Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Особенности построения книги очерков А.Г. Боровика «Спрятанная война»

6. Массовая коммуникация, журналистика, СМИ
35
Поделиться
Библиографическое описание
Галина, Э. Ф. Особенности построения книги очерков А.Г. Боровика «Спрятанная война» / Э. Ф. Галина, Ю. М. Камильянова. — Текст : непосредственный // Современная филология : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, январь 2013 г.). — Уфа : Лето, 2013. — С. 104-106. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/78/3205/.

В современном мире информационная потребность, как для общества в целом, так и для конкретного индивида играет одну из первостепенных ролей. На сегодня публицистика, как основной механизм удовлетворения данной потребности, становится все более значимой. Тематически она обращена к актуальным проблемам действительности. При построении публицистического материала авторами широко используются выразительные средства, эмоционально-оценочный характер. Часто публицистика формирует общественное мнение, имеет обширную жанровую палитру, в которой особое место занимает очерк.

Очерк — самый сложный по своим признакам и свойствам жанр публицистики. Природа его определяется тем, что он функционирует и в публицистике, и в художественной литературе. Очерк следует рассматривать как художественно-публицистический жанр, в котором органически сочетаются элементы публицистики и беллетристики.1

Для написания хорошего очерка журналисту недостаточно найти предмет или явление, будоражащее общественность, собрать материал, проанализировать его и написать грамотный текст. Необходимо переосмыслить информацию, «пропустить через себя» и придать ей очерковую форму. Среди журналистов современности талантом очеркиста обладают немногие. Из всей многочисленной «пишущей братии» стоит отметить выдающегося публициста, телеведущего, военного корреспондента — Артема Боровика. Артем Генрихович долгое время находился на территории Афганистана в период советско-афганского военного конфликта. На основе впечатлений, полученных в ходе этой поездки, была создана книга «Спрятанная война». На примере этой книги мы и попытаемся рассмотреть особенности очерка в публицистике.

«Спрятанная война» представляет собой цикл очерков, основывающихся на реальных событиях. Автор рассказывает о последних днях вывода советских войск с территории Афганистана.

Артем Боровик при создании своего произведения делал основной упор не на последовательное изложение фактического материала, а на анализ непосредственно самого военного конфликта, причин начала полемики между двумя государствами, хода выполнения операций и локации советских военных и выводах о завершении конфликта. Тем самым, автор использует сложную сюжетную конструкцию, которая включает в себя несколько разновидностей построения сюжета.

М. Н. Ким выделяет такие типы очерковых структур как:

  1. Хроникальное построение очерка — описываются явления и события в хроникальной последовательности. Данный тип используется Боровиком при описании событий непосредственно в Афганистане.
  2. Очерк-исследование. В построении такого материала упор делается на логическое описание событий, благодаря которому можно увидеть быструю смену территориальной ориентации автора (из Афганистана в Нью-Йорк и Москву)
  3. Эссеистская — свободная форма построения, чаще всего включает в себя первые два типа.

Таким образом, автор дает читателю наиболее полный обзор событий, происходящих в разных точках планеты, но связанных между собой сложными политическими и идеологическими нитями, тем самым, давая пищу для рассуждения и сопоставления.

Артем Генрихович не использует глубокий анализ, делая пространные выводы из своих рассуждений. Он дает оценку увиденному через призму взгляда героев своих очерков. В ходе повествования рассказчик называет реальные имена, точные даты и время, названия географических мест. Напримеру: «…в 86-м под Баграмом я почти сутки провел с заместителем командира роты по политчасти Сашей Бородиным. Дело было числа пятнадцатого июня…» [2], «…24 июня, в тот самый час, когда в щелкинской средней школе начались танцы, заместителя командира роты Бородина тяжело ранило, а в 10.30 следующего дня он скончался…» [2]. Это говорит о том, что автором соблюдены основные отличительные особенности очерка как жанра:

  1. документальность,
  2. достоверность фактов и событий

Типологически «Священную войну» можно разбить на несколько отдельных очерков, имеющих свою структуру. Ряд исследователей делят очерки на художественно-публицистические, путевые, портретные, научно-художественные, проблемные (В.Канторович), или на портретные, событийные, путевые и зарисовки (М.Черепахов). Артем Боровик использует в своем произведении несколько из них.

Портретный очерк. Черты данного вида очерка автор использует при описании внешности изображаемых героев. Очень важно, что помимо внешнего описания, Боровик дает также и характеристику обстановки, в которую помещен герой, его круг общения, хобби. Это наиболее полно раскрывает образ героя.

