Полномочия органов местного самоуправления в области экологии (на примере Самарской области) | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 19. Государство и право

Опубликовано в

международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, июнь 2019)

Дата публикации: 02.06.2019

Статья просмотрена: 2263 раза

Библиографическое описание:

Захарова, Е. А. Полномочия органов местного самоуправления в области экологии (на примере Самарской области) / Е. А. Захарова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 36-40. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/339/15137/ (дата обращения: 26.04.2024).



Окружающая нас природная среда служит материальной основой жизни, местом размещения жилища, коммунального, культурно-бытового обслуживания и отдыха людей. Охрана природной среды — необходимое условие для благополучной жизни человека. Деятельностью по охране окружающей среды наделены органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, общественные объединения и некоммерческие организации, юридические и физические лица это деятельность направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

По мнению М. И. Васильевой: «Природоохранные полномочия органов местного самоуправления — это их право и обязанность решать вопросы местного значения в сфере охраны окружающей среды, а также осуществлять передаваемые им в установленном законом порядке отдельные государственные полномочия в этой сфере. Выполнение этих полномочий направлено на сохранение и восстановление окружающей природной среды, благоприятной для проживания населения, на предотвращение и уменьшение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение компенсации причиняемого экологического вреда. Природоохранные полномочия органов местного самоуправления определены законодательством РФ прямым закреплением, а также муниципальным законодательством — посредством их включения в перечень вопросов местного значения» [13].

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» регулирует полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, следующим образом. В статье 7 указанного закона определено, что к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды [1].

К вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа. Кроме того, органам местного самоуправления могут быть переданы отдельные государственные полномочия, что предусмотрено федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 01.05.2019г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [2]. В статье 19 указанного закона определен порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями:

  1. Полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
  2. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации — законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается [2].

Для сбалансированного решения задач по сохранению благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов необходимо согласованное участие государства и муниципальных образований в природоохранной деятельности.

Хотелось бы отметить полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные законом Самарской области от 06.04.2010 г.№ 36-ГД (ред. от 14.03.2019 г.) «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере охраны окружающей среды»:

«1. По осуществлению регионального государственного экологического надзора на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся на территории соответствующего муниципального образования и не подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в следующих сферах:

а) государственный надзор в области обращения с отходами;

б) государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха;

в) государственный надзор в области охраны водных объектов, за исключением водных объектов, подлежащих федеральному надзору.

2. По учету объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду, полномочием по государственному экологическому надзору за которыми наделены органы местного самоуправления» [4].

В части 2 статьи 2 Закона Самарской области № 36-ГД определено следующее: «В целях обеспечения выполнения отдельных государственных полномочий органы местного самоуправления наделяются правом утверждать перечни должностных лиц, осуществляющих региональный государственный экологический надзор» [4].

В городском округе Самара указанные полномочия осуществляет Администрация городского округа Самара в лице Департамента городского хозяйства и экологии на территории городского округа Самара.

Контроль за осуществлением органами местного самоуправления вышеуказанных государственных полномочий осуществляют органы государственной власти области следующим образом:

  1. министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области контролирует само осуществление переданных отдельных государственных полномочий;
  2. министерство управления финансами Самарской области — использование предоставленных для этого финансовых средств;
  3. министерство имущественных отношений Самарской области следит за использованием материальных ресурсов, предоставленных для осуществления отдельных государственных полномочий.

Также Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» предусмотрено следующее: «органы местного самоуправления муниципального района в области охраны окружающей среды и природопользования наделены полномочием осуществлять муниципальный лесной контроль (данное полномочие применительно только к категориям «городские леса») [2].

В целях обеспечения государственных полномочий и для реализации органами местного самоуправления данных полномочий муниципальными органами Самарской области принято ряд нормативных актов:

1) Постановление Администрации городского округа Самара от 22.12.2011 г.№ 2017 (ред. от 26.05.2016 г.) «Об утверждении Порядка ведения учета объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду на территории городского округа Самара» [7];

2) Постановление Администрации городского округа Чапаевск Самарской области от 04.02.2016 г. № 142 (ред. от 06.07.2017 г.) «Об утверждении административного регламента по исполнению государственной функции «Осуществление регионального государственного экологического надзора на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся на территории городского округа Чапаевск и не подлежащих федеральному государственному экологическому надзору» [8];

3) Распоряжение Администрации городского округа Новокуйбышевск Самарской области от 06.04.2011 г.№ 50-р «Об утверждении Административного регламента по осуществлению отдельных государственных полномочий в сфере охраны окружающей среды на территории городского округа Новокуйбышевск» [9].

Осуществлять экологические функции органам местного самоуправления помогают различные общественные организации, общественные советы. Например, создан Общественный совет по экологической безопасности при губернаторе Самарской области (Постановление Губернатора Самарской области от 06.03.2019 г.№ 30). В указанном Постановлении определено: «Совет осуществляет свою деятельность на общественных началах во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти Самарской области, органами местного самоуправления Самарской области, общественными объединениями, некоммерческими организациями, экспертными и научными учреждениями, предприятиями, а также с гражданами Российской Федерации. Перечень общественных организаций, действующих на территории Самарской области указан на сайте Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области» [10].

