Психологическая адаптация социального работника в социальном обслуживании | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 6. Социальная психология

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Психологические науки: теория и практика» (Москва, ноябрь 2015)

Дата публикации: 10.11.2015

Статья просмотрена: 1142 раза

Библиографическое описание:

Краснов О. В. Психологическая адаптация социального работника в социальном обслуживании [Текст] // Психологические науки: теория и практика: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 22-25. — URL https://moluch.ru/conf/psy/archive/196/9090/ (дата обращения: 17.10.2018).



 

Психологическая адаптация социального работника это система деловых, межличностных, социальных отношений, которые позволяют ему адаптироваться в профессиональной деятельности.

В психологическом плане адаптация новых сотрудников отражает направленность личности на снятие эмоциональной напряженности, возникающей вследствие отсутствия необходимого опыта выполнения требуемых функций и задач. Психологическая адаптация рассматривается как процесс организации социального взаимодействия и личностного развития.

Данный процесс состоит из нескольких блоков:

        адаптация личности к особенностям социально-психологического климата коллектива;

        адаптация личности к профессиональной деятельности;

        развитие личностного ресурса, обеспечивающего процесс саморегуляции и самореализации.

Адаптация личности к особенностям социально-психологического климата коллектива — процесс освоения нового сотрудника к социальным нормам поведения, действующим в коллективе, установление таких отношений сотрудничества работника и коллектива, которые в наибольшей мере обеспечивают эффективный труд, удовлетворение материально-бытовых и духовных потребностей обеих сторон.

Адаптация заключается в освоении человеком социально-психологических особенностей трудовой организации, вхождения в сложившуюся в ней систему взаимоотношений, позитивном взаимодействии с членами организации. Это включение работника в систему взаимоотношений трудовой организации с ее традициями, нормами жизни, ценностными ориентациями. В ходе такой адаптации работник постепенно получает информацию о трудовой организации, ее нормах, ценностях, о системе деловых и личных взаимоотношений в группе, о социально-психологической позиции отдельных членов группы. Эта информация не усваивается работником пассивно, а соотносится с его прошлым социальным опытом, с его ценностными ориентациями и оценивается им. При соответствии информации прошлому опыту работника, его ориентациям, она оценивается положительно, работник начинает принимать групповые нормы, постепенно происходит процесс идентификации личности с трудовой организацией. В ходе социально-психологической адаптации работник вступает в реальную жизнь организации, участвует в ней, у него устанавливаются положительные взаимоотношения с коллегами, непосредственным руководителем, администрацией. То есть новый работник вживается в коллектив, осваивает системы ценностей, устанавливает связи и вступает в отношения с остальными членами коллектива.

Стоит учитывать и специфику межличностного общения в социальном обслуживании. Главной особенностью работы социального работника является отсутствие постоянного рабочего места (в помещении). Социальному работнику выделяют зону обслуживания, где он в течении всего рабочего дня посещает получателей социальных услуг, оказывая им разнообразные социальные услуги. Тем самым, нет постоянного общения у социальных работников друг с другом в «четырех стенах». Если в коллективе, где сотрудники работают «бок-о-бок», общаются и видят друг друга постоянно могут пересекаться профессиональные и личные отношения, то в коллективе, сотрудники которого видят друг друга периодически, такого пересечения практически не бывает. Но это не говорит о том, что социальные работники не общаются друг с другом в неформальном формате, просто такое общение, в своем большинстве, остается на поверхностном уровне. Тем самым, основной акцент общения социального работника переносится в сферу обслуживания.

Адаптация личности к профессиональной деятельности.

Под профессиональной деятельностью мы здесь понимаем:

        Социальное обслуживание граждан;

        Улучшение качества жизни граждан пожилого возраста и инвалидов, создание комфортных и полноценных условий для их жизнедеятельности;

        Поддержание социального, психологического и физического статуса пожилых граждан и инвалидов.

Социальный работник постоянно взаимодействует с клиентам, оказывая ему профессиональную помощь и поддержку. Отсюда следует, что социальная работа, являясь профессиональной деятельностью по решению проблем конкретного клиента, должна иметь специфическую систему принципов и стандартов поведения, отражающих базовые ценности данной профессии.

Проблемы взаимоотношений с пожилыми людьми вызваны, чаще всего, следующим моментами:

1)     излишней раздражительностью и настороженностью пожилых людей, связанной с социально — психологическими особенностями данной категории населения;

2)     неуверенностью пожилого человека в компетентности молодого специалиста;

3)     общим недоверием пожилого человека, связанным с богатым жизненным опытом и пережитыми обидами и т. п.

Учитывая данные моменты, выделяются следующие этические принципы и стандарты поведения социального работника с пожилыми людьми.

Этические принципы социальной работы с пожилыми людьми:

1)     Уважение прав клиента.

2)     Соблюдение интересов клиента.

3)     Конфиденциальность и сохранение тайны.

4)     Ценность человеческой индивидуальности.

5)     Ответственность за качество работы.

6)     Информирование клиента о предпринимаемых действиях.

7)     Гуманное отношение к клиенту и его социальному окружению.

Сложным моментом в работе с пожилыми людьми является то, что они склонны больше жить воспоминаниями, сравнением нынешней ситуации с эпизодами или периодами прошлого;

        психологическая «типажность» пожилых клиентов. Клиенты социального работника — пожилые люди. Часто у них нарушается память, уменьшается способность ориентироваться в пространстве и во времени. На этом фоне появляются беспокойство, страх, растерянность. Нередко практичность перерастает в скупость, осторожность — в мнительность и подозрительность, рассудительность — в поучительство. Иногда возникают идеи притеснения, нанесенного близкими людьми мнимого ущерба. В связи с этим возникают различные конфликтные ситуации, недоверие клиентов к социальному работнику;

        невозможность эмоциональной разрядки во время работы и необходимость всё время быть «в форме» (психологическая несвобода). Невозможность эмоциональной разрядки в силу ограничений имеет также важное значение для появления стрессового состояния;

        постоянное соприкосновение с отчаянием, болью, страданиями и горем других людей, нередко воспринимающих социального работника как персонификацию государства-обидчика.

От социального работника требуется физическая выносливость, психологическая устойчивость и способность мобильно реагировать на психологическое состояние пожилого человека.

Развитие личностного ресурса, обеспечивающего процесс саморегуляции и самореализации.

Характер и условия труда во время выполнения социальными работниками своих основных функций можно оценивать как неблагоприятные с точки зрения возможностей сохранения и укрепления здоровья. Социальные работники исполняют свои обязанности вне зависимости от погодных условий, им приходится обладать достаточно высокой физической выносливостью и работоспособностью. Также социальный работник подвергается эмоциональным нагрузкам, которые, в свою очередь, связаны с самой природой «помогающих» отношений, требующих эмоционального контакта, соучастия, понимания, эмоционального воздействия на партнера по общению, выдержки, и т. д. Эмоциональное истощение обнаруживает себя прежде всего в чувствах беспомощности, безнадежности, в особо тяжелых проявлениях возникают эмоциональные срывы и мысли о суициде. Может возникать чувство «приглушенности», «притупленности» эмоций, когда человек не в силах отозваться, эмоционально откликнуться на ситуации, которые, казалось бы, должны трогать. Это ощущение исчерпанности эмоциональных ресурсов вызывает чувство, что человек уже ничего не может дать другим — ни эмоционально, ни психологически. Основные последствия эмоционального истощения:

        угроза утратить идентичность и «раствориться» в клиентах;

        отрицательные последствия могут сказаться в личной жизни (семья, друзья);

        угроза психических нарушений из-за постоянных столкновений с темными сторонами жизни и психической патологией.

Для этого была разработан и внедрен комплекс мероприятий по психологической поддержки социального работника в адаптационный период.

Процесс психологической адаптации персонала включает следующие этапы:

  1. Ознакомительный этап (психологический инструктаж).
  2. На данном этапе происходит введение в специфику общения как в коллективе, так и с получателями социальных услуг.
  3. Обучающий этап (программа «Новый сотрудник»)
  4. Данный этап включает в себя теоретическую (психопрофилактика) и практическую (тренинг, обучение элементам саморегуляции и самоконтроля) психологическую подготовку.
  5. Этап ассимиляции.

В этот период социальный работник проходит этап полного приспособления как в коллективе, так и в сфере профессиональной деятельности.

В каждом из вышеперечисленных этапах социальный работник проходит социально-психологическое обследование.

На ознакомительном этапе социальный работник проходит входную психологическую диагностику:

  1. Опросник Кеттелла (форма С) — выявление личностных особенностей
  2. Исследование уровня эмпатийных тенденций — выявление эмпатии
  3. Методика «Цель-Средство-Результат» — исследование особенностей структуры деятельности
  4. Тест на определение уровня конфликтности личности (построенный на положении о ведущей роли одного из полушарий головного мозга, в адаптации Г. Н. Маркова).

На обучающем этапе пакет социально-психологического обследования включает в себя (3–4 месяц):

  1. Ценностные ориентации, где выявляются потребности, и степень их согласованности.
  2. Методика диагностики уровня невротизации Л. И. Вассермана.
  3. Анкета изучения адаптации сотрудника

Этап ассимиляции подытоживает адаптационный период (около года) и включает в себя следующие методики:

  1. Методика «Цель-Средство-Результат» — исследование особенностей структуры деятельности
  2. Методика диагностики уровня невротизации Л. И. Вассермана.
  3. Опросник Профессиональное (эмоциональное) выгорание (MBI) (адаптация Водопьянова Н.Е).

Программа «Новый сотрудник» — комплекс индивидуальных и групповых занятий, направленный на психологическую работу с социальными работниками в адаптационный период.

Данная программа состоит из трех блоков:

  1. Психопрофилактика (лекции, беседы).
  2. Психологические тренинги (занятия на развитие мотивации, самоактуализации и мобильности в профессиональной деятельности).
  3. Психологическая коррекция (обучение элементам саморегуляции и самоконтроля).

Психологическая адаптация личности в учреждении социального обслуживания — процесс, который при благоприятном течении своим итогом закономерно имеет состояние адаптированности личности.

 

Литература:

 

  1. Васина Л. И., Сергеев С. С. Оценка факторов адаптации молодых специалистов на производстве // Железнодорожный транспорт, № 9–2005.
  2. Иванцевич Дж. М., Лобанов А. А. Человеческие ресурсы управления. — М.: Дело, 1993.
  3. Теория и методика социальной работы (в вопросах и ответах). Отв. ред. AM. Панов, Е. И. Холостова. — М., 1997.
  4. Шабанова Ю. Адаптация нового персонала // Управление персоналом, № 10, 2003.
Основные термины (генерируются автоматически): социальный работник, профессиональная деятельность, трудовая организация, адаптация личности, пожилой человек, работник, адаптационный период, ознакомительный этап, личностный ресурс, психологическая адаптация.

Похожие статьи

Организация социальной работы с пожилыми людьми...

Психологическая адаптация социального работника... социальный работник, профессиональная деятельность, трудовая организация, адаптация личности, пожилой человек, работник, адаптационный период, ознакомительный этап, личностный ресурс...

Психологическое содержание адаптации к профессиональной...

Ключевые слова: адаптация, личностный адаптационный потенциал

Виды и этапы адаптации педагогических работников...

Ключевые слова: социально-психологическая адаптация, личность, механизмы адаптации, социальная группа.

Социально-психологическая адаптация | Статья в журнале...

адаптация, социально-психологическая адаптация, процесс адаптации, период адаптации, адаптация личности, социальная среда, социальная психология, динамическое равновесие, внешняя среда, окружающая среда.

Виды и этапы адаптации педагогических работников...

Факторы адаптации педагогических работников... профессиональная деятельность, молодой педагог, трудовая деятельность, психологический климат, этап адаптации, профессиональная среда, образовательное учреждение, молодой учитель...

Адаптация персонала в современной компании

компания, сотрудник, адаптация, трудовая деятельность, система адаптации, рабочее место, работник, профессиональная деятельность, профессиональная адаптация персонала, инженер, трудовой коллектив.

Особенности адаптации персонала в медицинской организации...

Ключевые слова: персонал, система адаптации, управление персоналом, человеческие ресурсы, молодые сотрудники, медицинский персонал.

Оптимизация адаптационного процесса профессиональной деятельности направлена на сокращение сроков адаптации и...

Особенности профессиональной адаптации специалистов...

Раскрываются вопросы сущности и характеристик профессиональной адаптации, особенностей данного процесса у молодых работников социальной сферы. Представлены результаты опроса выпускников факультета социального образования Челябинского...

Факторы адаптации педагогических работников...

профессиональная деятельность, молодой педагог, трудовая деятельность, психологический климат, этап адаптации, профессиональная среда, образовательное учреждение, молодой учитель...

Социально-психологическая адаптация иностранных студентов...

социально-психологическая адаптация, адаптация, студент, социальная среда, учебное заведение, начальный этап обучения, затруднение, проблемная

Адаптационный потенциал личности значительно влияет на процесс социально-психологической адаптации студентов...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Организация социальной работы с пожилыми людьми...

Психологическая адаптация социального работника... социальный работник, профессиональная деятельность, трудовая организация, адаптация личности, пожилой человек, работник, адаптационный период, ознакомительный этап, личностный ресурс...

Психологическое содержание адаптации к профессиональной...

Ключевые слова: адаптация, личностный адаптационный потенциал

Виды и этапы адаптации педагогических работников...

Ключевые слова: социально-психологическая адаптация, личность, механизмы адаптации, социальная группа.

Социально-психологическая адаптация | Статья в журнале...

адаптация, социально-психологическая адаптация, процесс адаптации, период адаптации, адаптация личности, социальная среда, социальная психология, динамическое равновесие, внешняя среда, окружающая среда.

Виды и этапы адаптации педагогических работников...

Факторы адаптации педагогических работников... профессиональная деятельность, молодой педагог, трудовая деятельность, психологический климат, этап адаптации, профессиональная среда, образовательное учреждение, молодой учитель...

Адаптация персонала в современной компании

компания, сотрудник, адаптация, трудовая деятельность, система адаптации, рабочее место, работник, профессиональная деятельность, профессиональная адаптация персонала, инженер, трудовой коллектив.

Особенности адаптации персонала в медицинской организации...

Ключевые слова: персонал, система адаптации, управление персоналом, человеческие ресурсы, молодые сотрудники, медицинский персонал.

Оптимизация адаптационного процесса профессиональной деятельности направлена на сокращение сроков адаптации и...

Особенности профессиональной адаптации специалистов...

Раскрываются вопросы сущности и характеристик профессиональной адаптации, особенностей данного процесса у молодых работников социальной сферы. Представлены результаты опроса выпускников факультета социального образования Челябинского...

Факторы адаптации педагогических работников...

профессиональная деятельность, молодой педагог, трудовая деятельность, психологический климат, этап адаптации, профессиональная среда, образовательное учреждение, молодой учитель...

Социально-психологическая адаптация иностранных студентов...

социально-психологическая адаптация, адаптация, студент, социальная среда, учебное заведение, начальный этап обучения, затруднение, проблемная

Адаптационный потенциал личности значительно влияет на процесс социально-психологической адаптации студентов...

Задать вопрос