургской области как механизма защиты и охраны прав ребенка.
Основы института Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Российской Федерации и в зарубежных странах
В статье анализируется институт бизнес-омбудсмена в Российской Федерации и зарубежных странах. Рассматриваются нормативные правовые акты, регулирующие данный институт, вопросы назначения и прекращения полномочий Уполномоченного по правам предпринимат...
Уполномоченный по правам ребенка в субъекте РФ: о недостатках законодательства
В статье анализируются проблемные аспекты правовой регламентации деятельности Уполномоченных по правам ребенка в субъекте РФ, предлагается авторский вариант пути их решения.
О правовом регулировании правового положения человека в России
Статья посвящена общетеоретическому исследованию правового положения человека в России (РФ). На территории РФ находятся не только граждане данного государства, но и иностранные граждане. Их положение (статусы) отличаются специфическими особенностями,...