Психологические особенности несовершеннолетних, совершающих самовольные уходы
Авторы: Балковая Анастасия Константиновна, Моисеева Надежда Кузьминична, Тулакина Галина Васильевна
Рубрика: 8. Педагогическая психология
Опубликовано в
II международная научная конференция «Психология: традиции и инновации» (Самара, март 2016)
Дата публикации: 03.03.2016
Статья просмотрена: 1628 раз
Библиографическое описание:
Балковая, А. К. Психологические особенности несовершеннолетних, совершающих самовольные уходы / А. К. Балковая, Н. К. Моисеева, Г. В. Тулакина. — Текст : непосредственный // Психология: традиции и инновации : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 57-60. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/197/9970/ (дата обращения: 17.12.2024).
Несовершеннолетние, попавшие в трудную жизненную ситуацию или социально-опасное положение, направляются на реабилитацию в наш Центр по заявлению родителей или законных представителей, а также оперативными сотрудниками отделения полиции. 20 % воспитанников в процессе реабилитационного периода совершают единичный или систематические факты самовольного ухода. По возвращении воспитанников в Центр, они автоматически попадают в категорию детей “группы риска”. Работа с детьми, склонными к самовольным уходам, не утратила своей актуальности. Самовольный уход воспитанника — это показатель повышенной тревожности, прогрессирующей отчужденности и наличия у подростка склонности к асоциальному поведению и бродяжничеству.
В решении перечисленных социально-психологических проблем, становится оптимизация процесса адаптации и социализации детей через раскрытие условий и механизмов социально-реабилитационной работы в условиях такого специализированного учреждения как социально реабилитационный центр. У наших воспитанников, семьи которых, находятся в социально-опасном положении, трудной жизненной ситуации и дети, оставшиеся без попечения родителей, формируются социально-психологические особенности, определяющие склонность к девиантному поведению, в том числе к самовольным уходам.
В профилактической работе нашего учреждения по предупреждению самовольных уходов акцент смещается на раннюю профилактику. Её значение определяется тем, что при правильной организации она более эффективна и экономична по сравнению с другими уровнями профессиональной деятельности, так как направлена на предотвращение или устранение относительно слабых изменений личности подростков, не ставших еще устойчивыми. При условии своевременного проведения она может дать значительные положительные результаты и тем самым исключить необходимость применения более суровых мер, в том числе и уголовно-правового характера.
В качестве основных направлений деятельности по профилактике самовольных уходов воспитанников в нашем учреждении проводится следующее:
- Контрольно-аналитическая деятельность администрации учреждения:
изучение социального состава воспитанников стационарных отделений для несовершеннолетних
проверка личных дел воспитанников стационарных отделений для несовершеннолетних;
анализ занятости воспитанников в свободное время, анализ планов работы воспитателей, социальных педагога, педагогов — психологов;
- Диагностика — изучение воспитанников:
проведения анкетирования, тестов, опросов с целью изучения психолого-педагогических особенностей, уровня воспитанности, взаимоотношений со сверстниками
проведение социальных консилиумов по результатам наблюдений педагога-психолога, социального — педагога, воспитателей для координации действий педагогов по отношению к ребёнку.
- Индивидуальная работа с воспитанниками:
индивидуальные беседы при заместителе директора с детьми «группы риска»
индивидуальные особенности с детьми «группы риска» с приглашением на социальный консилиум Центра.
- Профилактическая работа с воспитанниками:
организация встреч с медицинскими работниками, работниками подразделения по делам несовершеннолетних ОМВД, сотрудниками прокуратуры;
организация занятости воспитанников, отдыха и оздоровления в вечернее время;
Реализация программ воспитания и развития.
- Организация досуга воспитанников:
реализация годового плана воспитательной работы учреждения;
реализация планов воспитательной работы воспитателей;
реализация плана по организации работы детских объединений по интересам;
влечение детей в спортивную и трудовую деятельность учреждения;
социализация воспитанников через взаимодействие с волонтёрами
Все это помогает структурировать и организовать работу коллектива на основе комплексного подхода; организовать деятельность администрации и персонала по профилактики и в случае самовольных уходов воспитанников, распределить ответственность между членами коллектива; вооружить специалистов, непосредственно оказывающих социальные услуги.
Углубляясь в данную проблематику можно сделать следующие наблюдения, данная группа воспитанников имеют в определенной степени растройства в детско родительских отношениях. Сформированный стиль поведения, бесконтрольного свободного времени препровождения подростков имел место на момент проживания дома. Таким образом можно выделить определенный стиль реагирования несовершеннолетних на стресс, которым является самовольных уход из дома. Причины могут быть разные реагирование на потерю каких-то благ, острый конфликт со значимыми людьми, острое проявление в характере родителей деспотичности и авторитаризма, неблагополучная социально-бытовая обстановка: родители страдают алкоголизмом или наркоманией, вовлечены в криминал, острый эпизод насилия со стороны родителей. Психическая травматизация в этих случаях носит, чаще всего, хронический характер: безнадзорность, низкий социальный статус семьи, неудовлетворение базовых потребностей ребенка, повторяющиеся эпизоды насилия со стороны родителей.
Под самовольным уходом понимается тайное или явное оставление учреждения, при котором ребенок отсутствует в учреждении более 2-х часов без предупреждения, с ребенком нет связи, или информация о местонахождении ребенка известна, но разрешение ребенком не было получено.
Воспитанников, совершающих самовольные уходы из Центра, можно разделить на 2 группы.
1. Воспитанники, совершающие самовольные уходы «систематически».
Данная категория детей имеет раннюю социализацию и сформированную модель поведения. Подростки имеют асоциальную направленность, девиантного и делинквентного поведения. Имеют психическую инфантильность, то есть детскость в поведении и суждениях, уходы из школы от регламентированного режима, любых требований, отсутствие критичности к своим поступкам, низкий моральный уровень. Актуальной потребностью является свободное праздное времяпрепровождение, без каких-либо ограничений. Ранняя алкоголизация, зависимость от курения и ПАВ, совершение противоправных действий.
2. Воспитанники совершающие единичный эпизод самовольного ухода.
Данная категория подростков имеет определенные сформированные ценностные ориентации, уважение к старшим, способность к анализу критических замечаний в свой адрес. Стремление получить одобрение социума, недостаток внимания компенсируется конструктивным путем, выступлениями в городских спортивных соревнованиях и творческих мероприятиях центра. Участвуют в планировании своего будущего, ответственно относятся к профессиональному самоопределению. Имеют сформированную мотивацию к учебной деятельности, заинтересованы в развитии познавательной сферы и расширении кругозора. Но наряду с этим попадая в трудную ситуацию имеют проблемы в общении со сверстниками, любое отличное мнение от собственного принимают, как личное оскорбление, не умеют говорить о чувствах, замыкаются в себе, утаивая истинные мотивы своих поступков, происходит накопление агрессивных импульсов, раздражительности и негативизма падает работоспособность и инициативность занижая самооценку, нарастает неуверенность в себе, чувство одиночества и непонятности окружающими. Снижение мотивации к учебной деятельности. Предоставленность самим себе и как следствие размытость внутренних и внешних границ личности. Попустительский стиль воспитания родителей, малая включенность в жизнь подростков, недостаточный контроль всех сфер жизнедеятельности приводит к недостаточно сформированному волевому компоненту, низкому самоконтролю и неумению противостоять стрессовым ситуациям. Нарастающее чувство отверженности усугубляется групповым давлением и издевками сверстников, последней каплей может стать крушение последних надежд, продление срока реабилитации, или отказ в актуальном на данный момент импульсивном желании, в прогулке или свободном перемещении по Центру. Личность подростка перегружена негативом, последний крик о помощи, это угрозы. Воспитанники нередко начинают проговаривать вслух свои желания “Я сбегу”. Если ситуация не меняется и поддержки ждать не от кого, или она является недостаточной, неизбежно совершение подростком самовольного ухода. Рационализм собственных действий и критичность поступков отодвигается на задний план.
Несовершеннолетние вернувшиеся в Центр после самовольного ухода самостоятельно, либо с помощью сотрудников полиции проходят ряд мероприятий, целью которых является профилактика самовольных уходов в будущем. Созывается внеплановое заседание ПМПК где вносятся коррективы в существующую индивидуальную программу реабилитации, а именно становится приоритетными направления по программам “Профилактика самовольных уходов, употребления ПАВ”, “Профилактика самовольных уходов, девиантного и делинквентного поведения”, “Профилактика вредных привычек”. Работа по данным программам становится приоритетной. Исследовав причины совершенного воспитанниками факта самовольного ухода, педагог-психолог осуществляет свою работу комплексно. Налаживает микроклимат коллектива сверстников через групповые тренинговые занятия, которые направлены на сплочение коллектива, снижение уровня тревожности и агрессивности. Снятие напряженности при общении, раскрывая положительные стороны каждого участника группы. В индивидуальном порядке корректируется внутреннее состояние подростка, расширяется его кругозор и знания о самом себе перенаправляя его импульсы в конструктивное взаимодействие. Далее проводится работа на повышение мотивации к учебной деятельности и профессиональному самоопределению, развитие познавательной сферы. Развивается рефлексия поведения и социальный интеллект в целом. Очень важным аспектом в профилактике самовольных уходов это работа с родителями или законными представителями несовершеннолетних. Зачастую родители не понимают, что происходит с их ребенком и как ему помочь. В свою очередь воспитанники в связи с неумением контролировать эмоции и говорить о своих чувствах, обостряют любые ситуации, теряя контакт с родителями подрывая их доверие. Задача педагога-психолога восстановить детско-родительские отношения. Напомнив родителю, что в его силах стать помощником подростку в решении его трудностей.
И как итог, хочу сказать следующее: профилактическая работа с воспитанниками 2 категории снижает уровень совершения самовольных уходов в будущем на 99 %.
А вот профилактическая работа с несовершеннолетними, совершающими самовольные уходы систематически, — это очень длительный процесс. Несмотря на взаимодействие всех структур Центра в работе над данной проблемой, можно внести только некоторые коррективы в поведение воспитанников. Снизить количество времени, проводимое в самовольном уходе. Добиться самостоятельного возвращения в Центр.
Что могут делать воспитатели, чтобы предупредить ситуацию уходов и побегов?
- Принятие факта, что воспитанник(ца) — уже не ребёнок (каждый из них имеет свой опыт и свой багаж), поэтому и отношения с подростком нужно строить ПАРТНЕРСКИЕ основанные на индивидуальном подходе. Важно предостовлять информацию и факты, а выводы подросток будет делать сам.
- Общение со сверстниками необходимо подросткам как дыхание, и они чувствуют себя неполноценными, если это стремление остается не реализованным. Проявляйте интерес к симпатиям и антипатиям воспитанников. Давая советы по установлению контактов со сверстниками.
- Никогда не угрожайте подростку, не старайтесь ставить его перед выбором, оставляйся в своем сердце место для совершения ошибок подростками..Вообще, подросток воспринимает любые угрозы как руководство к действию. Боясь, что отношение к нему изменится безвозвратно.
- Старайтесь интересоваться о том, как воспитанники собираются проводить свободное время. Если свободное время заполнить интересными и полезными занятиями, многие проблемы будут решены. Подростки готовы посещать любые секции за компанию с приятелем или одноклассником. Дайте совет по организации свободного времени, приведите примеры из собственной жизни.
- Старайтесь обсуждать и принимать любые откровения несовершеннолетних как признак огромного доверия к вам. В дальнейшем внося коррективы в их поведение, «ты молодец, ты справился самостоятельно, на твоем месте многие бы поступили также, но я знаю еще способы решения твоей проблемы, я научу тебя им». Ни в коем случае не высказывайте категоричных суждений в его адрес вроде: «Я предупреждала тебя, что так получится!" Не отбивайте у подростка желания советоваться с вами. И тогда с любой проблемой он прибежит именно к вам, зная, что его поддержат и не осудят.
Организация работы воспитателя по профилактике самовольных уходов несовершеннолетних.
способствует установлению нравственно здоровых отношений в школьной среде, решению личных и социальных проблем воспитанников;
взаимодействует с учителями, родственниками воспитанников;
планируют и проводят с обучающимися, воспитанниками внеклассные занятия, прогулки и игры на свежем воздухе, строго соблюдая распорядок дня;
проводят работу по сплочению коллектива;
создают благоприятный психологический климат в группе;
несут персональную ответственность за жизнь, здоровье и безопасность воспитанников в период своего функционала;
не оставляют воспитанников без присмотра;
владеют информацией о друзьях, родственниках воспитанников, по возможности их адреса проживания, номера телефонов
ежедневно проводят беседы с воспитанниками о правилах поведения в школе, об опасностях, подстерегающих несовершеннолетних при самовольных уходах из учреждения;
Необходимо учитывать следующие условия для того, чтобы добиться благоприятного психологического климата в детском коллективе:
взрослый должен задавать позитивный тон во взаимоотношениях;
необходимо следить за своим внешним видом и поведением;
повышенный тон и крик — крайне неэффективные средства воздействия;
избегать публичных замечаний, обсуждения поступков ребенка, а тем более иронии по отношению к детям.
В формировании положительного отношения воспитанников к взрослым, удачным приемом можно признать взаимную презентацию взрослыми друг — друга. То есть при отсутствии напарника, другой специалист начинает рассказывать о нем воспитанникам, формируя положительный образ интересного взрослого.
Не следует также разговаривать с детьми на следующие темы:
выяснение отношений между взрослыми;
обсуждение детей;
обсуждение администрации учреждения, их решений;
решение вопросов личного характера.
При работе с воспитанниками необходимо внимательно наблюдать за отношениями воспитанников. Если понаблюдать за воспитанниками, то все отношения будут как на ладони. Наиболее важными показателями могут быть, кто с кем сидит в столовой, кто с кем пытается сидеть во время игр или в общем кругу. Но бывает так, что не все видно, когда не видно и не понятно, можно просто спросить. Индивидуальные беседы играют значительную роль в работе по обеспечению позитивных отношений между воспитанниками. Если вы заметили, что кто-то кого-то обижает, то индивидуальная беседа будет вполне уместна. Выносить на всеобщее обозрение, увиденное вами не нужно. Ведь возможно и ошибиться, а можно дать право на ошибку вашему воспитаннику.
Позитивным межличностным отношениям содействует совместная деятельность, которая направляет воспитанников на сотрудничество, поиск точки соприкосновения. Однако есть и обратная сторона, неуспешность в деятельности может сформировать негативное отношение к одному из воспитанников, стать причиной обидного прозвища и т. п., поэтому при продумывании каждого дела, необходимо попытаться предупредить противоречия и конфликты, которые могут быть вызваны столкновением интересов в совместной работе. В совместной деятельности каждому воспитаннику найдется место, которое позволит ему проявить себя с лучшей стороны, испытать успех, быть высоко оцененным окружающими. Любая групповая деятельность есть факт взаимодействия людей, в нашем случае, оно осуществляется в целях достижения какого-то социально и личностно значимого результата.
Литература:
- Вежевич, Е. Помощь детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации// Социальная педагогика –2012 –№ 3 –с.57–66.
- Дементьева, И. Ф. Семейное воспитание в современном мире//Социальная педагогика –2012 –№ 3 –с.5–11.
- Змановская, Е. В. Девиантология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/Е. В. Змановская. — 5-е изд., стер. М.: Академия, 2008. — 288с.
- Комаров, К.Э. «Трудные» дети: Инструкция по взаимодействию. Методическое пособие для сотрудников органов внутренних дел/ К. Э. Комаров. — М.: Генезис, 2009. — 224с.
- Мамайчук, И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии/ И. И. Мамайчук. — СПб.: Речь, 2008. — 224с.
- «Методический центр развития социального обслуживания» Методические рекомендации по работе с несовершеннолетними, склонными к самовольным уходам / сост.: Н. А. Разнадежина. — Сургут, 2010. — 46с.
- Осипова, А. А. Общая психокоррекция: Учеб. пособие./ А. А. Осипова. — М.: СФЕРА, 2007. –510с.
- Райс, Ф., Долджин, К. Психология подросткового и юношеского возраста: учеб. пособие / Ф. Райс, К. Долджин. — 12-е изд. — СПб.: под ред. Николаевой Е. И. 2010. — 816с.
- Степанов, С. Статья «Охота к перемене мест». Журнала «Школьный психолог» № 27/2000 издательского дома «Первое сентября».