Проблема социально-психологической адаптации детей с перинатальным поражением нервной системы | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Шамсутдинова, Н. А. Проблема социально-психологической адаптации детей с перинатальным поражением нервной системы / Н. А. Шамсутдинова, Н. А. Насирдинова, Д. Э. Искандарова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной психологии : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 75-77. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/157/7256/ (дата обращения: 16.12.2024).

Актуальность: Развитие, воспитание, образование детей школьного возраста и сохранение их здоровья является весьма актуальной и важной государственной проблемой. За последние 5 лет число учащихся начальной школы, не справляющихся с требованиями стандартной школьной программы, возросло в 2–2,5 раза, достигнув более 30 %. Примерно половина неуспевающих школьников, имеют отягощенный перинатальный анамнез [1].

У детей с отягощённым перинатальным анамнезом, отмечатся несовершенством адаптационно-приспособительных и функциональных возможностей ЦНС. Нервная система детей с этой патологией не могут отреагировать на различные стрессорные факторы, создает угрозу дезадаптации на ранних этапах социализации ребенка. Также много работ посвящена к проблема эмоционально-личностной сфере и уровня тревоги детей младшего школьного возраста. Начало школьного обучения практически совпадает с периодом второго физиологического кризиса, приходящегося на возраст 7 лет. В организме ребёнка происходит резкий эндокринный сдвиг, сопровождаемый бурным ростом, увеличение внутренних органов, вегетативной перестройкой [3,4].

Это означает, что кардинальные изменения в системе социальных отношений и деятельности ребёнка совпадает с периодом перестройки всех систем и функций организма, что требует большого напряжения и мобилизации его резервов. Однако, дети с отягощённым перинатальным анамнезом характеризуются несовершенством адаптационных возможностей, создающей предпосылку для дальнейшей дезадаптации детей различных возрастов.

Цель исследования:

1.        Оценить возможности социальной — психологической адаптации детей с отягощённым перинатальным анамнезом в сравнении с практически здоровыми детьми.

2.        Определить значимые факторы социальной — психологической дезадаптации детей с перинатальным поражением нервной системы.

Материалы исследования: Были обследованы 28 детей, младшего школьного возраста, обучающихся в школе № 35 «ДИМ» города Андижан.

Дети были разделены на 2 основные группы:

1- группа контроля — практически здоровых детей без отягощенного перинатального анамнеза;

2- группа сравнения — дети с отягощенным перинатальным анамнезом;

Методы исследования: Для выявления особенностей процесса социализации детей младшего школьного возраста, была проведена оценка по методике Чирков В. И., Соколова О. Л., Сорокина О. В. (1995 год.). Методика состоит из 5 шкал, каждая шкала состоит из 5 вопросов, и оценивают педагоги социализацию ребёнка от 0–5 баллов [2]:

I. шкала «Успешность выполнения школьных заданий»;

II. шкала «Степень усилий, необходимых ребёнку для выполнения школьных заданий»;

III. шкала «Самостоятельность ребёнка при выполнении школьных заданий»;

IV. шкала «Настроение, с которым ребёнок идёт в школу»;

V. шкала «Взаимоотношения с одноклассниками»;

Также проводилась оценка эмоциональных проявлений по методике Й. Шванцара (2007) (таблица 1) [4,3]:

Таблица 1

Оценочная шкала эмоциональных проявлений ребенка

Чувственное проявление

Интенсивность

1

2

3

4

5

Возбуждаемость

 

 

 

 

 

Злобность

 

 

 

 

 

Ревность

 

 

 

 

 

Жестокость

 

 

 

 

 

Ласковость

 

 

 

 

 

Сочувствие

 

 

 

 

 

Агрессивность

 

 

 

 

 

 

Результаты исследования:

У детей в группе сравнения процессы социальной — психологической адаптации в школе происходило значительно тяжелее, так как возникали трудности во взаимоотношения со сверстниками, в сравнении с детьми в группе контроля (таблица 2). При оценке уровня эмоциональных проявлений у детей группы сравнения процессы социализации детей происходило значительно труднее за счёт выраженной возбуждаемости, злобности и агрессии детей с отягощённым перинатальным анамнезом (диаграмм 1).

Таблица 2

Показатели социально-психологической адаптации школьников

Шкала

Группа контроля

Группа сравнения

Успешность выполнения школьных заданий

4

4

Степень усилий, необходимых ребёнку для выполнения школьных заданий

4,7

4,4

Самостоятельность ребёнка при выполнении школьных заданий

5

4,7

Настроение, с которым ребёнок идёт в школу

4,5

4,3

Взаимоотношения с одноклассниками

4,5

3,5

 

Рис. 1. Показатели оценочной шкалы эмоциональных проявлений ребенка

 

Вывод:

1.      Процессы социальной — психологической адаптации детей с отягощённым перинатальным анамнезом происходило значительно труднее, детей без отягощённого перинатального анамнеза.

2.      Значимыми факторами социальной — психологической дезадаптации детей в школе явились: возбуждаемости, злобность, агрессия и трудности во взаимоотношения со сверстниками.

 

Литература:

 

1.      Морозова Е.А 2010 Неврологический вестник стр. 449–454

2.      Russel G., Betts W. Natal and neonatal factors in premature infant mortality: report of a ten year study.2000

3.      Боулби Д. Создание и разрушение эмоциональных связей. / пер с англ. В. В. Старовойтова. М.: Академический проект, 2004.

4.      Бреслав Г. М. Психология эмоций. М., 2004.

Основные термины (генерируются автоматически): отягощенный перинатальный анамнез, группа контроля, группа сравнения, младший школьный возраст, ребенок, психологическая адаптация детей, психологическая дезадаптация детей.

Похожие статьи

Особенности социализации детей с нарушенным развитием речи

Проблемы психолого-педагогического изучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Работа педагога и психолога с семьей в системе комплексной медико-психолого-педагогической помощи детям с последствиями перинатального поражения нервной системы

Особенности коммуникативной функции детей с нарушением слуха

Особенности и пути развития коммуникативных навыков младших школьников с нарушением интеллекта

Особенности развитии эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи

Специфика речевого развития у детей из социально-неблагополучных семей

Проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Особенности коррекционного воздействия на речевое развитие детей с билингвизмом

Особенности развития эмоциональной сферы умственно отсталого ребенка

Похожие статьи

Особенности социализации детей с нарушенным развитием речи

Проблемы психолого-педагогического изучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Работа педагога и психолога с семьей в системе комплексной медико-психолого-педагогической помощи детям с последствиями перинатального поражения нервной системы

Особенности коммуникативной функции детей с нарушением слуха

Особенности и пути развития коммуникативных навыков младших школьников с нарушением интеллекта

Особенности развитии эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи

Специфика речевого развития у детей из социально-неблагополучных семей

Проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Особенности коррекционного воздействия на речевое развитие детей с билингвизмом

Особенности развития эмоциональной сферы умственно отсталого ребенка