Социальная индифферентность как предпосылка к формированию нравственных ориентиров у молодежи в Российской Федерации
Автор: Бабин Илья Эдуардович
Рубрика: 6. Социальная психология
Опубликовано в
Дата публикации: 02.06.2016
Статья просмотрена: 476 раз
Библиографическое описание:
Бабин, И. Э. Социальная индифферентность как предпосылка к формированию нравственных ориентиров у молодежи в Российской Федерации / И. Э. Бабин. — Текст : непосредственный // Психология в России и за рубежом : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. — С. 16-18. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/198/10673/ (дата обращения: 16.11.2024).
В статье рассматриваются явления и процессы, оказывающие влияние на общество, как систему, меняющие его морально-нравственные ориентиры. В данной статье также предпринимается попытка осмысления роли СМИ в формировании нового типа общества.
Ключевые слова: индифферентность
Мы живем в то самое время, когда практически у всего человечества происходит тотальная «перестройка» морально-нравственных ориентиров и ценностей. Сейчас считается нормой совсем не то, что было в порядке вещей еще каких-нибудь сто лет назад. Общество непрерывно меняется, однако меняется не всегда с одинаковой скоростью. Наблюдательный человек наверняка заметил, что с начала 2000-x годов не только человеческое общество, но и другие, стоящие поодаль, но все же тесно связанные с человеком, сферы производства и деятельности бурно развивались. Это развитие шло для кого-то незаметно, ведь у него были свои собственные дела, ему, отдельно взятому человеку, не было дела до технических новинок или даже изобретений. Он узнавал о достижениях науки по радио, или телевидению. Но, в это время менялся и он сам. Менялся, как часть большого механизма, огромного по своим размерам, имя которому — общество. Думается, вряд ли кто-нибудь станет отрицать, что сейчас, в 2016 году нам живется точно так же, как и допустим, в 2001. В тот период были свои сложности — проблемы государственного масштаба, социальные неурядицы, экономические и духовные трудности. Российскому обществу пришлось многое пережить за эти 15 лет. Это были потрясения несравнимо меньшего масштаба, чем, к примеру, Великая Отечественная война, однако они тоже оказывали влияние на социум. Это факт. Время скоротечно, и кое-какие события, за ширмой обыденности могут остаться нами совершенно незамеченными. Но они происходят, хотим мы того, или нет. И оказывают на нас, как части огромного механизма, и на сам «механизм» в целом, определенное влияние. Общество всегда изменяется. Оно редко находится в статичном состоянии, хотя такое, несомненно, бывает. Под влиянием чего общество способно изменяться? Какие факторы способствуют его развитию, или, напротив — угасанию, или деградации?
- Внутриполитическая обстановка.
Представляется нужным пояснить, что имеется в виду под «внутриполитической обстановкой», как фактором, способным воздействовать на общество, изменять его.
Если в государстве отсутствуют глобальные экономические, политические, социальные, духовные и другие проблемы, то его условно можно назвать стабильным, и в таком случае общество должно не торопливо идти к прогрессу. Однако, нужно отметить одну важную деталь. Описанная выше внутриполитическая ситуация претендует, скорее, на «звание» стагнации. А в период стагнации, как известно, никакого развития быть не может. Если в государстве и обществе нет глобальных проблем, то это вовсе не означает, что государство, или общество, непременно идет по пути прогресса.
- Внешнеполитическая обстановка.
Еще одним важным фактором, формирующим общество, создающим определенные настроения среди населения, и оказывающим влияние на развитие государства в целом является внешнеполитическая ситуация. Диалог между государствам ведется посредством дипломатических переговоров, а также личных встреч глав государств. Интересно то, что от действий и решений определенного круга лиц, наделенных властными полномочиями, порой может страдать целое государство. Хотя, такое случается нечасто, и обычно в народе не бывает единого мнения относительно политики, проводимой государством, история все же знает примеры, когда из-за неумелого руководства страной, она испытывала большие проблемы, которые растягивались на несколько десятилетий.
Итак, общество — это подвижная система, которую можно отождествить с живым организмом, где у каждой части тела (слоя, класса) своя функция и определенное предназначение.
Будет ошибкой полагать, что на общество влияет только лишь политическая обстановка. Есть еще множество факторов, благодаря которым социум может преображаться, становиться лучше и совершеннее. Но мы не имеем права отвергать, забывать, закрывать глаза и на то, что общество разрушает, делает его не конкурентоспособным, ведет к разрушению и исчезновению. Договоримся называть это деструктивными факторами.
Рассмотрим их. Одним из многих деструктивных факторов является наличие в социуме люмпенизированных, политически не благонадежных, словом, антисоциальных элементов. Если говорить о Российской Федерации, то нельзя не отметить, что количество членов этой прослойки если и не растет, то однозначно не снижается. В крупных городах, вероятно, эта проблема стоит не особенно остро, но в деревнях, селах и малых населенных пунктах она существует, и ситуация складывается весьма печальная. Проблема лежит на поверхности: отсутствие достойной заработной платы, а то и вовсе рабочих мест. Отсутствие работы существенно снижает уровень жизни человека. Он отчаивается, не ждет помощи от государства, ни на кого не надеется и не видит выхода из сложившейся ситуации. Впадает в глубокую депрессию, и начинает злоупотреблять алкоголем. Таков классический сценарий «вступления» во все пополняющиеся ряды люмпенов. Но бывает и обратная ситуация: человек любит выпить. Ему хорошо живется, пока есть, что пропивать. Он не думает о работе, не задумывается о дальнейшем своем существовании, о благополучии своей семьи. Человек, живущий одним днем — враг самому себе. Эти примеры были приведены для того, чтобы не ставить в вину проблему безработицы одному лишь государству. Это проблема еще и социальная, зависящая от самих членов общества.
Для того, чтобы найти работу, не всегда нужно обладать блестящим образованием, или дипломом Гарвардского, или Кембриджского университетов. Но вопрос в том, устроит ли человека та работа, которая ему в данный момент доступна. Ведь бывает и так, что человек очень долго ищет, но все никак не может найти. Проблема в отсутствии рабочих мест? Едва ли. Проблема, кажется, в самом человеке. Он не знает, что ищет. Не понимает, что ему нужно, и чего он хочет. Однако, мы немного отстранились от заявленной темы, поэтому вернемся к ней, и продолжим.
Социальная индифферентность стала для современного человека чем-то обыденным. Нельзя сказать, что каждый из нас сталкивается с этим каждодневно, однако никто не застрахован от социального безразличия в тот, или иной момент своей жизни. Чтобы немного прояснить ситуацию, представляется необходимым привести несколько конкретных жизненных примеров, являющих собой проявления социальной индифферентности.
Слабовидящий человек приближается к пешеходному переходу. Собаки-поводыря он не имеет, и ему явно требуется помощь, чтобы преодолеть пешеходный переход. Он стоит в нерешительности. Дело происходит в городе, поэтому вокруг довольно большое скопление народа. Кому-то не по пути с ним, кто-то едет в машине, кто-то на велосипеде. Этих людей, безусловно, нельзя обвинить в безразличии. Но есть и те, кто переходит этот же переход, думая только о себе и своих делах, не обращая внимания на слабовидящего пенсионера, явно нуждающегося в помощи. Абсолютно точно, что ему помогут. Кто-то должен обратить внимание. Это не вызывает сомнения. Но ведь мимо дедушки прошли десятки человек. Кто-то с коляской, кто-то в наушниках, кто-то шел, погрузившись в свой смартфон. Эти люди явили собой социальную индифферентность. Они — часть современного общества, олицетворяющего собой появление нового типа социума, не основанного на безразличии, но принявшего его, как составную часть себя. Нельзя утверждать, что безразличие в какой-то период не было составной частью российского общества. Смеем предположить, что безразличие существовало в обществе всегда, однако проявлялось лишь в критические моменты истории России, когда не думать о себе и своей семье было равноценно гибели. Сегодня же социальная индифферентность — данность, с которой мы должны мириться. И только нам решать, быть ли служителем безразличия, или стать бравым воином благородства, являя собой пример человеколюбия и уважения ко всем, попавшим в сложную ситуацию, из которой без помощи постороннего человека выбраться будет непросто. Кстати, наглядным примером проявления равнодушия людей является художественный фильм режиссёра Вадима Зобина «Воскресенье, половина седьмого» (1988). [1]
Третьим фактором, оказывающим влияние на формирование общества являются средства массовой информации. Радио, телевидение, газеты и журналы, а теперь еще и социальные сети — вот современные СМИ. Стоит отметить, что информация в разных источниках преподносится по-разному. Не имеет значения, слушаем ли мы радио, смотрим телевизор, или посещаем социальные сети. Однако, есть такой момент, как государственный заказ. То есть, некоторые СМИ подают информацию так, как этого требует государство. Это, по большей части, федеральные каналы теле-радио вещания. Есть в теле-индустрии и оппозиция, которая строит подачу информации, особенно политической, таким образом, чтобы пошатнуть мнение своей аудитории относительно существующей власти, главы государства, правильности внутренней и внешней политики, проводимой президентом.
Есть определенная категория людей, чье мировоззрение складывается, главным образом, из той информации, которую они получили из СМИ. Главными темами радиопередач являются, порой, совсем незначительные происшествия, факты из жизни зарубежных, и отечественных кинозвезд, или поп-музыкантов. Это делается с той целью, чтобы занять умы людей несущественной, малозначимой мелочью, которая, как правило, преподносится как очень значимое, или особенное событие в мире музыки, или кино. Человек вслушивается в энергичный голос ведущего, освещающего такое «грандиозное» событие, совсем не задумываясь о том, что мог бы потратить свое время на что-то более стоящее.
Литература:
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Индифферентизм (Дата обращения 14.05.2016)
- http://sociology.net.ru/sociology/sotsium/ (Дата обращения 14.05.2016)
Ключевые слова
индифферентностьПохожие статьи
Возможности ценностной интеграции молодежи в трансформирующемся обществе
В данной статье рассматриваются проблемы интеграции ценностей молодежи в современной России, устанавливается связь между формированием личности молодого человека, его компетенций социального участия и доминирующими способами присвоения ценностей.
Родительские установки как фактор формирования аддиктивного поведения взрослых
В статье рассматривается влияние родительских установок на формирование аддиктивных механизмов поведения взрослого человека. В статье кратко выделены основные характеристики аддиктивного поведения, признаки его проявления во взрослом возрасте. Кроме ...
Психолого-педагогические условия формирования толерантности подростков
В статье рассматриваются факторы формирования толерантности подростков в условиях современной школы, раскрываются психолого-педагогические условия формирования толерантности подростков, а также возможности их реализации в процессе обучения.
Развитие смысложизненных ориентаций студентов как педагогическая проблема
В данной научной статье рассматриваются основные аспекты проблемы развития смысложизненных ориентаций студентов в современной педагогической практике, а также педагогические методы и приемы, способствующие развитию смысложизненных ориентаций. Особое ...
Развитие эмоционального интеллекта как условие психологической безопасности личности студента колледжа
В современном мире защита и поддержание безопасного состояния личности является одной из важных проблем в психологии, так как непосредственно связана с благополучием и стабильностью жизнедеятельности людей в целом. Эмоциональная безопасность обеспечи...
К вопросу о развитии самосознания подростков
В статье рассмотрен вопрос развития самосознания подростков как важной составляющей их личности, которая определяет их деятельность, представлены результаты диагностического исследования таких его составляющих как самоотношение и самооценка.
Ценностные ориентации как основа профессионального самоопределения
Целью данной статьи является рассмотрение роли ценностных ориентаций в структуре профессионального самоопределения студентов. Актуальность рассматриваемой проблемы определяется наличием противостояния между современными социальными условиями, предъяв...
Семья как фактор социализации
В статье рассматривается важность семьи в процессе социализации. Затрагиваются такие темы, как развитие данного института, изменения функций и обязанностей каждого члена семьи в различные периоды времени, влияние на социализацию индивида воспитания р...
Влияние мотивации и воли на процесс успешного обучения студентов
В статье рассматриваются психолого-педагогические условия, влияющие на процесс успешного обучения студентов, к которым относятся воля и мотивация к обучению. Недостаток комплексного подхода психолого-педагогической работы направленной на формирования...
Факторы, влияющие на формирование девиантной личности, с точки зрения социологического подхода
Целью данной статьи является выявить факторы, влияющие на формирование девиантной личности, на основание различных социологических теорий.
Похожие статьи
Возможности ценностной интеграции молодежи в трансформирующемся обществе
В данной статье рассматриваются проблемы интеграции ценностей молодежи в современной России, устанавливается связь между формированием личности молодого человека, его компетенций социального участия и доминирующими способами присвоения ценностей.
Родительские установки как фактор формирования аддиктивного поведения взрослых
В статье рассматривается влияние родительских установок на формирование аддиктивных механизмов поведения взрослого человека. В статье кратко выделены основные характеристики аддиктивного поведения, признаки его проявления во взрослом возрасте. Кроме ...
Психолого-педагогические условия формирования толерантности подростков
В статье рассматриваются факторы формирования толерантности подростков в условиях современной школы, раскрываются психолого-педагогические условия формирования толерантности подростков, а также возможности их реализации в процессе обучения.
Развитие смысложизненных ориентаций студентов как педагогическая проблема
В данной научной статье рассматриваются основные аспекты проблемы развития смысложизненных ориентаций студентов в современной педагогической практике, а также педагогические методы и приемы, способствующие развитию смысложизненных ориентаций. Особое ...
Развитие эмоционального интеллекта как условие психологической безопасности личности студента колледжа
В современном мире защита и поддержание безопасного состояния личности является одной из важных проблем в психологии, так как непосредственно связана с благополучием и стабильностью жизнедеятельности людей в целом. Эмоциональная безопасность обеспечи...
К вопросу о развитии самосознания подростков
В статье рассмотрен вопрос развития самосознания подростков как важной составляющей их личности, которая определяет их деятельность, представлены результаты диагностического исследования таких его составляющих как самоотношение и самооценка.
Ценностные ориентации как основа профессионального самоопределения
Целью данной статьи является рассмотрение роли ценностных ориентаций в структуре профессионального самоопределения студентов. Актуальность рассматриваемой проблемы определяется наличием противостояния между современными социальными условиями, предъяв...
Семья как фактор социализации
В статье рассматривается важность семьи в процессе социализации. Затрагиваются такие темы, как развитие данного института, изменения функций и обязанностей каждого члена семьи в различные периоды времени, влияние на социализацию индивида воспитания р...
Влияние мотивации и воли на процесс успешного обучения студентов
В статье рассматриваются психолого-педагогические условия, влияющие на процесс успешного обучения студентов, к которым относятся воля и мотивация к обучению. Недостаток комплексного подхода психолого-педагогической работы направленной на формирования...
Факторы, влияющие на формирование девиантной личности, с точки зрения социологического подхода
Целью данной статьи является выявить факторы, влияющие на формирование девиантной личности, на основание различных социологических теорий.