Библиографическое описание:

Скрипкина Н. В. Особенности распределения и характер устойчивости позитивных установок на детей у педагогов [Текст] // Актуальные вопросы современной психологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, март 2011 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 92-97.

Актуальность исследования

От того, насколько научно обоснованы методы, способы, приемы, которыми пользуются педагоги в процессе взаимодействия со своими воспитанниками, в процессе воздействия на них не только при обучении наукам, но и при формировании ценностных ориентаций, зависит эффективность педагогической деятельности в целом. В контексте этих идей главной составляющей в педагогической профессии, на наш взгляд, является личностное отношение к детям, которое дифференцированно и может оказывать различные, часто непредвиденные эффекты на результаты обучения и воспитания детей. Полностью картину феномена «личностного отношения педагога к детям» можно получить только при изучении этого явления в системе педагогических профессиональных установок, так как его сущность составляет такая психологическая категория, как «установка». Известно, что установки на детей могут быть как положительными, так и отрицательными, иметь разную степень выраженности и устойчивости.

Термин «установка», соответствующий английскому понятию attitude, в отечественную психологическую науку ввел представитель грузинской (советской) школы Д.Н. Узнадзе (1961). Согласно его теории, установка представляет собой целостно-личностное состояние готовности, настроенности на поведение в данной ситуации и для удовлетворения определенной потребности. Сама теория установки, согласно Д.Н. Узнадзе, возникла, как попытка понять активность психического, проблемы его развития и взаимодействия с окружающим миром. Установка относится к той категории фактов действительности, которая находит возможность проявления в самых разных условиях, где только имеют место отношения [9,с.156].

В условиях педагогической профессии важным является положительное отношение к детям (позитивная установка на детей), сигнализирующее о профессиональной компетентности педагога [1].

В «Педагогической энциклопедии» педагогическое мастерство определяется как высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения, доступное каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей [5,c.739]. По утверждению А.Н. Толстого, без любви к детям невозможна полноценная педагогическая деятельность [2].

Э.Фромм считал любовь искусством, требующим опыта и умения концентрироваться, интуиции и понимания, которое необходимо постигать. Любовь по Э. Фромму, – это активная заинтересованность в жизни и развитии того, к кому мы испытываем это чувство [10,c.42].

По мнению Ситарова В.А., Маралова В.Г., любовь – одно из высших проявлений духовности человека, которая сама выступает как ценность [8].

Как отметил В.Д. Шадриков, любовь к ребенку – это, прежде всего, принятие его таким, каков он есть; любовь открывает новое измерение ученика – его индивидуальность и самоценность. Любовь к ученику порождает у педагога чувство душевного богатства, своей значимости, повышает интерес к жизни и открывает тайны педагогического мастерства [11,c.227-229].

Следовательно, несмотря на то, что в общем перечне личностных свойств (всего 50) идеального психологического портрета педагога, любовь к детям занимает только 25 место (!), она определяет характер личностного отношения к детям [3,с.21].

Наличие у педагога любви к детям говорит о его позитивной установке на детей и повышает эффективность педагогической деятельности. Следовательно, любовь к детям (позитивная установка на детей) является важным критерием профпригодности педагога. Более того, без любви к детям (позитивного отношения к детям) невозможно полноценное их обучение и воспитание.

Экспериментальных исследований, уточняющих специфику проявления, устойчивости и выраженности позитивных установок на детей, крайне недостаточно, чтобы ответить на многие вопросы, связанные с областью положительного личностного отношения педагогов к детям. В связи с этим данное исследование посвящено сравнительному изучению особенностей распределения и характера устойчивости позитивных установок на детей у педагогов и представителей других профессий.

В нашем исследовании последовательно решались как общие, так и специфические задачи. К общим задачам мы относим выявление наличия позитивной установки у педагогов и сравнение с наличием таковой у представителей других профессий. К специфическим задачам мы относим определение некоторых факторов, способствующих проявлению и укреплению позитивной установки на детей, как у педагогов, так и у представителей других профессий.

