Возрастные аспекты влияния включенности в занятия спортом на социальную адаптацию личности в образовательной среде | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Пархоменко, Е. А. Возрастные аспекты влияния включенности в занятия спортом на социальную адаптацию личности в образовательной среде / Е. А. Пархоменко. — Текст : непосредственный // Психология: проблемы практического применения : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2013 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 17-24. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/82/4043/ (дата обращения: 27.04.2024).

Спорт принадлежит к видам социальной деятельности, достижение высоких результатов в которых возможно лишь при достаточно раннем включении в их освоение. В детском возрасте спорт выступает, как возможность общаться со сверстниками, стать сильным, развить свою волю, т. е. спорт оказывается только средством достижения стоящих перед детьми целей и лишь с повышением спортивной квалификации происходит изменение отношения к спорту [1, 2, 3]. С другой стороны, спортсменам приходится подчинять свою жизнь определенному режиму, вносить в неё ряд ограничений, без которых невозможно поддержание необходимой профессиональной формы. Приобретение спортивного мастерства совпадает во времени с процессом формирования личностного развития, с получением школьного образования, от уровня которого зависят возможности будущего профессионального самоопределения.

Одним из направлений нашего исследования было изучение влияния включенности в занятия спортом и возраста, а также взаимовлияния этих факторов на показатели социальной адаптации личности в социуме.

Для выявления связей между исследуемыми показателями включенности в занятия спортом, возрастом и социальной адаптации был проведен дисперсионный анализ с помощью программы «Statistica».

Результаты дисперсионного анализа, представленные в таблице 1, показали, что включенность в занятие спортом оказывает влияние на «адаптированность», «Адаптацию», «принятие других», «эмоциональную дискомфортность», «Эмоциональную комфортность», «внутренний контроль» и «Интернальность». Возраст оказывает влияния, как на общие показатели социальной адаптации, так и на интегральные показатели — «адаптированность», «Адаптацию», «непринятие себя», «Самопринятие», «принятие других», «непринятие других», «эмоциональную комфортность», «эмоциональную дискомфортность», «Эмоциональную комфортность», «внутренний контроль», «Интернальность», «Стремление к доминированию» и «Эскапизм».

В результате дисперсионного анализа, было выявлено, что на уровни социальной адаптации личности оказывает влияние как включенность в занятия спортом, так и возраст. А сочетание показателей включенности в занятия спортом и возраста, влияет на формирование показателей социальной адаптации — «адаптированность», «Адаптация», «непринятие себя», «Самопринятие», «принятие других», «непринятие других», «Эмоциональная комфортность», «внутренний контроль», «Интернальность» и «Стремление к доминированию» (табл. 1).

Таблица 1

Результаты дисперсионного анализа влияния включенности в занятия спортом и возраста на социальную адаптацию

Социальная адаптация

Включенность в занятия спортом

Возраст

Включенность в занятия спортом *возраст

F

Sig.

F

Sig.

F

Sig.

адаптированность

11,37

0,00*

9,51

0,00*

4,49

0,01*

дезадаптированность

0,50

0,48

21,56

0,00

6,28

0,00

Адаптация

4,29

0,04*

28,44

0,00*

15,66

0,00*

принятие себя

4,36

0,04

8,37

0,00

3,89

0,02

неприятие себя

2,05

0,15

40,75

0,00*

10,55

0,00*

Самопринятие

0,07

0,78

29,79

0,00*

12,06

0,00*

принятие других

8,08

0,00*

7,58

0,00*

8,93

0,00*

непринятие других

0,06

0,80

9,45

0,00*

9,67

0,00*

Принятие других

0,96

0,33

19,38

0,00

21,09

0,00

эмоциональная комфортность

8,77

0,00

7,13

0,00

4,10

0,02

эмоциональная дискомфортность

11,39

0,00*

10,27

0,00*

3,09

0,05

Эмоциональная комфортность

9,71

0,00*

14,39

0,00*

3,41

0,03*

внутренний контроль

40,66

0,00*

10,18

0,00*

3,63

0,03*

внешний контроль

0,00

0,96

26,51

0,00

4,82

0,01

Интернальность

5,79

0,02*

34,12

0,00*

12,27

0,00*

доминирование

0,00

0,98

1,70

0,18

1,10

0,33

ведомость

0,10

0,74

13,18

0,00

1,99

0,14

Стремление к доминированию

0,39

0,53

10,52

0,00*

3,77

0,02*

Эскапизм (уход от проблем)

