Автор: Голина Любовь Николаевна

Рубрика: 6. Социальная психология

Опубликовано в

V международная научная конференция «Психологические науки: теория и практика» (Москва, июнь 2017)

Дата публикации: 29.05.2017

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Голина Л. Н. Особенности профессиональной деятельности педагогов вечерних школ [Текст] // Психологические науки: теория и практика: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2017. — С. 29-33.



В статье рассматривается особенности работы педагогов вечерних школ и факторы риска профессиональной деятельности.

Ключевые слова: вечерняя школа, работающая молодежь, дезадаптивные подростки, профессиональные риски, реорганизация

The article discusses the peculiarities of work of teachers of evening schools and the risk factors of professional activity.

Key words: evening school, working youth, disadaptive teenagers, occupational risks

Изменение социально-политической ситуации в стране изменению статуса вечерних школ. Классические школы для взрослых появились в конце XIX века, к ним относились как начальные учреждения, так и профессиональные школы для рабочих. В настоящее время вечерние школы выполняют функцию обучения и воспитания социально-дезадаптированных подростков, а заочная форма обучения позволяет совмещать работу и учебу совершеннолетним учащимся.

В данной статье мы бы хотели рассмотреть особенности работы специалистов вечерних школ и факторов риска, которые способствуют снижению профессиональной деятельности педагогов и успешности освоения общеобразовательных программ учащимися.

Особенности контингента

В настоящее время большое количество учащихся вечерних (сменных) школ являются несовершеннолетними. И каждый из них был переведен в виду ряда социально-психологических причин.

Наиболее распространенной причиной является социальная дезадаптация подростков. Так, большинство учеников состоят на различных видах учета (ВШУ, КДН, ПДН), имеют приводы в полицию или уходы из дома. Часть подростков совершали пропуски занятий без уважительной причины, либо имели трудности в общении со сверстниками и взрослыми. Низкая успеваемость и неспособность справиться с программой в дневной школе, сопровождает поведенческие нарушения.

Значительный процент учащихся были вынуждены перейти в вечернюю школу в связи с тяжелым материальным положением или являются детьми из социально-неблагополучных семей.

Отсутствие взаимодействия с родителями

Социальное неблагополучие учеников вечерних школ часто сопровождается отсутствием контакта или нежеланием его поддерживать со стороны родителей. Предоставление детям чрезмерной свободы (поздние уходы из дома, отсутствие внеурочной занятости) или, наоборот, полное ограничение свободы (отсутствие возможности иметь друзей, посещать досуговые мероприятия) приводит к негативным взаимоотношениям с родителями. В случае возникновения трудной ситуации в рамках образовательного процесса, педагогу часто не к кому обратиться. Во многих вопросах именно педагог заменяет «значимого взрослого», принимая на себя дополнительные функции, не связанные с образовательным процессом.

Пренебрежительное отношение коллег

Несмотря на то, что в трудовой книжке учителя вечерней школы стоит классическая запись, педагоги оторваны от статуса «школьного учителя». Данные различия проявляются как в законодательной базе, так и в непосредственном отношении коллег. Так в ст. 27 ФЗ № 173 от 17.12.2001 года говорится о том, что досрочная трудовая пенсия назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Однако, согласно Постановлению Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" указывается, что трудовой стаж в вечерних школах (или центрах образования) не засчитывается, если в образовательном учреждении менее 50 % несовершеннолетних. Таким образом, педагоги большинства данных учреждений не имеют права на досрочную пенсию [2].

Особое отношение складывается и с коллегами из дневных школ. Индивидуальные особенности учащихся часто не принимается во внимание при оценке эффективности деятельности педагогов. При оценке профессионализма педагога учитывается, прежде всего, успешность ученика, но за короткий период обучения ребенка в вечерней школе (большинство детей поступают на один-два учебных года для получения основного общего образования) полностью компенсировать упущенное за семь-восемь лет, не всегда представляется возможным.

Клевцовой С.Н. был проведен анализ контингента вечерних школ Ростовской области и согласно полученным данным около 40 % учеников, прибывших в вечернюю школу из дневной, хотя бы раз оставались на повторное обучение [1].

Высокая вероятность закрытия

Общее образование в вечерних школах Российской Федерации получает около 250 тысяч учащихся, которые обучаются по очной и заочной форме.

Количество вечерних школ в регионах страны отличается. Так по данным государственного органа федеральной службы государственной статистики по г. Москве в столице в настоящее время насчитывается 21 вечерняя школа, в которых обучаются около 7000 учеников.

Региональный аспект имеет большое значение и для вечерних школ. Ряд регионов полностью отказались от существования данных заведений, признав их нерентабельными. Так, Ингушская республика, Коми-Пермяцкий автономный округ реорганизовали вечерние школы. Наибольшее количество учебных заведений и их наполняемость отмечены в ряде регионов приволжского (Пермский округ, Башкортостан, Татарстан), сибирского (Кемеровская, Новосибирская область) и южного федеральных округов (Краснодарский край, Ростовская область, республика Дагестан).

В настоящее время в Российской Федерации насчитывается менее 700 самостоятельных вечерних школ и реорганизация большинства из них обоснована экономическим кризисом и снижением необходимости обучения работающей молодежи. Только в г. Волгограде за последние несколько лет из восьми действующих вечерних школ осталось только четыре [3]. Ситуация напряжения связана с постоянной угрозой закрытия и потерей рабочего места. Данный фактор является причиной ухода молодых специалистов, готовых внедрять новые стандарты образования, из школы.

Отсутствие государственных специализированных учебных программ

В связи с отсутствием единого государственного стандарта для вечерних школ (в отличии от советской системы образования) каждое образовательное учреждение создает свои разработки, часто просто на основе простого объединения тем в планировании. В итоге учителю приходится осваивать с учениками тот же курс, что и в общеобразовательных школах, но в предельно короткие сроки.

Многозадачность

Небольшой коллектив в вечерней школе одновременно является и фактором благоприятных, более близких отношений на работе и, в тоже время, может иметь негативные последствия. Педагогу приходится выполнять гораздо больший объем обязанностей и одновременно совмещать сразу несколько должностей. Часто педагоги имеют несколько классных руководств, преподают один-два учебных предмета и совмещают всё это с административными обязанностями. Такая многоплановость деятельности, часто становится фрустрирующей.

Низкое финансирование

Низкая заработная плата и отсутствие необходимого материально-технического и методического обеспечения становится причиной смены работы, в результате чего молодые специалисты практически не работают в вечерней школе. Многие педагоги продолжают работать в данных учреждениях в виду возраста или невостребованности в других организациях.

Несмотря на высокие факторы риска в работе педагогов, вечерние школы продолжают выполнять значимую функцию в образовательной системе страны. В настоящее время вечерняя школа с особым образовательным пространством, предоставляет возможность адаптации социально-неблагополучным и неуспевающим детям, а также работающей молодежи.

Литертура:

  1. Клевцова, С.Н. Адаптивное образовательное пространство открытой (сменной) школы как среда преодоления дезадаптации подростков [Текст]: автореф. дисс к.п.н./ С.Н. Клевцова.- Ростовский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования.- Ростов-на-Дону, 2005. — 16 с.
  2. О трудовых пенсиях в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ: текст с изм. и доп., вступил в силу 01.01.2002. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=201774&div=LAW&dst=1000000001 %2C0&rnd=0.8139979404790807
  3. Портал «Статистика Российского образования». Режим доступа: http://stat.edu.ru
Основные термины (генерируются автоматически): вечерних школ, педагогов вечерних школ, Российской Федерации, вечерних школах, учеников вечерних школ, статуса вечерних школ, деятельности педагогов вечерних, специалистов вечерних школ, вечерних школ Ростовской, Количество вечерних школ, действующих вечерних школ, работы педагогов вечерних, самостоятельных вечерних школ, вечерняя школа, вечерние школы, профессиональной деятельности педагогов, количество учащихся вечерних, вечерних школах Российской, вечерней школе, трудовая пенсия.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос