Авторский подход решения методологического кризиса — «Метамодель Психологии» как схема объединения диалектических и феноменологических принципов | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 3. Общая психология

Опубликовано в

III международная научная конференция «Психологические науки: теория и практика» (Москва, июнь 2015)

Дата публикации: 21.05.2015

Статья просмотрена: 238 раз

Библиографическое описание:

Вербовская, О. Ю. Авторский подход решения методологического кризиса — «Метамодель Психологии» как схема объединения диалектических и феноменологических принципов / О. Ю. Вербовская. — Текст : непосредственный // Психологические науки: теория и практика : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 11-18. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/158/8183/ (дата обращения: 22.11.2024).

«...весь фокус заключается в том, что божественность попала в ловушку

на самой вершине сложенной из отдельных существований пирамиды»

Ж. Батай

Современная наука не стоит на месте, а развивается очень быстро и неоднородно. Прогресс научного познания затрагивает все сферы бытия человека. Основная форма человеческого познания — наука, становиться еще более значимой и существенной частью реальности. На основе существующих наук возникают новые, усовершенствуется техника и технологии, а это ведет к пересмотру методов и методологии научного познания.

Целостный взгляд на такие основные понятия как структура личности, механизмы психических реакций, внутренний и внешний миры человека, бессознательное, требуют выхода за границы обычных представлений, поэтому появилась возможность показать это в схеме «Метамодель Психологии», как единого подхода к психологической науке.

Рис. 1. «Метамодель Психологии»

 

Метасистема второго порядка в структуре «Метамодели Психологии»

Многие события жизни можно представлять какими-либо общими схемами, регулирующими и представляющими причинно — следственные связи явлений природы, этапы развития человека и общества в целом. Не просто постичь такие закономерности потому, что в чистом виде они представлены редко. Еще сложнее увидеть взаимосвязь перехода явлений из первого порядка во второй. Любое явление может быть подчинено закономерности первого порядка, а потом переподчиниться закономерности более глубокого второго порядка. Так происходит и с психикой человека.

Если представить, что система психики выглядит как схема внутреннего субъективного мира и внешнего, то можно наглядно представить ее как часть схемы «Метамодель Психологии». Таким образом, система первого порядка представлена на рисунке 1:

Рис. 2. Система первого порядка

 

Здесь показано два класса взаимоотношений: внешние и внутрисистемные. Это упрощенная схема, которая выводит на понимание, что все живое в латентной форме входит друг с другом во взаимоотношения по третьему классу взаимоотношений — метасистемному.

Рис. 3. Метасистема второго порядка

 

 Метасистема второго порядка (рис. 3) — это вторая часть схемы «Метамодели Психологии», она может выглядеть как два равносторонних треугольника разнонаправленных или объединенных, когда процесс осознания включения в систему второго порядка полностью завершен.

Рис. 4. «Метамодель» — схема целостности (человека, науки, общества)

 

Объединение схем в целое — момент проживания человеком трансперсональных состояний. Это полная схема, включающая два порядка.

«Метамодель» является наглядным примером (пособием) к метасистемному подходу в психологии.

На схеме видно, что метасистемный уровень локализуется вне системы, но, тем не менее, является явным ее продолжением в пространстве, и, скорее всего, является не частной, а общей закономерностью организации систем. Об этом говорят работы психологов и их внутренний опыт проживания трансперсональных (духовных) состояний, постижения переходов от системы первого порядка к другой глубокой системе. Кризис общества и науки также указывает на этот переход. Меняются взгляды и позиции на развитие цивилизации в целом и, начинается это, в первую очередь, с глубинных внутренних психических процессов как отдельно взятого человека, так и всего человечества.

Метасистемный подход и метамодель представляют собой новое методологическое обоснование интегральной, трансперсональной и глубинной психологий, индивидуального свободного состояния психики и души. При этом метасистемный уровень является полной противоположностью системному уровню не только психики, но и общей закономерностью для всех вещей, событий и процессов человеческой цивилизации, воссоздавая своим открытием в живых системах всеобщую целостность, гармонию и завершенность развития личности.

Каждый ученый имеет свой уникальный взгляд на структуру личности, психики и сознания, и каждый будет по-своему прав. Чтобы как-то сгруппировать и объединить все понятия в единое целое, я попытаюсь показать общую единую схему «Метамодель Психологии», составные части которой с точки зрения структуры личности, будут показаны ниже.

Рассмотрим строение внутреннего и внешнего мира человека, жизненные кризисы, играющие ключевое значение для эволюции или деградации живого существа

Рис. 5. Внешние аспекты (тело, душа, дух)

 

На рисунке 5 показана связь с внешними аспектами. Вершина первого треугольника обозначает кризис на уровне тела и выход сознания на уровень души в следующий треугольник. На уровне «смерти-возрождения» души, кризис души показан верхней вершиной второго треугольника. Это точка выхода сознания на более высокий уровень в расширенные состояния — это уровень магов и экстрасенсов, он показан не только точкой, но и пунктирной горизонтальной линией (рис. 5), отсекающей внешний проявленный в реальность контур личности. Накопление количества информации этого уровня приводит сознание к духовному кризису и переходу в Самость (третий треугольник). Экзистенциальный кризис и трансперсональный переход не только воспринимается как смерть, но еще и фиксируется врачами как реальная смерть человека. Это «Глубинная эмпирическая встреча с рождением и смертью, как правило, ассоциируется с экзистенциальным кризисом беспрецедентного масштаба, во время которого индивид подвергает серьезному сомнению смысл собственной жизни и существования вообще» [1]. Во время такой смерти освобождается зерно духа и происходит слияние с Духом Мира на внешнем плане — во внутреннем мире открывается Божественная монада в сердце человека (рис. 6). Карл Юнг называет её каплей сердца [3]. Одновременный миг — открытие Истины внутри человека. Это целостность человека.

«Экзистенциальный уровень находится как бы на пересечении личностного и надличностного Соответственно для того, чтобы развитие продолжалось за пределы индивидуального и экзистенциального уровней, Самость (или сознание) должно разрушить или демонтировать свое исключительное отождествление с грубым телом-умом и всеми его связями.

Рис. 6. Рождение в Духе (экзистенциальный кризис и духовное рождение)

 

Каждое смещение центра тяжести в процессе развития означает, что Самость перестала отождествляться с базовой структурой этой стадии — реально умерла для этого уровня, разотождествилась с этим уровнем, трансцендировала этот уровень — и возрождается в новой, более глубокой и обширной сфере сознания следующей стадии» [2].

Развитие личности всегда идет в двух направлениях, поэтому зеркально можно дорисовать треугольники вершинами вниз — внутренний мир структуры (рис. 7) и получить плоскостную метамодель. Во внешнем мире критические точки переходов в более высокие состояния выглядят как моменты «смерти-возрождения», во внутреннем мире это выход в области Архетипов Тени, Анимуса и Анимы, и в область Личного Бессознательного, т. е. проживание сменяющихся архетипов (показано ниже).

Рис. 7. Внутренний и внешний миры

 

Процесс всегда идет одновременно в двух направлениях. И, все то, что происходит во внутреннем мире человека, проявляется внешне как перемены в образе жизни, в поведении, общении, внешнем образе (одежде, прическе, стиля).

Формирование гештальта целостного сознания

Итак, начнем с Рене Декарта. Он вводит термин «сознание». «Сознаю, значит, существую». Но при этом говорит, что изучать сознание невозможно — это «вещь в себе», при этом мы знаем о его величайшем открытии для математики — системе координат. Следующий ученый — Вильгельм Вунд и его структура сознания показана на рисунке 8.