0,06

0,81

3,65

0,03*

0,36

0,70

Примечание: знак (*) — достоверные различия при p≤0,05.

Для более детального выявления особенностей социальной адаптации личности в образовательной среде, нами был проведен анализ средних показателей с помощью программы «Statistica», использовался метод обнаружения различий по t-критерию достоверности Стьюдента.

Сравнительный анализ возрастных групп респондентов 12–15, 16–18 и 25–30 лет, занимающиеся и не занимающиеся спортом, представлен в таблице 2.

Таблица 2

Средние значения показателей социальной адаптации у респондентов внутри возрастной группы (баллы/проценты) (Cср±d)

СПА

Возрастные группы

12–15 лет (n=153)

16–18 лет (n=165)

25–30 лет (n=131)

заним.

не заним.

заним.

не заним.

заним.

не заним.

Аа

143,6±20,9*

121,9±18,5

146,02±

143,7±21,9

145,3±28,8***

140,9±16,4

Аб

87,04±34,8

107,7±30,1*

72,3±28,6

72,5±32,4

73,5±30,8***

60,6 ±29,2

А

63,2±10,2*

48,8±11,5

67,5±10,3

66,6±13,3

65,9±14,4

71,4±12,4***

47,6±8,1*

40,7±7,9

48,5±8,4

48,6±9,4

47,6±9,8

46,7±6,8

17,4±8,5

24,7±7,1*

12,2±6,8

11,9±7,09

12,8±8,1

10,1±7,5

S

67,4±13,3*

55,9±9,8

74,5±14,01

80,4±11,6**

72,5±17,7

76,33±18,03***

26,7±4,3*

21,3±4,5

26,2±4,55

26,04±4,8

26,3±6,3

26,8±3,9

16,3±7,4

21,3±4,45*

14,9±6,2

14,8±7,2

16,6±7,4

12,5±6,7

L

66,8±12,4*

54,4±8,4

68,3±11,8

73,4±12,8**

64,7±14,4

75,5±12,8***

25,9±5,1

22,8±4,8

26,2±5,01

26,9±6,2

26,2±5,7

23,02±5,9

16,4±8,4

22,2±6,1*

13,6±8,5

13,9±9,3

13,7±8,2

17,7±12,4***

E

62,9±14,2*

50,9±5,6

68,3±15,8

68,5±17,7

65,2±19,6***

59,8±18,9

54,9±9,4*

43,3±9,1

57,6±9,2**

52,01±10,05

57,3±11,8***

52,5±9,3

21,8±9,8

27,07±6,1*

17,2±9,9

15,6±10,5

16,1±9,8

12,7±8,1

I

65,7±11,2*

49,4±10,0

72,2±13,2

72,7±15,2

71,6±17,2

74,6±16,01

10,2±3,4

9,9±4,5

11,3±3,4

10,5±4,4

10,5±3,1

11,05±3,01

19,6±6,7

21,2±5,7

17,4±6,4

16,2±6,7

16,22±5,4

14,6±5,2

D

51,01±13,5*

46,9±15,8

56,6±12,2

55,6±18,9

55,0±13,2

62,3±11,03***

G

15,6±5,4

15,1±5,9

13,4±4,6

14,1±5,8

13,6±5,0

13,02±4,1

Примечание: знак (*) — достоверные различия в возрастной группе 12–15 лет при p≤0,05; знак (**) — достоверные различия в возрастной группе 16–18 лет при p≤0,05; знак (***) — достоверные различия в возрастной группе 25–30 лет при p≤0,05. Аа — адаптированность; Аб — дезадаптированность; А — Адаптация; Sа — принятие себя; Sб — неприятие себя;S — Самопринятие; Lа — принятие других; Lб — непринятие других;L — Принятие других; Eа — эмоциональная комфортность; Eб — эмоциональная дискомфортность; E — Эмоциональная комфортность; Iа — внутренний контроль; Iб — внешний контроль; I — Интернальность; Dа — доминирование; Dб — ведомость;D — Стремление к доминированию; Эскапизм.

Сравнительный анализ возрастной группы респондентов 12–15 лет показал, что спортсмены достоверно превосходят своих сверстников по всем интегральным показателям социальной адаптации — «Адаптация», «Самопринятие», «Принятие других», «Эмоциональная комфортность», «Интернальность» и «Стремление к доминированию» (табл. 2).

Согласно концепции Д. Б. Эльконина [4], подростковый возраст — это период освоения социальных отношений, требующего продвижения в личностном развитии, подростки 12–15 лет имеют дополнительные ресурсы социальной адаптации, которые связаны с приобретением социального опыта. По-видимому, занятия спортом выступают для подростка на начальном этапе как привлекательная среда общения. А соответствие занятий спортом стереотипу мужественности является позитивным фактором, благоприятствующим благополучию взаимоотношений с социальным окружением. Поэтому, мы наблюдаем, что спортсмены более адаптированы, более довольны собой и ориентированы на других, более эмоциональны, более ответственны, в отличие от сверстников, не занимающихся спортом, которые дезадаптированы, не ориентированы на себя и на других, испытывают дискомфорт, более ведомы (табл. 2).

Сравнительный анализ возрастной группы респондентов 16–18 лет показал уменьшение различий в данной возрастной группе: у респондентов, не занимающиеся спортом, достоверно с возрастом становится выше показатели социальной адаптации — «Самопринятие» и «Принятие других», по сравнению со спортсменами (табл. 2).

Возможно, это связано с тем, что по мере углубления профессионализации конкурентность взаимоотношений вызывает настороженное, недоверчивое отношение к окружающим. Поэтому, мы видим, что спортсмены менее довольны собой и не принимают других, в отличие от их сверстников. Хотя с возрастом показатели — «Самопринятие» и «Принятие других» увеличиваются как у занимающихся спортом, так и у не занимающихся, по сравнению с подростками. В свою очередь спорт как образовательная среда дает стимул для развития уровня ответственности у личности как субъекта деятельности, поэтому у спортсменов достоверно выше показатель — «внутренний контроль».

Сравнительный анализ возрастной группы респондентов 25–30 лет, показал увеличение различий в данной возрастной группе: у респондентов, не занимающиеся спортом, достоверно выше показатели социальной адаптации — «Адаптация», «Самопринятие», «Принятие других» и «Стремление к доминированию», чем у спортсменов данной возрастной группы (табл. 2).

Возможно, ориентация на достижение высоких результатов, реально достигаемые успехи укрепляют уверенность спортсменов в своей способности контролировать значимые ситуации собственной жизни. А зависимость успехов от взаимоотношений с товарищами по команде побуждают к активному поиску путей и способов конструктивного взаимодействия с социальным окружением. Поэтому, как и в юношеском возрасте у них достоверно выше показатель — «внутренний контроль» и «эмоциональный комфорт». При этом респонденты, не занимающиеся спортом, более адаптированы, более довольны собой, более ориентированы на других, менее ведомы, но при этом на этом фоне этого они испытывают эмоциональный дискомфорт, в отличие от спортсменов, у которыхпо мере углубления профессионализации конкурентность взаимоотношений вызывает настороженное, недоверчивое отношение к окружающим. Поэтому мы наблюдаем снижение показателя — «Принятие других» у них с возрастом.

Сравнительный анализ показателей социальной адаптация у респондентов, занимающихся и не занимающихся спортом, в зависимости от возраста, свидетельствует о различиях в формировании уровня социальной адаптации у респондентов разного возраста, включенных в разную образовательную среду (спортивную, учебную, трудовую) представлен в таблице 3.

Таблица 3

Средние значения показателей социальной адаптации у респондентов разной возрастной группы (баллы/проценты) (Cср±d)

СПА

Занимающиеся спортом (n=209)

Не занимающиеся спортом (n=240)

12–15 лет (n=73)

16–18 лет (n=85)

25–30 лет (n=51)

12–15 лет (n=80)

16–18 лет (n=80)

25–30 лет (n=80)

Аа

143,6±20,9

146,02±

145,3±28,8

121,9±18,5*

143,7±21,9

140,9±16,4***

Аб

87,04±34,8*

72,3±28,6

73,5±30,8***

107,7±30,1*

72,5±32,4**

60,6 ±29,2***

А

63,2±10,2

67,5±10,3

65,9±14,4

48,8±11,5*

66,6±13,3**

71,4±12,4***

47,6±8,1

48,5±8,4

47,6±9,8

40,7±7,9*

48,6±9,4

46,7±6,8***

17,4±8,5

12,2±6,8

12,8±8,1***

24,7±7,1*

11,9±7,09

10,1±7,5***

S

67,4±13,3*

74,5±14,01

72,5±17,7***

55,9±9,8*

80,4±11,6**

76,33±18,03***

26,7±4,3

26,2±4,55

26,3±6,3

21,3±4,5*

26,04±4,8

26,8±3,9***

16,3±7,4

14,9±6,2

16,6±7,4

21,3±4,45*

14,8±7,2

12,5±6,7***

L

66,8±12,4

68,3±11,8**

64,7±14,4

54,4±8,4*

73,4±12,8

75,5±12,8***

25,9±5,1

26,2±5,01

26,2±5,7

22,8±4,8

26,9±6,2

23,02±5,9

16,4±8,4

13,6±8,5

13,7±8,2

22,2±6,1*

13,9±9,3

17,7±12,4

E

62,9±14,2*

68,3±15,8

65,2±19,6

50,9±5,6*

68,5±17,7**

59,8±18,9***

54,9±9,4

57,6±9,2

57,3±11,8

43,3±9,1*

52,01±10,05

52,5±9,3***

21,8±9,8

17,2±9,9

16,1±9,8***

27,07±6,1*

15,6±10,5

12,7±8,1***

I

65,7±11,2*

72,2±13,2

71,6±17,2***

49,4±10,0*

72,7±15,2

74,6±16,01***

10,2±3,4

11,3±3,4

10,5±3,1

9,9±4,5

10,5±4,4

11,05±3,01

19,6±6,7

17,4±6,4

16,22±5,4

21,2±5,7*

16,2±6,7

14,6±5,2***

D

51,01±13,5*

56,6±12,2

55,0±13,2

46,9±15,8*

55,6±18,9**

62,3±11,03***

G

15,6±5,4

13,4±4,6

13,6±5,0

15,1±5,9

14,1±5,8

13,02±4,1

Примечание: знак (*) — достоверные различия между возрастными группами 12–15 и 16–18 лет при p≤0,05; знак (**) — достоверные различия между возрастными группами 16–18 и 25–30 лет при p≤0,05; знак (***) — достоверные различия между возрастными группами 12–15 и 25–30 лет при p≤0,05. Аа — адаптированность; Аб — дезадаптированность; А — Адаптация; Sа — принятие себя; Sб — неприятие себя;S — Самопринятие; Lа — принятие других; Lб — непринятие других;L — Принятие других; Eа — эмоциональная комфортность; Eб — эмоциональная дискомфортность; E — Эмоциональная комфортность; Iа — внутренний контроль; Iб — внешний контроль; I — Интернальность; Dа — доминирование; Dб — ведомость;D — Стремление к доминированию; Эскапизм.

С возрастом у респондентов, занимающихся и не занимающихся спортом, наблюдается одинаковая возрастная динамика изменения показателей социальной адаптации, на это указывает тенденция увеличения у них показателей социальной адаптации с возрастом. Вместе с тем у респондентов, не занимающихся спортом, с возрастом имеется больше предпосылок для социальной адаптации, а уровень личностного развития в большей степени соответствует возрастной норме, в отличие от их респондентов, занимающихся спортом (табл. 3).

Анализ возрастной динамики изменения показателей социальной адаптации у респондентов, занимающихся спортом, показал, что с возрастом мы видим, уровень адаптации не изменяется, в отличие от респондентов, не занимающихся спортом. Возможно, это связано с тем, что большую роль в спортивной деятельности играет факторы «конкуренция» и «успех», которые по своей природе содержат предпосылки к дезадаптированности личности в образовательной среде.

В подростковом возрасте включение в занятия спортом спортивное социальное окружение выступает как привлекательная среда общения. По мере углубления профессионализации конкурентность взаимоотношений вызывает настороженное, недоверчивое отношение к окружающим. Поэтому мы наблюдаем не значительное увеличение уровня принятия других и эмоционального комфорта в социуме, в отличие от респондентов, не занимающихся спортом.

Спорт как образовательная среда может способствовать развитию ответственности и доминирования, начиная ещё с подросткового возраста, на это указывает высокий показатель интернальности и стремления к доминированию у спортсменов — подростков, но при этом данный показатель социальной адаптации с возрастом не изменяется у них, в отличие от респондентов, не занимающихся спортом.

Ранняя профессионализация вносит изменения в нормативное течение личностного развития, но не нарушает его, поскольку показатели социально-психологической адаптации спортсменов находятся в пределах возрастной нормы. Позитивной стороной влияния занятий спортом является преимущество спортсменов над не занимающимися спортом по сформированности субъектных свойств личности, делающих спортсменов активными в построении своего жизненного пути, особенно это заметно в подростковом возрасте. Негативной стороной влияния занятий спортом является вызываемое соперничеством и жесткостью среды общения изменение нормативного развития взаимоотношений со значимыми другими, с одной стороны, а факторы «конкуренция» и «успех», которые по своей природе содержат предпосылки к дезадаптированности личности в образовательной среде с другой стороны.

Литература:

1.                 Горская Г. Б. Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов. Краснодар: КГУФКСТ, 2008. — 220 с.

2.                 Горская Г. Б., Пархоменко Е. А. Социальная адаптация юных спортсменов: проблемы, условия успешности // 2 Международный форум «Молодежь. Наука. Олимпизм» 15–18 июня 2002 г. Юношеский спорт 21 века. М.: Советский спорт, 2002.

3.                 Стамбулова Н. Б. Психология спортивной карьеры. СПб: Издательство «Центр карьеры», 1999. — 368 с.

4.                 Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Избранные психологические труды. М.: «Педагогика», с.60–77.

Основные термины (генерируются автоматически): социальная адаптация, Эмоциональная комфортность, занятие спортом, спорт, внутренний контроль, возрастная группа, возраст, образовательная среда, Принятие, респондент.

Похожие статьи

Влияние адаптивного спорта на социальную адаптацию...

Библиографическое описание: Сунагатова Л. В., Марченкова У. А. Влияние адаптивного спорта на социальную адаптацию инвалидов

Возраст обучающихся от 4 до 18 лет. Желающие продлить обучение занимаются адаптивной физической культурой и спортом до 21 года.

Адаптация студентов-первокурсников в колледже

Адаптация студентов в группе и в новом образовательном учреждении — самая главная проблема, которую

Большую роль в социальной адаптации играет формирование группы, чем быстрее она сформируется, тем быстрее студенты освоят свою новую роль.

Роль детского спорта в процессе социализации личности

Ключевые слова:социализация, образовательная среда учреждения, личность, общественная деятельность, спорт, социокультурные факторы.

Спорт как вид деятельности, включает ребенка в социальные группы и общественные организации как полноправного члена...

Психологически безопасная образовательная среда в ДОУ

‒ разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей

Также важную роль в создании психологически безопасной образовательной среды играет эмоционально-личностное развитие маленького человека.

Адаптация первокурсников к университетской жизни: факторы...

Респонденты должны были выбрать не более трех пунктов из следующих вариантов

Адаптационный потенциал личности значительно влияет на процесс социально-психологической адаптации студентов к учебной деятельности.

Психологическое сопровождение детей раннего возраста...

Ключевые слова:психологическое сопровождение, дети раннего возраста, дошкольная образовательная организация, адаптация

В этой связи, ученые выделяют два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт, предполагающий эмоциональную...

Педагогические условия обеспечения успешной социальной...

Ключевые слова. социальная адаптация, психолого-педагогические условия, подростки «группы риска».

педагогическая поддержка, социальное окружение, социальная адаптация студентов, образовательный процесс, студент, вузовская среда...

Адаптация детей к ДОО | Статья в журнале «Молодой ученый»

Ключевые слова: адаптация, дети младшего школьного возраста, дошкольная образовательная организация.

эмоциональное состояние в саду спокойное, чувствует себя комфортно

Занятия по физической культуре как средство социальной...

Положительное воздействие занятий физкультурой на эмоциональную сферу человека.

Наличие компетентного преподавателя для контроля за адаптацией студентов в коллективе.

Социальные функции физической культуры и спорта.

Похожие статьи

Влияние адаптивного спорта на социальную адаптацию...

Библиографическое описание: Сунагатова Л. В., Марченкова У. А. Влияние адаптивного спорта на социальную адаптацию инвалидов

Возраст обучающихся от 4 до 18 лет. Желающие продлить обучение занимаются адаптивной физической культурой и спортом до 21 года.

Адаптация студентов-первокурсников в колледже

Адаптация студентов в группе и в новом образовательном учреждении — самая главная проблема, которую

Большую роль в социальной адаптации играет формирование группы, чем быстрее она сформируется, тем быстрее студенты освоят свою новую роль.

Роль детского спорта в процессе социализации личности

Ключевые слова:социализация, образовательная среда учреждения, личность, общественная деятельность, спорт, социокультурные факторы.

Спорт как вид деятельности, включает ребенка в социальные группы и общественные организации как полноправного члена...

Психологически безопасная образовательная среда в ДОУ

‒ разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей

Также важную роль в создании психологически безопасной образовательной среды играет эмоционально-личностное развитие маленького человека.

Адаптация первокурсников к университетской жизни: факторы...

Респонденты должны были выбрать не более трех пунктов из следующих вариантов

Адаптационный потенциал личности значительно влияет на процесс социально-психологической адаптации студентов к учебной деятельности.

Психологическое сопровождение детей раннего возраста...

Ключевые слова:психологическое сопровождение, дети раннего возраста, дошкольная образовательная организация, адаптация

В этой связи, ученые выделяют два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт, предполагающий эмоциональную...

Педагогические условия обеспечения успешной социальной...

Ключевые слова. социальная адаптация, психолого-педагогические условия, подростки «группы риска».

педагогическая поддержка, социальное окружение, социальная адаптация студентов, образовательный процесс, студент, вузовская среда...

Адаптация детей к ДОО | Статья в журнале «Молодой ученый»

Ключевые слова: адаптация, дети младшего школьного возраста, дошкольная образовательная организация.

эмоциональное состояние в саду спокойное, чувствует себя комфортно

Занятия по физической культуре как средство социальной...

Положительное воздействие занятий физкультурой на эмоциональную сферу человека.

Наличие компетентного преподавателя для контроля за адаптацией студентов в коллективе.

Социальные функции физической культуры и спорта.