Психологическое сопровождение адаптации вчерашних школьников к условиям вузовского обучения | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Демидова, И. Ф. Психологическое сопровождение адаптации вчерашних школьников к условиям вузовского обучения / И. Ф. Демидова, Н. В. Коновалова. — Текст : непосредственный // Психология: проблемы практического применения : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2011 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 23-30. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/31/784/ (дата обращения: 24.04.2024).

Одна из тенденций современного образования – обеспечение его непрерывности, которое заключается в, частности, в расширении сферы среднего профессионального образования и переносе его в стены вуза. Данный подход двусторонне выгоден как школьникам, так и вузам. Школьники по окончании 9 класса поступают на факультет среднего профессионального образования, по окончании которого могут продолжить обучение в том же вузе по профилю избранной специальности по сокращенной программе и без сдачи ЕГЭ, которое вызывает у многих беспокойство и нервно-психическое напряжение. Институты, на базе которых создаются подобные факультеты, в свою очередь, могут заранее обеспечить себя будущими студентами, что является весьма перспективным в условиях продолжающейся демографической «ямы» и высокой межвузовской конкуренции.

Однако данная система сопряжена с целым рядом трудностей, которые испытывают обе ее стороны. Преподаватели вуза зачастую оказываются не готовы к работе со школьниками. Многие из них не знакомы с их возрастными и когнитивными особенностями, спецификой их субкультуры, школьной программой, в результате чего не могут найти с ними общий язык и предъявляют к ним повышенные требования, соответствующие уровню студентов 1 курса. Вчерашние девятиклассники, попав фактически в 10 классе в стены вуза, не знакомы с системой вузовского обучения и вузовских требований, с культурой поведения и общения в вузе. В результате между преподавателями и студентами возникают конфликты, взаимное непонимание, напряженность, снижение успеваемости обучающихся. Все это доказывает необходимость дополнительной работы по адаптации вчерашних школьников к условиям вузовского обучения и подготовки преподавателей к работе с новым для них контингентом. Такая работа может осуществляться в форме психологического сопровождения.

В Таганрогском институте управления и экономики психологическое сопровождение адаптации студентов факультета среднего профессионального образования (ФСПО) к условиям обучения в вузе осуществляется силами преподавателей кафедры теоретической и прикладной психологии и студентов, обучающихся по специальности «Психология». Это сопровождение идет по трем направлениям: 1) мониторинг когнитивного и личностного развития обучающихся; 2) развитие самосознания и самопонимания обучающихся в рамках «Психологического клуба»; 3) просветительская работа с преподавателями, работающими на ФСПО. Остановимся более подробно на содержании и результатах работы каждого направления.

Для мониторинга когнитивного и личностного развития обучающихся были подобраны следующие методики: «Определение направленности личности» («Ориентационная анкета» В.Смекайла, М.Кучера), «Шкала локус-контроля» (модифицированный вариант методики УСК Дж.Роттера), «Методика изучения мотивов учебной деятельности» (модификация А.А.Реана, В.А.Якунина), «Диагностика реальной структуры личности ЦОЛ» (С.С.Бубнов), «Методика для изучения социализированности личности учащегося» (М.И.Рожков), «Методика исследования волевой организации личности», «Методика диагностики социально-психологической адаптации» К.Роджерса и Р.Даймонда, методика «Сложные аналогии».

Мониторинг проводился в три этапа. Первый этап осуществлялся в октябре, второй – в январе, третий – в мае. При этом на первом и третьем этапе студенты заполняли все методики, а на втором – только часть из них, направленную на изучение мышления, мотивов учебной деятельности и волевой организации личности.