Рис. 8. «Поле Сознания»

 

Ученик Вунда, Эдвард Титченер рисует свою схему и называет ее «Волна внимания» (рис. 9).

Рис. 9. «Волна внимания»

 

Уильям Джемс говорит, что сознание — это не только структура, это ещё и процесс, и вводит понятие — поток сознания. Джемс меняет модель, потому что имеет в виду другую реальность. Первый представитель гештальта — Макс Вертгеймер, говорит о том, что сознание может быть феноменальным и образовывать новые формы отличные от суммы их частей и вводит понятие «гештальт». Впоследствии, Зигмунд Фрейд приходит к расширению взгляда на сознание и говорит об области бессознательного. Карл Густав Юнг выделил в бессознательном личное и коллективное, обозначил Архетипы…

С каждым годом ученые все больше расширяют границы о сознании и бессознательном; существует множество их характеристик и определений. На рисунке 10 можно увидеть соединение всех моделей в одно целое, где видны модель «Поле сознания» Вундта, Декартова система координат, «Поток сознания» Титченера. Объединив модели в одну форму, мы получим «Метамодель Психологии» (рис. 11) и новое расширенное поле сознания (рис. 12).

Рис.10. Три модели сознания

 

Рис. 11. «Метамодель Психологии»

 

Теперь уже мы видим схему целостного сознания, где центральный многогранник объединяет модели сознания, а два треугольника показывают измененные состояния сознания; весь внешний контур фигуры отражает бессознательное: нижний треугольник — это нижнее бессознательное. Верхний треугольник — Высшее бессознательное; поле вокруг центральной части — личное бессознательное. На рисунке 12 внутренняя окружность — это поле сознания по Вундту, внешняя окружность — поле расширенного сознания Самости по Уилберу и одновременно коллективное бессознательное Юнга, поле, где не человеческое сознание формирует гештальты, а именно коллективное бессознательное являет новые смыслы ученым и посвященным в виде гениальных идей.

Рис.12. Расширенное сознание — Самость

 

Итак, у нас получилась новая фигура — это модель расширенного состояния сознания — метамодель целостного сознания, которое дает трансперсональный опыт. Показанное совмещение всех моделей сознания в единую структуру без противоречий дает целостный взгляд на сущность сознания как механизм образования гештальта сущности сознания.

Схема сознания в «Метамодели Психологии» — это лишь одна из граней. В таком же порядке, кроме структуры личности и сознания, можно соотнести возрастную периодизацию с Архетипами (схема показана ниже).

Расположение направлений и школ психологии в «Метамодели Психологии»

Мы видим, что те направления, которые занимаются духовным, экзистенциальным опытом в настоящее время и развиваются в рамках трансдисциплинарных и пост-дисциплинарных академических исследований, не находят должной поддержки основной науки, хотя наука старается двигаться в ногу с прогрессом и временем.

Рис. 13. Направления и школы в «Метамодели Психологии»

 

Всё на данном периоде развития цивилизации переживает кризис, когда, дойдя до верхнего предела, можно либо деградировать, останавливаясь на достигнутом опыте, и не принимая новых взглядов и положения вещей, либо развиваться дальше, беря во внимание целостное и одновременное развитие не только материи, но и духоматерии. Выбирая новые методы для работы, нужны одновременно два подхода в науке — диалектический и феноменологический. Диалектика, как известно, изучает поведение — как внешний аспект личности, физиология — внутренние процессы, а феноменология бессознательного мира — это отдельная область исследования личности и окружающей среды объединены в кристалле «Метамодели Психологии».

Классификация архетипов в Метамодели Психологии

Врожденное бессознательное содержит имеющий глубокие корни духовный материал, который и объясняет присущее всему человечеству стремление к творческому самовыражению и физическому совершенству.

Рис. 14. Классификация архетипов в «Метамодели Психологии»

 

Вся структура психики зеркально отражает коллективное и личное бессознательное, поэтому можно рассмотреть расположение архетипов в структуре «Метамодели». Архетипы — это детерминирующиеся представления из сверхчувственной сферы, поэтому зона тело-эго на схеме не вошла в их расстановку Их проживание начинается с нижнего треугольника (Предвечный Младенец).

На гранях «Метамодели» будут располагаться Этносы планеты, соответственно прочтение содержимого Архетипов будет читаться во взаимосвязи с этим фактом. То есть, Персона (маска) европейца будет сильно отличаться от Персоны азиата и т. д. Этнический состав мира приближается к пяти тысячам, поэтому граней кристалла для Архетипов будет столько же.

Почему же выбрана такая форма?

В одной из буддийских школ, есть одно из наиболее глубоких прозрений, когда-либо достигнутых человеческим разумом. Императрица Ву, которая оказалась не в состоянии одолеть сложность литературы, попросила Фа Цанга, одного из основателей школы, дать ей практическую и простую демонстрацию космической взаимозависимости (рис. 12). Фа Цанг сначала подвесил светильник к потолку комнаты, установленной зеркалами, чтобы показать отношение Единого ко многому. Затем он поместил в центре комнаты маленький кристалл, и, показав, что все окружающее отражается в нем, проиллюстрировал, как в Предельной Реальности бесконечно малое содержит бесконечно большее, а бесконечно большое — бесконечно малое. Проделав всё это, Фа Цанг заметил, что, к сожалению, эта статичная модель не способна отразить вековечное, многообразное движение во Вселенной и беспрепятственное взаимное проникновение Времени и Вечности, а также прошлое, настоящее и будущее.

Рис. 15. Демонстрация Космической Взаимозависимости — «Метамодель Психологии»

 

Итак, схема универсальна. Она сочетается с науками, религиозными направлениями и внутри психологии может рассматриваться и как схема: а) метасистемы второго порядка; б) развития сознания; в) классификации архетипов в соответствии с возрастными периодами и кризисами; г) развития направлений и школ психологии; д) междисциплинарных связей (в случае рассмотрения метамодели как целостной науки — одна из граней будет представлять психологию, многие другие — смежные науки).

 

Литература:

 

1.       Гроф, С. За пределами мозга / С. Гроф. — М.: Изд-во Московского трансперсонального центра, 1993. — 500 с.

2.       Уилбер, К. Трансперсональный взгляд на человеческое развитие. Пер. с англ. под ред. А. Киселева. — М.: ООО «Издательство ACT» и др., 2004. — 314 с.

3.       Юнг, К. Г. Красная Книга / К. Г. Юнг. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.koob.ru/jung/krasnaya_kniga

Основные термины (генерируются автоматически): бессознательное, метасистема второго порядка, сознание, внешний мир, классификация архетипов, модель сознания, наука, психология, система первого порядка, структура личности, схема, целостное сознание, экзистенциальный кризис.

Похожие статьи

Основные методологические подходы к определению понятия «стиль» в контексте западноевропейской модерной парадигмы

Статья посвящена проблеме семантической неопределенности понятия «стиль». Автор исходит из позиции необходимости уточнения содержания данного понятия в соответствии с тремя методологическими подходами: филологическим, искусствовед-ческим и культуроло...

Анализ телевизионных новостей с позиций книги Ю. М. Лотмана «Семиотика кино и проблемы киноэстетики»

Проблемы различия западного и восточного типов мировоззрения (по материалам работы К. Г. Юнга «Йога и Запад»)

Способы преодоления лексико-семантической безэквивалентности в текстах «русских фресок» Анри Труайя

Понятие формального единства в философии И. Гизеля

Цель статьи — рассмотреть аспекты метафизического учения И. Гизеля, а именно понятие «формального единства» и его значение для концепции философа, поскольку философский курс И. Гизеля остается интересным объектом для изучения, который отображает осно...

Реализация аксиологического подхода в системе среднего профессионально образования

В статье раскрыта сущность аксиологического подхода в профессиональной подготовке студентов, пути его реализации, дано обобщение понятия «ценности» «подход к обучению», показана структура аксиологического подхода.

О возможностях педагогической герменевтики в обучении будущих лингвистов-переводчиков

В статье рассматриваются основные понятия и идеи педагогической герменевтики, обращенной к духовному миру студента, его личностным ценностям и смыслам жизни. В статье представлен опыт использования положений педагогической герменевтики в рамках дисци...

Взаимосвязь успешности формирования музыкально-ценностных ориентаций с индивидуально-психологической характеристикой подростка в процессе обучения игре на синтезаторе

В статье раскрывается роль психолого-педагогических и индивидуальных особенностей личности подростка, как одного из основополагающих педагогических принципов.

Методологические проблемы исследования формирования ценностных ориентаций личности в креативном пространстве городского поселения

Статья посвящена анализу методологических оснований исследования формирования ценностных ориентаций личности в креативном пространстве городского поселения, а именно, рассмотрению положений философского направления инвайронментализма и средового подх...

Интегрированный подход к анализу медиареальности как результат синтеза теории отражения и конструктивистской парадигмы

Основываясь на синтезе диалектико-материалистической теории отражения и конструктивистской методологической традиции, автор предпринимает попытку обосновать интегрированный подход к исследованию феномена медиареальности. В статье особое внимание удел...

Похожие статьи

Основные методологические подходы к определению понятия «стиль» в контексте западноевропейской модерной парадигмы

Статья посвящена проблеме семантической неопределенности понятия «стиль». Автор исходит из позиции необходимости уточнения содержания данного понятия в соответствии с тремя методологическими подходами: филологическим, искусствовед-ческим и культуроло...

Анализ телевизионных новостей с позиций книги Ю. М. Лотмана «Семиотика кино и проблемы киноэстетики»

Проблемы различия западного и восточного типов мировоззрения (по материалам работы К. Г. Юнга «Йога и Запад»)

Способы преодоления лексико-семантической безэквивалентности в текстах «русских фресок» Анри Труайя

Понятие формального единства в философии И. Гизеля

Цель статьи — рассмотреть аспекты метафизического учения И. Гизеля, а именно понятие «формального единства» и его значение для концепции философа, поскольку философский курс И. Гизеля остается интересным объектом для изучения, который отображает осно...

Реализация аксиологического подхода в системе среднего профессионально образования

В статье раскрыта сущность аксиологического подхода в профессиональной подготовке студентов, пути его реализации, дано обобщение понятия «ценности» «подход к обучению», показана структура аксиологического подхода.

О возможностях педагогической герменевтики в обучении будущих лингвистов-переводчиков

В статье рассматриваются основные понятия и идеи педагогической герменевтики, обращенной к духовному миру студента, его личностным ценностям и смыслам жизни. В статье представлен опыт использования положений педагогической герменевтики в рамках дисци...

Взаимосвязь успешности формирования музыкально-ценностных ориентаций с индивидуально-психологической характеристикой подростка в процессе обучения игре на синтезаторе

В статье раскрывается роль психолого-педагогических и индивидуальных особенностей личности подростка, как одного из основополагающих педагогических принципов.

Методологические проблемы исследования формирования ценностных ориентаций личности в креативном пространстве городского поселения

Статья посвящена анализу методологических оснований исследования формирования ценностных ориентаций личности в креативном пространстве городского поселения, а именно, рассмотрению положений философского направления инвайронментализма и средового подх...

Интегрированный подход к анализу медиареальности как результат синтеза теории отражения и конструктивистской парадигмы

Основываясь на синтезе диалектико-материалистической теории отражения и конструктивистской методологической традиции, автор предпринимает попытку обосновать интегрированный подход к исследованию феномена медиареальности. В статье особое внимание удел...