Теоретический анализ понятий «личностный успех» и «тип мышления» | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 1. Общие вопросы психологии

Опубликовано в

II международная научная конференция «Психологические науки: теория и практика» (Москва, март 2014)

Дата публикации: 03.12.2013

Статья просмотрена: 1118 раз

Библиографическое описание:

Крючкова, Ю. М. Теоретический анализ понятий «личностный успех» и «тип мышления» / Ю. М. Крючкова. — Текст : непосредственный // Психологические науки: теория и практика : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, март 2014 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 1-4. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/110/4674/ (дата обращения: 16.11.2024).

Проблема успеха является междисциплинарной; в большей степени она нашла отражение в экономических, социологических, журналистских публикациях. Но и в психологии проблема успеха разрабатывается несколько десятилетий в рамках гуманистического и когнитивного подходов (А. Маслоу, К. Роджерс, А. Бандура, Э. Скиннер, Д. Роден и др.), индивидуальной психологии (А. Адлер). Отдельные составляющие успеха исследуются при изучении эффективности деятельности и мотивации достижения (К. Левин, Ф. Хоппе, Д. МакКлелланд, X. Хекхаузен, Р. Шпернберг, Т. О. Гордеева), развития одаренных детей (Ю. Д. Бабаева, К. А. Хеллер), факторов и личностных качеств успешных руководителей и предпринимателей (А. Л. Журавлев, Ю. М. Забродин, В. В. Новиков, Т. В. Корнилова, В. Г. Булыгина, М. Мелия и др.). В результате исследований были получены многочисленные данные о влиянии социально-психологических и личностных факторов на достижение результатов в конкретных сферах жизнедеятельности. Психологические исследования успеха включают изучение представлений индивидов и разных групп об эффективности и успешности, выявление личностных качеств, способствующих достижению успеха, мотивационные факторы достижения успеха и т. д. [В. А. Штpoo 2011:34]

Важным источником информации о личностных особенностях людей выступает наблюдение за деятельностью наиболее успешных из них. На этом построены многие работы по изучению успеха.

В ряде работ выделены наиболее значимые личностные качества, которые выступают детерминантами успешности. Например, Н. Лейфрид показал, что существенной личностной предпосылкой достижения успеха является ответственность. Развивая подход к феномену ответственности как свойству субъекта присваивать требования действительности, автор показывает, что ответственность представляет собой готовность, способность и процесс обеспечения субъектом целостности, самостоятельности и эффективности деятельности и жизнедеятельности. Данное личностное свойство в значительной мере предопределяет особенности представлений об успехе, а тем самым выработку стратегий поведения в ситуациях достижения. [Лейфрид Н. В. 2009:224]

Успеху способствуют следующие особенности личности:

Упорное утверждение своей личности. Эта психологическая особенность обычно проявляется очень рано, но совсем не обязательно в высоких оценках за учебу. Скорее, она выражается в стремлении не подстраиваться под окружающих, а идти к собственной цели, не пасуя перед преградами.

Способность контактировать с окружающими. Основа этой способности — умение понять психологические особенности сотрудников и соперников и правильно использовать эту козырную карту в жизни.

Физическая выносливость. Психическая гармония обеспечивает завидное здоровье, которое тоже относится к важному элементу успеха.

Удивительная способность точно предвидеть, как будут развиваться события.

Особая гибкость. Человек, рожденный для удачи, точно понимает, когда надо признать свое поражение, или пойти на разумный компромисс. Он умеет при необходимости быть и очень упорным, но не делает личной трагедии и из отступления, поскольку уверен в успехе.

Незаурядная способность убеждать других.

Творческая активность — это одно из самых важных качеств людей, демонстрирующих высокую успешность, которое проявляется в самых широких областях.

Среди отдельных качеств личности, определяющих творческую активность, можно выделить стремление к новому; критичность мышления; способность к преобразованиям; стремление к творчеству.

Стремление к новому характеризуется следующими показателями: способностью к фантазии; творческим воображением; способностью создавать новые образы (в том числе неправдоподобные, фантастические, нестандартные); способностью обнаруживать новые связи между элементами творческого задания по сходству, смежности и контрасту.

Критичность мышления раскрывается следующими показателями: независимость суждений; способность пользоваться объективными критериями; умение находить причины своих ошибок и неудач; самооценка творческой деятельности; способность формулировать свои оценочные суждения.

Способность к преобразованиям характеризуется умением анализировать, сравнивать, выделять главное и второстепенное; описывать и давать определения, объяснять, доказывать, обосновывать; систематизировать и классифицировать; способностью генерировать идеи, выдвигать гипотезы, видеть противоречия; способностью осуществлять перенос знаний и умений.

Стремление к творчеству включает следующие основные показатели: интерес к профессиональному творчеству; стремление к лидерству и получению высокой оценки со стороны коллег; чувство долга. [В. А. Штpoo 2011:50]

Поскольку к успеху стремятся многие, возникает желание выстроить формулу успеха, которая поможет всем преодолеть неудачи и подняться на новый уровень. Существует много вариантов формализации факторов, которые могут привести к успеху. В качестве примера приведем, так называемую магическую формулу успеха, которую предложил X. Маккей.

Путем анализа жизни и деятельности неординарных, добившихся многого, бизнесменов, он выделил важнейшие психологические характеристики успеха. X. Маккей считает, что, хотя все мы обладаем индивидуальными способностями, благодаря которым каждый из нас является уникальным, можно выделить общие характерные особенности преуспевающих людей, которые помогли им добиться успеха. На основе этих особенностей им была построена формула успеха, которая включала сумму следующих компонентов: упорство, определение цели, сосредоточение усилий. Если к этой формуле добавить уверенность в себе, успех непременно придет. Итак, каждый из нас способен сделать очень много для развития своих способностей, характера, деловой активности, целеустремленности. Практически все из перечисленных особенностей можно изменять и развивать. [Маккей Х. 1992:140]

Формула успеха: успех = упорство + определение цели + уверенность в себе + сосредоточение усилий.

Эффект незавершенного действия, установленный ученицей К. Левина, ставшей впоследствии профессором МГУ, Б. В. Зейгарник. Смысл закономерности в том, что незавершенные действия запоминаются значительно лучше, чем завершенные. [Бордовская Н., Реан А. 2000: 67].

Отличие мышления от других психологических процессов состоит в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемой ситуации, задачи, которую нужно решить. Мышление в отличие от восприятия выходит за пределы чувственного данного, расширяет границы познания. В мышлении на основе сенсорной информации делаются определенные теоретические и практические выводы. Оно отражает бытие не только в виде отдельных вещей, явлений и их свойств, но и определяет связи, существующие между ними, которые чаще всего непосредственно, в самом восприятии человеку не даны. Свойства вещей и явлений, связи между ними отражаются в мышлении в обобщенной форме, в виде законов, сущностей.

На практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно незримо присутствует во всех других познавательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи.

Высшие формы этих процессов обязательно связаны с мышлением, и степень его участия в этих познавательных процессах определяет их уровень развития.

Мышление — это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея. Специфическим результатом мышления может выступить понятие — обобщенное отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях. [Рубинштейн С. Л. 2006]

Теоретическое понятийное мышление — это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действие в уме, непосредственно не имея дело с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Он обсуждает и ищет решение задачи с начала и до конца в уме, пользуясь готовыми знаниями, полученными другими людьми, выраженными в понятийной форме, суждениях, умозаключениях. Теоретическое понятийное мышление характерно для научных теоретических исследований. [Рубинштейн С. Л. 2000]

Выделяют следующие виды мышления: теоретическое образное, теоретическое понятийное, наглядно — образное, наглядно — действенное, интуитивное и аналитическое, реалистическое и артистическое, продуктивное и репродуктивное.

Теоретическое образное мышление отличается от понятийного тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, является не понятия, суждения или умозаключения, а образы. Они или непосредственно извлекаются из понятия, или творчески создаются воображением. Таким мышлением пользуются работники литературы, искусства, вообще люди творческого труда, имеющие дело с образами. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мысленно преобразуются, чтобы человек в результате манипулирования ими не смог непосредственно усмотреть решение интересующие его задачи.

Оба рассмотренных вида мышления — теоретическое понятийное и теоретическое образное — в действительности, как правило, сосуществуют. Они не плохо дополняют друг друга, раскрывают человеку разные, но взаимосвязанные стороны бытия. Теоретические понятия мышление дают хотя и абстрактное, но вместе с тем наиболее точное, обобщенное отражение действительности. Теоретическое образное мышление позволяет получить конкретное субъективное ее восприятие, которое не менее реально, чем объективно-понятийное. Без того или иного вида мышления наше восприятие действительности не было бы столь глубоким и разносторонним, точным и богатым разнообразными оттенками, каким оно является на деле.

Отличительной особенностью наглядно образного мышления состоит в том, что мыслительный процесс в нем непосредственно связан с восприятием мыслящего человека окружающей действительности, и без него совершаться не может. При наглядно-образном мышлении человек привязан к действительности, а необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти (в отличие от этого образы для теоретического образного мышления извлекаются из долговременной памяти и затем преобразуются). [Выготский Л. С. 2000:265]

Данная форма мышления наиболее полно представлена у детей дошкольного и младшего школьного возраста, а у взрослых — среди людей, занятых практической работой. Этот вид мышления достаточно развит у всех людей, кому часто приходится принимать решение о предметах своей деятельности, только наблюдая за ними, но непосредственно их не касаясь.

Особенность наглядно-действенного мышления заключается в том, что сам процесс мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. Основным условием решения задачи в данном случае являются правильные действия с соответствующими предметами. Этот вид мышления широко представлен у людей, занятых реальным производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо конкретного материального продукта.

Словесно-логическое мышление — вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.

Различают теоретическое и практическое, интуитивное и аналитическое, реалистическое и артистическое, продуктивное и репродуктивное мышление.

Теоретическое мышление считается более совершенным, чем практическое, а понятийное представляет собой боле высокий уровень развития, чем образное. Но, с другой стороны, каждый из четырех названных видов мышления сам по себе может развиваться относительно независимо от остальных. Например, у высококвалифицированных рабочих наглядно — действенное мышление может быть гораздо более развитым, чем понятийное у размышляющего на теоретические темы студента.

И теоретическое и практическое мышление взаимосвязано с практикой. Но в случае практического мышления эта связь имеет более прямой, непосредственный характер. Практический ум, как правило, на каждом шагу нацелен на решение практической задачи, и его выводы непосредственно проверяются практикой здесь и теперь. Теоретический же ум выступает как опосредованный: он проверяется на практике лишь в конечных результатах его работы.

Теоретическое мышление — это познание законов, правил. Например, открытие периодического закона Д. Менделеевым.

Основная задача практического мышления — подготовка физического преобразования действительности: постановка цели, создание плана проекта, схемы.

Эмпирическое мышление — характер обобщений в одном случае научные понятия, а в другом — житейские, ситуационные обобщения. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, в значительной степени представлено в сознании самого мыслящего человека.

Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.

Реалистическое мышление направлено в основном на внешний мир, регулируется логическими законами, а артистическое мышление связано с реализацией желаний человека.

Иногда используется термин — эгоцентрическое мышление, оно характеризуется, прежде всего, невозможностью принять точку зрения другого человека.

Важным является различение продуктивного и репродуктивного мышления, основанного на степени новизны получаемого в процессе мыслительной деятельности продукта по отношению к занятиям субъекта. Необходимо также различать непроизвольные мыслительные процессы от произвольных: непроизвольные трансформации образов сновидения и целенаправленное решение мыслительных задач.

По С. Л. Рубинштейну, всякий мыслительный процесс является актом, направленным на разрешение определенной задачи, постановка которой включает в себе цель и условия. Мышление начинается с проблемной ситуации, потребности понять. При этом решение задачи является естественным завершением мыслительного процесса, а прекращение его при недостигнутой цели будет воспринято субъектом как срыв или неудача. С динамикой мыслительного процесса связано эмоциональное самочувствие объекта, напряженное в начале и удовлетворенное в конце. Все перечисленные виды мышления у человека сосуществуют, могут быть представлены в одной и той же деятельности, однако в зависимости от ее характера и конечных целей доминирует тот или иной вид мышления. По этому основанию они все и различаются. [Рубинштейн С. Л. 2001:217]

Таким образом мы видим, что при фиксированном типе мышления вы решаете, что уже ничему новому не научитесь в данной области знаний, как бы упорно ни трудились. Ваши способности зафиксированы. При образе мышления, ориентированном на рост, вы, наоборот, чувствуете, что, прилагая достаточно энергии, времени и обладая приверженностью и сконцентрированностью на деле, вы можете научиться чему-то еще. Ваши способности характеризуются гибкостью. Вы способны расти. [К. Двек 2007:15]

Читая книгу Двек, я размышляла о своём образовании и обучении в академии. В этой области у меня ориентированный на рост образ мышления. Я чувствую, что могу научиться чему-то новому благодаря определенной методике и усилиям. В других сферах у меня застывший образ мышления. Если дело касается, например, рисования или чего-то ещё, мое мастерство остановилось на низком уровне. Я знаю, что мои умения в той или иной области зафиксированы. После прочтения книги Кэрол я решила, что могу научиться всему, даже показывать фокусы, если только сосредоточусь и буду над этим планомерно работать.

Если вы начнете применять на практике свои умения, процесс обучения будет идти с каждым разом все легче и легче. И потом, однажды, это станет вашей второй натурой. А начинается все с принятия ориентированного на рост образа мышления. Другими словами, держите свой разум открытым всему новому.

Рассмотрев мотивацию личностного успеха мы выяснили, что мотивация — это динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности. Далее, что мотив — это материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Мотив представлен субъекту в виде специфических переживаний, характеризующихся либо положительными эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения.

Мы исследовали зависимость типов мышления и личностного успеха, опираясь на исследования отечественных и зарубежных психологов и выявили прямую зависимость. Так как мотивацией человека движет образ его мышления и в зависимости от того фиксированный он или развивающийся мы можем судить о его успешности.

Литература:

1.      Бордовская Н., Реан А. /Психология и педагогика.// — СПб.: Питер, 2002. — 432

2.      Выготский Л. С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: В 6-ти т. Т. 3 / Отв. ред. А. В. Запорожец. — М.: Педагогика, 2001. — 367 с.

3.      К. Двек Новая психология успеха. Думай и побеждай: Пер. с англ. Т. Лучко. –Харьков: Книжный Клуб «Клуб Семейного Досуга»,2007. — 352с.

4.      Лейфрид Н. В. Социальные представления об успехе и условия его достижения в ситуации потери работы 2009. — 228с.

5.      Маккей Х. /Как уцелеть среди акул.// Изд-во.: Экономика, 1992. — 300 с.

6.      Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования — М.: — 347 с.

7.      Рубинштейн С. Л. Психологический словарь. М., 2006;

8.      Штpoo В.А, кандидат психологических наук, заведующий кафедрой организационной психологии ГУ BШЭ. 2011., 170 С.

Основные термины (генерируются автоматически): вид мышления, способность, мыслительный процесс, мышление, успех, достижение успеха, практическое мышление, решение задачи, теоретическое образное мышление, Формула успеха.

Похожие статьи

Анализ понятия «творческий потенциал» в современной педагогической литературе

Теоретические и практические аспекты концепта «значимость» и его роль в формировании навыка исторического метода мышления

Первичный анализ взаимосвязи дидактических единиц умений и знаний с тестами

К вопросу о соотношении понятий «компетенция» и «компетентность»

Анализ эффективности внеучебной деятельности как способа формирования «гибких навыков»

Осмысление концепта «культурно-языковая личность» с позиции продуктивного подхода в профессиональном иноязычном образовании

Трансформация понятия «развитие бизнеса» в современных экономических условиях

Интерпретация понятия «инновационная культура» воспитателей дошкольных учреждений

Философское восприятие понятий «этнос», «народ», «нация»

Методологические инновации в культурологическом исследовании (на примере концепта Г. Д. Гачева «космософия»)

Похожие статьи

Анализ понятия «творческий потенциал» в современной педагогической литературе

Теоретические и практические аспекты концепта «значимость» и его роль в формировании навыка исторического метода мышления

Первичный анализ взаимосвязи дидактических единиц умений и знаний с тестами

К вопросу о соотношении понятий «компетенция» и «компетентность»

Анализ эффективности внеучебной деятельности как способа формирования «гибких навыков»

Осмысление концепта «культурно-языковая личность» с позиции продуктивного подхода в профессиональном иноязычном образовании

Трансформация понятия «развитие бизнеса» в современных экономических условиях

Интерпретация понятия «инновационная культура» воспитателей дошкольных учреждений

Философское восприятие понятий «этнос», «народ», «нация»

Методологические инновации в культурологическом исследовании (на примере концепта Г. Д. Гачева «космософия»)