Формирование эмоционального интеллекта у старшеклассников, занимающихся командными видами спорта
Автор: Якушина Мария Сергеевна
Рубрика: 7. Прикладная психология
Опубликовано в
Дата публикации: 10.11.2013
Статья просмотрена: 971 раз
Библиографическое описание:
Якушина, М. С. Формирование эмоционального интеллекта у старшеклассников, занимающихся командными видами спорта / М. С. Якушина. — Текст : непосредственный // Психология в России и за рубежом : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2013 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Реноме, 2013. — С. 109-115. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/109/4314/ (дата обращения: 18.12.2024).
Спорт, как профессиональный вид деятельности, направлен на достижение высоких результатов. Современный спорт требует от спортсмена не только высокого уровня физической, технической и тактической подготовки, но и умения анализировать свое поведение в игре, осознавать и регулировать свои эмоции и эмоции других людей, уметь взаимодействовать с различными представителями тренировочного процесса, уметь ставить перед собой цель и добиваться ее. Молодым спортсменам трудно справляться с одновременно возникающими требованиями к ним в силу своего юного возраста и недостаточного спортивного опыта.
Подростковый возраст является важным этапом не только в развитии личности спортсмена, но и в определении его дальнейшего профессионального пути. От того, насколько эффективно юный спортсмен научится решать свои спортивные проблемы, преодолевать трудности, понимать и контролировать свои эмоции, ставить и достигать цели, зависит его дальнейшее спортивное будущее.
Проведение развивающей программы обусловлено тем, что для юных спортсменов наиболее актуальной проблемой являются трудности понимания и управления своими и чужими эмоциями.
Исследователи в области психологии спорта, особенно за рубежом, отмечают у юных спортсменов, занимающихся командными видами спорта, довольно низкий уровень эмоциональной компетентности. Практика подготовки спортсменов командных и индивидуальных видов спорта показывает, что наряду с профессиональной подготовкой важно развивать и эмоциональный интеллект, который заключается в способности понимать и управлять эмоциональными состояниями других людей, распознавать и регулировать собственные эмоциональные состояния как во время соревнований, так и на тренировках [3].
Анализ литературы в области спортивной психологии позволил определить, что эмоциональный интеллект у спортсменов изучен недостаточно, специально разработанной программы по формированию эмоционального интеллекта для спортсменов пока не существует.
Актуальность данной проблемы позволяет сформулировать тему и план исследования.
Тема исследования: формирование структурных компонентов эмоционального интеллекта у старшеклассников, занимающихся командными видами спорта.
Цель: формирование эмоционального интеллекта у старшеклассников, занимающихся командными видами спорта с помощью специально разработанной программы
Задачи:
1. Сделать теоретический анализ проблемы формирования эмоционального интеллекта в подростковом возрасте;
2. Подобрать методический инструмент для измерения эмоционального интеллекта у старшеклассников;
3. Построить программу для занятий, направленных на формирование эмоционального интеллекта;
4. Обосновать эффективность программы по формированию эмоционального интеллекта.
Гипотеза: разработанная на основе использования активных занятий программа может выступить эффективным условием формирования основных факторов эмоционального интеллекта у юных спортсменов, занимающихся командными видами спорта.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
1. Теоретический анализ проблемы формирования эмоционального интеллекта;
2. Диагностический метод — опросник эмоционального интеллекта (ЭмИн) Люсина Д. В.;
3. Развивающие методы — занятия по программе с использованием активных методов работы для старшеклассников, занимающихся командными видами спорта;
4. Методы математического анализа и интерпретации эмпирических результатов (критерий Манна — Уитни, критерий Вилкоксона).
Исследование проводилось на базе 3 спортивных школ: МОУ ДОД СДЮСШОР № 2 г. Вологды, МОУ ДОД ДЮСШ № 3 г. Череповца, ГБОУ ДОДСН СДЮСШОР № 56 г. Москвы с декабря 2012 по март 2013 года. Выбор соответствующих баз для проведения исследования обусловлен ограниченностью специфики выборки (юноши баскетболисты в возрасте 15 -17 лет, занимающиеся баскетболом профессионально) в условиях одного города, а именно — г. Вологды. Поэтому для проведения более качественного исследования были задействованы спортсмены из других городов (г. Череповец, г. Москва).
В исследовании приняли участие 43 спортсмена в возрасте от 15 до 17 лет, экспериментальная группа составила 22 человека, контрольная — 21.
Программа практических занятий разрабатывалась на основе концепции эмоционального интеллекта Люсина Д. В., где эмоциональный интеллект понимается, как способность понимать свои и чужие эмоции, и управление ими [2]. Структура эмоционального интеллекта включает в себя следующие компоненты, на развитие которых направлена программа [1]:
- МЭИ (межличностный эмоциональный интеллект). Способность к пониманию эмоций других людей и управление ими.
- ВЭИ (внутриличностный эмоциональный интеллект). Способность к пониманию собственных эмоций и управлению ими.
- ПЭ (понимание эмоций). Способность к пониманию своих и чужих эмоций.
- УЭ (управление эмоциями). Способность к управлению своими и чужими эмоциями.
- МП (понимание чужих эмоций). Способность понимать эмоциональное состояние человека на основе внешних проявлений эмоций (мимика, жестикуляция, звучание голоса), и/или интуитивно; чуткость к внутренним состояниям других людей.
- МУ (управление чужими эмоциями). Способность вызывать у людей те или иные эмоции, снижать интенсивность нежелательных эмоций, возможно, склонность к манипулированию людьми.
- ВП (понимание своих эмоций). Способность к осознанию своих эмоций: их распознавание и идентификация, понимание причин, способность к вербальному описанию.
- ВУ (управление своими эмоциями). Способность и потребность управлять своими эмоциями, вызывать и поддерживать желательные эмоции и держать под контролем нежелательные.
- ВЭ (контроль экспрессии). Способность контролировать внешние проявления своих эмоций.
В ходе занятий использовались разнообразные психологические методы и техники.
Эмпирическое исследование состояло из следующих этапов:
1. Измерение имеющегося уровня развития основных факторов эмоционального интеллекта у старшеклассников, занимающихся командными видами спорта.
2. Формирование экспериментальной и контрольной групп с эквивалентными показателями по факторам эмоционального интеллекта.
3. Разработка программы формирования основных факторов эмоционального интеллекта у старшеклассников, занимающихся командными видами спорта и доказательство ее предполагаемой эффективности.
4. Организация формирующего эксперимента с применением разработанной программы.
5. Анализ уровня выраженности основных факторов эмоционального интеллекта у старшеклассников в экспериментальной и контрольной группе до воздействия после воздействия в экспериментальной группе.
6. Интерпретация результатов формирующего эксперимента и оценка эффективности развивающей программы.
Для проверки значимости воздействия с помощью разработанной программы по формированию основных факторов эмоционального интеллекта у старшеклассников, занимающихся командными видами спорта, был использован Т-критерий Вилкоксона.
Различия в выраженности значений измеренных факторов ЭмИн в экспериментальной группе до и после проведения программы в рамках формирующего эксперимента являются статистически достоверными, свидетельствуют о положительной динамике изменений факторов эмоционального интеллекта, их сформированности на более высоком уровне у испытуемых экспериментальной группы в конце эксперимента, что в свою очередь свидетельствует об эффективности проведенного психологического воздействия с помощью программы активных занятий.
Отсутствие изменений в факторе контроль экспрессии объясняется тем, что высокие значения по данному фактору для баскетболистов не реальны, т. к. именно за счет свободной экспрессии, подвижности и быстроты реакции достигаются хорошие результаты в спортивной игре.
В контрольной группе статистически значимых различий между выраженностью факторов эмоционального интеллекта за время проведения эксперимента не обнаружено.
Для сравнения уровня выраженности значений факторов эмоционального интеллекта после проведения формирующего эксперимента в экспериментальной и контрольной группах испытуемых был использован U — критерий Манна — Уитни.
Различия по выраженности значений факторов эмоционального интеллекта в группах являются доказанными и статистически достоверными, что свидетельствует о положительном воздействии программы специальных активных занятий по формированию основных структурных компонентов эмоционального интеллекта у спортсменов экспериментальной группы.
Отсутствие различий в оценках испытуемых экспериментальной и контрольной групп по фактору ВЭ (контроль экспрессии) объясняется тем, что данный фактор, выражающий способность контролировать внешние проявления своих эмоций, мешает спортсменам командных видов спорта быть успешными в игре. Через экспрессию представители командных видов спорта взаимодействуют между собой в команде, строят комбинации этого взаимодействия. Если намеренно формировать у спортсменов контроль экспрессии, то это приведет к скованности в движениях в процессе игры, искусственности в поведении, к накоплению отрицательных эмоций, конфликтам в команде и в итоге — к снижению результативности в спорте.
Положительная динамика уровня выраженности оценок основных структурных компонентов эмоционального интеллекта у спортсменов экспериментальной группы может быть объяснена следующими факторами:
1. Программа занятий научно обоснована, отличается новизной задач и техник комплексного воздействия на структуру ЭмИн, адекватна эмоционально-волевой направленности спортсменов командных видов спорта в молодом возрасте;
2. Программа занятий соответствует основным требованиям построения развивающих программ, а так же этическим правилам проведения активных форм обучения, в том числе с использованием элементов тренинговой работы;
3. Направленность и личная заинтересованность психолога, ведущего занятия в оказании психологической помощи спортсменам в формировании эмоционального интеллекта как средства повышения спортивных достижений;
4. В программе занятий учитывались возрастные особенности участников, что привело к получению ими позитивного опыта общения и взаимодействия в группе.
5. Старшеклассники, занимающиеся командными видами спорта, в рамках занятий пытались актуализировать способности эмоционального интеллекта, чтобы научиться понимать и управлять своими и чужими эмоциями, чувствовать себя комфортно и уверенно в разных игровых ситуациях, адаптироваться к разному поведению соперника, эффективно общаться между собой, с тренером и судьями.
Более высокая динамика оценок основных факторов ЭмИн у подростков — спортсменов может быть достигнута за счет следующих факторов:
1. Увеличения времени после проведения развивающей программы, для того, чтобы способности и умения успели интериоризироваться (перейти во внутренний план действий). Возможность проведения повторной диагностики спустя два месяца, вместо одного в данном исследовании, обеспечила бы более устойчивые и положительные результаты.
2. Увеличение числа и времени занятий программы, необходимых для полного и качественного формирования основных факторов эмоционального интеллекта, привело к более прочным связям и отношениям между факторами ЭмИн.
3. Включение программы по формированию и укреплению основных факторов эмоционального интеллекта в систему комплексной психологической подготовки спортсменов.
4. Повышение социально-коммуникативной компетентности тренерского состава с помощью специальной программы может быть укрепляющим фактором в процессе формирования эмоционального интеллекта у подростков — спортсменов командных видов спорта.
5. Проведение занятий по плану и графику разработанной программы без помех со стороны тренировочного процесса.
Практическая полезность исследования заключается в обосновании программы для команды баскетболистов и ее повторения в рамках психологического сопровождения с другими командами спортсменов. Психологи могут использовать данную программу в спортивных школах для спортсменов старшего подросткового возраста или в кадетских и юношеских профессиональных командах с целью достижения большей сыгранности и взаимопонимания в спортивных командах, для укрепления стрессустойчивости и уверенности подростков в необходимости победы своей команды, понимания и контролирования своих и чужих эмоций.
Литература:
1. Люсин Д. В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн / Д. В. Люсин // Психологическая диагностика. -2006. — № 4. — С. 3–22
2. Люсин Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте / Д. В. Люсин // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2004. — С. 29–36
3. Lane A. Emotional Intelligence [Электронный ресурс] / A. Lane // Sports psychology II. Think your way to success. P2P Publishing Ltd, 2007. — pp. 65–87. — Режим доступа: http://magnoliatrack.com/psychologytwo.pdf. (Дата обращения: 23.05.2013).