Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Влияние эмоций на психологическое здоровье дошкольников

Психологическая служба
18.10.2022
262
Поделиться
Библиографическое описание
Кузнецова, А. П. Влияние эмоций на психологическое здоровье дошкольников / А. П. Кузнецова, И. И. Коновалова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 10 (58). — С. 27-30. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/234/7676/.


На сегодняшний момент мы особенно нуждаемся в контроле над эмоциональной стороной жизни каждого человека и ребёнка. Выявляется необходимость в сохранении психологического благополучия и приобщения к этому родителей путём совместного взаимодействия и воспитания с педагогами. Для осуществления качественного развития дошкольника необходимо затронуть все вопросы выстраивания пути воспитания и роль взрослого в жизни ребёнка.

Ключевые слова: родители, эмоциональный интеллект, эмоция, дошкольный возраст, эмоциональная сфера, психологическое здоровье детей, воспитание детей.

В настоящее время мы часто сталкиваемся со стрессовыми ситуациями. Высокий темп современной жизни приводит к физическим и психическим перегрузкам не только у взрослых, но и у детей дошкольного возраста.

Здоровье — это не только физическое благополучие человека, а также социальное и психическое. В связи с этим стоит отметить, что «психологическое здоровье является необходимым условием полноценной жизни человека в обществе, представляет собой ощущение собственного личного благополучия, распространяющееся на окружающих людей и мир в целом» [2]. Быть психологически здоровым, значит адекватно оценивать свои действия и действия окружающих, смотреть на разные ситуации с разных сторон и находить пути решения проблем, устанавливать контакт с людьми для социализации в обществе, быть собой, контролировать свои чувства и эмоции также, как и уметь ими пользоваться в зависимости от условий вокруг.

Эмоции — это инструмент самовыражения человека, способность качественно проживать каждый день своей жизни и самое важное это то, что эмоции делают человека живым человеком. С самого детства ребёнок учится переживать каждый новый этап своей жизни, при этом используя эмоции. Но проявлению эмоций следует обучать, ведь неконтролируемые, неуместные реагирования на те или иные ситуации с раннего детства во взрослой жизни сыграют негативную роль на психологическом и социальном благополучии человека. Не стоит забывать, что дошкольный возраст является основой формирования личности ребёнка, дальнейшее его развитие и поведение будет исходить из опыта, переживаемого в дошкольные годы.

В наше время родители мало уделяют внимание своим детям, а потому не всегда могут проследить за меняющимся состоянием ребёнка, а вследствие не могут ему помочь понять причины своих переживаний и уметь найти выход. Задача полноценного, всесторонне развитого счастливого дошкольника ложится на плечи воспитателя. Для того, чтобы уметь контролировать и понимать свои эмоции ребёнку необходимо сформировать эмоциональный интеллект. Научить этому может педагог, который сам обладает данным навыком. «Эмоциональный интеллект — это способность человека распознавать свои эмоции и эмоциональные состояния других людей, мотивацию и желания свои и окружающих, также это способность управлять своими эмоциями. Эмоциональный интеллект помогает в развитии положительной адаптации и социализации человека в обществе» [1].

Семья для ребёнка — важный фактор становления его личности. Именно от родителей зависит, какой фон будет создан для эмоционального развития детей. Ошибка взрослых в том, что они делят эмоции на плохие и хорошие. При воспитательной работе с ребёнком ему твердят, что «злость — это плохо, страх — тоже плохо, всё негативное — плохо». Но от того, что у детей сформируется установка — плохо, эти эмоции не уйдут и лишь приведёт к замкнутости и мнению о том, что испытывающий эти эмоции человек автоматически становится плохим. Важно найти подход, при котором дошкольник, а потом и взрослый человек научится, если эмоция негативная правильно её вымещать, меняя деятельность, или устранять, понимая причины и их последствия, а если эмоция положительная применять её и давать себе свободу, когда это необходимо.

Важно отметить, что далеко не все люди, становясь родителями, готовы к воспитанию ребёнка. В процессе взросления ребёнка, на каждом новом этапе его жизни родитель действует ситуативно, т. е. так, как считает нужным в данной конкретной ситуации. Такой способ воспитания детей не даёт качественного, желаемого родителем для своего чада результата, напротив, такие отношения могут сформировать какие-либо психологические травмы, неустойчивую психику и это явно отразиться уже во взрослом возрасте. Во избежание подобных случаев следует подключать различные формы работы педагогов с родителями. От совместной, слаженной работы родителя и воспитателя зависит дальнейшее развитие ребёнка.

Основной формой взаимодействия воспитателя и родителей является беседа/обсуждение волнующих ту или иную сторону вопросов. Стоит подчеркнуть, что беседы должны:

— носить конкретный и содержательный характер;

— включать в себя те знания об обучении и воспитании, которые способствовали бы развитию детско-родительских отношений и давали новую необходимую информацию;

— способствовать заинтересованности взрослых в проблемных вопросах;

— показывать значимость повышения ответственности за воспитание детей.

Необходимо выстроить такие взаимоотношения педагогов и законных представителей детей и указать значимость участия взрослого в жизни дошкольника, при которых возникновение вопросов со стороны родителей и их готовность к рекомендациям воспитателей были доведены до автоматизма.

Так, во-первых, развитие детей будет проходить качественнее, и ребёнок осознает свою значимость в обществе, а во-вторых, выстраиваются доверительные отношения между родителями и педагогами и последним проще подходить к педагогическим вопросам с профессиональной точки зрения.

Дополнительными формами установления связи с семьёй являются собрания. На таких мероприятиях высказаться могут все участники воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. Так, повышается интерес и потребность в обогащении знаний о воспитании, формируются единые мнения и цели на основе разных точек зрения, родители могут выявить проблемы своего ребёнка и совершать попытки решения этих проблем, советуясь с педагогом.

В некоторых дошкольных организациях существует «родительский институт». Такая форма организации взаимодействия с родителями подразумевает под собой некое обучение, имеющее курс определённого направления воспитания. Данное обучение может быть представлено дошкольным учреждением на разных уровнях: общесадовский, внутригрупповой и индивидуально-семейный. Направления включают в себя обучение нескольких поколений: от молодых родителей до бабушек и дедушек.

Одним из эффективных способов организации работы и детей, и родителей, и воспитателей является проведение тренингов или игр. Известно, что в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. Совместная деятельность родителей с детьми занимает важную роль в установлении дружеских, доверительных отношений между ними, тем более, когда эта деятельность осуществляется с элементами игры или непосредственно в самой игре. Различные задания, соревновательные формы проведения игр, элементы заданий, в которых необходимо оказание помощи друг другу — способствуют пониманию, нахождению общих интересов, совместному научению принимать важные решения. Проведение обсуждений по окончании таких мероприятий, с участием специалиста-воспитателя, также помогают оценить, проанализировать пройденные испытания, продумать возможные неиспользованные пути прохождения, понять свои ошибки и прийти к компромиссному решению спорных вопросов. Таким образом, работа в дошкольных организациях, в которых ответственно подходят к процессу воспитания и обучения дошкольников, способствует выстраиванию таких отношений между педагогами, родителями и детьми, при которых решаются вопросы правильного полноценного развития детей и взаимодополняющих действий специалистов с родителями.

Благополучная обстановка в семье, в детском саду, между родителями и воспитателями, а также детьми-дошкольниками оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу, психику и психологическое здоровье детей. Полноценно-счастливого ребёнка можно вырастить, если будут учитываться и выполняться все условия организации воспитания, слаженной и качественной работы взрослых и детей.

На состояние психики влияют такие факторы, как: условия проживания, обстановка внутри семьи, обстановка внутри группы, черты характера, темперамент, наследственная предрасположенность к определённому стилю реагирования на жизненные ситуации.

Почему родители мало разговаривают со своими детьми? Почему они перестают понимать друг друга? Откуда в вашем ребенке то, чему вы его не учили? С самого детства необходимо с детьми разговаривать и давать им уверенность в том, что вы их понимаете. С младенчества формируется базовое доверие к миру через самых близких людей — родителей. Приходя домой ребёнок должен чувствовать, что он может свободно показывать всё, что его тревожит и знать, что его поймут и помогут. Но для этого нужно разговаривать, участвовать в его жизни каждый день, преодолевать свою усталость, чтобы растить психически здорового человека.

Для воспитания здоровой, полноценной, счастливой личности родителям необходимо следовать представленным ниже рекомендациям:

— Предлагать ребёнку разные способы снятия эмоционального напряжения и вместе с ним учиться их применять;

— Обеспечить ребёнку ощущение безопасности в условиях домашней среды;

— Проявлять интерес к жизни детей;

— Не следует обращаться к ребёнку с вопросами воспитания с установившимся заранее плохим настроением; стараться не показывать ребёнку плохое настроение;

— Найти интересующую или волнующую ребёнка тему и стараться поддерживать контакт с ним через разговоры на эту тему.

Итак, сохранение здоровья детей — это важнейшая проблема современности. Особенное внимание стоит уделять психологическому здоровью детей, его эмоциональному интеллекту. Важно понимать, что эмоции оказывают как положительное, так и негативное влияние на его здоровье в целом. За полноценное развитие и эмоциональное благополучие отвечают в первую очередь взрослые. Ребёнок такой же полноценный член общества и за его жизнью необходимо вести особый контроль, давая при этом ощущение самостоятельности в познании мира. Однако, некоторые родители испытывают трудности в вопросах воспитания детей, в том числе формирования психологического здоровья ребёнка. Воспитатели обладают данными знаниями, умениями и навыками и должны быть готовы прийти на помощь родителям. Поэтому, сотрудничество педагогов ДОУ и семьи — важнейший фактор становления здоровой личности ребёнка.

Литература:

  1. Аникина А. П., Барабанова М. С. Развитие эмоционального интеллекта у старших дошкольников // Наука и Школа. — 2020. — № 3. — С. 197–204.
  2. Ионина О. С. Факторы, определяющие психологическое здоровье ребенка // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. — 2017. — № 1(33). — С. 105–109.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
родители
эмоциональный интеллект
эмоция
дошкольный возраст
эмоциональная сфера
психологическое здоровье детей
воспитание детей

Молодой учёный