Проблема социально-психологической адаптации детей с перинатальным поражением нервной системы
Авторы: Шамсутдинова Нафосат Алишеровна, Насирдинова Наргиза Аскаровна, Искандарова Дилноза Эргашевна
Рубрика: 6. Социальная психология
Опубликовано в
Дата публикации: 04.02.2015
Статья просмотрена: 772 раза
Библиографическое описание:
Шамсутдинова, Н. А. Проблема социально-психологической адаптации детей с перинатальным поражением нервной системы / Н. А. Шамсутдинова, Н. А. Насирдинова, Д. Э. Искандарова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной психологии : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 75-77. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/157/7256/ (дата обращения: 16.12.2024).
Актуальность: Развитие, воспитание, образование детей школьного возраста и сохранение их здоровья является весьма актуальной и важной государственной проблемой. За последние 5 лет число учащихся начальной школы, не справляющихся с требованиями стандартной школьной программы, возросло в 2–2,5 раза, достигнув более 30 %. Примерно половина неуспевающих школьников, имеют отягощенный перинатальный анамнез [1].
У детей с отягощённым перинатальным анамнезом, отмечатся несовершенством адаптационно-приспособительных и функциональных возможностей ЦНС. Нервная система детей с этой патологией не могут отреагировать на различные стрессорные факторы, создает угрозу дезадаптации на ранних этапах социализации ребенка. Также много работ посвящена к проблема эмоционально-личностной сфере и уровня тревоги детей младшего школьного возраста. Начало школьного обучения практически совпадает с периодом второго физиологического кризиса, приходящегося на возраст 7 лет. В организме ребёнка происходит резкий эндокринный сдвиг, сопровождаемый бурным ростом, увеличение внутренних органов, вегетативной перестройкой [3,4].
Это означает, что кардинальные изменения в системе социальных отношений и деятельности ребёнка совпадает с периодом перестройки всех систем и функций организма, что требует большого напряжения и мобилизации его резервов. Однако, дети с отягощённым перинатальным анамнезом характеризуются несовершенством адаптационных возможностей, создающей предпосылку для дальнейшей дезадаптации детей различных возрастов.
Цель исследования:
1. Оценить возможности социальной — психологической адаптации детей с отягощённым перинатальным анамнезом в сравнении с практически здоровыми детьми.
2. Определить значимые факторы социальной — психологической дезадаптации детей с перинатальным поражением нервной системы.
Материалы исследования: Были обследованы 28 детей, младшего школьного возраста, обучающихся в школе № 35 «ДИМ» города Андижан.
Дети были разделены на 2 основные группы:
1- группа контроля — практически здоровых детей без отягощенного перинатального анамнеза;
2- группа сравнения — дети с отягощенным перинатальным анамнезом;
Методы исследования: Для выявления особенностей процесса социализации детей младшего школьного возраста, была проведена оценка по методике Чирков В. И., Соколова О. Л., Сорокина О. В. (1995 год.). Методика состоит из 5 шкал, каждая шкала состоит из 5 вопросов, и оценивают педагоги социализацию ребёнка от 0–5 баллов [2]:
I. шкала «Успешность выполнения школьных заданий»;
II. шкала «Степень усилий, необходимых ребёнку для выполнения школьных заданий»;
III. шкала «Самостоятельность ребёнка при выполнении школьных заданий»;
IV. шкала «Настроение, с которым ребёнок идёт в школу»;
V. шкала «Взаимоотношения с одноклассниками»;
Также проводилась оценка эмоциональных проявлений по методике Й. Шванцара (2007) (таблица 1) [4,3]:
Таблица 1
Оценочная шкала эмоциональных проявлений ребенка
Чувственное проявление |
Интенсивность |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Возбуждаемость |
|
|
|
|
|
Злобность |
|
|
|
|
|
Ревность |
|
|
|
|
|
Жестокость |
|
|
|
|
|
Ласковость |
|
|
|
|
|
Сочувствие |
|
|
|
|
|
Агрессивность |
|
|
|
|
|
Результаты исследования:
У детей в группе сравнения процессы социальной — психологической адаптации в школе происходило значительно тяжелее, так как возникали трудности во взаимоотношения со сверстниками, в сравнении с детьми в группе контроля (таблица 2). При оценке уровня эмоциональных проявлений у детей группы сравнения процессы социализации детей происходило значительно труднее за счёт выраженной возбуждаемости, злобности и агрессии детей с отягощённым перинатальным анамнезом (диаграмм 1).
Таблица 2
Показатели социально-психологической адаптации школьников
Шкала |
Группа контроля |
Группа сравнения |
Успешность выполнения школьных заданий |
4 |
4 |
Степень усилий, необходимых ребёнку для выполнения школьных заданий |
4,7 |
4,4 |
Самостоятельность ребёнка при выполнении школьных заданий |
5 |
4,7 |
Настроение, с которым ребёнок идёт в школу |
4,5 |
4,3 |
Взаимоотношения с одноклассниками |
4,5 |
3,5 |
Рис. 1. Показатели оценочной шкалы эмоциональных проявлений ребенка
Вывод:
1. Процессы социальной — психологической адаптации детей с отягощённым перинатальным анамнезом происходило значительно труднее, детей без отягощённого перинатального анамнеза.
2. Значимыми факторами социальной — психологической дезадаптации детей в школе явились: возбуждаемости, злобность, агрессия и трудности во взаимоотношения со сверстниками.
Литература:
1. Морозова Е.А 2010 Неврологический вестник стр. 449–454
2. Russel G., Betts W. Natal and neonatal factors in premature infant mortality: report of a ten year study.2000
3. Боулби Д. Создание и разрушение эмоциональных связей. / пер с англ. В. В. Старовойтова. М.: Академический проект, 2004.
4. Бреслав Г. М. Психология эмоций. М., 2004.