Библиографическое описание:

Кузнецова Л. Э., Волгин В. Н. Техники преодоления негативных мыслей и их неосознанное применение человеком // Молодой ученый. — 2016. — №9. — С. 1029-1032.



В статье проводится теоретический анализ проблемы влияния негативных мыслей на психическое состояние человека, рассматриваются психологические техники для преодоления негативных когниций и их неосознаваемое применение человеком.

Ключевые слова: негативные мысли, когниции, психическое состояние, когнитивная психотерапия.

В 21 веке, с появлением и развитием новых технологий и с планомерным ростом нагрузки на человеческий разум, социальные роли выполняемые человеком каждый день видоизменяются, требуя от него определенного навыка адаптироваться. В связи с этим, такие неблагоприятные психические состояния как депрессия, усталость, стресс, апатия, фрустрация стали достаточно распространены. Все эти психические состояния в дальнейшем развиваются в пограничные расстройства личности, такие как невроз, тревожные и психосоматические расстройства, а причиной их возникновения и развития, в большинстве своем, являются негативные мысли. Они становятся первоосновой и причиной большинства болезненных состояний. В связи с чем, для практической психологии актуально создание приемов и техник, помогающих осознать негативные мысли и перерабатывать их. Часто, сами того не осознавая, мы используем данные техники на интуитивном уровне. В результате мы либо избавляемся от болезненных и неприятных мыслей, их обдумывание перестает вызывать у нас разрушительные эмоции, либо негативные мысли продолжают разрушать нашу психику.

Негативные мысли — негативные идеи, комментарии, отрицательные мысли о нас самих, способные изменить, а в частности ухудшить психоэмоциональное состояние, а так же подрывающие нашу уверенность и чувство собственного достоинства.

Аарон Бек [1], американский психотерапевт, создатель когнитивной психотерапии, рассматривает негативные мысли как когнитивные искажения, систематические ошибки в суждениях. Он выделяет следующие виды негативных когниций:

  1. Персонализация. Это поиск в каждой ситуации значения собственной личности. У невротических пациентов наблюдается одна из форм персонализации. Они склонны переоценивать степень связи событий с ними. Любой взгляд прохожего, у такого человека может вызвать мысль, что этот незнакомец испытывает к нему отвращение. Хотя на самом деле в данной ситуации, выражение лица незнакомца было результатом его мыслей и настроения на данный момент. Конечно, можно предположить, что мнение пациента было верным, но ошибка его представлений заключается в том, что любое выражение лица, гримаса, имеет к нему непосредственное отношение. Явление персонализации можно проследить, когда человек винит себя в ситуации, к которой не имеет отношения и не может повлиять на неё. В данном случае он будет всячески винить себя и представлять, что нужно было бы ему сделать, что бы этого не произошло.
  2. Сверхгенерализация. Это обобщение, не имеющее ничего общего с действительностью. Например, человек, который допустил единичную ошибку в чем-то, говорит: «Я всё делаю не правильно».
  3. Преувеличение (катастрофизация). Это преувеличение последствий каких-либо событий. Человеку, мыслящему таким образом, свойственно «раздувать из мухи слона». Не значительные, ни на что не влияющие ошибки на работе, могут привести его к мысли, что его карьера скоро закончится и что вообще он всю жизнь посвятил делу, в котором ничего не смыслит.
  4. Произвольные умозаключения. Вывод, который был создан без оснований, бездоказателен и не имеющий подтверждения. Часто данные умозаключения могут даже противоречить реальным положениям вещей. Например, успешный ученик, который хорошо учится и имеет высокие оценки, вдруг может прийти к выводу, что он бесперспективный и никчемный.
  5. Дихотомическое мышление (поляризация). Данное когнитивное искажение имеет так же название «биполярного мышления». Его суть заключается в том, что человек обозначает события либо как хорошие, либо как плохие. Любая ситуации в глазах человека, мыслящего на данный момент таким образам, будет казаться или непреодолимой, разрушительной, либо подарком судьбы. В подобном способе мышления нет места словам и понятиям, выражающим нечто среднее, то, что под разным углом имеет разное значение. Мыслить крайностями — вот суть биполярного мышления.
  6. Выборочное абстрагирование (туннельное виденье). Это отвлечение от общего фона и целостной картины и сосредоточение внимания на определенной детали. В данном случае из происходящей ситуации человек выхватывает только одну определенную, имеющую для него личностное значение деталь и делает выводы только на её основе. Как правило, результаты такого мышление достаточно субъективны и имеют мало общего с реальным миром.

Аарон Бек [1] в ходе своей практической деятельности установил, что пациенты с невротической депрессией часто говорят о поражениях, безнадежности, слабости. На основе этого он сделал вывод, что людям, страдающим данным недугом, свойственны определенные способы мышления.