В заключении мне хотелось бы привести цитату О. В. Воронцовой, которая, говоря о проблемах местного самоуправления замечает: «…несмотря на достаточно подробную регламентацию экологических функций органов местного самоуправления в действующем законодательстве, сегодня существует достаточное количество правовых пробелов, требующих скорейшего разрешения» [15].

Недостатки правового регулирования органов местного самоуправления широко обсуждаются в публицистике, так Н. В. Кичигин и Н. И. Хлуденева считают: «…основными недостатками законодательства в области охраны окружающей среды на местном уровне являются отсутствие гибкости и полная унификация полномочий, при том что муниципальные образования отличаются друг от друга количеством жителей, размером территорий, финансовыми возможностями, экологической ситуацией (объем выбросов, сбросов, размещаемых отходов). Указанные различия обусловливают необходимость, с одной стороны, дифференциации полномочий, а с другой — применения более гибкого подхода к наделению ими органов местного самоуправления» [16]. Финансовая поддержка государства также является необходимой для выполнения органами местного самоуправления своих полномочий, тогда они смогут оправдать надежны населения страны по обеспечению экологического благополучия [15].

Литература:

  1. Об охране окружающей среды: Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ (ред. от 29.07.2018 г.) [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/ (дата обращения: 27.05.2019).
  2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 01.05.2019 г.) [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/ (дата обращения: 27.05.2019).
  3. Устав Самарской области: Закон Самарской области от 18.12.2006 г. № 179-ГД. [Электронный ресурс]. — URL: https://www.samregion.ru/documents/rules/ (дата обращения: 27.05.2019).
  4. О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере охраны окружающей среды (принят Самарской Губернской Думой 23.03.2010) (вместе с «Методикой расчета годового норматива финансовых средств, необходимых органам местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий в сфере охраны окружающей среды»): Закон Самарской области от 06.04.2010 N 36-ГД (ред. от 14.03.2019) [Электронный ресурс]. — URL: http://base.garant.ru/8331501/(дата обращения: 28.05.2019)
  5. Экологическая доктрина Российской Федерации. Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 31.08.2002 N 1225-р // Собрание законодательства РФ, 09.09.2002, N 36, ст. 3510. [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_92097/(дата обращения: 23.05.2019)
  6. О создании Общественного совета по экологической безопасности при губернаторе Самарской области: Постановление Губернатора Самарской области от 06.03.2019 N 30 [Электронный ресурс]. — URL: https://pravo.samregion.ru/postanovleniya-gubernatora/postanovlenie-gubernatora-samarskoj-oblasti-ot-06–03–2019–30-o-sozdanii-obshhestvennogo-soveta-po-ekologicheskoj-bezopasnosti-pri-gubernatore-samarskoj-oblasti/(дата обращения: 24.05.2019)
  7. Об утверждении Порядка ведения учета объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду на территории городского округа Самара: Постановление Администрации городского округа Самара от 22.12.2011 N 2017 (ред. от 26.05.2016). [Электронный ресурс]. — URL: https://samadm.ru/docs/official-publication/13756/ (дата обращения: 24.05.2019)
  8. Об утверждении административного регламента по исполнению государственной функции «Осуществление регионального государственного экологического надзора на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся на территории городского округа Чапаевск и не подлежащих федеральному государственному экологическому надзору: Постановление Администрации городского округа Чапаевск Самарской области от 04.02.2016 N 142 (ред. от 06.07.2017) [Электронный ресурс]. — URL: http://chapaevsk.samregion.ru/administraciya/struktura_administracii/departament_stroitelstva_arhitektury_i_blagoustrojstva/?attempt=1 (дата обращения: 24.05.2019)
  9. Об утверждении Административного регламента по осуществлению отдельных государственных полномочий в сфере охраны окружающей среды на территории городского округа Новокуйбышевск: Распоряжение Администрации городского округа Новокуйбышевск Самарской области от 06.04.2011 N 50-р. [Электронный ресурс]. — URL: http://nvkb.ru/regulatory/npa/?SHOWALL_1=1 (дата обращения: 24.05.2019)
  10. О создании Общественного совета по экологической безопасности при Губернаторе Самарской области: Постановление Губернатора Самарской области от 06.03.2019 N 30. [Электронный ресурс]. — URL: https://pravo.samregion.ru/postanovleniya-gubernatora/postanovlenie-gubernatora-samarskoj-oblasti-ot-06–03–2019–30-o-sozdanii-obshhestvennogo-soveta-po-ekologicheskoj-bezopasnosti-pri-gubernatore-samarskoj-oblasti/ (дата обращения: 24.05.2019)
  11. Кичигин Н. В., Хлуденева Н. И. Правовая охрана окружающей среды на местном уровне // Экологическое право. — 2011. — № 4. — С. 27–31.
  12. Русин С. Н. Экологическая функция государства. Детерминанта развития // Экологическое право. — 2012. — № 6. — С. 9–14.
  13. Ибрагимов К. Х. Административно-правовые проблемы совершенствования взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в экологической сфере // Юрист. — 2013. № 20. — С. 15–20.
  14. Васильева М. И. Охрана окружающей среды как функция органов местного самоуправления [Электронный ресурс].– URL: http://sndmp.elmaykop.ru/?article_id=470 (дата обращения 28.05.2019г.)
  15. О. В. Воронцова. К вопросу об экологических функциях органов местного самоуправления (на примере Республики Коми). [Электронный ресурс]. — URL: http://lexandbusiness.ru/view-article.php?id=5389 (дата обращения 28.05.2019г.)
  16. Н. В. Кичигин, Н. И. Хлуденева «Правовая охрана окружающей среды на местном уровне». [Электронный ресурс]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovaya-ohrana-okruzhayuschey-sredy-na-mestnom-urovne (дата обращения 28.05.2019г.)
Основные термины (генерируются автоматически): местное самоуправление, окружающая среда, Самарская область, Российская Федерация, городской округ, полномочие, местное значение, городской округ Самара, область охраны, орган.

Похожие статьи

Государственное регулирование рынка наружной рекламы...

Закон Самарской области от 29.12.2014 № 134-ГД «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти Самарской области в сферах градостроительной деятельности и рекламы на территории Самарской области...

местное самоуправление, местное значение, Российская...

Взаимоотношения органов местного самоуправления с органами государственной власти в Российской Федерации основываются на

Федеральное законодательство в механизме реализации... местное самоуправление, местное значение, Российская Федерация...

Полномочия органов государственной власти в сфере...

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере экологической экспертизы можно отнести

‒ осуществление информирования федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны окружающей среды, органов...

окружающая среда, Российская Федерация, местное...

Российской Федерации на период до 2030 года» [8] является решение социально-экономических задач, которые должны обеспечивать сохранение благоприятной окружающей среды, экологически ориентированный рост экономики, биологического разнообразия для...

Органы местного самоуправления в Российской федерации...

Органы местного самоуправления муниципального образования управляют муниципальной собственностью самостоятельно. Однако это обстоятельство не делает их собственником. В соответствии с Гражданским кодексом РФ и Законом «Об общих принципах организации...

Полномочия органов местного самоуправления в области...

Полномочия органов МСУ в области градостроительной деятельности указаны в ст. 8 ГрК РФ. Местное самоуправление осуществляется в муниципальных районах, городских округах и поселениях, поэтому объем полномочий органов МСУ в рассматриваемой сфере...

Особенности наделения органов местного самоуправления...

В данной статье рассматриваются особенности наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в городах федерального значения на примере города федерального значения Севастополь.

Современное состояние городской среды: основные понятия...

городская среда, комфортная городская среда, средство, Торонто, местный бюджет, городское хозяйство, городское развитие, Российская Федерация, благоприятная городская среда, городское управление.

местное самоуправление, Пластунское городское поселение...

Городской округгородское поселение, которое не входит в состав муниципального района иорганы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения поселения и...

Похожие статьи

Государственное регулирование рынка наружной рекламы...

Закон Самарской области от 29.12.2014 № 134-ГД «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти Самарской области в сферах градостроительной деятельности и рекламы на территории Самарской области...

местное самоуправление, местное значение, Российская...

Взаимоотношения органов местного самоуправления с органами государственной власти в Российской Федерации основываются на

Федеральное законодательство в механизме реализации... местное самоуправление, местное значение, Российская Федерация...

Полномочия органов государственной власти в сфере...

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере экологической экспертизы можно отнести

‒ осуществление информирования федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны окружающей среды, органов...

окружающая среда, Российская Федерация, местное...

Российской Федерации на период до 2030 года» [8] является решение социально-экономических задач, которые должны обеспечивать сохранение благоприятной окружающей среды, экологически ориентированный рост экономики, биологического разнообразия для...

Органы местного самоуправления в Российской федерации...

Органы местного самоуправления муниципального образования управляют муниципальной собственностью самостоятельно. Однако это обстоятельство не делает их собственником. В соответствии с Гражданским кодексом РФ и Законом «Об общих принципах организации...

Полномочия органов местного самоуправления в области...

Полномочия органов МСУ в области градостроительной деятельности указаны в ст. 8 ГрК РФ. Местное самоуправление осуществляется в муниципальных районах, городских округах и поселениях, поэтому объем полномочий органов МСУ в рассматриваемой сфере...

Особенности наделения органов местного самоуправления...

В данной статье рассматриваются особенности наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в городах федерального значения на примере города федерального значения Севастополь.

Современное состояние городской среды: основные понятия...

городская среда, комфортная городская среда, средство, Торонто, местный бюджет, городское хозяйство, городское развитие, Российская Федерация, благоприятная городская среда, городское управление.

местное самоуправление, Пластунское городское поселение...

Городской округгородское поселение, которое не входит в состав муниципального района иорганы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения поселения и...