Скрытые смыслы в голливудских фильмах кинопродюсера Александра Невского и их влияние на подсознание зрителя | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 7. Прикладная психология

Опубликовано в

II международная научная конференция «Психология: традиции и инновации» (Самара, март 2016)

Дата публикации: 22.02.2016

Статья просмотрена: 3246 раз

Библиографическое описание:

Джанобов, М. К. Скрытые смыслы в голливудских фильмах кинопродюсера Александра Невского и их влияние на подсознание зрителя / М. К. Джанобов. — Текст : непосредственный // Психология: традиции и инновации : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 48-50. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/197/9863/ (дата обращения: 17.12.2024).



Скрытые смыслы вголливудских фильмах кинопродюсера Александра Невского иих влияние на подсознание зрителя

Джанобов Маликэраджи Киматович, помощник режиссера

ООО «Продюсерский центр «Ленфильм»

Кинематограф неслучайно называется важнейшим из искусств: силу его влияния на людей невозможно переоценить. Художественные фильмы формируют у зрителя парадигму мышления, тем самым программируя его на определенный стиль жизни. Так, например, культовый фильм Джона Дж. Эвилдсена «Рокки» закрепил у подрастающего поколения образ «американской мечты», показав, что каждый получает шанс стать успешным, однако, надо помнить, что удача любит подготовленных. [7, с.449]

Стоит заметить, что именно боевики формируют у молодежи правильное отношение к жизни, так как именно в них визуализируется образ настоящего мужчины, который должен стать для юного зрителя примером для подражания, что и объясняет популярность таких звезд экшн-кино, как Сильвестр Сталлоне, Арнольд Шварценеггер, Александр Невский и многих других. При этом драматические высказывания о добре и зле имеют меньшие шансы на коммерческий успех в кинотеатральном прокате. [5, с.248; 6, с.31]

Особую роль в экшн-индустрии играет, конечно же, Александр Невский — российский бодибилдер, который с успехом освоил актерское и продюсерское мастерство, выпустив на мировые экраны целый ряд знаковых голливудских блокбастеров — «Московская жара» (2004, прокатчик в России: «Каро Премьер»), «Форсаж Да Винчи» (2008, прокатчик в России: «Каскад»), «Убийство в Вегасе» (2010, прокатчик в России: «Top Film Distribution»), «Черная роза» (2014, прокатчик в России: «Кинография») и «Разборка в Маниле» (2016, прокатчик в России: «Люксор»). На первый взгляд, его фильмы кажутся простыми, в духе не обременяющих мозг боевиков 1980–1990-х годов, однако, истинный смысл картин Александра Невского гораздо глубже, чем кажется. [11]

Большинство персонажей Невского — российские герои, сотрудники правоохранительных органов. [9] Рассказывая даже самый сухой сценарий толстовским слогом, Невский создает лучшие образы милиционеров со времен Владимира Высоцкого в фильме «Место встречи изменить нельзя».

В самой первой картине Невского «Московская жара», вышедшей в 2004 году и с феерическим успехом прошедшей в 63 странах мира [8], Александр Александрович сыграл капитана милиции Влада Степанова, помогающего американскому дипломату в исполнении Майкла Йорка («Кабаре», «Остин Пауэрс: человек-загадка международного масштаба») найти убийц его сына, роль которого исполнил Эдриан Пол («Горец»). Влад Степанов — это современный богатырь, который «спал на печи триста лет», то есть служил на страже порядка в стабильной, оклемавшейся от лихих 1990-х Россией, и наконец получил возможность проявить себя, победив американских террористов.

В следующем фильме «Форсаж Да Винчи» Невский сыграл переехавшего из России в Соединенные Штаты Америки стритрейсера по кличке Волк, который отнимает деньги у наркодилеров и отдает детским домам. Помимо очевидной отсылки к Робину Гуду, стоит заметить, что борьба героев Невского со злом выходит на кардинально новый уровень. Если в «Московской жаре» он побеждал вирус терроризма, проникший в Россию не без помощи отечественных криминальных авторитетов, в «Форсаже Да Винчи» его герой переезжает в другую страну, чтобы там победить зачатки мирового зла, которое может проникнуть на его Родину. Таким образом, сакральный смысл фильма состоит в следующем: нельзя просто сидеть и ждать, когда зло придет, нужно устранять его в зачаточном состоянии. Знатокам кино это может показаться отсылкой знаменитого фильма «Терминатор», в котором играл старший товарищ Невского Арнольд Шварценеггер. Помимо этого, данный фильм можно назвать предсказанием мирового финансового кризиса 2008 года, поскольку фильм поясняет, что к проблемам нужно быть особенно хорошо готовым и уметь их предсказывать. Мало кто мог представить грядущий обвал экономики в апреле 2008 года, когда «Форсаж Да Винчи» вышел в прокат, тем более никто не мог о нем вообразить в 2005 году, когда начались съемки данной картины.

В 2010 году на экраны вышел фильм «Убийство в Вегасе», в котором Невский отошел от блестяще сыгранного образа народного мстителя в «Форсаже Да Винчи» и продолжил развивать образ человека, чья служба опасна и трудна, сыграв американского детектива российского происхождения Юрия Орлова, который расследует дело маньяка, который убивает русских девушек в Лас-Вегасе.

Антагонист героя Невского в фильме «Убийство в Вегасе» — фокусник-убийца Дариус в исполнении звезды «Назад в будущее» и «Титаника» Билли Зейна — в финале картины произносит весьма странный монолог, в котором среди прочего звучит следующая фраза: «Если жить по высшим кармическим принципам, может проявиться твой главный страх», после чего детектив Юрий Орлов в филигранном исполнении Невского убивает злодея.

У вдумчивого и внимательного к деталям зрителя сразу же возникают вопросы: какие именно кармические принципы имел в виду Дариус, и о каком страхе он вел речь. Ответ кроется в имени Александра Невского, который является тезкой-однофамильцем великого русского полководца, святого Русской православной церкви. Князь Александр Ярославович соблюдал и провозглашал следующие принципы: «Не в силе Бог, а в правде», «Жить не преступая в чужие части», «Кто с мечом к нам придет — от меча и погибнет», то есть именно те принципы, которые воплощаются персонажами актера Александра Невского. Под кармой же принято понимать вселенский причинно-следственный закон, согласно которому праведные или греховные действия человека определяют его судьбу, испытываемые им страдания или наслаждения.

Таким образом, напрашивается очевидный вывод: детектив Юрий Орлов, равно как и другие герои Невского, является реинкарнацией полководца Александра Невского, который защищает невинных и слабых от зла. Дариус, как человек, обладающий интуицией и логическим мышлениям, сразу же это понял, тем самым предвидев кару за свои страшные преступления. Стоит заметить, что духовное сходство актера Невского с полководцем Невским отметил и банкир Олег Тиньков во время интервью с артистом [3].

После триумфа картины «Убийство в Вегасе» Невский временно вернулся в профессиональный бодибилдинг, три года подряд (с 2010 по 2012 год) получив титул «Мистер Вселенная», который в свое время носил Арнольд Шварценеггер. На наш взгляд, тот факт, что успешный продюсер и гениальный актер Невский решил на время свернуть столь удачно складывавшуюся карьеру в кинобизнесе, можно объяснить только тем, что Александр Александрович дал возможность своим старшим товарищам — Сильвестру Сталлоне, Джету Ли, Арнольду Шварценеггеру и многим другим — вернуться в строй и отвоевать статус звезд жанра экшн у перехватившего пальму первенства Александра Невского, выпустив экшн-трилогию «Неудержимые» с участием звезд голливудских боевиков конца 20 века.

Однако, Невский как опытный продюсер знает, что конкуренция — двигатель прогресса, помогающий и ему, и его старшим коллегам совершенствовать свою аудиовизуальную продукцию, в связи с этим получившийся перерыв в кинокарьере Невский использовал для формирования сценарного портфеля, разработав со своей командой целый ряд новых хитов.

Результатом этого стал выпушенный в 2014 году детектив «Черная роза», где российский полицейский отправляется в командировку в США, чтобы вместе с американской коллегой Эмили Смит в исполнении Кристанны Локен, прославившейся благодаря роли главного злодея в третьей части «Терминатора», ловить очередного маньяка. В отличие от предыдущих фильмов большую часть фильма герой Невского не дерется, а силой дедуктивного метода раскрывает личность убийцы. Таким образом, Александр Невский уловил тренд на проекты, где образ гениального сыщика Шерлока Холмса вплетен в современные реалии, как например, сериалы «Шерлок» с Бенедиктом Камбербэтчем и «Элементарно» с Джонни Ли Миллером. Образ Шерлока у Невского получил новое прочтение, ведь у данной версии Шерлока нет скверного характера или пристрастия к дурным привычкам, он ведет здоровый образ, позитивно смотрит на мир и занимается бодибилдингом, тем самым разрушая существующий стереотип о том, что культурист не может быть интеллектуалом. Данный стереотип разрушают не только персонажи Александра Невского, но и он сам, ведь у него два высших образования за плечами, восемь книг и пять голливудских блокбастеров.

