Влияние Я-концепции на уровень учебно-профессиональной самоэффективности студентов | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 6. Социальная психология

Опубликовано в

II международная научная конференция «Психологические науки: теория и практика» (Москва, март 2014)

Дата публикации: 07.02.2014

Статья просмотрена: 760 раз

Библиографическое описание:

Сняданко, И. И. Влияние Я-концепции на уровень учебно-профессиональной самоэффективности студентов / И. И. Сняданко. — Текст : непосредственный // Психологические науки: теория и практика : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, март 2014 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 42-46. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/110/5085/ (дата обращения: 26.04.2024).

В статье представлены результат исследования Я-концепции студентов, а именно тех характеристик, которые имеют отношение к образу студента, как субъекта учебной деятельности. Проанализированы понятия: Я-концепция, самоэффективность, учебно-профессиональная самоэффективность. Представлено результаты исследования учебно-профессиональной самоэффективности. Приведены результаты исследования влияния Я-концепции студентов на уровень развития учебно-профессиональной самоэффективности.

Ключевые слова:Я-концепция, самоэффективность, психологическая подготовка, профессиональная деятельность, учебно-профессиональная самоэффективность, студент, университет.

Results of students’ self-concept research are represented namely with characteristics which refer to student’s image as a subject of educational activity. Notions self-concept, self-efficacy, learning and professional self-efficacy are analyzed. Results of studying and professional self-efficacy are represented. Results of students’ self-concept impact on studying and professional self-efficacy level of development are represented.

Keywords: self-concept, self-efficacy, psychological education, professional activity, educational and professional self-efficacy, student, university

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Образ «Я», «Я»-концепция (от англ. one's self-concept, также self-construction, self-identity или self-perspective) — это система представлений индивида о самом себе, осознаваемая, рефлексивная часть личности, которые в большей или меньшей степени осознаны и обладают относительной устойчивостью [2; 3]. Исходя из этого, можно припустить, что студенты, которые овладевают знаниями, умениями будущей профессиональной деятельности должны иметь представление о самом себе как о субъекте учебной деятельности в университете, как о будущем специалисте.

Процесс обучения студента в высшем учебном заведении это сложный процесс осуществления им учебно-профессиональной деятельности. Исследованием психологических особенностей подготовки к профессиональной деятельности, в частности изучением содержания и структуры профессиональной направленности занималось много отечественных и зарубежных психологов, таких как: Деркач А. А., Дубровицкая Т. Д., Дьяченко Н. Н., Кандыбович А. А., Климов Е. А., Кузьмина Н. В., Сластёнин В. А., Эльконин Д. Б. и многие другие [4].

Целью нашего исследование является изучение отношений студентов, идентификация себя с субъектом учебно-профессиональной деятельности. Можно припустить, что чем больше студент будет осознавать себя как умный, целенаправленный студент, будущий специалист, тем выше будет уровень его учебно-профессиональной самоэффективности.

Понятие самоэффективность было введено Бандурой А. Самоэффективность является одним из главных понятий социально-когнитивной теории Бандуры А., согласно которой психологическое функционирование человека можно описать в терминах беспрерывного взаимодействия трёх групп факторов — поведенческих, когнитивных и факторов окружающей среды. Под самоэффективность Бандура А. понимал чувство собственной компетентности эффективности, а также умение осознавать свои способности и выстраивать поведение, которое бы соответствовало задачи или ситуации [1].

Исходя из определения самоэффективности Бандуры А., можно сделать вывод о самоэффективности человека в определенной деятельности. Поэтому было введено понятие учебно-профессиональной самоэффективности, как оценка студентами своих способностей в осуществлении учебно-профессиональной деятельности. Соответственно задачей нашего исследование было установить особенности взаимосвязи представлений студентов о себе («Я»-концепция) с уровнем развития их учебно-профессиональной самоэффективности.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось на базе трёх технических университетов Украины. В исследовании принимало участие около 2000 студентов, которые обучаются на более 60 специальностях.

Исследование проводилось с помощью таких методик, как: «Исследование уровня учебно-профессиональной самоэффективности студентов» (Сняданко И. И.), «Мотивация обучения в вузе» (Ильин Т. И.). Исследование «Я» — концепции студентов проводилось с помощью методики «Кто Я?» (Кун М., Макпартленда Т.).

АНАЛИЗРЕЗУЛЬТАТОВИССЛЕДОВАНИЯ

В результате исследования уровня учебно-профессиональной самоэффективности студентов было установлено, что низкий уровень развития учебно-профессиональной самоэффективности имеет 26,22 % студентов, средний уровень — 48,27 %, а высокий — 25,51 % студентов технических университетов.

В результате исследования Я — концепции студентов, было отобрано только те характеристики, которые характеризовали студентов как субъектов учебной и будущей профессиональной деятельности. Полученные характеристики «Я» было разделены на четыре группы в зависимости от их количества и оценки (позитивной или негативной) (Табл. 1).

Из таблицы 2 видно, что чаще всего у студентов встречается такая характеристика как «Я — студент» (61,7 %), на втором месте (со значительным отрывом) находится характеристика «Я — интеллектуал» (29,6 %) и т. д.

Таблица 1

Результатыраспределенияхарактеристик «Я-концепции» студентов

Я-концепция Характеристики студентов

Номер ранга

распределение в %

Студенты у которых есть характеристика (позитивная)

Студенты у которых отсутствует характеристика

Студенты у которых данная характеристика негативная

Студенты у которых много обозначе­ний одной характеристики

Я-студент

1

61,7 %

38,0 %

0,3 %

-

Я- будущий специалист

5

19,9 %

79,5 %

-

0,5 %

Я-интеллектуал

2

29,6 %

69,9 %

0,3 %

0,2 %

Я — хобби

4

24,6 %

72,7 %

0,7 %

2 %

Я — творческий

7

15,6 %

84,1 %

0,3 %

-

Я-привлекательный

3

28,7 %

70,5 %

0,4 %

0,4 %

Я-ленивый

8

11,9 %

88,1 %

-

-

Я — целенаправленный

6

18,1 %

81,9 %

-

-

Представление студентов о себе как будущем специалисте находится на пятом месте. При проведении методики «Кто Я» студента не было сделано подсказок, какие могут быть характеристики себя, это очень существенная особенность при зачитывании инструкции к методике.

Исходя из результатов оценки студентами себя, можно сделать вывод, что у большинства студентов не сформировано представление о себе как будущего специалиста, а также как умного, творческого и целенаправленного студента.

Результаты дисперсионного анализа свидетельствуют о наличии значительное количество статистически значимых данных между исследуемыми характеристиками Я-концепции и шкалами методики учебно-профессиональной самоэффективности и мотивации студентов к овладению профессией. В данной статье мы не можем представить все графики результатов распределения показателей, но на рисунке 1 можно увидеть общую тенденцию оценки студентов себя как специалистов и уровнем мотивации к овладению профессией (рис. 1).

Из графика (рис. 1) следует, что когда студент осознает себя будущим специалистом, то уровень его мотивации к овладению профессией выше, чем когда он не характеризует себя як будущий специалист. Но когда студент дает много характеристик себя как будущий специалист, то уровень его мотивации к овладению профессией очень низкий (при р≤0,0001).

Рис. 1. Влияние представления студентов о себе как будущих специалистов на мотивацию к овладению профессией (при р≤0,0001)

По результатам исследование влияния характеристик «Я» студентов на уровень учебно-профессиональной самоэффективности за критерием хи-квадрат Пирсона и таблиц сопряженности было установлено значительное количество статистически значимых показателей [5]. Проведем более детальный анализ по каждой шкале методики учебно-профессиональной самоэффективности.

Из таблицы 2 следует, что наличие у студента характеристики себя как умного, интеллектуального человека, влияет на формирование более высокого уровня оценки своей подготовки к профессиональной деятельности, профессиональной идентификации, чем при отсутствии данной характеристики или при негативной ее оценке.

Таблица 2

Распределение результатов влияния характеристики Я-интеллектуальное на шкалы учебно-профессиональной самоэффективности студентов

Шкалы учебно-профессиональной самоэффективности

Уровни

Я- интеллектуальное (результаты представлены в %)

позитивная характеристика

Характеристика отсутствует

негативная характеристика

больше чем одна характеристика

Оценка подготовки к профессиональной деятельности

высокий

31,7*

23,5*

0*

66,7*

средний

40,3*

44,3*

50,0*

33,3*

низкий

28,0*

32,2*

50,0*

0*

Отношение к профессии

высокий

-

-

-

-

средний

-

-

-

-

низкий

-

-

-

-

Профессиональная идентификация

высокий

36,4**

21,2**

0**

33,3**

средний

37,9**

46,6**

25**

33,3**

низкий

37,9**

46,6**

25,0**

33,3**

Научная деятельность по специальности

высокий

38,9 **

27 **

25 **

33,3 **

средний

18,1 **

26,5 **

25 **

33,3 **

низкий

43**

46,5**

50**

33,3**

*- при р<0,05; ** — при р<0,001

Из таблицы 3 следует, что студенты, которые характеризуют себя как творческих личностей имеют более высокий уровень позитивного отношения к будущей профессии, профессиональной идентификации и научной деятельности по специальности, чем студенты у которых отсутствует данная характеристика или присутствует негативная характеристика себя как творческого человека.

Таблица 3

Распределение результатов влияния характеристики Я-творческое на шкалы учебно-профессиональной самоэффективности студентов

Шкалы учебно-профессиональной самоэффективности

Уровни

Я- творческое

(результаты представлены в %)

Позитивная характеристика

Характерис­тика отсутствует

негативная характеристика

Оценка подготовки к профессиональной деятельности

высокий

-

-

-

средний

-

-

-

низкий

-

-

-

Отношение к профессии

высокий

32,3*

21,1*

0*

средний

38*

47,9*

100*

низкий

29,7*

31*

0*

Профессиональная идентификация

высокий

39,6*

24,1*

0*

средний

37,5*

47*

100*

низкий

22,9*

28,8*

0*

Научная деятельность по специальности

высокий

47, 9*

29,0*

0*

средний

19,3*

25,4*

0*

низкий

32,8*

45,6*

100*

*- при р<0,05

Из таблицы 4 следует, что студенты, которые характеризуют себя как целенаправленные и перспективные имеют высокие показатели позитивного отношения к профессии и профессиональной идентификации, оценки своей подготовки к профессиональной деятельности, чем студенты, которые не считаю себя целенаправленными, перспективными.

Таблица 4

Распределение результатов влияния характеристики Я-целенаправленный на шкалы учебно-профессиональной самоэффективности студентов

Шкалы учебно-профессиональной самоэффективности

Уровни

Я- целенаправленный, перспективный (результаты представлены в %)

Позитивная характеристика

Характеристика отсутствует

Оценка подготовки к профессиональной деятельности

высокий

44,8*

30,3*

средний

33,3*

47,6*

низкий

21,9*

22,1*

Отношение к профессии

высокий

37,5***

25,7***

средний

37,5***

52,9***

низкий

25***

21,4***

Профессиональная идентификация

высокий

43,8**

28,3**

средний

32,3**

50,3**

низкий

24**

21,4**

Научная деятельность по специальности

высокий

-

-

средний

-

-

низкий

-

-

*- при р<0,05; ** — при р<0,01; *** — при р<0,0001

Из таблицы 5 следует, что идентификация студентов с образом Я-студент имеет статистически значимую взаимосвязь с шкалами: отношение к профессии, научная деятельность по специальности. А именно, 24,7 % студентов с высокими показателями по шкале «отношение к профессии» имеют позитивную характеристику Я-студент; у 19,5 % студентов с высокими показателями по шкале «отношение к профессии» характеристику Я-студент отсутствует и зафиксировано 0 % студентов высокими показателями по шкале «отношение к профессии», которые имеют негативную характеристику Я-студент.

Из таблицы 5 также следует, что количество студентов у которых отсутствует характеристика Я-студент больше имеют низкие показатели по шкале «научая деятельность по специальности», чем студентов у которых есть данная характеристика (45,5 % студентов у которых характеристика Я-студент отсутствует, 43,7 % у которых данная характеристика есть и 100 % которые имеют негативную характеристику — имеют низкий показатель по шкале «научая деятельность по специальности»).

Студенты, у которых присутствует характеристика Я-будущий специалист составляют большее количество студентов (37,9 %) с высоким уровнем позитивного отношения к профессии, чем студенты у которых отсутствует данная характеристика (18,9 %) или студенты у которых больше чем одна характеристика (14,3 %) (Табл. 5).

Статистическое распределение данных (при р<0,05) по шкалам: профессиональная идентификация, научная деятельность по специальности, выше у студентов у которых присутствует позитивная характеристика «Я- будущий специалист» и у которых больше чем одна характеристика «Я- будущий специалист».

Таблица 5

Распределение результатов влияния характеристик Я-студент и Я-будущий специалист на шкалы учебно-профессиональной самоэффективности студентов

Шкалы учебно-профессиональной самоэффективности

Уровни

Я- студент

Я- будущий специалист

(результаты представлены в %)

Позитивная характеристика

Характеристика отсутствует

Негативная характеристика

позитивная характеристика

Характеристика отсутствует

Больше одной характеристики

Оценка подготовки к профессиональной

деятельности

высокий

-

-

-

-

-

-

средний

-

-

-

-

-

-

низкий

-

-

-

-

-

-

Отношение к профессии

высокий

24,7**

19,5**

0**

37,9**

18,9**

14,3**

средний

46,1**

42,5**

0**

36**

46,7**

42,9**

низкий

29,2**

38**

100**

26,1**

34,4**

42,9**

Профессиональная идентификация

высокий

-

-

-

34,2*

23,4*

42,9*

средний

-

-

-

37,5*

45,6*

28,6*

низкий

-

-

-

28,3*

31*

28,6*

Научная деятельность по специальности

высокий

30,2*

31,3*

0*

35,7*

29*

57,1*

средний

26,1*

20,8*

0*

18,8*

25,5*

0*

низкий

43,7*

45,5*

100*

45,5*

45,5*

42,9*

*- при р<0,05; ** — при р<0,001

ВЫВОДЫ

В результате проведенного исследования влияния Я-концепции студента на уровень его учебно-профессиональной самоэффективности можно сделать следующие выводы:

1.                  Исследование Я-концепции показало, что большинство студенты идентифицируют себя с образом Я-студент, но намного меньше студентов идентифицируют себя с образом Я-интеллектуальное и еще меньше с образом Я- будущий специалист.

2.                  Образ студента, как интеллектуального, целенаправленного будущего специалиста влияет на формирования высокого уровня учебно-профессиональной самоэффективности студента.

3.                  В процессе психологической подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности необходимо учитывать влияние представлений студентов о себе на формирование личности будущего специалиста.

Литература:

1.         Бандура А. Теория социального научения / А. Бандура — СПб.: Евразия, 2000. — 320с.

2.         Бёрнс Р. Б. Я-концепция и воспитание / Р. Б. Бёрнс — М., 1989. — 169 с.

3.         Васильев Н. Н. Я-концепция: в согласии с собой / Н. Н. Васильев. — М.: Элитариум: Центр дистанционного образования. — 2009. — 240 с.

4.         Дьяченко М. И. Психология высшей школы: особенности деятельности студентов и преподавателей / М. М. Дьяченко, А. А. Кандыбович. — Мн.: БГУ. — 1993. — 380 с.

5.         Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных: учебное пособие / А. Д. Наследов — СПб.: Речь, 2007. — 392 с.

6.         Реан А. А. Психология изучения личности / А. А. Реан. — СПб., 1999. — 288 с.

7.         Холодная М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования / М. А. Холодная– СПб.: Питер, 2002. — 272 с. (Серия “Мастера психологии”).

Основные термины (генерируются автоматически): учебно-профессиональная самоэффективность, будущий специалист, студент, профессиональная деятельность, профессиональная идентификация, характеристика, научная деятельность, негативная характеристика, позитивная характеристика, учебно-профессиональная самоэффективность студентов.

Ключевые слова

студент, профессиональная деятельность, я-концепция, самоэффективность, психологическая подготовка, университет, учебно-профессиональная самоэффективность, университет.

Похожие статьи

Самоэффективность как профессиональное качество будущих...

студент, сфера общения, том, вузовское обучение, самоэффективность, Жизненная навигация, уровень самоэффективности, сочетание представлений человека, сфера деятельности, профессиональная деятельность.

Мотивация учебно-профессиональной деятельности и её...

Учебно-профессиональная деятельность – это особая форма учебной деятельности, результатом которой является формирование профессиональных знаний, умений и навыков, а также развитие качеств личности профессионала и профессиональных способностей [4, с.12].

Проблема формирования учебно-профессиональной мотивации...

Ключевые слова:Я-концепция, самоэффективность, психологическая подготовка, профессиональная деятельность, учебно-профессиональная самоэффективность, студент, университет.

Феномен профессиональной самоидентификации

Статусные характеристики профессиональной идентичности...

профессиональное самосознание, профессиональная деятельность, профессия, профессиональная идентичность

Профессиональная идентичность у студентов, обучающихся по...

Структура учебно-профессиональной мотивации студентов...

Мотивация учебно-профессиональной деятельности студентов относится к числу профессионально значимых личностных характеристик.

Теоретический анализ явлений самоэффективности...

Самоэффективность как профессиональное качество будущих...

Проанализированы понятия: Я-концепция, самоэффективность, учебно-профессиональная самоэффективность.

Технологии формирования профессионального самосознания...

профессиональное самосознание, профессиональная деятельность, профессия, профессиональная идентичность, самосознание, психологическое сопровождение, положительное отношение.

Проблема формирования учебно-профессиональной мотивации...

учебная деятельность, учебно-профессиональная мотивация, студент, профессиональная мотивация, профессиональная деятельность, позитивное отношение, профессиональная помощь...

Роль практики в формировании профессионального становления...

Формирование профессиональной направленности у студентов... педагогическая практика, студент, воспитательная работа, образовательное учреждение, будущий воспитатель, профессиональная направленность, профессиональная деятельность...

Похожие статьи

Самоэффективность как профессиональное качество будущих...

студент, сфера общения, том, вузовское обучение, самоэффективность, Жизненная навигация, уровень самоэффективности, сочетание представлений человека, сфера деятельности, профессиональная деятельность.

Мотивация учебно-профессиональной деятельности и её...

Учебно-профессиональная деятельность – это особая форма учебной деятельности, результатом которой является формирование профессиональных знаний, умений и навыков, а также развитие качеств личности профессионала и профессиональных способностей [4, с.12].

Проблема формирования учебно-профессиональной мотивации...

Ключевые слова:Я-концепция, самоэффективность, психологическая подготовка, профессиональная деятельность, учебно-профессиональная самоэффективность, студент, университет.

Феномен профессиональной самоидентификации

Статусные характеристики профессиональной идентичности...

профессиональное самосознание, профессиональная деятельность, профессия, профессиональная идентичность

Профессиональная идентичность у студентов, обучающихся по...

Структура учебно-профессиональной мотивации студентов...

Мотивация учебно-профессиональной деятельности студентов относится к числу профессионально значимых личностных характеристик.

Теоретический анализ явлений самоэффективности...

Самоэффективность как профессиональное качество будущих...

Проанализированы понятия: Я-концепция, самоэффективность, учебно-профессиональная самоэффективность.

Технологии формирования профессионального самосознания...

профессиональное самосознание, профессиональная деятельность, профессия, профессиональная идентичность, самосознание, психологическое сопровождение, положительное отношение.

Проблема формирования учебно-профессиональной мотивации...

учебная деятельность, учебно-профессиональная мотивация, студент, профессиональная мотивация, профессиональная деятельность, позитивное отношение, профессиональная помощь...

Роль практики в формировании профессионального становления...

Формирование профессиональной направленности у студентов... педагогическая практика, студент, воспитательная работа, образовательное учреждение, будущий воспитатель, профессиональная направленность, профессиональная деятельность...