Принятие управленческих решений в военном образовании как основополагающая характеристика профессионала | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Ахтямов, В. С. Принятие управленческих решений в военном образовании как основополагающая характеристика профессионала / В. С. Ахтямов. — Текст : непосредственный // Современная психология : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2012 г.). — Пермь : Меркурий, 2012. — С. 13-14. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/34/2380/ (дата обращения: 16.12.2024).

Взятый в нашей стране курс на интенсивное экономическое развитие и научно-технический прогресс вызвал настоятельную необходимость в совершенствовании системы профессионального образования. Среди всего многообразия проблем теории и практики управления особое место принадлежит комплексу вопросов, связанных с содержанием управленческой деятельности, с индивидуальной деятельностью руководителя. Все характеристики и признаки управленческой деятельности образуют в своей совокупности и во взаимосвязи друг с другом определенный симптомокомплекс психологических особенностей, присущих ей как особому типу профессиональной деятельности и отличающих ее от других типов. Данный симптомокомплекс особенностей может, однако, проявляться с разной степенью выраженности. Ключевым параметром, определяющим эти различия, является уровень руководства, иерархический статус руководителя. Чем он выше, тем выраженнее все указанные признаки, и наоборот. В связи с этим А.Н. Овчаренко [6] выдвигает понятие континуума управленческой деятельности, образованного с одного «полюса» низшими уровнями управления небольшими группами, а с другого – высшими уровнями руководства крупными группами (и организациями). В нем выделяются основные категории управленческих должностей высшей школы в военном образовании, содержание деятельности которых довольно существенно различается именно по степени выраженности основных признаков (особенностей) управленческой деятельности. На любом из уровней и подуровней сохраняются все основные психологические признаки управленческой деятельности, т.е. ее качественная специфичность. Однако в пределах сохранения этого качества мера их выраженности различна. Интегративной характеристикой управленческой деятельности является профессионализм, который, по мнению многих ученых (А.Г. Асмолов, И.В. Бестужев-Лада, Е.В. Бондаревская, Р.Х. Гильмеева, Г.М. Гогиберидзе, И.А. Ильин, В.А. Кан-Калик, Н.В. Кузьмина, Б.Ф. Ломов, В.Я. Ляудис, В.Г. Онушкин, Ю.И. Саенко, М.Н. Скаткин, А.Н. Юйтхед и др.), выступает одним из основных условий эффективного функционирования, совершенствования и развития организации и других субъектов деятельности.

Профессионализм руководителя – это качественная характеристика, которая определяется мерой владения им современным содержанием и современными средствами решения профессиональных задач, продуманными способами их осуществления.

В современных социально-экономических условиях достижение высокой эффективности в управленческой деятельности зависит от способности руководителей учитывать условия и факторы в целостной взаимосвязи, выявлять приоритетные направления управления, принимать управленческие решения и реализовывать свой творческий потенциал.

Анализ концепций и трудов различных ученых (О.Л. Жук, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, С.В. Зыгмантович, С.Г. Молчанов, А.М. Павлова, Ю.А. Савинков, Г. Селевко, Э.Э. Сыманюк и др.) обусловили выбор компетентностного подхода в качестве методологической основы формирования эффективного профессионала – руководителя высшей школы в военном образовании.

Поскольку Россия подписала Болонское соглашение и таким образом декларировала намерение интеграции в европейское образовательное пространство, отечественная высшая школа (в том числе и военная) обязана согласовывать свою оценку качества как самого профессионального образования, так и системы управления этим образованием с международными стандартами. В настоящее время отмечается тенденция введения компетентностного подхода не только в нормативную, но и в практическую составляющую высшего военного образования, обосновывается и уточняется номенклатурный перечень, разрабатывается описание содержательных характеристик результирующих единиц содержания военного образования (компетентности, компетенции, ключевые квалификации). Компетенции широкого спектра использования, обладающие определенной универсальностью, получили название «ключевых» [1, с.26].

Итак, компетентностная модель субъекта-профессионала управления в высшей военной школе представляет динамическую систему взаимосвязанных компонентов: гносеологического, аксиологического, преобразовательного и коммуникативного, отражающую систему знаний, ценностей, умений и навыков, форм межличностного взаимодействия и обеспечивающая соответственно его предметную (знаниевую), аксиологическую (ценностно-ориентационную), технологическую (методологическую) и социально-коммуникативную компетенцию [2, 4, 7].

В современной образовательной практике пока не существует единого подхода к определению ключевых компетенций руководителя, их операционализации. Однако надо отметить, что большинством авторов (В.Л. Бозаджиев, Р. Вундерер, С.З. Гончаров, П. Дик, И.А. Зимняя, Т.В. Иванова, А.В. Хуторский, В.Д. Шадриков и др.) выделяется «социальная ключевая компетенция» в составе профессиональной компетентности по различным направлениям деятельности. Анализ, проведенный И.О. Александровой, Т.В. Ивановой, Н.Е. Максимовой и др. [5] показал, что в социальной психологии структуры социальной компетенции описываются, как правило, в терминах социальных стереотипов, ценностей и норм, ролей, социальных установок (аттитюдов), социальной идентичности.

Многие исследователи обращают внимание на два аспекта приводящих к результативной, продуктивной и эффективной деятельности. Первый – так называемая мотивация компетентности. Второй – умение принимать управленческие решения в специфичных условиях (например, в условиях дефицита времени).

Еще одной из основных характеристик социально-психологической компетенции руководителя является стиль руководства. Тот или иной стиль руководства выбирается не только потому, что он успешнее, но и потому, что позволяет в максимально возможной степени достигать актуальных в рамках реализуемой деятельности целей, соответствующих более значимой для личности системе мотивационных отношений [4]. Стиль руководства складывается под влиянием профессионализма руководителя и его компетентности, темперамента, особенностей характера, коммуникативности, уровня развития коллектива, сложившихся традиций и ведомственных норм [3, 6, 7].

Для реализации процесса формирования профессиональной компетентности руководителей разного уровня высшей школы Министерства Обороны применялись следующие методики: методики исследования креативности, Методика оценки мотивации достижения (Р.С.Немов), «Локус контроль» Дж. Лоттер, Методика исследования социального интеллекта Гилфорда, 16-факторный личностный опросник Кеттелла, Методика определения стиля руководства, авторские опросники-анкеты: «Самооценка управленческой компетентности», «Исследование проблем стиля управленческой деятельности руководителя».

По результатам проведенного исследования была разработана модель формирования профессиональной компетентности руководителя высшей военной школы, включающая гносеологический, аксиологический и предметный блоки; определены основные компетенции в составе управленческой компетентности руководителей высшей военной школы разных уровней: аксиологическая, предметная, технологическая, социально-коммуникативная, выделенная нами как ключевая компетенция с основными компонентами: мотивационно-ценностными, эмоционально-волевыми, содержательно-операциональными.

Такая модель, на наш взгляд, позволяет решить проблемы в формировании управленческой компетентности руководителей высшей военной школы: обеспечивает эффективную диагностику уровня профессиональной компетентности руководителя высшей школы; осуществляет проверку готовности к управленческой деятельности; создает возможность определения собственной траектории освоения различного вида компетенций; определяет построение индивидуальной траектории процесса формирования профессиональной компетентности руководителей высшей военной школы разных уровней; обеспечивает соотношение с идеальным образом (необходимым уровнем компетентности) управленцев высшей школы Министерства Обороны.


Литература:

  1. Захаров В.П. Социально-психологический тренинг. – Л.: ЛГУ, 1989. – 55 с.

  2. Зеер Э.Ф. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России. – 2005. – № 4. – С. 23-28.

  3. Зеер Э.Ф. Профессионально-образовательное пространство личности. – Екатеринбург, 2002. -126 с

  4. Литвинов И.П., Марьин М.И., Панков Ю.И. Социально-психологическая диагностика компетентности руководителей подразделений органов внутренних дел: Методическое пособие. – М.: ВНИИПО, 1999. – 116 с.

  5. Максимова Н.Е. Структура и актуалогенез субъекта с позиций системно-эволюционного подхода// Психологический журнал. – 2004. – № 1.4. – С. 22-29.

  6. Овчаренко А.Н. Управленческая деятельность: содержание и проблемы профессионализма. / Профессионализм деятельности: теоретические основы и актуальные проблемы: в 2-х томах. – Т.1. Классические и современные концепции профессионализма / Под общ. ред. В.И.Жукова, А.А.Деркача, Л.Г.Лаптева, Е.Б.Перелыгиной. – М.: Издательский дом «ЭКО», 2005. – 512 с.

  7. Селевко Г. Компетентности и их классификация// Народное образование. – 2004. – № 4. – С.138-143. Макаров А.В. Компетентностная модель социально-гуманитарной подготовки выпускника вуза // Высшая школа. – 2004. – № 1. – С.16-21.

Основные термины (генерируются автоматически): управленческая деятельность, высшая военная школа, стиль руководства, военное образование, высшая школа, высшая школа Министерства Обороны, профессиональная компетентность руководителей, профессиональная компетентность руководителя, управленческая компетентность руководителей.

Похожие статьи

Академическая мобильность как фактор формирования современного педагога

Имидж педагога как составляющая профессиональной компетентности

Инновационный подход в обучении информатике как основа формирования профессиональной информационно-технологической компетентности специалиста

Роль и сущность системного подхода в профессиональном образовании

Самоуправление учителя технологии как его технологическая компетентность

Иностранный язык как средство формирования профессиональных компетенций бакалавра

Проектная деятельность как одна из форм воспитательной работы в современной школе

Профессиональная идентичность как объект профориентационной работы менеджера по персоналу

Формирование и коррекция профессиональных иллюзий у студентов в современном образовании

Организационная культура как фактор повышения эффективности управления персоналом

Похожие статьи

Академическая мобильность как фактор формирования современного педагога

Имидж педагога как составляющая профессиональной компетентности

Инновационный подход в обучении информатике как основа формирования профессиональной информационно-технологической компетентности специалиста

Роль и сущность системного подхода в профессиональном образовании

Самоуправление учителя технологии как его технологическая компетентность

Иностранный язык как средство формирования профессиональных компетенций бакалавра

Проектная деятельность как одна из форм воспитательной работы в современной школе

Профессиональная идентичность как объект профориентационной работы менеджера по персоналу

Формирование и коррекция профессиональных иллюзий у студентов в современном образовании

Организационная культура как фактор повышения эффективности управления персоналом