В современном мире информационная потребность, как для общества в целом, так и для конкретного индивида играет одну из первостепенных ролей. На сегодня публицистика, как основной механизм удовлетворения данной потребности, становится все более значимой. Тематически она обращена к актуальным проблемам действительности. При построении публицистического материала авторами широко используются выразительные средства, эмоционально-оценочный характер. Часто публицистика формирует общественное мнение, имеет обширную жанровую палитру, в которой особое место занимает очерк.
Очерк — самый сложный по своим признакам и свойствам жанр публицистики. Природа его определяется тем, что он функционирует и в публицистике, и в художественной литературе. Очерк следует рассматривать как художественно-публицистический жанр, в котором органически сочетаются элементы публицистики и беллетристики.1
Для написания хорошего очерка журналисту недостаточно найти предмет или явление, будоражащее общественность, собрать материал, проанализировать его и написать грамотный текст. Необходимо переосмыслить информацию, «пропустить через себя» и придать ей очерковую форму. Среди журналистов современности талантом очеркиста обладают немногие. Из всей многочисленной «пишущей братии» стоит отметить выдающегося публициста, телеведущего, военного корреспондента — Артема Боровика. Артем Генрихович долгое время находился на территории Афганистана в период советско-афганского военного конфликта. На основе впечатлений, полученных в ходе этой поездки, была создана книга «Спрятанная война». На примере этой книги мы и попытаемся рассмотреть особенности очерка в публицистике.
«Спрятанная война» представляет собой цикл очерков, основывающихся на реальных событиях. Автор рассказывает о последних днях вывода советских войск с территории Афганистана.
Артем Боровик при создании своего произведения делал основной упор не на последовательное изложение фактического материала, а на анализ непосредственно самого военного конфликта, причин начала полемики между двумя государствами, хода выполнения операций и локации советских военных и выводах о завершении конфликта. Тем самым, автор использует сложную сюжетную конструкцию, которая включает в себя несколько разновидностей построения сюжета.
М. Н. Ким выделяет такие типы очерковых структур как:
- Хроникальное построение очерка — описываются явления и события в хроникальной последовательности. Данный тип используется Боровиком при описании событий непосредственно в Афганистане.
- Очерк-исследование. В построении такого материала упор делается на логическое описание событий, благодаря которому можно увидеть быструю смену территориальной ориентации автора (из Афганистана в Нью-Йорк и Москву)
- Эссеистская — свободная форма построения, чаще всего включает в себя первые два типа.
Таким образом, автор дает читателю наиболее полный обзор событий, происходящих в разных точках планеты, но связанных между собой сложными политическими и идеологическими нитями, тем самым, давая пищу для рассуждения и сопоставления.
Артем Генрихович не использует глубокий анализ, делая пространные выводы из своих рассуждений. Он дает оценку увиденному через призму взгляда героев своих очерков. В ходе повествования рассказчик называет реальные имена, точные даты и время, названия географических мест. Напримеру: «…в 86-м под Баграмом я почти сутки провел с заместителем командира роты по политчасти Сашей Бородиным. Дело было числа пятнадцатого июня…» [2], «…24 июня, в тот самый час, когда в щелкинской средней школе начались танцы, заместителя командира роты Бородина тяжело ранило, а в 10.30 следующего дня он скончался…» [2]. Это говорит о том, что автором соблюдены основные отличительные особенности очерка как жанра:
- документальность,
- достоверность фактов и событий
Типологически «Священную войну» можно разбить на несколько отдельных очерков, имеющих свою структуру. Ряд исследователей делят очерки на художественно-публицистические, путевые, портретные, научно-художественные, проблемные (В.Канторович), или на портретные, событийные, путевые и зарисовки (М.Черепахов). Артем Боровик использует в своем произведении несколько из них.
Портретный очерк. Черты данного вида очерка автор использует при описании внешности изображаемых героев. Очень важно, что помимо внешнего описания, Боровик дает также и характеристику обстановки, в которую помещен герой, его круг общения, хобби. Это наиболее полно раскрывает образ героя.
«…Выйдя отсюда после перевязки, я, помнится, увидел парня на носилках, у которого оторвало обе ноги выше колен. Взгляд его выплаканных глаз прошибал насквозь даже самых бронированных вояк. То был взгляд человека, который знал наперед…» [2], «…Напротив меня в транспортере сидел прапорщик с мраморным лицом и серыми губами. Тело его ритмично подергивалось. Похоже, он слушал никем, кроме него, не слышимую музыку и про себя танцевал. Танец начинался в глазах, захватывал губы и волной шел вниз. Плечи вытанцовывали рок-н-ролл, правый указательный палец с маслянистым колечком — видать, парню частенько приходилось стрелять из АКМ — выщелкивал быстрый ритм. Во взгляде была отрешенность, словно на рок-концерте в «Олимпийском» [2].
Путевой очерк несет в себе описание событий, происшедших с автором во время его поездки. Артем Генрихович четко выделяет свой маршрут (Кабул-Саланг-Чарикар и т. д.)
«…Я как-то подсчитал, что половину всего времени, проведенного в Афганистане, затратил на дорогу, добираясь из одной точки в другую…Все здесь увиденное и услышанное, понятое и нет, испытанное и прочувствованное, задуманное, но так и не осуществленное, обещанное и невыполненное, мечтавшееся и несбывшееся, все это так или иначе связано Дорогой, которая Бог знает откуда и куда ведет. Сколько бесплатных истин открыли, подарили или невольно поведали мне люди, встретившиеся на Дороге…» [2].
Боровик часто изображает свое отношение, используя художественные средства, такие как пейзаж, художественную деталь, речевую характеристику, портрет. Посредством этих художественных элементов автор наиболее полно выражает свое видение проблемы, помещая героя в ту или иную среду.
Пейзаж в очерке используется для «погружения» читателя в воссоздаваемую атмосферу: природную, жизненную, социальную, для обрисовки географического местоположения, местности, для контрастного сравнения чувств героя и окружающей его обстановки.
«Декабрь незаметно перешел в январь, и тот потащился медленно, с ленцой, словно длиннющий товарняк на подходе к конечной станции — с коротенькими просветами-днями между долгими, изматывающими терпение, мерзлыми гулкими ночами. К исходу первой январской недели потянул северный ветер, ударил мороз, в горах выпало еще на четверть снегу. Но на кабульских улицах он так и не появился, и ветер от нечего делать гонял проржавевшие консервные банки из-под солдатских сухпайков, пыль да песок» [2].
Деталь в очерковом произведении, как и портрет, может присутствовать в тексте для наиболее полной передачи характера героя, его внешнего вида.
«В апреле 87-го и я познакомился со снайпером, у которого тыльная сторона грязного подворотничка была исписана словами из псалма — 90: «Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое. Бог мой и уповаю на Него…" [2].
Речевая характеристика также является средством изображения действительности и характера героя:
«На мой недоуменный вопрос он ответил коротко, но ясно: «Теперь будет легче воевать… На войне проще, когда человек несчастен. Меньше теряешь». Мамочка прощально улыбнулся и пожелал удачи. Но в глазах его я прочел фразу: «Чтоб ты, гад, сдох со своей безмятежной московской жизнью!"» [2].
Таким образом, можно сделать вывод, что произведение Артема Боровика «Спрятанная война» имеет все основания назваться очерковым. Неудивительно, что именно к этому жанру публицистики и обратился автор. В период создания книги в обществе витали волнения, агрессивные настроения и данный военный конфликт послужил неким катализатором для общественности, интерес к этой проблеме стал колоссальным. Попытавшись разобраться в сущности этой войны, Боровик обратился к очерку и обрисовал ситуацию глазами непосредственных участников конфликта, дав читателям пищу для размышлений. У Артема Генриховича появились последователи. Анна Политковская при схожих обстоятельствах создала книгу «Вторая чеченская» о событиях Второй чеченской компании 1998–1999 годов. Цикл очерков «Спрятанная война» является ценным источником для исследований военного конфликта в Афганистане историками, социологами, психологами и литераторами.
Литература:
- Ампилов В. А. Современный газетный очерк. — Минск, 1972
- Артем Боровик «Спрятанная война»// http://readr.ru/artem-borovik-spryatannaya-voyna.html
- Журбина Е. И. Теория и практика художественно-публицистических жанров. — М., 1969.
- Колосов Г. В. Поэтика очерка: Учеб.-метод, пособие к спецкурсу «Проблемы советского очерка». — М., 1977.
- kgu-journalist.ucoz.ru.
1 http://kgu-journalist.ucoz.ru/publ/zhanry_zhurnalistiki/khudozhestvenno_publicisticheskij_zhanr_ocherk/6-1-0-80