Рассуждать логично — значит рассуждать в соответствии с законами логики | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Карчага Е. С. Рассуждать логично — значит рассуждать в соответствии с законами логики [Текст] // Новые идеи в философии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2018 г.). — СПб.: Свое издательство, 2018. — С. 1-5. — URL https://moluch.ru/conf/philos/archive/268/14368/ (дата обращения: 21.08.2018).



Логика — это искусство мыслить и рассуждать в строгом соответствии с ограниченностью и неспособностью человеческого непонимания.

Амброз Бирс

XXI век — время информационных систем и технологий. Возникает вопрос, «Зачем людям тогда мышление и логика, если за него все вопросы решает техника?» Конечно, бытует мнение, что техника заменит человека. Однако, это не так. Любую систему нужно правильно запрограммировать и технику — правильно настроить. С этими задачами справится только человек, применив свои знания и умения в той области науки. Его логика поможет минимизировать расходы ресурсов, а мышление — сконструировать правильный механизм. Однако, философия помогает не только информационно, но и решает психологические, семейные и другие вопросы.

История сообщает, что впервые о логике заговорили еще в античности. Раньше возникли только философия, математика и теория аргументации. Позднее вслед за И. Кантом, попытавшимся создать содержательную («трансцендентальную», как он говорил) логику, дополняющую восходящую еще к Платону и Аристотелю логику, эта старая логика стала называться также формальной логикой. [1]

Логика — это учение о последовательном и упорядоченном мышлении. Формальная, классическая логика делится на учение об элементах мышления (понятие, суждение, умозаключение) и учение о методах (способах исследования и доказательства). Современная логистика стремится к максимальной формализации и математизации. Она работает с логическими исчислениями, понимаемыми как системы знаков (символов) и правил оперирования с ними. Кроме того, ей известны и многозначные системы, в которых высказывания могут принимать другие значения истинности помимо значений «истина / ложь». [5]

В современности слово «логика» используется достаточно часто и в разных значениях. Нередко говорят о логике характера, логике событий и др. В случаях, когда говорят об определенной последовательности и взаимозависимости событий и поступков, то речь идет о логике событий и характера, к примеру. «Быть может, он безумец, — говорит один из героев рассказа английского писателя Г. К. Честертона, — но в его безумии есть логика. Почти всегда в безумии есть логика. Именно это и сводит человека с ума». [1] Здесь «логика» означает наличие в мыслях определенной общей линии, от которой человек не в силах отойти.

Объектом познания в логике выступает мышление, а предметом логического познания являются формы мысли и их связи, исследуемые в отвлечении от сенсорного конкретно-чувственного и эмпирического содержания знания. [2, c.13]. По мнению автора «мышление» — уникальная способность человека, представляющая собой опосредственное и обобщенное воспроизведение действительности в психике и сознании человека, реализуемое на основе нормального функционирования головного мозга человека». [3, c.14] Другими слова, я могу обобщить, что мышление представляет собой способ переработки информации в абстрактной чувственно-ненаглядной форме.

Логика — это особая наука о мышлении. Человек, доказывая свою правоту, оперирует логическим и нелогическим мышлением.

В рассказе Л. Толстого «Смерть Ивана Ильича» есть эпизод, имеющий прямое отношение к логике. Иван Ильич понимал, что он умирает, и постоянно был в отчаянии. В мучительных поисках какого-нибудь просвета он ухватился даже за старую свою мысль, что правила логики, верные всегда и для всех, к нему самому неприложимы. «Тот пример умозаключения, которому он учился в логике: Кай — человек, люди смертны, потому Кай смертен, казался ему во всю его жизнь правильным только по отношению к Каю, но никак не к нему. То был Кай — человек, вообще человек, и это было совершенно справедливо; но он был не Кай и не вообще человек, а он всегда был совсем, совсем особенное от всех других существо… И Кай точно смертен, и ему правильно умирать, но мне, Ване, Ивану Ильичу, со всеми моими чувствами, мыслями, — мне это другое дело. И не может быть, чтобы мне следовало умирать. Это было бы слишком ужасно». Ход мыслей Ивана Ильича продиктован, конечно, охватившим его отчаянием. Только оно способно заставить предположить, что верное всегда и для всех окажется вдруг неприложимым в конкретный момент к определенному человеку. В уме, не охваченном ужасом, такое пред положение не может даже возникнуть. Как бы ни были нежелательны следствия наших рассуждений, они должны быть приняты, если приняты исходные посылки. Только в этом случае мы вправе назвать наше мышление «последовательным» или «логичным». [1]

Знаменитый опыт Фуко демонстрирует пример правильного умозаключения. «Если Земля вращается вокруг своей оси, маятники, качающиеся на ее поверхности, постепенно изменяют плоскость своих колебаний; Земля вращается вокруг своей оси; значит, маятники на ее поверхности постепенно изменяют плоскость своих колебаний». Основной задачей логики является прийти к правильному умозаключению (выводу) в конкретных ситуациях. Правильное умозаключение — умозаключение, схема которого представляет собой закон логики, в силу чего из истинных посылок с необходимостью вытекает истинное следствие. [1] Правильные выводы докажут правоту каждого человека, потому что это обоснованное, последовательно и логическое решение.

Рассуждать логично — значит рассуждать в соответствии с законами логики. Логические законы не зависят от воли и сознания человека, потому что они подвластны своей природе. Для мышления человека они влияют как отображение реального мира, практики познания и преобразования человека. Законы логики — воображение самого человека. По этой причине они кажутся очевидными для понимания и рассуждения.

Французский дипломат Талейран заметил однажды, что реалист не может долго оставаться реалистом, если он не идеалист, а идеалист не может долго оставаться идеалистом, если он не реалист. Это наталкивает на мысль о том, что с одной стороны, логика отталкивается от реального мышления, но при этом дает абстрактную модель решения. А с другой стороны, прибегая к абстракциям высокого уровня, логика не должна отрываться от конкретных данных рассуждения.

Однако, в природе есть и противоречия, нарушающие законы логики. Это логические ошибки. Если ошибки были допущены неумышленно, то ее называют паралогизмом. В противном случае, если ошибка преднамеренная — это софизм.

Литература:

  1. Логика: Учеб. пособие для студентов вузов / А. А. Ивин. — М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2008. — 336 с
  2. Баранов Г. В. Логика: Учебное пособие. — Омск: Курьер, 2002.- 200с.
  3. Баранов Г. В. Логика: Учебное пособие. — 2-е изд. Испр., -Омск: ОГА, 2004ю-199 с.
  4. Баранов Г. В. –Логика в культуре мышления — 2016
  5. https://studwood.ru/1032514/filosofiya/logika_kak_filosofskaya_distsiplina
Основные термины (генерируются автоматически): логик, правильное умозаключение, Кай, логик событий, мышление, сознание человека.

Похожие статьи

Метапредметная сущность логических знаний и умений...

Ключевые слова: логика, понятие, суждение, умозаключение.

Сформированное на интуитивном уровне практическое умение правильно рассуждать, свойственное едва ли не

В процессе мышления человек не только отражает существующий мир, но может создавать...

Единство мира и мышления в философском сознании

Мышление — это способность человека рассуждать, мыслить, делать умозаключения; особая ступень в. Мышление, таким образом, для создания мира культуры и своего сознания, использует такие предметы как природа, сам человек в его связях с себе подобными и Бог.

Формирование мыслительных процессов у младших школьников

Правильно построенный процесс мышления характеризуется тем, что возникновение

Такие основания требуют кардинального изменения всей логики построения обучения и форм взаимодействия учителя и ученика.

Сложной формой мышления является- умозаключение.

Мышление как высшая форма познавательной деятельности...

Мышление — это способность человека рассуждать, мыслить, делать умозаключения; особая ступень в процессе отражения сознанием. Результатом мыслительной деятельности человека выступает мир сознания и культуры.

Развитие логического мышления обучающихся средней школы...

Если слово логика использовать как термин, то это наука о правильном мышлении, искусство рассуждения. Логическое мышление — это вид мыслительного процесса, при котором человек использует логические конструкции и готовые понятия.

Условия развития логического мышления детей старшего...

Логическое мышление определяется как «вид мышления, сущность которого заключается в оперировании понятиями, суждениями и умозаключениями с использованием законов логики» [5, с. 86].

Техники преодоления негативных мыслей и их неосознанное...

Произвольные умозаключения.

Данное когнитивное искажение имеет так же название «биполярного мышления». Его суть заключается в том, что человек обозначает события либо как хорошие, либо как плохие.

Индивидуальные особенности мышления | Статья в журнале...

Качеством, противоположным глубине мышления, является поверхность суждений и умозаключений, когда человек обращает внимание на

Быстрота ума — это способность человека быстро разобраться в новой ситуации, обдумать и принять правильное решение.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Метапредметная сущность логических знаний и умений...

Ключевые слова: логика, понятие, суждение, умозаключение.

Сформированное на интуитивном уровне практическое умение правильно рассуждать, свойственное едва ли не

В процессе мышления человек не только отражает существующий мир, но может создавать...

Единство мира и мышления в философском сознании

Мышление — это способность человека рассуждать, мыслить, делать умозаключения; особая ступень в. Мышление, таким образом, для создания мира культуры и своего сознания, использует такие предметы как природа, сам человек в его связях с себе подобными и Бог.

Формирование мыслительных процессов у младших школьников

Правильно построенный процесс мышления характеризуется тем, что возникновение

Такие основания требуют кардинального изменения всей логики построения обучения и форм взаимодействия учителя и ученика.

Сложной формой мышления является- умозаключение.

Мышление как высшая форма познавательной деятельности...

Мышление — это способность человека рассуждать, мыслить, делать умозаключения; особая ступень в процессе отражения сознанием. Результатом мыслительной деятельности человека выступает мир сознания и культуры.

Развитие логического мышления обучающихся средней школы...

Если слово логика использовать как термин, то это наука о правильном мышлении, искусство рассуждения. Логическое мышление — это вид мыслительного процесса, при котором человек использует логические конструкции и готовые понятия.

Условия развития логического мышления детей старшего...

Логическое мышление определяется как «вид мышления, сущность которого заключается в оперировании понятиями, суждениями и умозаключениями с использованием законов логики» [5, с. 86].

Техники преодоления негативных мыслей и их неосознанное...

Произвольные умозаключения.

Данное когнитивное искажение имеет так же название «биполярного мышления». Его суть заключается в том, что человек обозначает события либо как хорошие, либо как плохие.

Индивидуальные особенности мышления | Статья в журнале...

Качеством, противоположным глубине мышления, является поверхность суждений и умозаключений, когда человек обращает внимание на

Быстрота ума — это способность человека быстро разобраться в новой ситуации, обдумать и принять правильное решение.

Задать вопрос