Детско-родительские отношения как фактор влияния на психическое развитие ребенка
Автор: Авдеева Татьяна Геннадьевна
Рубрика: 8. Педагогическая психология
Опубликовано в
Статья просмотрена: 4828 раз
Библиографическое описание:
Авдеева, Т. Г. Детско-родительские отношения как фактор влияния на психическое развитие ребенка / Т. Г. Авдеева. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной психологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 97-99. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/81/3435/ (дата обращения: 16.12.2024).
Дошкольное детство — период интенсивного психического развития, появления психических новообразований, становления важных черт личности ребенка. Согласно современным представлениям о движущих силах, источниках и условиях развития психики и личности человека, психическое развитие ребенка опосредовано общением и взаимодействием со взрослым, в первую очередь, с родителем [2]. Родители, передавая ребёнку определённые знания, организуя его жизнь и деятельность, развивают его психику, формируют его способности. Глубокие изменения психики ребёнка-дошкольника происходят не сами по себе, а под определённым влиянием воспитания и обучения. Родители и воспитатели, знакомя ребёнка с окружающим, сообщая ему новые знания и умения, организуя и направляя его деятельность, обогащая опыт ребёнка, вместе с тем развивают его психику, формируют его личность, развивают определённые психологические черты. Исследование проводилось на базе дошкольного образовательного учреждения № 246 г. Красноярска. В экспериментальном исследовании приняли участие 20 детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет.
Для исследования детско-родительских отношений был использован тест — опросник родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столина). По итогам проведения данной методики мы получили следующие результаты (см рис.1).
Рис. 1. Показатели (в %) родительского отношения к ребенку-дошкольнику.
Большинство родителей требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Они не в состоянии разделить точку зрения ребенка, стараются во всем навязать ему свою волю. За проявления своеволия сурово наказывают. Пристально следят за социальными достижениями ребенка, требуют от него постоянного успеха в этой сфере (авторитарная гиперсоциализация) — 25 % родителей. К симбиотическим отношениям с ребенком (ощущение себя с ребенком единым целым, стремление удовлетворить все его потребности, оградить от трудностей и неприятностей жизни) стремятся 15 % родителей. Тип взаимоотношений «маленький неудачник» выбирают 20 % родителей. К кооперации (заинтересованности делами и планами ребенка, стремлению помогать ему, проявлению сочувствия) склонны 30 % родителей. Тип взаимоотношения как «принятие-отвержение» выбирают 10 %.
Для получения представления об особенностях эмоционального благополучия или неблагополучия дошкольника в семье использовалась проективная методика «Кинетический рисунок семьи». Используя ее, мы предполагали, что, рисуя, дети невольно выражают свое отношение к нарисованному, проявляя даже те чувства, которые сознательно не признают или не могут выразить другими средствами. По итогам проведения данной методики мы получили следующие результаты (см. рис.2).
Рис. 2. Показатели (%) отношения старших дошкольников к семейной ситуации.
Таким образом, эмоциональное благополучие в семьях ощущают 30 % обследуемых детей, а эмоциональное неблагополучие — 70 % детей. Анализируя рисунки детей старшего дошкольного возраста, мы выявили следующее: большинство детей (70 %) использовали в основном более холодные тона, иногда в рисунках преобладали темные цвета (коричневый, серый, черный), хотя им предлагался весь набор цветных карандашей. Традиционно использование таких цветов интерпретируется как признак присутствия чувства отверженности, покинутости, внутреннего психологического дискомфорта ребенка. В некоторых рисунках отсутствовал кто-либо из членов семьи, что указывает на наличие у ребенка негативных чувств по отношению к этому члену семьи. Линии рисунка резкие, угловатые, что говорит об эмоциональном перенапряжении, внутреннем возбуждении, чувстве тревоги. В других рисунках детей (30 %) мы выявили следующие отличия: дети изображают полный состав семьи, используют более теплые тона, в одежде людей много ярких цветов, много индивидуальных деталей (у пап — очки, галстуки; у мам — красивые прически, украшения). В целом можно сказать: когда ребенок воспринимает семейные отношения как благоприятные, он отражает это в виде веселых лиц держащихся за руки членов семьи.
Для исследования уровня психического развития ребенка применялась методика Р.Сирса. По итогам проведения данной методики мы получили следующие результаты (см. рис.3).
Рис. 3. Показатели (в %) уровня психического развития дошкольников по методике Р.Сирса
Результаты показали, что 30 % детей обладают устойчивой адаптацией к среде, активным и творческим отношением к действительности (креативный уровень психического развития), 25 % детей адаптированы к социуму, но проявляют признаки тревожности (адаптивный уровень психического развития) и у 45 % детей повышенная тревожность, стремление полностью соответствовать желаниям окружающим, или, наоборот, подчинить окружающее своим желаниям (дезадаптивный уровень психического развития). Анализ полученных результатов по трем методикам позволил сделать вывод о том, что характер детско-родительских отношений влияет на уровень психического развития: в 30 % эффективный тип отношений в семье — креативный уровень психического развития ребенка; в 70 % нарушения в детско-родительских отношениях — 45 % детей имеют дезадаптивный уровень психического развития и 25 % детей имеют адаптивный уровень психического развития.
По итогам констатирующего эксперимента была сформирована экспериментальная группа детей старшего дошкольного возраста, которую составили дети с адаптивным и дезадаптивным уровнем развития психики, а также с неэффективным типом родительского отношения к ребенку. Состав экспериментальной группы составил 14 детей и их родители. Целью формирующего эксперимента послужила реализация коррекционной программы, направленная на коррекцию детско-родительских отношений. Чтобы выяснить, какие изменения произошли в родительско-детских отношениях в семье ребенка старшего дошкольного возраста после реализации цикла занятий, был проведен контрольный эксперимент. В качестве контрольных результатов, используемых для оценки эффективности проведенного формирующего эксперимента, использовались данные об эмоциональном неблагополучии ребенка в семье и неэффективном (нарушенном) родительском отношении на констатирующем эксперименте. Исходя из полученных данных, мы можем утверждать, что программа, направленная на устранение нарушений в детско-родительских отношений, возникающих в семьях, воспитывающих старших дошкольников позволяет повысить уровень психического развития дошкольников.
Безусловно, дошкольный возраст является предметом пристального внимания ученых и практиков как важный и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности, маленький человек активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. На этапе дошкольного детства развивается самосознание, формируется самооценка, происходит выстраивание иерархии мотивов, и их соподчинение. И именно в этот период наиболее важным является влияние семьи на психическое развитие ребенка, влияние существующей в ней системы внутрисемейных, а также детско-родительских отношений [1].
Литература:
Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание [Текст]: учебник / Р. Бернс. — М.: Прогресс — 1998. — 422с.
Особенности психического развития детей 6–7-летнего возраста / Под ред. Д. Б. Эльконина, Л. А. Венгера. — М.: Педагогика — 2006. — 470 с.