Помимо этого, Александр Александрович проанализировал сильные и слабые стороны франшизы «Неудержимые» [4], выпустив альтернативный проект — режиссерский дебют Марка Дакаскоса «Разборка в Маниле» [12], где помимо Александра Невского с злодеями в лице Кэри-Хироюки Тагавы («Смертельная битва», «Перл-Харбор», «47 ронинов») и Маттиаса Хьюза («Кикбоксер-2») сражались персонажи Каспера Ван Дина («Звездный десант»), Дмитрия Дюжева («Бригада», «Жмурки»), Оливье Грюнера («Сават»), Дона «Дракона» Уилсона («Кровавый кулак») и Синтии Ротрок («Шанхайский экспресс»), которые затмили глубиной своих актерских переживаний ужимки коллег из «Неудержимых». [1]

В отличие от «Неудержимых», задачей сценаристов которого было всего лишь заставить зрителя развлечься, фильм Дакаскоса и Невского показывает, что в текущий момент времени победить зло можно лишь объединившись с другими героями. В то время как ангажированные американские СМИ пытаются поссорить народы России и США, в фильме «Разборка в Маниле» русский (Невский) и американец (Ван Дин) — напарники и друзья, которые вспомнили о своих боевых друзьях в лице русского (Дюжев), француза (Грюнер), японца (Уилсон) и американки (Ротрок), чтобы победить терроризм, у которого, как известно, нет национальности. [10] То есть фильм продвигает в массы идею антитеррористической коалиции, во главе которой стоит Россия.

Таким образом, фильмы Александра Невского имеют множество разных скрытых смыслов — и с точки зрения российской истории, и с точки зрения современной политики и экономики, доказывая, что добро должно быть не только с кулаками, но еще и с интеллектом и позитивным отношением к жизни [2], тем самым напутствуя подрастающему поколению, что здоровье — это не только стальные бицепсы и оптимальный процент выпираемости ребер, но и крепкие нервы и желание сделать мир вокруг себя лучше, что делает фильмы Александра Невского крайне полезными с точки зрения психологии.

Литература:

  1. 9 причин любить фильмы с Александром Невским [Электронный ресурс] // Котонавты: [сайт]. — URL: http://meownauts.com/razborka-v-manile/ (18.02.2016)
  2. Александр Невский: интервью после мастер-класса в СПбГИКиТ 10.02.2016 [Электронный ресурс] // Санкт-Петербургский Государственный Институт Кино и Телевидения: [сайт]. — URL: http://www.gukit.ru/video/2016/02/aleksandr-nevskiy-intervyu-posle-master-klassa-v-spbgikit-1002–2016 (18.02.2016)
  3. Бизнес-секреты с Олегом Тиньковым: Александр Невский [Электронный ресурс] // YouTube: [сайт]. — URL: http://www.youtube.com/watch?v=o0vklw_Albo (18.02.2016)
  4. Возвращение киногероев [Электронный ресурс] // Film.ru: [сайт]. — URL: http://www.film.ru/articles/vozvraschenie-kinogeroev (18.02.2016)
  5. Захаров С. М., Добренькова И. А. Кассовые сборы российского драматического кино в 2010–2014 гг. // Молодой ученый. — 2015. — № 14 (94). — С. 248–253.
  6. Захаров С. М., Добренькова И. А. Проблемы монетизации драматического кино // Экономика, управление, финансы: материалы V междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2015 г.). — Краснодар: Новация, 2015. — С. 27–31.
  7. Захаров С. М., Добренькова И. А. Стилистическая и драматургическая трансформация фильмов кинофраншизы «Рокки» // Молодой ученый. — 2015. — № 16 (96). — С. 449–453.
  8. Интервью с Александром Невским: С самого начала и до наших дней [Электронный ресурс] // Filmz.ru: [сайт]. — URL: http://www.filmz.ru/pub/2/29796_1.htm (18.02.2016)
  9. Невский А. А. Мода на спорт вернется! // Союз. Беларусь-Россия. — 2007. — № 295. — С. 4.
  10. Невский А. А. Последнее, что нам нужно, это новая холодная война // Бюллетень кинопрокатчика. — 2015. — № 9 (110). — С. 52–54.
  11. Невский А. А. Я никогда не считал себя русским Шварценеггером [Электронный ресурс] // Фильм Про: [сайт]. — URL: http://www.filmpro.ru/materials/26667 (18.02.2016)
  12. «Разборка в Маниле» будет не хуже «Неудержимых» [Электронный ресурс] // Кинобизнес сегодня: [сайт]. — URL: http://www.kinobusiness.com/interview/razborka-v-manile-budet-ne-khuzhe-neuderzhimykh/ (18.02.2016)
Основные термины (генерируются автоматически): фильм, Россия, герой, зло, Манила, образ, подрастающее поколение, США.