Методика исследования

Для определения характера установки на детей в нашем исследовании мы использовали диагностический метод – тест «СОУЛ» (система оценочных установок личности), разработанный на базе семантического дифференциала. Метод семантического дифференциала (СД) получил широкое применение в исследованиях, связанных с восприятием и поведением человека, с анализом социальных установок и личностных смыслов. Популярность метода можно объяснить тем, что исследователи получили возможность определять такие интимные процессы, как отношение субъекта к миру вещей, социальному окружению и самому себе [6,с.110-124]. Разработанный вариант теста СД - СОУЛ валиден и надежен при изучении иерархии ценностей. В нашем исследовании диагностический метод – тест «СОУЛ» позволяет обозначить структуру профессиональных ценностей (установок на детей) у педагогов образовательных учреждений и представителей других профессий [4,c.54-65]. Тест позволил нам проективным образом исследовать различного рода установки, определить знак установки и установить степень ее выраженности и представленности в исходной выборке испытуемых. В качестве контрольных слов нами были взяты следующие слова: «солнце», «друг», «человек» - это общечеловеческие ценности (ОЦ) и «тяжелая болезнь», «враг», «слякоть» - это общечеловеческие антиценности (ОАЦ). Поскольку в нашем исследовании предполагалось проективным образом исследовать личностное отношение педагогов к детям, мы ввели в список ценностей слова «дети», «дошкольник», «школьник», «трудный подросток». Таким образом, в линейке изучаемых нами объектов «дети», «дошкольник», «школьник», «трудный подросток», родовым понятием, символизирующим национально-культурное значение и отражающим атрибутивные характеристики объекта, является слово «дети». Исследование оценок по всем четырем объектам в родовидовой структуре «дети» позволяет нам определить характер установочного отношения к детям в исходной выборке испытуемых.

Всего в исследовании приняли участие 166 человек. Эмпирическая база исследования представлена двумя группами: в экспериментальную группу входят педагоги муниципальных образовательных учреждений г.Челябинска – N=112; в контрольную - представители других профессий - N=54. Группа «представители других профессий» исключает принадлежность к педагогической профессиональной деятельности. В нашем исследовании в эту группу входят представители торговли, пищевой промышленности, здравоохранения, ИТР и др.). Возраст респондентов составляет интервал от 21года до 69 лет.

Анализ результатов исследования и их интерпретация

Рассмотрим показатели положительного личностного отношения к детям, полученные нами при помощи СОУЛ, в различных группах испытуемых: у педагогов (N=112) позитивное отношение к детям наблюдается в 49,1 % случаев; у представителей других профессий (N=54) - в 57,4 % случаев. Следовательно, разница между двумя группами составляет 8,3 % в пользу представителей других профессий. Средние оценки в родовидовой структуре «дети» (дети, дошкольник, школьник, трудный подросток) у педагогов находятся в интервале от + 16,75 до +5,75 баллов; у представителей других профессий - в интервале от + 16,75 до +6 баллов, то есть различия не зафиксированы.

Однако, судить об устойчивости позитивной установки на детей, возможно только выстроив вариативный ряд оценок – от весьма позитивного до слабо позитивного отношения (табл.1).

Таблица 1

Распределение позитивной установки на детей в двух группах испытуемых (в %)

Испытуемые с позитивным отношением к детям

Весьма позитивное (+18…+13)

Позитивное

(+12…+7)

Слабо позитивное (+6…0)

Педагоги (N=55)

41,82 %

52,73 %

5,45 %

Представители других профессий (N=31)

29,03 %

67,74 %

3,23 %

Так «весьма позитивное» отношение наблюдается у 41,82 % педагогов; «позитивное» отношение – у 52,73 % педагогов; «слабо позитивное» отношение зафиксировано у 5,45 % педагогов. Следовательно, позитивная установка на детей у педагогов носит устойчивый характер, поскольку слабо позитивных оценок наблюдается всего 5, 45 %.

У представителей других профессий «весьма позитивное» отношение присутствует у 29,03 % респондентов; «позитивное» отношение – у 67,74 %; «слабо позитивное» отношение зафиксировано у 3,23 % респондентов. Следовательно, позитивная установка на детей у представителей других профессий, как и у педагогов, носит устойчивый характер, поскольку слабо позитивных оценок наблюдается всего 3,23 %

Таким образом, сравнение средних величин показателей установочного отношения к детям свидетельствует об устойчивости позитивных установок на детей, как в экспериментальной, так и в контрольной группе (рис.1).

Рис.1. Вариативность позитивных установок на детей у педагогов и представителей других профессий

Дальнейшие результаты нашего исследования направлены на решение его специфических задач. В ходе исследования мы определили некоторые факторы, способствующие проявлению и укреплению позитивной установки на детей, как у педагогов, так и у представителей других профессий. К этим факторам относятся такие социально-демографические характеристики респондентов, как их возраст, семейное положение и родительский опыт (наличие в семье детей).

Для установления влияния возрастного фактора на характер установочного отношения к детям мы условно разделили группы испытуемых на следующие возрастные подгруппы:

  1. 21 – 30 лет

  2. 31 – 40 лет

  3. 41 – 50 лет

  4. От 51 года и выше

Анализ результатов исследования показал, что положительное отношение к детям чаще проявляется у педагогов в возрасте от 21 года до 30 лет (31%) и реже у педагогов старше 51 года (16 %) (рис.2).

Рис. 2. Взаимосвязь позитивного отношения к детям и возраста педагогов

У представителей других профессий, как и у педагогов, чаще всего позитивное отношение к детям наблюдается в возрасте от 21 года до 30 лет (45 %). Реже всего позитивные установки на детей встречаются у респондентов в возрасте от 41 года до 50 лет (рис.3).

Рис.3. Взаимосвязь позитивного отношения к детям и возраста представителей других профессий

Благодаря сравнению показателей взаимосвязи установочного отношения к детям и возраста испытуемых, мы обнаружили благоприятный возрастной интервал, способствующий наибольшему проявлению позитивных установок на детей – это интервал от 21 года до 30 лет. Этот феномен выражается не только в частоте встречаемости у респондентов в возрасте 21года – 30 лет позитивных установок на детей, но и в определении периода благоприятствования формирования и переформирования установок. Таким образом, уточнение фактора возраста способствует возможностям формирования позитивных установок на детей.

Для определения влияния таких факторов, как семейное положение и наличие родительского опыта, на проявление позитивных установок на детей у испытуемых мы проанализировали следующие экспериментальные данные (табл.2).

Таблица 2

Показатели установочного отношения к детям в зависимости от семейного положения и родительского опыта испытуемых

Знак установки на детей в экспериментальной (1) и контрольной группе (2)

Кол-во респондентов

Семейное положение

Наличие детей

Всего человек

Замужем - женат

н/замуж -холост

Есть

Нет

Положительная установка

1

55

43

12

48

7

2

31

22

9

24

7

Отрицательная установка

1

57

30

27

44

13

2

23

14

9

13

10

Обработка результатов с применением φ* критерия Фишера показала, что среди незамужних педагогов больше лиц с отрицательной установкой на детей, чем с положительной установкой (φ*= 1,89, р=0,029) [7,c.158-164]. Следовательно, незамужнее положение отрицательно сказывается на формировании у педагогов положительной установки на детей. По наличию-отсутствию родительского опыта и проявлению у педагогов позитивных установок на детей значимых различий между педагогами с позитивной установкой на детей и педагогами с негативной установкой на детей не выявлено (φ*= 0,376). Между тем, среди педагогов с позитивным отношением к детям замужем - 78,2 % , имеют своих детей – 87,3 %.

Анализ экспериментальных данных в группе представителей других профессий не показал значимых различий между респондентами с положительной установкой на детей и респондентами с отрицательной установкой на детей по фактору «семейное положение» (φ*= 0,77). Однако, по фактору «родительский опыт» различия достоверны (φ*= 1,64, р≤ 0,05). Следовательно, у представителей других профессий, имеющих своих детей, больше лиц с положительной установкой на детей, чем с отрицательной установкой. Среди представителей других профессий с позитивным отношением к детям замужем – 41,9 % , женаты – 22,6 %, имеют своих детей – 70,97 %.