На факультете среднего профессионального образования три группы студентов, соответствующие трем специальностям: право, экономика и менеджмент. В результате диагностики оказалось, что между группами есть как сходства, так и различия. Так, по результатам первого этапа мониторинга студентам – правоведам оказались присущи следующие особенности. 78% студентов испытывают трудности в понимании абстракций и выстраивании сложных логических связей, 22% студентов способны понимать абстракции и выстраивать сложные логические связи. В группе преобладает направленность на себя (52%), которая характеризуется отстаиванием собственных интересов, удовлетворением своих потребностей и склонностью к соперничеству. 26% студентов имеют направленность на дело, т.е. на выполнение работы как можно лучше, склонны к деловому сотрудничеству. Остальная часть студентов имеют направленность на общение, которая характеризуется поддержанием отношений с людьми и социальным одобрением (22%).

Большинство студентов в зависимости от сложившейся ситуации и обстоятельств склонны брать ответственность за свои поступки либо на себя, либо возлагать на других (60%), вместе с тем 40% студентов склонны брать на себя ответственность.

Ведущими ценностями данной группы являются: помощь и милосердие другим людям (74%), признание и уважение людей, приятное времяпрепровождение и отдых (по 52%) и высокий социальный статус и управление людьми (48%).

Доминирующими мотивами учебной деятельности студентов данной группы выступают: стать высококвалифицированным специалистом (87%), сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично» (70%), успешно учиться (52%), а также приобрести глубокие и прочные знания (48%).

У 61% студентов в достаточной мере развиты волевые качества, 24% имеют высокий уровень развития, способны с достаточной степенью осознанности и реальности определять для себя цели, пути и способы их достижения, но вместе с тем 16% нуждаются в развитии и тренировке волевых качеств.

В ходе психологической диагностики группы экономистов были выявлены следующее характеристики. Большинство студентов испытывают трудности в понимании абстракций и выстраивании сложных логических связей (65%).

В группе преобладает направленность себя (71%), 18 % студентов имеют направленность на дело, остальная часть студентов имеют направленность на общение (12%).

Большинство студентов берут ответственность на себя за свои поступки; считают, что большинство важных событий в жизни является результатом собственных действий (53%), остальные поровну разделились на склонных не брать ответственности на себя, и в зависимости от обстоятельств брать или не брать ответственность на себя (по 24%).

Ведущими ценностями данной группы являются: признание и уважение людей (71%), помощь и милосердие другим людям (65%), приятное времяпрепровождение и отдых (41%), любовь (36%) и высокий социальный статус и управление людьми (36%).

Доминирующими мотивами учебной деятельности студентов данной группы выступают: стать высококвалифицированным специалистом (88%), достичь уважения преподавателей (71%), сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично» (53%), успешно учиться (53%), успешно продолжить обучение на последующих курсах (36%) и обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности (36%).

У всей группы в достаточной мере развиты волевые качества.

И, наконец, результаты диагностики студентов – менеджеров. Большинство студентов испытывают трудности в понимании абстракций и выстраивании сложных логических связей (85%).

В группе преобладают два вида направленности на себя и общение (по 50%). Студенты в группе разделились поровну на тех, кто берет ответственность на себя за свои поступки, считая, что большинство важных событий в жизни является результатом собственных действий, и на тех, кто не берет ответственность.

Ведущими ценностями данной группы являются: помощь и милосердие другим людям (56%), признание и уважение людей, приятное времяпрепровождение и отдых (по 26%) и высокий социальный статус и управление людьми (18%).

Доминирующими мотивами учебной деятельности студентов выступают: стать высококвалифицированным специалистом (78%), сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично» (80%), успешно учиться (62%), а также приобрести глубокие и прочные знания (58%).

У 81% студентов в достаточной мере развиты волевые качества, 18% имеют высокий уровень развития, способны с достаточной степенью осознанности и реальности определять для себя цели, пути и способы их достижения, но вместе с тем 2% нуждаются в развитии и тренировке волевых качеств.

Таким образом, в результате первого этапа мониторинга определились «проблемные зоны» в развитии обучающихся. Абсолютно во всех группах студенты испытывают сложности в понимании абстракций и выстраивании сложных логических связей, т.е. у них низкий уровень развития логического мышления. Данный факт не мог не отразиться на результатах учебной деятельности, которые в первом семестре, действительно, были не очень высокие. Поэтому основная рекомендация для преподавателей заключалась в усилении внимания к развитию логического мышления студентов. Кроме того, в целом преобладал экстернальный локус контроля, который оказался значимо (р ≤ 0,05) связан с низким развитием волевых качеств, т.е. у экстерналов волевые качества развиты в недостаточной мере. Что касается преобладания направленности на себя, то она, на наш взгляд, обусловлена возрастными особенностями студентов, которые соответствуют возрастному этапу старшеклассников и данная направленность является ведущей в данном возрасте.

Результаты 3 этапа мониторинга показали следующее. 61 % студентов группы правоведов способны понимать абстракции и выстраивать сложные логические связи, а 43% имеют трудности в понимании абстракций и выстраивании сложных логических связей. Доминирующими мотивами учебной деятельности выступают: стать высококвалифицированным специалистом (96%), достичь уважения преподавателей (52%), получить диплом (65%), обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности (78%) и приобрести глубокие и прочные знания (13%). Волевые качества студентов группы в основном имеют высокий уровень развития (39%). У 35 % студентов волевая сфера личности развита в достаточной мере, а у 4% студентов имеет низкий уровень развития волевой сферы личности. 85% студентов социально адаптированы.

Таким образом, по сравнению с результатами первого этапа психодиагностической работы, произошли следующие изменения: в понимании абстракций и выстраивании сложных логических связей улучшился результат у 39%. Появились новые мотивы учебной деятельности: добиться одобрения родителей и окружающих, обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности, не запускать предметы учебного цикла. У 39% наметилась положительная тенденция в развитии волевых качеств. У 21% не произошли изменения по сравнению с первым этапом.

Что касается студентов - экономистов, то 69% способны понимать абстракции и выстраивать сложные логические связи, а 17% имеют трудности в понимании абстракций и выстраивании сложных логических связей. Доминирующими мотивами учебной деятельности выступают: стать высококвалифицированным специалистом (69%), достичь уважения преподавателей (54%), получить диплом (46%), обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности (54%), приобрести глубокие и прочные знания (46%) и успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично» (54%). Волевые качества студентов данной группы в развиты в достаточной мере (46%) и 23 % студентов имеют высокий уровень развития волевой сферы личности. 82% студентов социально адаптированы.

Таким образом, по сравнению с результатами первого этапа психодиагностической работы, произошли следующие изменения: в понимании абстракций и выстраивании сложных логических связей улучшился результат у 30%. Также появились новые мотивы учебной деятельности у 30,%. Это следующие мотивы: добиться одобрения родителей и окружающих, быть постоянно готовым к очередным занятиям, не запускать предметы учебного цикла, не отставать от сокурсников и получить интеллектуальное удовлетворение. В развитости волевых качеств личности наметилась положительная тенденция развития у 8 %. У 24% не произошли изменения по сравнению с первым этапом.

67% студентов - менеджеров имеют трудности в понимании абстракций и выстраивании сложных логических связей, а 34% способны понимать абстракции и выстраивать сложные логические связи. Доминирующими мотивами учебной деятельности выступают: стать высококвалифицированным специалистом (83%), достичь уважения преподавателей (58%), получить диплом (58%), обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности (50%), успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично»(50%) и успешно продолжать обучение на последующих курсах (58%). Волевые качества студентов группы в основном имеют высокий уровень развития (67%). 33% студентов волевые качества развиты в достаточной мере. 70% студентов социально адаптированы.

Таким образом, по сравнению с результатами первого этапа психодиагностической работы, произошли следующие изменения: в понимании абстракций и выстраивании сложных логических связей улучшился результат у 8%; появились новые мотивы учебной деятельности - получить диплом и успешно продолжать обучение на последующих курсах; в развитости волевых качеств личности наметилась положительная тенденция развития у 67%. У 25 % не произошли изменения по сравнению с первым этапом.

При этом во всех группах показатели экстернальности – интернальности остались без изменений.

Таким образом, результаты мониторинга показали изменения в когнитивном и личностном развитии студентов на протяжении первого года обучения: улучшилось логическое мышление, развились волевые качества, изменились мотивы учебной деятельности, студенты адаптировались к системе вузовского обучения, что отразилось и на успеваемости. В то же время выявились особенности работы преподавателей, т.к. в разных группах эта адаптация различна, что, на наш взгляд, связано с влиянием преподавателей по специальным дисциплинам.

Результаты каждого этапа мониторинга предоставлялись студентам, их родителям и кураторам групп в виде индивидуальных психологических портретов, также составлялись групповые психологические портреты, что позволяло увидеть динамику и основные направления работы. Однако на развитие студентов повлиял не только мониторинг, но и занятия в Психологическом клубе, которые были направлены на самопознание и самопонимание (второе направление работы).

Занятия Психологического клуба проводились раз в 2 недели. Их тематика касалась познавательных психических процессов, возрастных особенностей и коммуникативных качеств. Занятия проводили студенты 4 курса специальности «Психология» под руководством преподавателя. Все занятия были организованы в виде практических и тренинговых упражнений, сопровождались психодиагностическими методиками, которые сами студенты тут же на занятии обрабатывали. В результате этих занятий студенты факультета СПО узнали о своих психических процессах, увидели степень их развитости, получили практические рекомендации по их развитию. Проведение занятий студентами способствовало созданию дружеской, непринужденной обстановки, позволяло вести диалог, вызывало живой интерес у аудитории. В конце учебного года были проведены психологические игры между тремя группами студентов, которые показали, чему студенты научились, насколько хорошо они себя узнали.

И, наконец, третье направление работы – психологическое просвещение преподавателей, работающих на факультете СПО, заключалось в том, что с преподавателями было проведено несколько семинаров, на которых им рассказали о возрастных особенностях студентов факультета, о методах работы с «трудными» детьми, развитии их мотивации, представили результаты мониторинга. Эта работа оказалась необходимой, т.к. вузовские преподаватели оказались не готовы к работе с более младшим контингентом, некоторые из них долго не могли найти общий язык с обучающимися, предъявляли к ним завышенные требования. Именно этот факт и снизил процесс адаптации студентов.

Подводя итоги, необходимо отметить, что в целом психологическое сопровождение оправдало себя, позволив развить обучающихся, включить их в процесс вузовского обучения, повысить их успеваемость. Были выявлены организационные трудности, которые в дальнейшем будут устранены, а также стало ясно, что большого внимания требуют преподаватели, работающие с данным контингентом, которых необходимо готовить к работе с ними до начала этой работы, а не в ее процессе, как это имело место, поэтому первые занятия с преподавателями будут проведены уже в августе. Конечно, данная работа требует немалых усилий от преподавателей кафедры психологии, которые ее организовывают и проводят, но без нее студенты среднего профессионального образования не смогут успешно обучаться в вузе и освоить все необходимые общекультурные и профессиональные компетенции, предусмотренные новыми образовательными стандартами и требованиями времени.

Основные термины (генерируются автоматически): понимание абстракций, учебная деятельность, студент, высококвалифицированный специалист, достаточная мера, будущая профессиональная деятельность, высокий уровень развития, группа, профессиональное образование, связь.

Похожие статьи

Мотивация учебно-профессиональной деятельности и её...

Учебно-профессиональная деятельность – это особая форма учебной деятельности, результатом которой является формирование профессиональных знаний, умений и навыков, а также развитие качеств личности профессионала и профессиональных способностей [4, с.12].

Характеристика уровней подготовленности студентов...

- у студентов профессиональных образовательных организаций формируется ценностное отношение к самостоятельной проектировочной деятельности как составляющей будущей профессиональной деятельности специалиста

Формирование профессионально значимых качеств учащихся...

учебная деятельность, учебно-профессиональная мотивация, студент, профессиональная мотивация, профессиональная деятельность, позитивное отношение, профессиональная помощь... К вопросу мотивации студентов колледжа | Статья в журнале...

Структура учебно-профессиональной мотивации студентов...

Ведущими мотивами учебно-профессиональной деятельности студентов, будущих психологов, являются профессиональные и коммуникативные мотивы, а также мотивы творческой самореализации.

Критерии и уровни сформированности... | Молодой ученый

Профессиональная деятельность требует специального образования, т.е

будущей к профессиональной деятельности (Матухно Е. В., Рубанова Е. Ю.), внутренней.

б) когнитивный (понимание профессиональных задач, оценка их значимости, знание способов...

Исследование профессиональной самостоятельности...

экспериментальная группа, контрольная группа, уровень, методика, профессиональная адаптация, опытно-экспериментальная работа, лечебный факультет, предложенная модель, профессиональная деятельность...

Исследование профессиональных предпочтений у учащихся...

Мотивация учебно-профессиональной деятельности и её... Учебно-профессиональная деятельность – это особая форма учебной деятельности, результатом которой является формирование профессиональных знаний, умений и навыков, а также развитие качеств...

Выявление учебно-профессиональной мотивации в процессе...

Мотивация учебно-профессиональной деятельности студентов относится к числу профессионально значимых личностных характеристик. Она является как показателем, так и критерием успешности и качественности профессионального становления будущего...

К вопросу о профессиональной мотивации студентов

В статье автором рассматривается процесс развития профессиональной мотивации студентов высшего профессионального образования как системообразующего компонента высококвалифицированного специалиста.

Похожие статьи

Мотивация учебно-профессиональной деятельности и её...

Учебно-профессиональная деятельность – это особая форма учебной деятельности, результатом которой является формирование профессиональных знаний, умений и навыков, а также развитие качеств личности профессионала и профессиональных способностей [4, с.12].

Характеристика уровней подготовленности студентов...

- у студентов профессиональных образовательных организаций формируется ценностное отношение к самостоятельной проектировочной деятельности как составляющей будущей профессиональной деятельности специалиста

Формирование профессионально значимых качеств учащихся...

учебная деятельность, учебно-профессиональная мотивация, студент, профессиональная мотивация, профессиональная деятельность, позитивное отношение, профессиональная помощь... К вопросу мотивации студентов колледжа | Статья в журнале...

Структура учебно-профессиональной мотивации студентов...

Ведущими мотивами учебно-профессиональной деятельности студентов, будущих психологов, являются профессиональные и коммуникативные мотивы, а также мотивы творческой самореализации.

Критерии и уровни сформированности... | Молодой ученый

Профессиональная деятельность требует специального образования, т.е

будущей к профессиональной деятельности (Матухно Е. В., Рубанова Е. Ю.), внутренней.

б) когнитивный (понимание профессиональных задач, оценка их значимости, знание способов...

Исследование профессиональной самостоятельности...

экспериментальная группа, контрольная группа, уровень, методика, профессиональная адаптация, опытно-экспериментальная работа, лечебный факультет, предложенная модель, профессиональная деятельность...

Исследование профессиональных предпочтений у учащихся...

Мотивация учебно-профессиональной деятельности и её... Учебно-профессиональная деятельность – это особая форма учебной деятельности, результатом которой является формирование профессиональных знаний, умений и навыков, а также развитие качеств...

Выявление учебно-профессиональной мотивации в процессе...

Мотивация учебно-профессиональной деятельности студентов относится к числу профессионально значимых личностных характеристик. Она является как показателем, так и критерием успешности и качественности профессионального становления будущего...

К вопросу о профессиональной мотивации студентов

В статье автором рассматривается процесс развития профессиональной мотивации студентов высшего профессионального образования как системообразующего компонента высококвалифицированного специалиста.