Влияние семьи на психологическое здоровье ребёнка | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2015)

Дата публикации: 17.05.2015

Статья просмотрена: 2836 раз

Библиографическое описание:

Евграфова, Н. Ю. Влияние семьи на психологическое здоровье ребёнка / Н. Ю. Евграфова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 51-52. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/151/8156/ (дата обращения: 16.12.2024).

В семье малыш приобретает первый социальный опыт. На формирование личности ребенка влияют не только мать и отец, но и другие члены семьи. Очень важно, чтобы ребенок воспитывался в доброжелательной атмосфере, чтобы в процессе воспитания у родителей было единство взглядов на воспитание и развитие малыша. Для сохранения психологического здоровья ребенка родителям необходимо уделять внимание его внутреннему миру: проблемам и переживаниям, уверенности или неуверенности в себе, в своих силах, интересах, способностях; его отношениям к людям и жизни как таковой.

Вместе с тем, имеются условия, оказывающие отрицательное влияние на психологическое здоровье детей. Среди них:

-          нарушение отношений в семье (конфликты между родителями, отсутствие одного из родителей и т. п.);

-          нарушение семейного воспитания (детско-родительских отношений).

Если в семье прибегают к таким воспитательным средствам, как физические наказания, игнорирования, угрозы, проявляют равнодушие к миру детей и их интересам, не могут выбрать модель воспитания, например у папы — «нельзя», а у мамы — «можно». Если в семье преобладают негативные настроения у родителей, а также полное отсутствие запретов и ограничений. В таких семьях дети имеют высокий уровень тревожности, низкую самооценку, чувствуют себя отверженными и воспринимают большой круг ситуаций как угрожающих, враждебных по отношению к ним. По сути эти дети не получают удовлетворения в «базисной фундаментальной человеческой потребности в любви и нужности другому человеку». Агрессивное поведение детей из таких семей — это способ психологического выживания, это крик о помощи, о внимании к своему внутреннему миру.

Но даже в очень благополучных семьях есть зоны напряжения и конфликтов, и возникают они в основном вокруг установления родителями правил и выполнения этих правил детьми. Правила, разумные запреты и ограничения обязательно должны присутствовать в воспитательном процессе детей. Это делает жизнь детей более осознанной, организованной, безопасной и комфортной.

Если проблемы нежелательного поведения детей возникают из-за того, что возникли напряженные отношения между родителями и детьми, то лучше на время отодвинуть проблемы поведения и заняться восстановлением доверительных отношений. Только взаимопонимание и доверие между родителями и детьми дают возможность установить эффективные границы дозволенного и избежать беды.

Очень часто одного желания быть хорошими родителями недостаточно, нужны знания, умения, которые помогают эффективно осуществлять воспитательный процесс.

Для оказания помощи родителям мною используется программа психологической поддержки семье «Родительская школа», которая представляет собой сопроводительную работу с родителями с начала поступления в детский сад до выпускной группы.

Целью программы является осуществление взаимодействия семьи и детского сада. Оказание помощи в воспитании ребёнка.

Работа с семьёй носит системный характер с чёткими целями и задачами. Главной задачей всей профилактической работы с семьёй является укрепление детско-родительских отношений, их гармонизация

Темы встреч с родителями подобраны с учётом возрастных особенностей детей, кризисных периодов (адаптационный период, кризис-3х лет, поступление в школу и т. д.). Также был проанализирован опыт общения с родителями, характер запросов от родителей и педагогов. Данная программа позволяет осуществлять работу с родителями планомерно и последовательно, создавая целостное представление о развитии ребёнка и способах родительского участия в этом процессе. В случае необходимости претерпевает изменения в зависимости от ситуации, каких-либо нестандартных случаев, требующих вмешательства в определённый момент.

Формы работы в рамках программы самые разнообразные. В родительских уголках расположены статьи, папки — передвижки на актуальные темы для группы («Психологический портрет возраста», «Кризис 3-х лет», «Если ребёнок кусается», «Гиперактивный ребёнок», «Психологическая готовность к школе» и т. д.)

Очень популярны интерактивные формы: буклеты, памятки, шпаргалки для родителей с ответами на волнующие вопросы родителей по воспитанию и развитию дошколят. Особое внимание хочется обратить на практический материал. Это игры для развития мелкой моторики руки, упражнения для снятия эмоционального напряжения и т. д. На ранних группах предлагается подбор потешек на все случаи жизни: как успокоить, если ребёнок ушибся, как накормить чтобы еда казалась вкуснее, как уложить спать, чтобы сон был сладким и многое другое.

На встречах с родителями создается атмосфера доброжелательности и открытости. Очень важно чтобы родители любили своих детей безусловно, принимали такими, какие есть, не ставя завышенных требований. С другой стороны помогали раскрыться талантам и способностям, которые есть у ребёнка.

В этом очень хорошо помогают ролевые игры, используемые в «Родительской школе», где в роли ребёнка выступают сами родители. Сочинение сказок, написание писем от лица детей с проблемным поведением помогает родителям по-новому взглянуть на своего ребёнка и найти пути решения проблемы. Участие в мини-тренингах даёт возможность выговориться, осуществить обмен опытом, расширить репертуар действий в проблемной ситуации, изменить свой взгляд на проблему или просто обесценить её.

Но особой формой работы, на которой хочется остановиться подробнее, являются детско-родительские встречи, где присутствуют и дети, и родители. Для подготовительных групп проходит тематическое занятие «Очаг моей семьи» с участием детей и взрослых. Вначале зажигается свеча (символ домашнего очага) с добрыми пожеланиями родители передают свечу своим детям.

Кулинарный конкурс «Обед для семьи» сплачивает семейные группы. Родители делятся своим мастерством и секретами. Дети чувствуют родительскую любовь, поддержку и веру в их силы. «Я люблю тебя!», «Ты молодец!», «У тебя все получится!» — вот те родительские послания, которые придавали детям уверенность, повышали их самооценку.

Уже несколько лет для родителей и детей младших групп проходит занятие, посвящённое 8 марта «Вместе с мамой». На протяжении всего занятия мамочки дарят свою любовь и тепло своим крохам, и малыши отвечают им тем же. На совместных занятиях родители имеют возможность увидеть детей в деятельности, оказать свою помощь, подбодрить добрым словом. Выразить свои чувства своему чаду словом или нежным прикосновением — это очень искренний и трогательный момент, являющийся крепким звеном в гармонизации детско-родительских отношениях.

Одно из основных условий полноценного развития ребенка -психологическая защищенность, т. е. осознание того, что его любят в любых жизненных ситуациях. Слушать и чувствовать ребенка непросто для взрослого. Именно в диалоге рождается доверие и взаимопонимание, умение видеть чувства свои и окружающих. А это важнейшая задача воспитания ребенка дошкольного возраста.

 

Литература:

 

1.      Маклаков А. Г. Общая психология. — Санкт — Петербург, 2000

2.      Сенгеева Т. Н. Развитие личности на различных этапах. — Улан-Удэ, 2001

3.      Белоглазова О. Г. Роль семьи в обеспечении психологического здоровья ребёнка. http://opmpk55.ru

Основные термины (генерируются автоматически): родитель, ребенок, семья, внутренний мир, группа, детский сад, оказание помощи, отношение.