«…Выйдя отсюда после перевязки, я, помнится, увидел парня на носилках, у которого оторвало обе ноги выше колен. Взгляд его выплаканных глаз прошибал насквозь даже самых бронированных вояк. То был взгляд человека, который знал наперед…» [2], «…Напротив меня в транспортере сидел прапорщик с мраморным лицом и серыми губами. Тело его ритмично подергивалось. Похоже, он слушал никем, кроме него, не слышимую музыку и про себя танцевал. Танец начинался в глазах, захватывал губы и волной шел вниз. Плечи вытанцовывали рок-н-ролл, правый указательный палец с маслянистым колечком — видать, парню частенько приходилось стрелять из АКМ — выщелкивал быстрый ритм. Во взгляде была отрешенность, словно на рок-концерте в «Олимпийском» [2].

Путевой очерк несет в себе описание событий, происшедших с автором во время его поездки. Артем Генрихович четко выделяет свой маршрут (Кабул-Саланг-Чарикар и т. д.)

«…Я как-то подсчитал, что половину всего времени, проведенного в Афганистане, затратил на дорогу, добираясь из одной точки в другую…Все здесь увиденное и услышанное, понятое и нет, испытанное и прочувствованное, задуманное, но так и не осуществленное, обещанное и невыполненное, мечтавшееся и несбывшееся, все это так или иначе связано Дорогой, которая Бог знает откуда и куда ведет. Сколько бесплатных истин открыли, подарили или невольно поведали мне люди, встретившиеся на Дороге…» [2].

Боровик часто изображает свое отношение, используя художественные средства, такие как пейзаж, художественную деталь, речевую характеристику, портрет. Посредством этих художественных элементов автор наиболее полно выражает свое видение проблемы, помещая героя в ту или иную среду.

Пейзаж в очерке используется для «погружения» читателя в воссоздаваемую атмосферу: природную, жизненную, социальную, для обрисовки географического местоположения, местности, для контрастного сравнения чувств героя и окружающей его обстановки.

«Декабрь незаметно перешел в январь, и тот потащился медленно, с ленцой, словно длиннющий товарняк на подходе к конечной станции — с коротенькими просветами-днями между долгими, изматывающими терпение, мерзлыми гулкими ночами. К исходу первой январской недели потянул северный ветер, ударил мороз, в горах выпало еще на четверть снегу. Но на кабульских улицах он так и не появился, и ветер от нечего делать гонял проржавевшие консервные банки из-под солдатских сухпайков, пыль да песок» [2].

Деталь в очерковом произведении, как и портрет, может присутствовать в тексте для наиболее полной передачи характера героя, его внешнего вида.

«В апреле 87-го и я познакомился со снайпером, у которого тыльная сторона грязного подворотничка была исписана словами из псалма — 90: «Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое. Бог мой и уповаю на Него…" [2].

Речевая характеристика также является средством изображения действительности и характера героя:

«На мой недоуменный вопрос он ответил коротко, но ясно: «Теперь будет легче воевать… На войне проще, когда человек несчастен. Меньше теряешь». Мамочка прощально улыбнулся и пожелал удачи. Но в глазах его я прочел фразу: «Чтоб ты, гад, сдох со своей безмятежной московской жизнью!"» [2].

Таким образом, можно сделать вывод, что произведение Артема Боровика «Спрятанная война» имеет все основания назваться очерковым. Неудивительно, что именно к этому жанру публицистики и обратился автор. В период создания книги в обществе витали волнения, агрессивные настроения и данный военный конфликт послужил неким катализатором для общественности, интерес к этой проблеме стал колоссальным. Попытавшись разобраться в сущности этой войны, Боровик обратился к очерку и обрисовал ситуацию глазами непосредственных участников конфликта, дав читателям пищу для размышлений. У Артема Генриховича появились последователи. Анна Политковская при схожих обстоятельствах создала книгу «Вторая чеченская» о событиях Второй чеченской компании 1998–1999 годов. Цикл очерков «Спрятанная война» является ценным источником для исследований военного конфликта в Афганистане историками, социологами, психологами и литераторами.


Литература:

  1. Ампилов В. А. Современный газетный очерк. — Минск, 1972
  2. Артем Боровик «Спрятанная война»// http://readr.ru/artem-borovik-spryatannaya-voyna.html
  3. Журбина Е. И. Теория и практика художественно-публицистических жанров. — М., 1969.
  4. Колосов Г. В. Поэтика очерка: Учеб.-метод, пособие к спецкурсу «Проблемы советского очерка». — М., 1977.
  5. kgu-journalist.ucoz.ru.

1 http://kgu-journalist.ucoz.ru/publ/zhanry_zhurnalistiki/khudozhestvenno_publicisticheskij_zhanr_ocherk/6-1-0-80

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный