Коммуникативная толерантность как элемент коммуникативной компетентности
Автор: Рачицкая Наталья Владимировна
Рубрика: 8. Педагогическая психология
Опубликовано в
II международная научная конференция «Современная психология» (Пермь, июль 2014)
Дата публикации: 04.07.2014
Статья просмотрена: 8311 раз
Библиографическое описание:
Рачицкая, Н. В. Коммуникативная толерантность как элемент коммуникативной компетентности / Н. В. Рачицкая. — Текст : непосредственный // Современная психология : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2014 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2014. — С. 55-56. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/111/5999/ (дата обращения: 19.12.2024).
В современной методической науке под компетенцией понимается совокупность знаний, умений и навыков по языку. Наряду с термином «компетенция», используется термин «компетентность». Данные понятия дифференцируют таким образом: компетенция — это комплекс знаний, навыков, умений, приобретенный в ходе занятий и составляющий содержательный компонент обучения, компетентность — это свойства личности, определяющие ее способность к выполнению деятельности на основе сформированной компетенции [1, с. 142].
Коммуникативная компетентность — это способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими людьми. В ее состав входят: 1) умение ориентироваться в социальных ситуациях; 2) умение правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей; 3) умение выбирать и реализовывать адекватные способы взаимодействия.
Коммуникативная компетентность заключается в достижении коммуникативного, интерактивного и перцептивного уровней адекватности партнеров. Она складывается из способностей: давать социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации, социально-психологически программировать процесс общения и осуществлять социально-психологическое управление коммуникативной ситуацией [2, с. 111].
Одним из важных феноменологических проявлений коммуникативной компетентности личности, на наш взгляд, является коммуникативная толерантность. Толерантность характеризует отношение личности к другим людям и отражает степень терпимости к неприятным или неприемлемым психическим состояниям, качествам и поступкам партнеров по взаимодействию. В ряде исследований толерантность связывают с эмоциями. Среди основных функций эмоций, помимо приспособительной, сигнальной, оценочной, регуляторной называется коммуникативная функция.
Анализируя и оценивая роль эмоций в специальном функционировании личности, в ее биосоциальной структуре В. В. Бойко обращается к проблеме коммуникативной толерантности. Коммуникативная толерантность — это характеристика отношения личности к людям, показывающая степень переносимости ею неприятных или неприемлемых, по ее мнению, психических состояний, качеств и поступков партнеров по взаимодействию.
Е. Г. Виноградова [3] пишет: коммуникативная толерантность является основным качеством личности, проявляющимся в терпимости, бесконфликтности, а также устойчивости, доверительности и способности спокойно и без раздражения принимать индивидуальности других людей. Для эффективности данной характеристики необходимо, чтобы коммуникативная толерантность выступала не просто высокоразвитым, но устойчивым коммуникативным качеством личности.
З. А. Агеева [4, с. 49] отмечает в свою очередь, что человек либо не видит существенных различий между проявлениями собственной и чужой личности, либо не испытывает негативных переживаний по поводу таких различий.
Коммуникативная толерантность в психологии определяется как отношение личности к людям, показывающее степень переносимости ее неприятных или неприемлемых, по ее мнению, психических состояний, качеств и поступков партнеров по взаимодействию [5,с. 200].
Отмечая достаточно высокий уровень сходства в трактовке исходного понятия и обобщая современные представления о данном личностном свойстве, Е. Ю. Кочергина определяет коммуникативную толерантность как сознательное допущение субъектом чего-либо, что им не одобряется, как добровольное воздержание от учинения препятствий осуждаемому «другому» при условии, что у субъекта есть возможность оказать ему сопротивление, есть власть помешать свободному самовыражению «другого» [6].
По мнению В. В. Бойко [7], это систематизирующая характеристика, поскольку с ней согласуются и составляют некий психологический ансамбль многие другие качества индивида, прежде всего нравственные, характерологические и интеллектуальные. Вот почему особенности коммуникативной толерантности могут свидетельствовать о психическом здоровье, внутренней гармонии или дисгармонии, о способности к самоконтролю и самокоррекции.
В качестве механизмов коммуникативной толерантности выделяются, во-первых, способность индивида к торможению, сдерживанию негативных реакций; во-вторых, способность адекватно оценивать значимость ситуации и переоценивать ее с учетом точки зрения партнера, то есть готовность к перестройке неадекватных установок [8].
Механизм возникновения и проявления коммуникативной толерантности связан с психологией эмоционального отражения личных различий. В механике коммуникативной толерантности решающую роль играет совместимость или несовместимость одноименных качеств партнеров — интеллекта с интеллектом, характера с характером, привычек с привычками, темперамента с темпераментом. Иначе сказать, партнеры сопоставляют и оценивают качества, состояния друг друга на уровне отдельных подструктур личности.
Коммуникативная толерантность проявляется в тех случаях, когда человек либо не видит особых различий между подструктурами своей личности и личности партнера, либо не испытывает негативных переживаний по поводу различий. Таким образом, чем меньше неприятных и неприемлемых для себя различий находит один человек в другом, тем выше у него уровень коммуникативной толерантности, тем реже он осуждает индивидуальность другого или раздражается по поводу его отличительных особенностей. Бойко В. В. считает, что повышение уровня толерантности происходит в том случае, если мы научимся двум вещам: во-первых, преодолевать или сглаживать негативные впечатления от различий между подструктурами своей личности и личности партнера; во-вторых, устранять обстоятельства, вызывающие или подчеркивающие эти различия [7].
Человек, обладающий высоким уровнем коммуникативной толерантности, достаточно уравновешен, совместим с очень разными людьми. Благодаря этим достоинствам создается психологически комфортная обстановка для совместной деятельности, достижения синергического эффекта. Общаясь с толерантной личностью, вы испытываете комфорт. Отсутствие же коммуникативной толерантности или ее низкий уровень объясняются негативными реакциями индивида на обнаруженные различия между подстуктурами своей личности и личности партнера.
Коммуникативная толерантность предполагает наличие эмпатии, самоконтроля, выдержки и интеллектуальной гибкости. В связи с этим некоторыми психологами коммуникативная толерантность рассматривается как многомерная характеристика личности, имеющая сложную структуру, основными составляющими которой являются мотивационно-ценностный, когнитивный, эмоционально-волевой и поведенческий компоненты [9].
Таким образом, коммуникативная толерантность—важнейшее свойство личности, необходимое для оптимизации процессов общения и взаимодействия, а, следовательно, ее можно рассматривать как один из элементов коммуникативной компетентности.
Литература:
1. Щукин, А. Н. Методика преподавания русского языка как иностранного: учеб. пособие для вузов / А. Н. Щукин. — М.: Высш. шк., 2003. — 332 с.
6. Кочергина, Е. Ю. Современные дискуссии по проблеме толерантности // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений: сб. науч.– метод. ст. / Е. Ю. Кочергина.– М.: МПСИ, 2003. — 368с.
7. Бойко, В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В. В. Бойко — М.:Филинъ, 1996. — 472 с.
8. Безлюева, Г.В., Толерантность: взгляд, поиск, решение / Г. В. Безлюева, Г. М. Шеламова. — М.: Вербум, 2003. –168 с.
9. Асмолов А. Г. О смыслах понятия толерантность / А. Г. Асмолов // Век толерантности. — М.: 2001. — №. 1.– С. 8–18.