Литературные традиции в изображении героев в романе М. Успенского «Белый хрен в конопляном поле»
Автор: Магаева Евгения Николаевна
Рубрика: 4. Художественная литература
Опубликовано в
Статья просмотрена: 198 раз
Библиографическое описание:
Магаева, Е. Н. Литературные традиции в изображении героев в романе М. Успенского «Белый хрен в конопляном поле» / Е. Н. Магаева. — Текст : непосредственный // Филологические науки в России и за рубежом : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 65-67. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/26/1178/ (дата обращения: 17.12.2024).
Самым большим достижением в художественном произведении традиционно считается герой. Нет смысла создавать произведение ни большой, ни малой формы, если художник не придумал яркого, живого героя, личность, которая эволюционирует, живет собственной неповторимой жизнью.
Герои М. Успенского по-настоящему самобытные и актуальные для научного изучения.
Михаила Глебовича Успенского называют одним из самых остроумных и парадоксальных писателей российской фантастики. Он начинал свою литературную деятельность с того, что писал монологи для Геннадия Хазанова и других мастеров разговорного жанра, получил премию «Золотой Остап». Сейчас в его коллекции все возможные награды, вручаемые в области фантастической литературы.
Автор на страницах своих произведений постоянно обращается к сказочным и литературным сюжетам, варьирует и интерпретирует их, предлагает читателю совершенно неожиданные сюжетные повороты. И это не случайно: М. Успенский обращается к генетической памяти народа, которая содержит множество легенд, сказок, поверий, услышанных в детстве. Часто писатель включает игровой прием угадывания сюжетного хода, иронически переосмысливает наследие прошлого. Неожиданное решение авторской мысли приводит к комическому эффекту.
В романе «Белый хрен в конопляном поле» М. Успенский «отсылает» читателя к двум составляющим своего писательского эксперимента: литературе (от древнего фольклора до современной словесности) и языку (языковая игра – его излюбленный прием).
В основе произведения М. Успенского лежит сюжет классического рыцарского романа с его отличительными особенностями:
Основная тема – возвышенная любовь.
Часто используются элементы фантастики.
В основе сюжета – приключения, подвиги рыцарей.
До 13 в. Рыцарский роман имел стихотворную форму.
В рыцарских романах часто повествуется о далеких народах и давних временах.
Важное место занимает изображение душевных переживаний героев.
Если наложить эту классификацию на роман «Белый хрен в конопляном поле», то мы увидим, что эта система полностью накладывается на особенности романа.
Этот роман поделен М. Успенским на две части: «Мужицкий король и эльфийская королева» и «Двое из ларца на сундук мертвеца».
Само название первой части говорит о том, что речь пойдет о любви. И действительно, М. Успенский не обманывает ожидания читателей:
«- Негоже рыцарю отправляться на подвиг, не посвятив оный некоторой прекрасной бабе, - сказал король. – Вы воротите свой коротенький нос, мой храбрый капитан, от красавиц, коим мы все по мере сил служим и поклоняемся. Посмотрите, не придется ли вам по вкусу это маленькое лесное чудо…
Стремглав поднял глаза и пропал. Он еще не знал, что пропал, но его позабывшее страх сердце заколотилось так, что слышно стало всем – латы ведь усиливают всякий звук, исходящий из рыцарской груди.
- Да! – сказал он на своем родном языке, потом повторил это утверждение на всех девяти или десяти языках, которые знал»[3, с. 57-58].
Роман М. Успенского изобилует фантастическими элементами, причем, большая их часть приходится на вторую часть романа. Это василиск, которого получают алхимическим путем принцы Тихон и Терентий, это гномы и принцесса Изора, это говорящий конь (заколдованный дон Кабальо), это растущий город Чизбург и т.д.
Как и в классическом рыцарском романе, у М. Успенского в основе сюжета приключения и рыцарские подвиги. В первой части романа старец Килострат предсказывает маленькому Стремглаву, что он будет королем. Стремглав сбегает из дома и присоединяется к свите короля Пистона Девятого, которого спасают от смерти.Капитан Ларусс (он же Стремглав) совершает подвиги во имя короля Пистона Девятого, а затем во имя своей возлюбленной Алатиэли. Во второй части романа уже, будучи королем, Стремглав отправляет своих сыновей учиться заграницу. Как только принцы выезжают за пределы королевского дворца их приключения начинаются.
В романе повествуется о далеких народах и давних временах, как и в классическом рыцарском романе, но проблемы М. Успенский отражает современные. Важное место в романе занимают душевные переживания героев. Как мы видим, все основные сюжетные особенности рыцарского романа автором сохранены.
Многие рыцарские романы имели продолжение, и даже целые серии, где речь шла уже о племянниках, детях и внуках героя. М. Успенский также продолжает эту традицию, поделив свой роман на две части. В первой части главный герой рыцарь капитан Ларусс, а во второй части главными героями становятся его сыновья - принцы Тихон и Терентий, которые, кстати, рыцарями не являются.
Гармоничный и своеобразный сплав литературных традиций и авторского замысла представляют собой герои романа, которые максимально наделены чертами, присущими современному человеку, а в фантастическое пространство «вклиниваются» реалии современной действительности.
Одним из самых интересных приемов для создания образа у М. Успенского является совмещение в одном герое двух и более персонажей разных произведений или различных культурных традиций.
Так, перед тем как ехать в Плезир под чужими именами, фрейлина Инженю переодевает принцев Тихона и Терентия в «молодежную одежду»:
«Перед мужицким королем стояла парочка существ, которых он ни при каких обстоятельствах не смог бы принять за своих детей.