Пациенты с невротической депрессией воспринимали мир в трех категориях:

  1. Негативный взгляд на настоящее: то, что происходит с человеком в данным момент времени для него безрадостно и серо, даже если на самом деле, на данном этапе жизни это не так.
  2. Негативный взгляд на будущее. Пациент, как правило, не видит перспективы и не строит планов. По его мнению, его в дальнейшем ждет много невзгод и неприятностей.
  3. Снижение чувства собственного достоинства. Пациент считает себя несостоявшимся, не способным на что-либо.

Изучая пациентов с пассивно-агрессивным расстройством личности, А. Бек [1] установил, что негативизм охватывает все их мышление. Пассивно-агрессивные пациенты ищут негативную интерпретацию большинства событий. Даже в нейтральных или положительных событиях они отыскивают негативные аспекты и сосредоточиваются на них. Это отличается от негативных мыслей при депрессии: депрессивные люди сосредоточены на самоосуждении или негативных мыслях об окружающем или будущем, в то время как пассивно-агрессивные пациенты полагают, что другие не оценивают их по достоинству или пытаются их контролировать [1].

Представленные выше когнитивные ошибки рассматривались как первооснова болезненных состояний Альбертом Эллисом. Создатель рационально-эмотивной терапии считал, что тревога, чувство вины, депрессия и другие психологические проблемы вызываются не психотравмирующими ситуациями как таковыми, а тем, как люди воспринимают эти события, что они думают о них. Эллис говорит, например, что вы расстраиваетесь не из-за того, что провалились на экзамене, а потому, что считаете, что провал — это несчастье, которое указывает на вашу неспособность.

Терапия Эллиса стремится в первую очередь идентифицировать подобные наносящие ущерб личности («самопоражающие») и вызывающие проблемы мысли, которые пациент приобрел в результате неправильного научения, а затем помочь пациенту заменить эти мало адаптивные стереотипы мышления на более реалистические, используя при этом моделирование, поощрение и логику [2].

Основатель когнитивной теории Джордж Келли, утверждал, что причины психоэмоциональных проблем, в большинстве своем берут начало в неадаптивных способах мышления на данный период времени. То есть не важно, как человек мыслил и что думал раньше, важно, как на данный момент он воспринимает окружающий мир и каким моделирует его у себя в сознании [4].

По мнению психологов-когнитивистов модель реальной окружающей среды каждого человека субъективна, ведь каждый интерпретирует внешнюю реальность через собственный внутренний мир. Д. Келли считал, что причиной депрессивных и тревожных состояний являются неадекватные категории мышления, создав техники для их непосредственной коррекции.

Своим пациентам он предлагал проверить свои убеждения, которые, по его мнению, и являлись результатом неадекватных способов мышления. Д. Келли давал пациентам домашние задания, выполняя которые они получали подтверждение того, что то, что они представляли и о чем переживали в реальном мире, не имеет место быть. Д. Келли старался изменять непосредственно мышление своих пациентов. Эта цель является основой многих современных подходов психотерапии.

Тему неадаптивных и деструктивных мыслей рассматривал Дон Мейнхенбум. Создатель тренинга «вакцинации против стресса» утверждает, что деструктивные и негативные мысли актуализируются в состоянии стресса. Такие мысли, по его мнению, возникают в тех ситуациях, когда:

  1. Человек чувствует опасность, угрозу со стороны внешнего мира.
  2. Человек не уверен в своих силах и не уверен в том, что сможет решить проблему.

«Вакцинация против стресса» была разработана для людей, страдающих от постоянных страхов, приступов тревоги, болезненных состояний, но сейчас этот метод используется и в профилактических целях для людей, которые в силу особенностей своей профессии часто попадают в стрессовую ситуацию (военные, работники МЧС, сотрудники правоохранительных органов и т. д.).

Используя данный метод, психотерапевт дает пациенту задание вообразить, что он находится в стрессовой ситуации. Моделируя стрессовую ситуацию, при помощи психотерапевта пациент корректирует своё поведение и мысли, возникающие в стрессовой ситуации, используя приобретенные когнитивные навыки. Данный метод направлен на формирование когнитивных механизмов переработки восприятия в стрессовой ситуации [3].

А. А. Александров в своей работе «Современная психотерапия. Курс лекций», говоря о когнитивном реструктурировании, упоминает, что данные методы психотерапии основываются на том, что психические расстройства являются результатом когниций — дезадаптивных стереотипов мышления. Применяя данные методы, человек может заменить тревожные, дезадаптивные мысли на спокойные и приемлемые. К данным методам и относится выше упомянутая «Вакцинация против стресса». Сторонники когнитивного реструктурирования ставят перед собой задачу изменить возникшие негативные когниции [2].

Для того, что бы понять, как рождаются и где берут начало негативные мысли, стереотипы мышления и когнитивные ошибки, мы обратимся к теме взаимодействия бессознательного и сознательного. По К. Юнгу основы мыслей закладываются в бессознательном. В нем берет основу все то, что в последствие проявляется в сознании. Все, что человек когда-либо видел, слушал или чувствовал, находит отражение в личном бессознательном и в переработанном виде, через некоторое время, проявляется в сознании. Следовательно, мысли человека зависят от его прошлого опыта [5].

Когда мы обдумываем, какую-либо мысль, она находится в нашем сознании, мы осознаем ее. Как только мы ее выпускаем из сознания, она переходит в бессознательное и при этом продолжает оказывать влияние на наше мышление. Таким образом, временно исчезнувшие образы, мысли, впечатления скапливаются в нашем подсознании. Они оказывают большое влияние на наш образ мыслей, хотя и остаются неосознаваемыми.

Существует множество техник борьбы с негативными мыслями. В данной статье мы рассмотрим самые распространенные и простые в применение. Техники, которые без затруднений можно использовать в жизни и которые дают ощутимый результат:

  1. Техника «Этикетка». Данная техника имеет такое название, благодаря тому, что используя ее, мы как бы цепляем свою негативную мысль к чему-либо. Мы мысленно отстраняемся от нее, наблюдаем со стороны. Тем самым, не давая ей овладеть нами. Наблюдая, мы можем задавать себе следующие вопросы: «Почему меня посещает подобная мысль?», «Какое влияние она на меня оказывает?», «Что происходит со мной в данный момент?»
  2. Техника «Отрезание». Суть данной техники заключается в том, что как только мы понимаем, что негативная мысль появляется в нашем сознании, мы просто отрезаем ее. Просто перестаем о ней думать, не анализируем и не ищем ее причин. Отрезаем и ставим на ее место что-то новое, более приятное. Важно понимать, что использовать данный прием мы должны сразу же, как только поймем, что негативная мысль начинает появляется.
  3. Техника «Преувеличение». В данной технике мы преувеличиваем негативную мысль, раздуваем ее, увеличиваем до абсурда. Суть данной техники — сделать наши опасения или предмет волнения смешными, нереальными. Например, человек боится завести разговор с кем-либо или хотя бы просто что-то спросить, но ему это необходимо. Допустим, он робеет и не может спросить цену товара у продавца. Используя данную технику, он представит все так: он задает продавцу вопрос и вдруг путает несколько букв местами, на что продавец очень агрессивно реагирует и выставляет его за дверь магазина, толкает его за порог и мужчина падает со ступеней и ломает ногу, проезжает поливомоечная машина и обдает его холодной водой. После таких мысленных образов, скорее всего у этого мужчины появится на лице улыбка, и он перестанет всерьез воспринимать эту мысль и преодолеет тревогу. Негативная мысль сильна до тех пор, пока мы в нее верим.

Данные техники мы можем использовать везде и в любое время. Они незамедлительно дают результат, помогают избежать неоправданных опасений и тревоги. Данные техники можно использовать чередуя. В силу особенностей мыслительных процессов, разным людям будет удобнее использовать разные техники. Важно, чтобы выбранная вами техника была эффективна именно для вас.

Негативные мысли — это разрушительные и неприятные образы, идеи, которые мешают человеку найти решение проблемы. Для преодоления негативных мыслей, необходимо научиться контролировать их появление в нашем сознании. Осознав негативную мысль, навязчивую негативную установку, необходимо осуществить аффермативный переворот: заменить негативную мысль на позитивную. Сформированная позитивная мысль перейдет в бессознательное и закрепится в нем. Со временем произойдет избавление от негативных мыслей и устойчивых негативных установок. У человека сформируется позитивное мышление. Важно понять, что мир такой, каким мы сами его видим. Изменив себя и свое мышление, отношение к людям и окружающему миру, свои намерения и поступки, мы изменим и сам мир вокруг нас.

Литература:

  1. Бек Аарон, Фримен Артур Когнитивная психотерапия расстройств личности. — СПб., 2002. — 211 с.
  2. Александров А. А. Современная психотерапия. Курс лекций. — СПб.: Академический проект, 1997. — 335 с.
  3. Андерсен Дж. Когнитивная психология / Пер. с англ. 5-е изд. — СПб.: Питер, 2002.
  4. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. — СПб.: Питер, 2003.- 434 с.
  5. Хейли Д. и др. Эволюция психотерапии // Осень патриархов: психоаналитически-ориентированная и когнитивно-бихевиоральная терапия / Пер. с англ. — М.: Независимая фирма «Класс», 1998. — 416 с.
Основные термины (генерируются автоматически): негативные мысли, негативных мыслей, негативную мысль, преодоления негативных мыслей, болезненных состояний, стрессовой ситуации, Негативные мысли, негативная мысль, негативных когниций, влияния негативных мыслей, начало негативные мысли, стереотипы мышления, преодоления негативных когниций, Техники преодоления негативных, когнитивные ошибки, Негативная мысль сильна, виды негативных когниций, Аарон Бек, применение человеком, психические состояния.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос