Особенности профессиональной деятельности педагогов вечерних школ | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 6. Социальная психология

Опубликовано в

V международная научная конференция «Психологические науки: теория и практика» (Москва, июнь 2017)

Дата публикации: 29.05.2017

Статья просмотрена: 17 раз

Библиографическое описание:

Голина Л. Н. Особенности профессиональной деятельности педагогов вечерних школ [Текст] // Психологические науки: теория и практика: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2017. — С. 29-33. — URL https://moluch.ru/conf/psy/archive/238/12534/ (дата обращения: 20.10.2018).



В статье рассматривается особенности работы педагогов вечерних школ и факторы риска профессиональной деятельности.

Ключевые слова: вечерняя школа, работающая молодежь, дезадаптивные подростки, профессиональные риски, реорганизация

The article discusses the peculiarities of work of teachers of evening schools and the risk factors of professional activity.

Key words: evening school, working youth, disadaptive teenagers, occupational risks

Изменение социально-политической ситуации в стране изменению статуса вечерних школ. Классические школы для взрослых появились в конце XIX века, к ним относились как начальные учреждения, так и профессиональные школы для рабочих. В настоящее время вечерние школы выполняют функцию обучения и воспитания социально-дезадаптированных подростков, а заочная форма обучения позволяет совмещать работу и учебу совершеннолетним учащимся.

В данной статье мы бы хотели рассмотреть особенности работы специалистов вечерних школ и факторов риска, которые способствуют снижению профессиональной деятельности педагогов и успешности освоения общеобразовательных программ учащимися.

Особенности контингента

В настоящее время большое количество учащихся вечерних (сменных) школ являются несовершеннолетними. И каждый из них был переведен в виду ряда социально-психологических причин.

Наиболее распространенной причиной является социальная дезадаптация подростков. Так, большинство учеников состоят на различных видах учета (ВШУ, КДН, ПДН), имеют приводы в полицию или уходы из дома. Часть подростков совершали пропуски занятий без уважительной причины, либо имели трудности в общении со сверстниками и взрослыми. Низкая успеваемость и неспособность справиться с программой в дневной школе, сопровождает поведенческие нарушения.

Значительный процент учащихся были вынуждены перейти в вечернюю школу в связи с тяжелым материальным положением или являются детьми из социально-неблагополучных семей.

Отсутствие взаимодействия с родителями

Социальное неблагополучие учеников вечерних школ часто сопровождается отсутствием контакта или нежеланием его поддерживать со стороны родителей. Предоставление детям чрезмерной свободы (поздние уходы из дома, отсутствие внеурочной занятости) или, наоборот, полное ограничение свободы (отсутствие возможности иметь друзей, посещать досуговые мероприятия) приводит к негативным взаимоотношениям с родителями. В случае возникновения трудной ситуации в рамках образовательного процесса, педагогу часто не к кому обратиться. Во многих вопросах именно педагог заменяет «значимого взрослого», принимая на себя дополнительные функции, не связанные с образовательным процессом.

Пренебрежительное отношение коллег

Несмотря на то, что в трудовой книжке учителя вечерней школы стоит классическая запись, педагоги оторваны от статуса «школьного учителя». Данные различия проявляются как в законодательной базе, так и в непосредственном отношении коллег. Так в ст. 27 ФЗ № 173 от 17.12.2001 года говорится о том, что досрочная трудовая пенсия назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Однако, согласно Постановлению Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" указывается, что трудовой стаж в вечерних школах (или центрах образования) не засчитывается, если в образовательном учреждении менее 50 % несовершеннолетних. Таким образом, педагоги большинства данных учреждений не имеют права на досрочную пенсию [2].

Особое отношение складывается и с коллегами из дневных школ. Индивидуальные особенности учащихся часто не принимается во внимание при оценке эффективности деятельности педагогов. При оценке профессионализма педагога учитывается, прежде всего, успешность ученика, но за короткий период обучения ребенка в вечерней школе (большинство детей поступают на один-два учебных года для получения основного общего образования) полностью компенсировать упущенное за семь-восемь лет, не всегда представляется возможным.

Клевцовой С.Н. был проведен анализ контингента вечерних школ Ростовской области и согласно полученным данным около 40 % учеников, прибывших в вечернюю школу из дневной, хотя бы раз оставались на повторное обучение [1].

Высокая вероятность закрытия

Общее образование в вечерних школах Российской Федерации получает около 250 тысяч учащихся, которые обучаются по очной и заочной форме.

Количество вечерних школ в регионах страны отличается. Так по данным государственного органа федеральной службы государственной статистики по г. Москве в столице в настоящее время насчитывается 21 вечерняя школа, в которых обучаются около 7000 учеников.

Региональный аспект имеет большое значение и для вечерних школ. Ряд регионов полностью отказались от существования данных заведений, признав их нерентабельными. Так, Ингушская республика, Коми-Пермяцкий автономный округ реорганизовали вечерние школы. Наибольшее количество учебных заведений и их наполняемость отмечены в ряде регионов приволжского (Пермский округ, Башкортостан, Татарстан), сибирского (Кемеровская, Новосибирская область) и южного федеральных округов (Краснодарский край, Ростовская область, республика Дагестан).

В настоящее время в Российской Федерации насчитывается менее 700 самостоятельных вечерних школ и реорганизация большинства из них обоснована экономическим кризисом и снижением необходимости обучения работающей молодежи. Только в г. Волгограде за последние несколько лет из восьми действующих вечерних школ осталось только четыре [3]. Ситуация напряжения связана с постоянной угрозой закрытия и потерей рабочего места. Данный фактор является причиной ухода молодых специалистов, готовых внедрять новые стандарты образования, из школы.

Отсутствие государственных специализированных учебных программ

В связи с отсутствием единого государственного стандарта для вечерних школ (в отличии от советской системы образования) каждое образовательное учреждение создает свои разработки, часто просто на основе простого объединения тем в планировании. В итоге учителю приходится осваивать с учениками тот же курс, что и в общеобразовательных школах, но в предельно короткие сроки.

Многозадачность

Небольшой коллектив в вечерней школе одновременно является и фактором благоприятных, более близких отношений на работе и, в тоже время, может иметь негативные последствия. Педагогу приходится выполнять гораздо больший объем обязанностей и одновременно совмещать сразу несколько должностей. Часто педагоги имеют несколько классных руководств, преподают один-два учебных предмета и совмещают всё это с административными обязанностями. Такая многоплановость деятельности, часто становится фрустрирующей.

Низкое финансирование

Низкая заработная плата и отсутствие необходимого материально-технического и методического обеспечения становится причиной смены работы, в результате чего молодые специалисты практически не работают в вечерней школе. Многие педагоги продолжают работать в данных учреждениях в виду возраста или невостребованности в других организациях.

Несмотря на высокие факторы риска в работе педагогов, вечерние школы продолжают выполнять значимую функцию в образовательной системе страны. В настоящее время вечерняя школа с особым образовательным пространством, предоставляет возможность адаптации социально-неблагополучным и неуспевающим детям, а также работающей молодежи.

Литертура:

  1. Клевцова, С.Н. Адаптивное образовательное пространство открытой (сменной) школы как среда преодоления дезадаптации подростков [Текст]: автореф. дисс к.п.н./ С.Н. Клевцова.- Ростовский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования.- Ростов-на-Дону, 2005. — 16 с.
  2. О трудовых пенсиях в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ: текст с изм. и доп., вступил в силу 01.01.2002. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=201774&div=LAW&dst=1000000001 %2C0&rnd=0.8139979404790807
  3. Портал «Статистика Российского образования». Режим доступа: http://stat.edu.ru
Основные термины (генерируются автоматически): вечерняя школа, школа, Российская Федерация, работающая молодежь, образовательное учреждение, образовательный процесс, время, Ростовская область, ряд регионов, трудовая пенсия.

Ключевые слова

вечерняя школа, реорганизация, работающая молодежь, дезадаптивные подростки, профессиональные риски

Похожие статьи

Система образования в контексте образовательной реформы...

вечерняя школа, школа, Российская Федерация, работающая молодежь, образовательное учреждение, образовательный процесс, время, Ростовская область, ряд регионов, трудовая пенсия.

Организация деятельности средней общеобразовательной...

Цель, над которой работает школа сегодня: повышение качества образования как условие

Образовательное учреждение укомплектовано кадрами, имеющими соответствующую

К педагогам, не осуществляющим образовательный процесс, относится педагог-организатор.

Российская система образования на переходном этапе

А в 2008 году ЕГЭ уже сдавали выпускники всех регионов России.

Высшая школа в нашей стране пока ещё производит достаточно высококвалифицированных специалистов в области

Постановление Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. № 300 г. Москва...

Малокомплектная сельская школа: развивать или закрывать?

школа, сельская местность, том, сель, Российская Федерация, ребенок, развитие, профессиональная ориентация, дошкольный возраст, дошкольное образование.

Проблема трудоустройства выпускников профессиональных...

Еще недавно выпускники школ хотели стать бухгалтерами, менеджерами и специалистами.

образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования.

Основные термины (генерируются автоматически): Ростовская область, трудоустройство...

История развития образования | Статья в журнале...

Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.06.2015).

В обществе произошла научная революция, образовательный процесс... Российская школа конца XIX века в контексте европейского...

Молодежные организации Ростовской области как ресурс...

В Российской Федерации только начал развиваться процесс образования принципиально новой структуры взаимоотношений между молодежными

По заключению ученых-социологов [3] молодежь Ростовской области проявляет близкие к среднероссийским типы...

Публикация научных статей — Молодой ученый

Нужна ли научная работа в школе?

Эти вопросы очень часто возникают у многих, кто в силу своей работы связан со школой: у учителей, работников дополнительного образования

В ближайшее время намерена воспользоваться одним из них по опубликованию статьи.

Статистический анализ основных показателей системы высшего...

В то же время численность студентов образовательных организаций высшего образования по сравнению с 2015г. уменьшилась на 442,5 тыс

Одним из показателей развития сферы образования является концентрация вузов в различных округах Российской Федерации.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Система образования в контексте образовательной реформы...

вечерняя школа, школа, Российская Федерация, работающая молодежь, образовательное учреждение, образовательный процесс, время, Ростовская область, ряд регионов, трудовая пенсия.

Организация деятельности средней общеобразовательной...

Цель, над которой работает школа сегодня: повышение качества образования как условие

Образовательное учреждение укомплектовано кадрами, имеющими соответствующую

К педагогам, не осуществляющим образовательный процесс, относится педагог-организатор.

Российская система образования на переходном этапе

А в 2008 году ЕГЭ уже сдавали выпускники всех регионов России.

Высшая школа в нашей стране пока ещё производит достаточно высококвалифицированных специалистов в области

Постановление Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. № 300 г. Москва...

Малокомплектная сельская школа: развивать или закрывать?

школа, сельская местность, том, сель, Российская Федерация, ребенок, развитие, профессиональная ориентация, дошкольный возраст, дошкольное образование.

Проблема трудоустройства выпускников профессиональных...

Еще недавно выпускники школ хотели стать бухгалтерами, менеджерами и специалистами.

образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования.

Основные термины (генерируются автоматически): Ростовская область, трудоустройство...

История развития образования | Статья в журнале...

Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.06.2015).

В обществе произошла научная революция, образовательный процесс... Российская школа конца XIX века в контексте европейского...

Молодежные организации Ростовской области как ресурс...

В Российской Федерации только начал развиваться процесс образования принципиально новой структуры взаимоотношений между молодежными

По заключению ученых-социологов [3] молодежь Ростовской области проявляет близкие к среднероссийским типы...

Публикация научных статей — Молодой ученый

Нужна ли научная работа в школе?

Эти вопросы очень часто возникают у многих, кто в силу своей работы связан со школой: у учителей, работников дополнительного образования

В ближайшее время намерена воспользоваться одним из них по опубликованию статьи.

Статистический анализ основных показателей системы высшего...

В то же время численность студентов образовательных организаций высшего образования по сравнению с 2015г. уменьшилась на 442,5 тыс

Одним из показателей развития сферы образования является концентрация вузов в различных округах Российской Федерации.

Задать вопрос