Один пришелец был тощий и долговязый, немытые волосы его жидкими сосульками свисали ниже плеч. Под синей курточкой-обдергайкой надета была обтягивающая хилую грудь рубаха без ворота. Прямо на рубахе был не то вышит, не то нарисован портрет мужественного лохматого и бородатого красавца в берете. Взгляд в красавца был очень пламенный.
Другой незнакомец был крепок и коренаст, торс его тесно обтягивал жилет из черной кожи, украшенный множеством блестящих заклепок. Чернокожаные портки он заправил в высокие башмаки на толстенной подошве… Посреди наголо обритой головы торчком стоял волосяной гребень, причем волосы были окрашены в ярко-малиновый цвет» [3, с. 174-175].
В героях романа читатель легко угадывает известных сказочных и литературных персонажей, однако у них появляются дополнительные характеристики.
Например, вот так описаны Белоснежка и семь гномов, которых на ярмарке встретили принцы Терентий и Тихон и дон Кабальо:
«Как уже было сказано, попасть в балаган «Поцелуй принцессу» можно было, только заплатив сперва за аттракцион «Бородатые дети». Бороды действительно имелись, и немалые, да и вообще из кудлатых волос этих деток едва выглядывали носы и поблескивали глазки.
- Вы, что ли, дети? – не поверил Терентий.
- То ли сам не видишь, чудило деревенское, - ответил самый рослый из деток…
Остальные бородатые дети мрачно водили хоровод и пели какую-то совсем не детскую песенку…
Терентий ухмыльнулся и сказал, что хотел бы послушать песенку ну хотя бы про маленькую елочку или про сказочный остров Чунга-Чанга, но бородатые дети – мал мала меньше – так на него глянули, что принц понял: еще немного, так будут ему и Чунга, и Чанга, и все сорок четыре удовольствия.
- Ладно, - сказал он. – Где у вас тут принцесса, пусть выходит – целоваться будем.
- Хлеб за брюхом не ходит, - ответил старший бородатый ребенок. – Сам в шатер зайди, небось, не прынц…
Терентий послушно зашел под своды, побыл там некоторое время…
- Обман народа! – заорал он. – Кого там целовать? Она под стеклом!
- Правильно, – сказал старший бородатый ребенок. – А как же иначе? Иначе неинтересно. Иначе любой дурак ее поцелует, разбудит и полцарства получит. Ты только сравни входную плату – и полцарства».[с, 224-225]
После того как принцам и дону Кабальо удается разбудить принцессу происходит следующее:
«Девушка, не обращая внимания на некоторый беспорядок в одежде, ловко покинула гроб, подбоченилась и вопросительно поглядела на притихших бородатых детей. Темные волосы ее при этом рассыпали и скрыли многочисленные прорехи на платье.
- Ну, чего смотришь? – спросил, наконец, старший ребенок. – Ну, истощился наш рудник, а жить-то надо? Ты одна, а нам семерым прокорм нужен, одежда, то, се…
- Как ты опустился, Себастьян, - сказала она. – Как вы все опустились, ребята. Из артели честных тружеников вы превратились в банду мошенников. Вспомните, как вы возвращались из забоя, распевая вашу песенку, а я уже ждала вас за накрытым столом, где дымилась гороховая похлебка, чтобы вы, негодяи, не вздумали сесть за стол с немытыми лапами! Вспомните, как весело танцевали вы под луной с белками и барсуками, а я играла вам на челесте!» [3, с. 230-232].
Информированный читатель узнает в принцессе Изоре не только Белоснежку, но и героиню сказки А.С. Пушкина «Сказка о царевне в семи богатырях».
Хорошо известные сюжеты и символы преломляются и трансформируются в творчестве М. Успенского, он ищет новые принципы освоения литературных традиций. Эти принципы определяются авторским замыслом, индивидуальными особенностями автора, его личным опытом, а также объективными эстетическими запросами времени.
Обращение М. Успенского к генетической памяти народа становится немаловажным фактором, обеспечивающим писателю популярность в читательских кругах и неослабевающее внимание критики.
Мифы, легенды, сказки выступают сюжетной и тематической базой для построения авторского повествования, которые доводят до читателей нравственные и культурные ценности.
Сказочные элементы в романе М. Успенского обрели новое прочтение. Особое значение в воплощении авторских идей имеет скрытый смысл.
Сатирическое изображение событий стало своеобразной ширмой для раскрытия глубоких и сложных вопросов: отношения человека и власти, идея ценности семьи, проблемы двух поколений (« - Мы уже ничего не решаем, - сказал Ироня. – И Стремглав, мир его памяти, уже ничего бы не решал, уверяю вас. Вы заметили, сир, как грамотно эти ребята все организовали – от похорон до связи? И в Плезир, и в Столенград уже отправлены курьеры с соответствующими распоряжениями. Обе армии идут в Немчурию, усмиряя поднявших голову герцогов. Боюсь, что новые Тихон и Терентий скорее найдут общий язык с вашим наследником, сир, нежели с вами.»)[3, с. 293]
Таким образом, опираясь на «чужое слово» М. Успенский создает свой текст, свою картину мира. А его герои являются не только рефлектирующими и размышляющими, но и действующими, их характеры проявляются в их поступках.
Литература:
Пискунова С. Рыцарский роман в культуре испанского Возрождения http://svr-lit.niv.ru/svr-lit/articles/piskunova-rycarskij-roman.htm.
Стаф И. Рыцарский (куртуазный) роман http://voxz.ru/love-10.html.
Успенский М. Белый хрен в конопляном поле. М.: Эксмо, 2009.