Особенности социального развития детей, воспитывающихся в условиях психоневрологического дома ребёнка | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Попов, В. Н. Особенности социального развития детей, воспитывающихся в условиях психоневрологического дома ребёнка / В. Н. Попов, Т. Ю. Рыжкова. — Текст : непосредственный // Психология: проблемы практического применения : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2011 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 46-51. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/31/819/ (дата обращения: 17.12.2024).

По состоянию на начало 2010 года, в городе Санкт- Петербурге функционировали 12 психоневрологических домов ребенка мощностью 1140 мест, в которых воспитывался 981 ребенок в возрасте от 7 дней до 4 лет (в 2006 г. – 1178 детей, в 2008 г. –1072 ребенка, в 2009 г. – 1003). Из них 746 детей являлись детьми-сиротами или детьми, оставшимися без попечения родителей, а 271 ребенок имел инвалидность. Данные медицинского обследования, представленные Комитетом по здравоохранению, свидетельствуют о высокой доле хронической патологии среди воспитанников домов ребенка. Подавляющее число детей (951 ребенок) отстают в психическом развитии, каждый четвертый ребенок – с расстройством питания, 51% детей отстают в физическом развитии, 10% детей страдают анемией [2].

Практически у всех детей неблагополучный анамнез: пороки развития, алкогольная или наркотическая интоксикация, внутриутробная инфекция, недоношенность. Большая часть воспитанников имеет сочетанную патологию со стороны центральной нервной системы. Поэтому у этих детей особенно важно контролировать уровень психомоторного и социального развития для раннего выявления отклонений, планирования индивидуальных мер коррекции и профилактики, направленных на создание условий для их полноценного развития.

Первым этапом организации индивидуальной абилитации малыша, воспитывающегося в условиях психоневрологического дома ребёнка, является своевременная и адекватная диагностика нарушений психомоторного и социального развития. Особое значение имеет выбор методов исследования. Лонгитюдное наблюдение и анализ этих параметров позволяют в сочетании с клиническими данными не только оценить, но и прогнозировать темпы нервно-психического развития [3, с.20].

В психоневрологическом Доме ребёнка № 6 работают педагоги-психологи, врач невролог, врач восстановительной медицины, педиатры, учителя-дефектологи, медицинский и педагогический персонал. Основной задачей сотрудников учреждения является создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные психолого-педагогические условия для детей с проблемами в развитии в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья.

Целью нашего исследования было получение данных об уровне социального развития детей в возрасте от 3-х месяцев до 4-х лет и проведение сравнительного анализа социального развития доношенных и недоношенных 1-й степени (35- 37 неделя гестации) мальчиков и девочек, воспитывающихся в Доме ребенка. Изучаемые дети не имели пороков развития, грубой соматической патологии и нарушений опорно-двигательного аппарата. Исследование проводилось в Санкт-Петербургском ГУЗ «Психоневрологический дом ребенка №6» Василеостровского района в течение более 6 лет (с ноября 2004 года по настоящее время). Наблюдалась динамика развития у 109 мальчиков (84 доношенных и 25 недоношенных) и 58 девочек (46 доношенных и 12 недоношенных) в возрасте от 5 дней до 4-х лет. Диагностика уровня социального развития детей проводилась в соответствии с эпикризными сроками: на первом году жизни - ежемесячно, на втором году- 1 раз в 3 месяца, после 2-х лет- 1 раз в 6 месяцев. Дети обследовались по модифицированной шкале измерения социальной компетенции Долла (Doll E.) [1, с.82-91].

На базе имеющихся шкал была разработана авторская числовая шкала и график развития ребенка, куда заносились результаты обследования. Это позволило на каждого ребенка вычерчивать график индивидуального развития. На основании собранного материала была составлена авторская (Т.Ю. Рыжкова) сводная таблица социального развития. В ней были отмечены наибольший и наименьший показатели, а также определён средний показатель развития. Определение средних показателей развития позволило брать на особый учет и контроль тех малышей, чьи показатели были ниже средних. По средним показателям был изображён график развития, на котором была отражена динамика социального развития доношенных и недоношенных мальчиков и девочек. Исследование выявило сходство и различия в развитии мальчиков и девочек, воспитывающихся в условиях Дома ребенка. Это позволило более адекватно планировать работу с детьми по стимуляции их социального развития.


Динамика социального развития детей, воспитывающихся в условиях психоневрологического Дома ребенка № 6.


На представленных графиках социального развития доношенных и недоношенных мальчиков можно наблюдать в 3-х месячном возрасте значительное отставание уровня социального развития недоношенных мальчиков от доношенных (на 12 баллов). Развитие всех мальчиков в возрасте до 1-го года проходит по стремительно нарастающей кривой. К 1,6 годам у них снижается темп развития. С 2-х до 3-х лет наблюдается скачкообразное развитие как у доношенных, так и у недоношенных мальчиков. В 2,6 года доношенные мальчики незначительно опережают по уровню социального развития недоношенных мальчиков (на 1 балл). К 4 годам это опережение становится отчётливым (на 9 баллов).

Значительное отставание по уровню социального развития недоношенных девочек от доношенных отмечается уже в возрасте 3-х месяцев. К 1 году это отставание нарастает и достигает 19 баллов. Социальное развитие всех девочек в возрасте до 1-го года проходит по стремительно нарастающей кривой. К 1,6 годам у них снижается темп развития. С 2-х до 4-х лет наблюдается скачкообразное развитие как доношенных, так и недоношенных девочек. В 3,6 года недоношенные девочки незначительно опережают по уровню социального развития доношенных (на 1 балл). К 4 годам доношенные девочки незначительно (на 2 балла) опережают по уровню социального развития недоношенных девочек.

При рассмотрении социального развития доношенных мальчиков и доношенных девочек можно отметить следующее. В возрасте до 1 года оно проходит у них по стремительно нарастающей кривой. В возрасте 3-х месяцев доношенные девочки незначительно отстают по уровню социального развития от мальчиков (на 2 балла). К 1 году доношенные девочки незначительно опережают мальчиков (на 2 балла). К 1,6 годам у мальчиков и девочек снижается темп развития. С 2 до 3 лет наблюдается скачкообразное развитие, как у доношенных мальчиков, так и у доношенных девочек. С 3 лет у доношенных мальчиков наблюдается повышение уровня социального развития по плавно нарастающей кривой. У доношенных девочек отмечается скачкообразное развитие. К 4 годам доношенные девочки значительно опережают по уровню социального развития доношенных мальчиков (на 12 баллов).

При сравнении социального развития недоношенных мальчиков и недоношенных девочек выявляются следующие особенности. В возрасте до 1 года оно также как у доношенных детей, проходит по стремительно нарастающей кривой. В 3-х месячном возрасте как мальчики, так и девочки имеют равные показатели уровня социального развития. К 1 году недоношенные мальчики значительно опережают по своим показателям девочек (на 10 баллов). К 1,6 годам девочки и мальчики снижают темп развития. С 2-х до 3-х лет наблюдается скачкообразное развитие, как у недоношенных мальчиков, так и у недоношенных девочек. С 3 лет у недоношенных девочек наблюдается повышение уровня социального развития по нарастающей кривой. У недоношенных мальчиков отмечается скачкообразное развитие. К 4 годам недоношенные девочки значительно опережают по уровню социального развития недоношенных мальчиков (на 20 баллов).

Таким образом, проанализировав полученные данные, можно сделать следующие выводы: у всех детей, воспитывающихся в психоневрологическом Доме ребенка № 6, отмечается значительное улучшение показателей уровня социального развития в возрасте с 3-х месяцев до 4-х лет. Наблюдается отчётливая положительная динамика в социальном развитии в возрасте до 1 года. Однако к полутора годам регистрируется снижение темпов социального развития. Это объясняется их адаптацией к новым условиям проживания в других группах с детьми, в основном, старше их по возрасту. У всех детей с 1,6 до 3 лет имеет место скачкообразный уровень социального развития. Следует подчеркнуть, что девочки к 4 годам значительно опережают мальчиков по уровню социального развития.

В заключение необходимо отметить, что результаты проведенных исследований свидетельствуют о том, что уровень социального развития детей, воспитывающихся в Доме ребенка ниже, чем домашних нормально развивающихся сверстников. Тем не менее, у всех наблюдаемых малышей констатировано значительное улучшение показателей социального развития. Этому способствует своевременная диагностика уровня социального и психомоторного развития детей по модифицированным шкалам социального развития Долла (Doll Е.). Всесторонняя оценка развития каждого ребенка позволяет более адекватно реализовывать индивидуальные меры абилитации, направленные на профилактику интеллектуально-личностной неполноценности.


Литература:
  1. Гордеев В.И., Александрович Ю.С. Методы исследования развития ребенка: качество жизни (QOL) – новый инструмент оценки развития детей. СПб.: Речь, 2001
  2. Доклад: Аналитические материалы о положении детей в Санкт-Петербурге. 2009 год. Санкт-Петербургское государственное учреждение социальной помощи семьям и детям Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга. Правительство Санкт-Петербурга. Региональный центр "Семья". Раздел доклада: 9. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Пункт: Дети, находящиеся на полном государственном обеспечении в учреждениях системы здравоохранения, социальной защиты населения и образования.

  3. Попов В.Н. Динамика психомоторного развития детей в связи с задачами их абилитации в психоневрологическом доме ребёнка. Автореф. дисс. канд. мед. наук. СПб, 1998.

Основные термины (генерируются автоматически): социальное развитие, девочка, мальчик, ребенок, нарастающая кривая, скачкообразное развитие, балл, возраст, социальное развитие детей, темп развития.

Похожие статьи

Особенности личностного развития детей, подвергшихся жестокому обращению в замещающих семьях

Социализация детей с умственной отсталостью, проживающих в условиях учреждения интернатного типа

Формирование социально приемлемого поведения у обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития, проживающих в психоневрологическом интернате

Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Особенности гендерных представлений воспитанников детского дома, посещающих замещающие семьи

Понятие и особенности правового статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Социально-психологические особенности работы с семьей, имеющей ребенка-инвалида

Нетрадиционная форма социализации детей раннего возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения

Особенности организации работы с семьями обучающихся с тяжелыми нарушениями речи в условиях дошкольного образовательного учреждения

Нормативно-правовые основы организации работы ДОО и социального окружения детей старшего дошкольного возраста по проблеме нравственного воспитания

Похожие статьи

Особенности личностного развития детей, подвергшихся жестокому обращению в замещающих семьях

Социализация детей с умственной отсталостью, проживающих в условиях учреждения интернатного типа

Формирование социально приемлемого поведения у обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития, проживающих в психоневрологическом интернате

Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Особенности гендерных представлений воспитанников детского дома, посещающих замещающие семьи

Понятие и особенности правового статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Социально-психологические особенности работы с семьей, имеющей ребенка-инвалида

Нетрадиционная форма социализации детей раннего возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения

Особенности организации работы с семьями обучающихся с тяжелыми нарушениями речи в условиях дошкольного образовательного учреждения

Нормативно-правовые основы организации работы ДОО и социального окружения детей старшего дошкольного возраста по проблеме нравственного воспитания