Таким образом, такие факторы как семейное положение и родительский опыт уменьшают возможность проявления у испытуемых отрицательных установок на детей и увеличивают возможность проявления позитивных установок. Так, среди педагогов с позитивным отношением к детям большая часть замужем (78,2 %) и воспитывает детей (87,3%). Такая же тенденция наблюдается у представителей других профессий, где замужних/женатых респондентов с позитивной установкой на детей насчитывается 64,5 % и 70,97 % воспитывают своих детей.

Относительно всей выборки испытуемых (экспериментальной и контрольной групп N =166) выявлены значимые различия по факторам семейное положение и родительский опыт. Доказано, что у замужних/женатых респондентов положительных установок на детей больше, чем у незамужних/неженатых (φ*= 2,81, р≤ 0,001). А наличие родительского опыта у респондентов способствует увеличению положительных установок на детей (φ*= 1,94, р=0,026).

В результате сравнительного изучения проявления позитивных установок на детей у педагогов и представителей других профессий, сделаны следующие выводы:

  • Сопоставление показателей установочного отношения к детям в двух группах испытуемых показало преимущественное значение позитивных установок на детей у представителей других (непедагогических) профессий.

  • Выраженность позитивных установок на детей колеблется в интервале от + 16,75 до +5,75 баллов. Позитивная установка на детей носит устойчивый характер поскольку «слабо позитивное» отношение (+6…0) наблюдается в 5,45 % случаев у педагогов и в3,23 % случаев у представителей других профессий, то есть не превышает 10 % уровня.

  • Существует возрастная специфика проявления позитивных установок на детей. Обозначен возраст испытуемых, наиболее чувствительный, как для увеличения показателей проявления позитивных установок на детей, так и для их успешного формирования. Важным для нас является тот факт, что влияние фактора возраста на проявление позитивных установок на детей в группе педагогов, несущественно (в отличие от аналогичных показателей в группе представителей других профессий).

  • Результаты исследования демонстрируют положительное влияние семейного положения и наличия родительского опыта на увеличение позитивных установок на детей, как у педагогов, так и у представителей других профессий. Следовательно, такие факторы как семейное положение и родительский опыт уменьшают возможность проявления у испытуемых отрицательных установок на детей и увеличивают возможность проявления позитивных установок на детей.

Таким образом, установление и объяснение причин проявления позитивных установок на детей позволит разработать рекомендации и программы их формирования у разных по профессиональной принадлежности категорий испытуемых. Особую важность данные программы будут иметь в педагогической профессии, поскольку здесь любовь к детям (позитивная установка на детей) является базовой характеристикой педагогического мастерства.


Литература:

  1. Борытко Н. М. Профессионально-педагогическая компетентность педагога. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. - 30 сентября. http://www.eidos.ru/journal/2007/0930-10.htm.
  2. Ломунов К., Жизнь Л. Толстого, М., 1981

  3. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. М., 1994, с.21.

  4. Панасюк А.Ю. Обвинительный уклон в зеркале психологического исследования // Психологический журнал. -1992.- Т.13.- № 3.- С.54-65.

  5. Педагогическая энциклопедия. М.: Сов. Энциклопедия, 1965. Т.2., с.739.

  6. Петренко В.Ф. Основы психосемантики.-М.:Изд-во МГУ, 1997.-399 с. С. 110-124.

  7. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – Спб.: ООО «Речь», 2004. – 350с., ил.

  8. Ситаров В.А., Маралов В.Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. учеб. заведений. / Под ред. В.А. Сластелина. – М., 2000. – 216с.

  9. Узнадзе Д.Н. Теория установки. -Воронеж: МОДЭК, 1997. - 448 с.

  10. Фромм Э. Искусство любить: Исследование и природа любви. М., 1990, с., 42.

  11. Шадриков В.Д. Способности человека. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж; НПО «МОДЭК», 1997. – 288с., 227.

Основные термины (генерируются автоматически): позитивных установок, проявления позитивных установок, устойчивости позитивных установок, установочного отношения, позитивных жизненных установок, позитивной установки, проявление позитивных установок, позитивная установка, возможность проявления, позитивное» отношение, эмоциональной устойчивости педагогов, устойчивости педагогов дошкольного, родительского опыта, педагогов позитивных установок, возможность проявления позитивных, педагогов дошкольного образовательного, позитивного отношения, семейное положение, слабо позитивных оценок, позитивным отношением.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос