Библиографическое описание:

Соломатин С. А. Структура и особенности мотивации в спорте высших достижений [Текст] // Психология в России и за рубежом: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2011 г.). — СПб.: Реноме, 2011. — С. 89-93. — URL https://moluch.ru/conf/psy/archive/32/983/ (дата обращения: 16.12.2017).

Проблема мотивации в спорте высших достижений – вопрос, прежде всего, философский. Ведь желание заниматься спортом, стремление к вершинам спортивного мастерства, круглогодичные изнуряющие тренировки – все это входит в определенное противоречие с законами и принципами психологии человека. Раздражитель для нервной системы, вызывающий определенные функциональные сдвиги и связанный с субъективным чувством усталости, утомления, психологического дискомфорта, является для организма объективно отталкивающим, негативным. То есть, в норме организм человека реагирует на большие физические нагрузки соответственно их тяжести отрицательно и «дает об этом знать» центральной нервной системе, воздействуя определенным образом на психику человека и его мотивационный фон. Психика устанавливает свои стереотипы, которые способствуют субъективному приятию или неприятию нагрузки как физического раздражителя, вырабатывая мотивационные рефлексы, то есть, воздействуя в том числе на настроение человека.

В спортивной деятельности мотивация имеет свои особенности, выражающиеся в формировании привычки и положительного эмоционального отношения к высоким физическим нагрузкам, что в принципе является извращением поведенческо-ценностных ориентаций в психологической сфере человека, занимающегося спортом. Психологи, психиатры, философы и врачи долгое время ведут дискуссии о том, что же вызывает у человека, подверженного физическим нагрузкам, положительные эмоции и стремление продолжать занятия, повышая тренировочные нагрузки, по сути, против законов природы. Ведь выработка так называемых «гормонов счастья» при занятиях не может компенсировать общий отрицательный для психики спортсмена эффект при тренировках и выступлении на соревнованиях.

Положительная мотивация к занятиям физическими упражнениями складывается из нескольких составляющих ее компонентов мотивации:

- формирование условных рефлекторных связей и устойчивых динамических стереотипов вегетативной нервной системы, адаптация органов и систем организма к работе в условиях изменения уровня работоспособности организма является физиологическим компонентом формирования мотивационного фона;

- формирование в психике спортсмена условных рефлекторных связей, которые можно назвать привычкой, является психологической основой формирующегося мотивационного фона;

- выработка в процессе занятий физическими упражнениями определенных биоритмов, соблюдение режима дня, рациональное питание составляют медико-биологическую основу мотивационного фона;

- стремление поддерживать свой организм в состоянии высокой спортивной формы, стремление укреплять свое здоровье и поддерживать его на высоком уровне, соблюдение гигиенических норм, здоровый стиль жизни и т.д. составляют аксиологический компонент мотивации;

- желание и стремление защищать честь своей родины, города, области на соревнованиях различного уровня, отстаивать честь учебного заведения, профессии и т.д. составляют социально-этический компонент мотивационной сферы спортсмена;

- желание доказывать себе и другим свое превосходство, стремление к славе, богатству, которого можно добиться при помощи спорта, составляют эгоистический компонент мотивации;

- желание повышать далее свое спортивное мастерство, стремление к дальнейшему развитию и совершенствованию своих физических качеств, спортивных результатов и опыта выступлений в соревнованиях составляют цельно-волевой компонент мотивации;

- стремление к удовлетворению потребности в общении и контакте с другими спортсменами, стремление получать от спорта эмоциональное насыщение составляют эмоционально-коммуникационный компонент мотивационного фона.

Мотивационная сфера спортсмена строится на основе взаимодействия всех вышеперечисленных компонентов, составляя интегративную величину, характеризующую стремление человека выполнять ту или иную деятельность (в нашем случае – спортивную). В современном спорте, безусловно, присутствуют все компоненты мотивационной сферы. Именно определенное взаимодействие данных компонентов, преобладание какого-либо из них и ранжирование их самим спортсменом в соответствии со своими ценностными ориентациями и составляют в конечном итоге мотивационный фон. В процессе роста и развития, процесса социализации, накопления личного опыта, в том числе и спортивного, социальные и иные ценности спортсмена претерпевают значительные изменения: какие-то компоненты мотивационной сферы начинают вытесняться вновь образовавшимися, обновляться или полностью заменяться другими. В результате образуется явление, которое характеризуется снижением общей мотивации спортсмена к занятиям спортом, исчезновением каких-либо компонентов мотивации или преобладание какого-либо другого, имевшего ранее более низкую для спортсмена ценность. Устойчивой и постоянной мотивация быть не может, так как ее компоненты, постоянно взаимодействуя друг с другом, подвержены изменению.

Естественно, мотивационная сфера может быть значительно изменена под воздействием высоких и чрезмерных физических нагрузок, вызывающих такие негативные психологические явления как апатия, безразличие, отсутствие желания тренироваться и др. В этом случае психологический компонент мотивации в результате сильного утомления нервной системы практически утрачивается, восстанавливаясь в процессе отдыха, или формируется заново (что является очень трудным и долгим процессом, так как клетки центральной нервной системы восстанавливаются очень медленно или не восстанавливаются вовсе).

Формирование положительной мотивации к занятиям спортом является действенным и наиболее эффективным средством психологической подготовки в спорте высших достижений. Мотивация как основа спортивной деятельности – главный компонент психологической подготовки спортсмена. Кроме того, формирование положительного мотивационного фона является важнейшим условием действия педагогического принципа сознательности и активности в спорте. Однако формирование положительного эмоционального фона спортсмена – процесс длительный. Молодому спортсмену требуется порой затратить несколько лет, прежде чем появится желание тренироваться и выступать на соревнованиях, не испытывая при этом дискомфорта или отвращения от нагрузок. И немаловажную роль здесь играет активная психологическая поддержка семьи, друзей и тренера.

Таким образом, мотивационная сфера спортсмена является интегративным показателем, включающим в себя совокупность формирующихся в процессе спортивной деятельности изменений в его психике. Решение философского вопроса о том, что же толкает человека на выполнение огромной спортивной работы, кроется, на мой взгляд, в поддержании данной совокупности на относительно стабильном уровне, предусматривающем лишь развитие новых адаптационных процессов.

Каждому структурному элементу мотивационной сферы спортсмена соответствуют разные направления физкультурно-спортивной деятельности, в которых наиболее ярко выражены отдельные компоненты мотивации, а другие находятся в подчиненном, придаточном положении.

Так, в сфере спорта высших достижений наиболее ярко выражены те компоненты мотивации, которые направлены на достижение высших спортивных результатов и реализацию спортсменом своих спортивных устремлений. Базисными компонентами в данной сфере деятельности являются физиологический и психологический компоненты, которые составляют непосредственную функциональную основу, соответствующую конкретным психофизиологическим особенностям спортсмена.

В зависимости от типа темперамента спортсмена (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик), у него по-разному протекают процессы формирования и совершенствования двигательного навыка, приспособление и адаптация к нагрузкам, а также скорость приспособительных психологических реакций. Также от психологических особенностей человека зависит выбор вида спорта и постановка перспективных конкретных задач, что и определяет его мотивационный компонент. Таким образом, психологический и физиологический компонент являются основой психологического фона спортсмена, находятся в основании его пирамиды потребностей.

На более высокой ступени данной пирамиды потребностей и мотивов стоят эгоистический и цельно-волевой компоненты мотивационного фона, что соответствует низшим психологическим потребностям личности, соответствующим, по Фрейду, уровню Эго. Стремление максимально реализовать себя в спорте, получение прибыли от выступлений, а также стремление добиться спортивных успехов и славы формирует данные направления мотивации и потребностей.

Первые ступени мотивационной пирамиды являются обязательными компонентными составляющими спортивной деятельности, отвечающими за реализацию основных биологических и социальных потребностей. Пирамида потребностей Маслоу применительно ко всему обществу, таким образом, полностью соответствует потребностям и мотивам спортивной деятельности.

Высшими ступенями пирамиды являются компоненты мотивации, соответствующие высшим духовным и морально-нравственным проявлениям личности. Это аксиологический, социально-этический и медико-биологический компоненты мотивации, соответствующие духовным и нравственным потребностям спортсмена. Несмотря на то, что данные компоненты не обязательны в спортивной деятельности, без их наличия спорт как социально значимое явление не получил бы широкого распространения и не имел бы никакой социальной ценности.

Аксиологический компонент мотивации присутствует в первую очередь в физкультурно-оздоровительной деятельности, нежели в спорте высших достижений, однако является необходимым для правильного отношения к своему здоровью и формирования физической культуры личности. Данный компонент должен присутствовать в спортивной деятельности с самого раннего этапа тренировочной и соревновательной деятельности.

Первичность, приоритетность развития отдельных компонентов мотивационного фона не является постоянными для конкретного спортсмена, а зависят от многих причин, в частности, от уже упоминавшихся типов темперамента личности, психологических особенностей. Однако в процессе онтогенеза на первый план выходят общие закономерности формирования и развития мотивации спортсменов. В первую очередь, формирование конкретных мотивационных компонентов зависит от возраста начала занятий спортом и времени, в течение которого спортсмен выступает в соревнованиях и тренируется. Возраст, как биологический, так и паспортный, не является определяющим. Определяющим в данном направлении является основная форма деятельности, присущая данному возрасту. Спортивная мотивация здесь должна являться вторичной по отношению к мотивации к основной форме деятельности. Развитие спортивной мотивации, тем не менее, должно быть тесно связано с основной, являться ее логическим продолжением.

В возрасте до 10-11 лет основной формой деятельности, как известно, выступает игровая деятельность, в частности ролевая игра. Поэтому в данном возрасте мотивационный фон юного спортсмена формируется за счет игровой спортивной деятельности и тренировок, носящих преимущественно игровой характер. Соответственно, и отдельные компоненты мотивации и приоритетные ее компоненты зависят, прежде всего, от игровой деятельности.

В детском и юношеском возрасте мотивационным компонентом выступают прежде всего эмоциональные переживания. Поэтому стараться формировать у детей мотивацию к спортивной деятельности – компонентам, соответствующим высшим ступеням иерархии – нет никакого смысла. Как правило, дети психически не готовы, психологическая сфера ребенка для этого еще не подготовлена.

В подростковом возрасте основной формой деятельности является межличностное общение, общение со сверстниками. Поэтому мотивирующим компонентом является именно общение на тренировках, возможность поделиться своим внутренним миром, найти друзей и т.д. Формирование высших мотивационных компонентов следует начинать в этом возрасте, однако очень осторожно. Данный возраст является кризисным, поэтому чрезмерное давление может вызвать негативные реакции со стороны подростка и даже отказ от тренировок.

Мотивацию можно разделить на объективную (внешнюю) и субъективную (внутреннюю). Внешняя мотивация – это компоненты мотивационного фона, которые соответствуют воздействию на спортсмена внешних сил, мнений, убеждений, традиций и т.д. Внешней мотивации соответствует прежде всего социально-этический компонент мотивационного фона, а также эмоционально-коммуникационный. Внутренняя мотивация – это компоненты мотивации, которым соответствуют личные устремления и убеждения спортсмена, индивидуальные желания, то есть, внутренние побуждения, силы, потребности. К данной форме мотивации относят все основные компоненты – аксиологический, цельно-волевой и др.

Формирование всей иерархии мотивационного фона спортсмена начинается всегда с внешних, объективных мотивационных компонентов, а затем постепенно трансформируется, переходит в субъективные, внутренние компоненты. Именно поэтому для успешного формирования мотивационного фона юного спортсмена необходимо понимание и поддержка со стороны близких, родственников, тренера; подбадривание и обязательная заинтересованность их в успешности выступления ребенка на соревнованиях.

Явление первичности формирования внешней мотивации по отношению к внутренней выражается прежде всего в упоминавшемся выше значении основной формы деятельности спортсмена в конкретный возрастной период. Если в начале занятий спортсмен, как правило, стремится удовлетворить потребности в общении, эмоциональной насыщенности (внешняя мотивация), то затем тренировки и соревнования превращаются для него в личную потребность, соответствующую психологически сформированному стереотипу (внутренняя мотивация).

Данное явление трансформации мотивационных компонентов является частным проявлением принципа перехода количества в качество в процессе спортивной деятельности. Многоразовое повторение тренировочных упражнений, тренировочных нагрузок, многократное выступление на соревнованиях в конце концов приводят к формированию четкого условного стереотипа, выражающегося в психологической адаптации спортсмена к данным проявлениям и формированию в связи с этим четкого мотивационного фона, сопровождающего спортивную деятельность.

Формирование спортивной мотивации – частное проявление такого явления как формирование запаса прочности в организме. Выполнение упражнений, постепенное повышение нагрузки приводят в конце концов к положительным сдвигам не только в биомеханическом, физиологическом компонентах тренированности, но и в морально-психологическом и мотивационном компонентах. Это проявляется в переходе от состояния, когда тренировочная работа воспринимается как тяжелая физическая и психологическая нагрузка, к состоянию, когда предыдущее состояние остается, но в большей степени вытесняется состоянием, когда формируется положительная во всех отношениях мотивация к спортивной деятельности. Данное явление можно сравнить с явлением суперкомпенсации и назвать мотивационной (психологической) суперкомпенсацией, так как она проявляется в схожих психических изменениях, происходящих в ЦНС, что и вегетативная суперкомпенсация. Проявляется данное явление в накоплении, а затем восполнении и сверхвосполнении психической энергии, затрачиваемой на спортивную деятельность. Поэтому в процессе спортивной деятельности особенное значение имеет накопление положительных эмоций от тренировок и соревнований, которые затем и формируют в результате сверхнакопления и упрочнения запас прочности, соответствующий субъективной, внутренней мотивации. Это и составляет суть так называемой психологической тренировки.

В схожем аспекте реализуется волевая подготовка, формирование которой также протекает через формирование запаса прочности. Однако не следует путать в данном случае волю и мотивацию. Воля – это способность противостоять длительным психологическим и физическим нагрузкам. Мотивация – это основа деятельности, результат положительного отношения спортсмена к спортивной деятельности.

Исходя из вышесказанного, можно предположить, что в процессе спортивной деятельности на всех этапах подготовки должен присутствовать эмоциональный компонент, выражающийся в:

- постоянном обновлении и смене внешних условий тренировок;

- выполнении тренировочных заданий в группах и коллективах;

- чередовании нагрузок, оказывающем положительное воздействие на психологическую сферу спортсмена.

Данные явления необходимы для закрепления положительных эмоций от тренировочной деятельности и формирования положительного мотивационного фона к спортивной деятельности.

Немаловажным фактором формирования и поддержания мотивации у спортсменов практически любого уровня подготовки является визуальное или иное наблюдение, идеомоторное осуществление своего вида спортивной деятельности, в частности, просмотр телепередач о своем виде спорта, соревнований, чтение литературы по истории и теории своего вида спорта и др. Данное явление основывается на микрораздражении нервными импульсами тех участков ЦНС, которые отвечают за данную деятельность, т.е. на явлении идеомоторного акта.

Основным отличием идеомоторного воздействия от конкретно тренировочного, двигательного воздействия заключается в том, что раздражения в данном случае не сопровождаются двигательными действиями и, следовательно, состояниями утомления и усталости мышечных и вегетативных органов и систем организма. Следовательно, нейтрализуются «негативные» импульсы, отвечающие за состояние утомления и негативные психические состояния, сопровождающие спортивную и соревновательную деятельность, в том числе такие как психологическая и физическая усталость. Данный момент имеет в формировании положительного эмоционального фона преимущество перед практическим тренировочным компонентом, однако только в плане психологической подготовки, так как не способствует развитию физических качеств, а значит и росту спортивного мастерства.

Помимо общеподдерживающего и тренирующего воздействия, идеомоторный акт в процессе визуального наблюдения спортивной деятельности воздействует на центры, относящиеся к формированию духовно-нравственной сферы занимающихся и помогает воспитывать необходимые морально-нравственные качества: ответственность, патриотизм, преданность спорту и др., - а также на индивидуальные цельно-волевые компоненты личности, то есть, прежде всего на те компоненты мотивационной сферы спортсмена, которые отвечают за высшие духовные устремления его личности (высшие ступени пирамиды потребностей Маслоу).

Таким образом, идеомоторная тренировка и психологический тренинг являются наиболее благоприятными для формирования и поддержания на высоком уровне мотивации спортсмена. Мотивация как основа психологической подготовки спортсмена, реализуется и развивается прежде всего определенными психологическими, внутренним, а не двигательными, внешними, воздействием на ЦНС.

Это раскрывает вопрос о влиянии на спортивную мотивацию личности самого спортсмена, сформированных в нем самом моральных, нравственных и волевых качеств, его отношения к своей деятельности. Чем более его личность социально ответственна, чем больше развито в нем чувство внутренней ответственности перед самим собой и другими, чем более она духовно богата и чем более в ней развиты нравственные, волевые и иные психологические качества и духовные свойства личности, тем более она устойчива к сбивающим внешним и внутренним раздражителям, негативно влияющим на ее мотивационный фон.

Основные термины (генерируются автоматически): спортивной деятельности, мотивационного фона, компоненты мотивации, компонент мотивации, процессе спортивной деятельности, мотивационной сферы спортсмена, фона спортсмена, мотивации спортсмена, спорте высших достижений, мотивации профессиональной деятельности, Особенности мотивации, отдельные компоненты мотивации, компоненты мотивационной сферы, спортивной мотивации, психологической подготовки спортсмена, компоненты мотивационного фона, компонент мотивационного фона, положительного мотивационного фона, формирования мотивационного фона, Особенности мотивации профессиональной.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос