В статье автор пытается обобщить информацию о психологических особенностях подростков, находящихся в социально-реабилитационном центре.
Ключевые слова: подростки, социально-реабилитационный центр.
В настоящее время в России существуют социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, в которых оказываются дети. Такие дети проживают временно, пока их семейная ситуация не улучшится и родители не смогут вести свою социальную функцию, это может быть от пару дней до нескольких месяцев, часто дети попадают в центр повторно, многократно. Специалисты, во врем пребывания ребёнка в центре, пытаются определить дальнейшее развитие ребёнка в социуме, и программу для восстановления психологической здоровья ребёнка в такой ситуации. Большое значение имеет деятельность психолога в центре. Поскольку чаще всего воспитанниками центров являются дети, подвергающиеся насилию (физическому, сексуальному, психологическому), пережившие различные психотравмы, проживающие с родителями, которые имеют различные зависимости и т. д. Всё это формирует определённые психологические особенности.
Развитие ребёнка очень важно для его психологического, эмоционального, душевного благополучия в будущем, и для благополучия всех людей, с которыми он будет взаимодействовать в жизни. Взаимодействие взрослого с ребёнком имеет большую роль в его развитии. Если взаимодействие родителей, или значимыми взрослыми с подростком, претерпевает трудности или разрыв, подросток может чувствовать неуверенность, тревожность, замыкаться в себе или наоборот проявлять агрессию и т. д.
То, каких успехов будет добиваться уже взрослый человек, зависит от того, на сколько он может принимать самостоятельное решение, которое наилучшим образом подходит к данной ситуации, как он взаимодействует с другими людьми, на сколько он эмоционально стабилен, на сколько у него высокая самооценка и уровень притязаний. Всего этого очень сложно достичь детям, после нахождения в социально-реабилитационном центре. Дети, которые находятся в таких центрах, в основном не планируют заканчивать школу, они взаимодействуют с другими и между собой с применением силы, как физической, так и психологической, что пригодится только для нарушения закона в будущем. Такие дети не могут преуспеть в школьных предметах, им нужно почувствовать себя в безопасности, ведь им уже сложно верить этому миру.
Эмоциональное благополучие подростков «группы риска» очень важно для их дальнейшей «позитивной» жизни. У таких детей нет собственного примера адекватного взаимодействия индивидов, такие дети являются неадаптированными к обществу, где есть семья, школа, дружба, карьерный рост и т. д. Дети, которые оказались в социально-реабилитационном центре безусловно нуждаются в помощи, а также на уменьшение их социальных, психологических и педагогических проблем.
В связи с этим я выбрала данную тему, чтобы помочь подросткам, находящимся в упомянутых центрах, которым нужно гораздо больше. Гораздо больше времени, гораздо масштабнее мероприятия с выездом и последующим сопровождением послепрограммного проведения. Но я надеюсь, что в нашей стране интерес к детям группы риска будет расти, и вскоре в самих учреждениях будут применяться различные программы по развитию здоровой личности детей, у которых имеются проблемы в семье и все из них вытекающие.
Проблему общения детей-социальных сирот рассматривали Т. Н. Алексева, О. В. Баресгян, Е. А. Горшкова, А. Н. Елᴎзаров, И. А. Емельянова, Н. Г. Соломатина. [8, c. 2]. В исследованиях этих авторов отмечалось, что те подростки, кто покинул стены социально-реабилитационного центра, без оказанной поддержки семьи в детстве и в последующем, не способны адаптироваться к социальной среде во взрослой жизни. Детство без здоровой семьи нарушает связь ребёнка с безопасным миром и с его социальной средой, включая сверстников и взрослых.
Межличностное общение важно для поддержания себя в среде социума, так как человек существо социальное, мы без социума чувствуем себя одиноко, без поддержки перестаем верить в себя и не стремимся постигать новые вершины. Отношения с эмоциональной, духовной близостью питают нас, создают внутреннюю гармонию и стабильность личности.
У подростков, находящихся в реабилитационных центрах, не редко не верно сформировано модель социальных ролей, не сформированы элементарные социальные навыки. У них может сохраняться самооценка ниже средней, низкое самоуважение и неуверенность в себе.
Они беспокойны, не могут контролировать себя, не обладают волей, не самостоятельны. Не сформированная или негативная «Я-концепция» приводит к подражанию другим, в основном лидерам, приводит к агрессии и сокрытии своих чувств. Часто подростки говорят о себе в негативном ключе, или вовсе считают себя «никем». В итоге подростки рассчитывают только на негативный исход, никому не доверяют, в особенности взрослым, обижаются по пустякам или обижают других, показывают свое безразличие к себе и окружающим. К этим особенностям в межличностном общении можно добавить не способность к привязанности и сопереживанию.
Все эти качества усугубляют развитие подростка, его развитие социальных навыков, и адаптацию в будущем.
«Я-концепция» формируется у таких подростков «не здоровым» подражанием быть похожим на лидера, старше их по возрасту. Вследствие чего нарушается идентификация подростков, то есть они не идентифицирует себя с определённым полом, так же они принимают нормы поведения к конкретному полу.
Дети из реабилитационных центров в дружбе делают акцент не на общении и доверии, общих интересах, они выбирают дружбу с сильным, потому что выбирают способ достижение цели с помощью силы. Зачастую девочки выбирают дружбу с лидерами-мальчиками.
Игры выбираются агрессивные и подвижные, наполненные хаосом.
Подростки из реабилитационного центра стремятся к самоутверждению с помощью достижения определённого статуса.
Обычный ребенок старается самоутверждаться хорошими отметками, достойным поведением, реализует себя в творческой деятельности, за что получает похвалу от родителей, самоуважение, уважение от сверстников и взрослых, определённый социальный статус в своём окружении. В то же время подростки, находящиеся в реабилитационном центре, в своих родных семьях не только не получали похвалу, но и получали негативное подкрепление, зачастую побои, отсутствие заботы. Поэтому им приходилось выживать по-своему, и поэтому они не следуют похожему сценарию.
Месть как одна из мотиваций агрессии и насилия является причиной такого сценария. Но, по мнению Н. Г. Соломатиной, мотив мести у воспитанников реабилитационных центров в большей степени обусловлен базисным недоверием к миру, которое и вызывает желание отомстить хоть кому-нибудь за свое негативное прошлое.
Такие подростки, имея внутренний конфликт, испытывают дефицит в общении, жаждут позитивного подкрепления от взрослых и от сверстников, они хотят чтобы на них обратили внимание, им не хватает этой заботы и они голодны на похвалу, они нуждаются в здоровой родительской привязанности, в то же время они не удовлетворены этой потребностью, отвергая её, так как боятся и не доверяют. У них ослаблено чувство стыда, онᴎ равнодушно относятся к переживаниям других людей, проявляют несдержанность. Испытывая постоянную неуверенность, недовольство окружающимᴎ, одни ᴎз них замыкаются в себе, другие самоутверждаются через демонстрацию физической силы. Сфера общения у эᴛᴎх детей характеризуется постоянной напряженностью. Обращает на себя внимание агрессивность детей в отношенᴎᴎ со взрослымᴎ.
Так как у таких детей отсутствует чувство безопасности, потребность в общении спадает на нет, это желание блокируется, в основном, с помощью механизма защиты в виде двух вариантов. Либо замыкание в себе, изоляция от других, избегание конфликтов, апатия. Либо проявление агрессии к окружающим.
Агрессия — это защитная реакция на новую ситуацию с одной стороны, что часто наблюдается у многих детей, а с другой, как сформированный способ реагирования на невыполнение своих требований, потребностей, либо как следствие тревожного состояния. Естественно, родители таких детей ведут себя подобным образом, а подросток копирует это поведение. Агрессия может проявляться и к сверстникам, и ко взрослым. Реже встречается аутоагрессия, это агрессия, направленная на себя. Подросток может себя бить, делать что-то вредящее его телу, не уважать себя. В этом случае возможен суицид.
Но есть различия между демонстративной агрессией и реальным желанием суицида. К тому же важно различать ещё демонстративность от неумения сдержать свои эмоции.
Могут быть и несколько другие варианты психологической защиты, но в целом они похожи на предыдущие, скорее являются их разновидностью.
Например, своего «Я» с помощью автономии. Другая позиция может характеризоваться как не соглашение с любыми предложениями, как взрослых, так и сверстников, которые проявляют заботу к подростку. Не согласие так же выражается в агрессии и негативе.
Ещё вариант агрессии — это стремление разрушать взаимоотношения, разрушать всё, наносить вред социуму психологической и физической силой. При этом можно наблюдать проявление гнева и неприятие подростка, его враждебные эмоции.
Общение подростков со сверстниками так же имеет негативный характер. Они не прислушиваются к мнению друг друга, не пытаются сотрудничать, не прислушиваются друг к другу, достигают своих целей применяя силу, с легкостью провоцируют конфликты, речь у них грубая и полна гнева. Они не боятся обидеть и часто обижаются сами, пытаясь манипулировать. Все это подтверждает высокий уровень тревожности и конфликтности у воспитанников, находящихся в реабилитационном центре.
У подростков из реабилитационных центров наблюдается высокий уровень тревожности; низкий уровень приспособленности к окружающим; низкий уровень сотрудничества.
Также психолог, работая с подростком который попал в социально-реабилитационный центр, в первую очередь обращает внимание на нервно-психологические нарушения. Сюда относится грызение ногтей, сосание пальца, энурез, онкопрез, нервные тики, заикание, трудности в засыпании, беспокойный сон, различные страхи и т. д. Психологическая работа в этом случае строится на формировании навыков саморегуляции посредством расслабления, релаксации.
Пополняя характеристики подростков, можно сказать о аддиктивном и девиантом поведении. Это является следствием вышеописанных признаков. Младший подросток может сбежать на улицу, знакомиться со вредными привычками, воровством и т. д.
И, объединяя все характеристики подростков, находящихся в социально-реабилитационном центре:
- Высокий уровень тревожности (особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте).
- Высокий уровень агрессивности. Недостаточный уровень коммуникативных навыков является следствием из вышеописанных пунктов.
- Наличие признаков нервно-психологического неблагополучия.
- Девиантное поведение. Этот также является последствием вышеописанных признаков и формируется старшему подростковому возрасту.
Важно как можно раньше показать позитивную сторону жизни в сложившейся ситуации, чтобы они смогли выбрать. Все проблемы подростков можно разрешить только помогая ему, набравшись сил и терпения.
Литература:
1. Ожерельева Л. А. Воспитание несовершеннолетних методами арт-терапии в условиях социально-реабилитационного центра, 2019
2. Мартынова М. А., Марышева Е. В. Курсовая работа Арт-терапия и её возможности в работе с подростками, находящимися в социально опасном положении // Лесосибирский педагогический институт//Филиал сибирского федерального университета, 2018
3. Копытин А. И. Свистовская Е. Е. Арт-терапевтические методы, используемые в работе с детьми и подростками: обзор современных публикаций , 2007 г.
4. Медведева А. Е., Левченко И. Ю. Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании, 2001
5. Бетенски М. Г. Что ты видишь? Новые методы Арт-терапии, 2002
6. Копытин А. И. Арт-терапия детей и подростков, 2007