Уполномоченный по правам человека в России
Автор: Наумова Наталья Валерьевна
Рубрика: Конституционное (государственное) право
Опубликовано в Новый юридический вестник №1 (1) май 2017 г.
Дата публикации: 05.05.2017
Статья просмотрена: 638 раз
Библиографическое описание:
Наумова, Н. В. Уполномоченный по правам человека в России / Н. В. Наумова. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2017. — № 1 (1). — С. 10-12. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/66/2465/ (дата обращения: 17.12.2024).
Сегодня интерес к человеку, проблеме достоинства личности, есть одно из самых важных проявлений подлинного демократизма в существования современного мира. Когда Россия вошла в Совет Европы, появилась необходимость приведения российского законодательства в соответствие с международными и европейскими стандартами в сфере защиты прав и свобод человека. [1]
Движение России по пути формирования правового государственного строя предполагает укрепление связей между государством и гражданским обществом, их сближение и взаимодействие.
Чтобы решить непростую задачу, заключающуюся в необходимости поиска новых институциональных форм, которые помогли бы сделать механизм защиты прав человека в России более эффективным, могло бы оказать содействие появлению института Уполномоченного по правам человека и развития его в дальнейшем.
Решение данного вопроса по-прежнему актуально и по сей день, поскольку процесс реформирования общества затрагивает абсолютно все сферы нашей жизни, базирующиеся именно на всем комплексе по правам и свободам человека и гражданина как неотъемлемого элемента любого правового демократического государства.
Значительное место в этом процессе принадлежит механизмам ограничения злоупотреблении власти, защиты прав и свобод человека и гражданина, в том числе правовому институту омбудсмена. Применительно к этому был создан специальный орган по регулированию человеческой и гражданской правоспособности, именуемый как уполномоченный по правам человека.
Специфическая роль его состоит в том, что он является каналом обратной связи между властью и обществом. С одной стороны, это орган государства, который достаточно самостоятельный, но и в тоже время является агентом гражданского общества, призванный реагировать на нарушения прав человека со стороны государственных структур, а также чиновников, и прилагать данные ему меры воздействия. Каждая государственная машина имеет принцип стремления подогнать под себя общество. Центральный вопрос только в эффективности механизмов замедления, которые стоят на стороне права, и не позволяют государству тронуть общество чрезмерно глубоко.
Поэтому, в настоящий момент, Уполномоченный по правам человека — это должность «особого значения». Субъект соответствующего правоохранительного регулирования осуществляет деятельность, направленную на защиту прав человека и гражданина при помощи рассмотрения жалоб и обращений на фоне развивающейся тенденции неоднократного их нарушения при отсутствии эффективного государственного надзора.
Относительно существующего законодательства данный правовой регулятор представляет собой механизм дополнительной поддержки, нацеленный лишь на выявление элементов негативного характера и влияния применительно к правам человека и гражданина, что крайне необходимо для дальнейшего усовершенствования общего правового фундамента по рассматриваемому вопросу.
В соответствии с определением международной ассоциации юристов, «омбудсмен» — это есть «служба, предусмотренная Конституцией, руководимая независимым публичным должностным лицом высокого ранга, которая несет ответственность перед законодательной властью, получает жалобы от потерпевших лиц на государственные органы, служащих, нанимателей или действует по собственному усмотрению и уполномочена проводить расследования, рекомендовать корректирующие действия, представлять доклады». [3, 21]
Конкретизируя вышесказанное отметим, что Уполномоченный по правам человека — это автономное публичное должностное лицо, которое призвано контролировать следование законных прав и интересов граждан в деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц.
В соответствии с Федеральным конституционным законом «Об Уполномоченном по правам человека» Уполномоченным может быть назначен человек возрастом от 35 лет, при этом он должен являться только гражданином Российской Федерации. Уполномоченный определяется на должность сроком на 5 лет, срок полномочий начинается с момента принесения присяги, а завершается с момента принесения присяги вновь назначенным Уполномоченным. Тем не менее, истечение срока полномочий самой Государственной Думы или же ее роспуск не влияют на срок полномочий Уполномоченного.
Уполномоченный имеет неприкосновенность во время всего срока его полномочий. Неприкосновенность омбудсмена распространяется на его жилое и служебное помещения, багаж, личное и служебное транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, а также на личные документы. Он не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску в отсутствие согласия Государственной Думы, за исключением случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено ФЗ для обеспечения безопасности других лиц.
Основные признаки «омбудсмена» заключаются в следующем:
‒ принадлежит к представительной государственной власти, и к общественным институтам;
‒ имеет государственно-общественный статус;
‒ суверенность;
‒ рекомендательные контрольно-следственные функции за деяниями и решениями органов исполнительной власти и должностных лиц государства;
‒ целевая установка, которая нацелена на защиту прав и свобод человека и гражданина.
Должность уполномоченного по правам человека в РФ сформирована для того, чтобы обеспечивать гарантии государственной защиты прав и свобод граждан, их следования и почтения государственными органами, должностными лицами, а также органами местного самоуправления. Уполномоченный по правам человека независим и неподотчетен тем или иным государственным органам, а также должностным лицам. Введение чрезвычайного или военного положения на всей территории РФ не прерывает и не приостанавливает деятельности уполномоченного, в том числе не влечет ограничения его компетенции. [2]
Возникает вопрос: какова же все-таки функциональная часть данного специализированного органа? В ходе анализа литературы соответствующего направления были выявлены следующие основные функции, выполняемые уполномоченным по правам человека в РФ:
‒ осуществление процесса ознакомления с нарушенными правами и свободами человека и гражданина с целью дальнейшего принятия восстановительных мер;
‒ осуществление процесса усовершенствования соответствующей законодательной базы с целью обеспечения соответствия положениям международного права;
‒ проведение коммуникативной политики с целью передачи необходимой информации по рассматриваемому вопросу относительно специфики его решения.
‒ регулярные чтения докладов, касающихся регулированию в сфере прав и свобод человека и гражданина.
Особого внимания заслуживают два последних факта относительно компетенции исследуемой должности. Правовое просвещение по правоспособности человека и гражданина предполагает разъяснение не столько самого спектра имеющихся прав и свобод, сколько специфику методов по их защите. В связи с этим проводятся различные беседы и консультации административной, судебной и иной другой.
Ежегодные выступления с докладами о полученных результатах входе проводимых в этой сфере исследований позволяют ознакомиться с текущим положением дел и принять соответствующие меры с целью их улучшения.
Необходимо также прокомментировать еще одно из направлений деятельности уполномоченного по правам человека, связанное с осуществлением процесса ознакомления с нарушенными правами и свободами человека и гражданина с целью дальнейшего принятия восстановительных мер. Иными словами, субъект соответствующего правового регулирования занимается рассмотрением жалоб о нарушении прав и свобод, которые могут подаваться как лица с российским и иным гражданством, так и те, что в настоящее время его не имеют.
Как правило, все предъявленные недовольства в большей степени связаны с деятельностью, а также и с бездействием:
‒ органов государственной власти;
‒ органов местного самоуправления;
‒ иных должностных лиц.
Однако необходимо отметить, что те или иные жалобы только тогда подлежат рассмотрению, если:
‒ ранее обжалованы в рамках судебного процесса;
‒ не связаны с вынесенными решениями палат Федерального Собрания РФ, а также и представительных органов государственной власти субъектов РФ2.
Несмотря на все вышесказанное, должность Уполномоченного по правам человека в РФ нельзя отнести к разряду престижных и востребованных.
Во-первых, это связано с неизбежным контролем всего, что может как-то повлиять на правоспособность человека, не думая при этом о каких-либо исключениях или уступках.
Во-вторых, относительно финансовой поддержки — материальное обеспечение данного органа оставляет желать лучшего. Так, например, по показателям в 2000 году бюджетная часть была представлена 41 миллионом рублей, что считается весьма низким показателем, если сравнивать бюджет Счетной палаты.
В-третьих, месторасположение рабочего места не способствует также улучшению текущего положения в силу действия в соответствующем здании пропускной системы, что не позволяет быть абсолютно доступным.
Однако, пренебрегая отрицательными чертами данной должности, следует отметить самое важное. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации играет «роль» посредника между государством и населением. Деятельность, направленная на решение вопросов по регулированию прав и свобод человека и гражданина, способствует укреплению авторитета государственной власти.
Таким образом, в государственно-правовом значении под омбудсменом подразумевается достойное доверия независимое лицо, уполномоченное парламентом на охрану прав и свобод личности, и опосредованный парламентский контроль в форме обширного надзора за всеми государственными должностями, но не имеющий права изменять принятые ими решения.
Литература:
- Декларация прав и свобод человека и гражданина РФ от 22 ноября 1991г. // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. — 1991. — № 52. — Ст. 1865
- Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 N 1-ФКЗ (ред. от 31.01.2016) «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 9. Ст. 1011. (п.1 и 2 ст. 16)
- Комарова, В. В. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации / В. В. Комарова // Государство и право. — 1999. — № 9. — С. 21–31. [3, с. 21].
- Официальный сайт Уполномоченного по правам человека Российской Федерации [Электронный ресурс] / — Режим доступа: http://ombudsmanrf.org