Автор: Дрожалкин Виталий Алексеевич

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №24 (128) ноябрь 2016 г.

Дата публикации: 17.11.2016

Статья просмотрена: 45 раз

Библиографическое описание:

Дрожалкин В. А. Влияние интереса на мотивационные процессы в спортивной деятельности у подростков // Молодой ученый. — 2016. — №24. — С. 285-287.



В работе рассмотрена проблема интереса как интегрального проявления сложных мотивационных процессов. Изучена взаимосвязь интереса и мотивов спортивной деятельности. Теоретически обоснована роль интереса в структуре спортивной мотивации.

Ключевые слова: интерес, мотив, потребность, мотивационные процессы, эмоциональная значимость

Актуальность изучения проблемы интереса к физической культуре и спорту в психологии обуславливается тем, что в большинстве случаев в реальной педагогической практике уроки физической культуры в образовательных учреждениях не приводят к формированию у учащихся устойчивой мотивации к занятиям физической культурой и спортом. Лишь единицы из многочисленного числа школьников самостоятельно приучаются к физической культуре и мотивированы к занятию спортом. Процесс приучения ребенка к систематическим занятиям физической культурой и спортом включает в себя комплекс длительных индивидуально-ориентированных воспитательных воздействий, опирающихся на знание возрастных физиологических и психологических особенностей школьника.

В настоящее время трудно переоценить роль физической культуры и спорта в подростковом возрасте. Условия развития современного общества, тотальная компьютеризация, и как следствие малоподвижность населения, предъявляют новые требования к физическому воспитанию детей и подростков. Занятия в спортивных секциях приобретают особое оздоровительное значение. Переключение активности ребенка в нужное тренировочное направление, создание заинтересованности в занятиях и формирование мотивации к занятию спортом, является важной психологической и социальной составляющей становления личности в подростковом возрасте. Педагогический потенциал спорта способствует всестороннему и гармоничному развитию личности. Существует прямая зависимость между интересом к спорту и здоровым образом жизни подрастающего поколения.

В научной литературе встречается множество определений понятия «интерес», но до сих пор среди ученых не существует единого понимания данного термина. Одни авторы отождествляют интерес с направленностью личности в целом, придавая ему довольно широкое значение. Другие понимают более узко, сближая интерес с отдельными побуждениями, входящими в мотивационную сферу. Некоторые авторы отождествляют интерес и мотивацию. Мы ориентируемся на экспериментальные исследования П. К. Дуркина, который считает мотивационную сферу основой и источником, а интерес — следствием, проявлением процессов происходящих в ней. Мы согласны с пониманием интереса как одного из интегральных проявлений сложных процессов мотивационной сферы [6]. На наш взгляд, интерес наиболее ярко проявляется в контексте потребностного отношения человека к действительности, побуждающего к познавательной активности.

На возникновение, становление и развитие интереса к спорту влияют как внутренние факторы, такие как индивидуально-типологические особенности, склонности, способности, так и внешние — социальное окружение, влияние средств массовой информации и т. д. Занятия спортом представляют для подростка личностный смысл. На основании субъективной значимости учащийся выбирает для себя подходящие мотивы к занятию спортом.

Интерес к спортивной деятельности как весомая составляющая мотивационной сферы в подростковом возрасте опосредован множеством мотивов и может служить ориентиром к началу занятий. Побуждением к началу тренировок могут выступать непосредственные мотивы, обусловленные потребностью в физической активности, желанием обладать развитыми физическими качествами и специальными навыками. Не менее важными для подростка выделяются мотивы идентификации, самовыражения и реализации себя в роли спортсмена, а также общение в спортивном коллективе. Данные мотивы придают занятиям субъективный, личностный смысл и их реализация вызывает у занимающихся стремление к продолжению тренировочной деятельности.

Однако, как справедливо отмечает Е. П. Ильин, что данные мотивы носят диффузный характер и могут сформироваться под воздействием случайных внешних обстоятельств [7]. Как правило, данные мотивы не достаточно устойчивы и могут изменяться под влиянием различных внешних факторов. К данным факторам можно отнести влияние повышенных физических нагрузок, монотонность в освоении спортивных навыков, строгое соблюдение дисциплины тренировочного процесса и т. д. В подобных случаях интерес к занятиям может заметно снизиться, если не сформирована мотивация, подкрепленная внутренними убеждениями, системой знаний об избранном виде спорта и активизацией волевых качеств личности.

Мотивация в спорте может быть как внутренняя, так и внешняя. Внутренняя мотивация является основой возникновения интереса и вдохновения к занятиям, которая выступает источником сил к достижению спортивных результатов. Именно она побуждает человека к многолетней тренировочной деятельности. Благодаря ей спортсмен способен преодолевать высокие психофизиологические нагрузки с интересом и по собственному желанию. В отличие от внутренней, внешняя мотивация возникает в условиях соответствия целей и мотивов способностям занимающихся. Она ориентирована на систему оценочных требований и не включает в себя глубокое психологическое содержание. На наш взгляд, многие из мотивов начала занятия спортом могут нести в себе как внешние, так и внутренние компоненты и способны меняться по отношению друг к другу. Интерес выступает одной из детерминант трансформации внешний мотивации во внутреннюю, и наоборот.

Результаты многолетних исследований П. К. Дуркина свидетельствуют, что мотивация и интерес к избранной деятельности, существенно возрастает, когда за непродолжительный период времени, достигаются успехи в развитии физических качеств [6]. Как правило, даже незначительные результаты начального этапа в спорте представляют для подростка субъективную значимость, укрепляют самооценку и уверенность в себе. Ощущение развития отдельных физических качеств, таких как сила, быстрота или выносливость, побуждает подростка реализовывать новые мотивы, направленные на продолжение занятий и совершенствование функциональной подготовки.

Процесс изменения мотивов характеризует динамичность мотивационной сферы человека. Как писал один из основоположников отечественной спортивной психологии А. Ц. Пуни, «в процессе занятий спортом у одного и того же спортсмена наблюдается закономерная смена мотивов» [8]. П. К. Дуркин справедливо замечает, что интерес, возникая на основе первичной потребности ребенка в движениях, в новых впечатлениях, в новой информации, при своем развитии может перерасти в новую, вторичную (духовную) потребность — в физическом совершенствовании, на основе которой будут возникать новые мотивы и интересы» [5]. Данные образования мотивационной сферы личности соотносятся с собственными способностями и определяют новые ориентиры в спортивной деятельности.

Исходя из этого, следует полагать, что удовлетворенная потребность в физической активности перерастает в мотивацию, когда возникают другие потребности, обусловленные новыми целями, идеалами, установками и убеждениями. Как отмечает Г. Д. Горбунов, мотивация базируется на потребностях спортсмена, идет через иерархию его целей в спорте и находит выражение в создании конкретных побуждений [4]. В процессе реализации выбранных мотивов подросток определяет для себя новые цели и ориентиры. Процесс целеполагания, а также осознание школьником характера мотивов и субъективной возможности их осуществления сопровождается эмоциональными проявлениями [6].

Эмоции неразрывно связаны с мотивацией человека, причем мотивационные процессы невозможны вне пределов эмоциональной сферы. Мы понимаем интерес как доминирующую эмоцию, проявляющуюся в стремлении к познанию окружающей действительности. Удовлетворение человеческих потребностей всегда представляет значимое эмоциональное отношение. Как писал В. Г. Асеев, что в пределах эмоциональной значимости развертываются не только пассивно-эмоциональные процессы, «переживания», но и активно-действенные, актуальные мотивационные процессы [2]. По мнению В. К. Вилюнаса, принципиальное отношение между мотивацией и эмоциями передает обобщенное определение эмоций как субъективной формы проявления мотивации [3]. В процессе потребностно-мотивационной активности интерес получает положительную или отрицательную оценку. Чем сильнее эмоциональная значимость того или иного события, тем более успешным становится прогноз результативности предстоящей деятельности.

Если мотивационные установки сформированы и подкреплены волевыми усилиями, то подросток ориентирован к интенсивной тренировочной деятельности. На фоне появления результативности интегрированным мотивом достижения успеха становится стремление к спортивному совершенствованию. Активизируются познавательные мотивы когнитивной сферы, побуждающие к изучению теоретических характеристик избранного вида спорта. Возникает интерес к более глубокому знакомству с историей спортивной дисциплины, биографией выдающихся спортсменов, наивысшими спортивными достижениями. В совокупности со спектром новых мотивов направленных на физическое и личностное совершенствование, мотивация к спортивной деятельности приобретает более устойчивые очертания.

Таким образом, следует констатировать, что спортивная мотивация является высшей ступенью интереса к физической культуре и спорту [1]. Она начинается от элементарных представлений о виде спорта и не имеет пределов в своем развитии, постепенно совершенствуясь в процессе спортивной карьеры. В структуре мотивационного процесса интерес и мотивы имеют тесную взаимосвязь и могут обоюдно взаимодополняться. В ходе реализации мотивов может возникать интерес к спортивной деятельности, который становиться ее внутренним содержанием, а интерес, в свою очередь, может стать причиной возниконовения мотивов. Формирование интереса и мотивации к спортивной деятельности представляет собой существенную психолого-педагогическую проблему теории и практики физического воспитания.

Литература:

  1. Антипин В. Б. Формирование спортивной мотивации у боксеров на этапе начальной спортивной специализации посредством удовлетворения их потребностей: дис. … канд. пед. наук / В. Б. Антипин. — Омск, 2007. — 175 с.
  2. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности / В. Г. Асеев. — М.: Мысль, 1976. — 158 с.
  3. Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека / В. К. Вилюнас. — М.: Изд-во МГУ, 1990. — 288 с.
  4. Горбунов Г. Д. Психопедагогика спорта.– 3е изд / Г. Д. Горбунов — М.: Советский спорт, 2007. — 296 с.
  5. Дуркин П. К., Лебедева М. П. К проблеме воспитания личной физической культуры у школьников и студентов / П. К. Дуркин, М. П. Лебедева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2000. — № 2. — С.50–53.
  6. Дуркин П. К. Формирование у школьников интереса к физической культуре: учеб. пособие / П. К. Дуркин. — Архангельск: Изд-во Арханг. гос. техн. ун-та, 2006. — 128 с.
  7. Ильин Е. П. Психология спорта / Е. П. Ильин. — СПб.: Питер, 2009. — 352с
  8. Пуни А. Ц. Психологическаяподготовкак соревнованиямв спорте / А. Ц. Пуни. — М.:ФиС,1969. — 69 с.
Основные термины (генерируются автоматически): спортивной деятельности, физической культуре, мотивационной сферы, мотивационные процессы, занятиям физической культурой, физической культуры, занятию спортом, спортивной мотивации, мотивов спортивной деятельности, тренировочной деятельности, подростковом возрасте, физической активности, структуре спортивной мотивации, новые мотивы, систематическим занятиям физической, данные мотивы, Формирование спортивной мотивации, эмоциональная значимость, Процесс изменения мотивов, мотивы когнитивной сферы.

Ключевые слова

мотив, интерес, потребность, мотивационные процессы, эмоциональная значимость

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос