Системы управления контентом (CMS) электронного информационного ресурса: определение понятия, функции и классификация
Авторы: Виткин Сергей Юрьевич, Захарова Марина Вадимовна
Рубрика: 6. Массовая коммуникация, журналистика, СМИ
Опубликовано в
V международная научная конференция «Современная филология» (Самара, март 2017)
Дата публикации: 06.03.2017
Статья просмотрена: 2576 раз
Библиографическое описание:
Виткин, С. Ю. Системы управления контентом (CMS) электронного информационного ресурса: определение понятия, функции и классификация / С. Ю. Виткин, М. В. Захарова. — Текст : непосредственный // Современная филология : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 83-85. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/234/12006/ (дата обращения: 17.06.2025).
Вданной работе описаны общие принципы функционирования статического и динамического сайта, описано взаимодействие с ними администратора. Дается определение понятия «система управления контентом (CMS)», рассматриваются функции и классификация CMS. Актуальность данной статьи определена проблемой выбора CMS в процессе разработки и запуска веб-сайта.
Ключевые слова: CMS, система управления контентом, сайт, функции CMS, классификация CMS, SaaS, front-end, back-end, open-source, пользователь, контент сайта, лицензия
«В современных условиях глобальная телекоммуникационная сеть информационных и вычислительных ресурсов приобретает свойства технически доступного и социально-массового явления, затрагивающего все сферы человеческой деятельности, что актуализирует исследование культуры Интернета». [1, с. 247] На смену рутинным работам по верстке и наполнению сетевых ресурсов контентом пришли программные комплексы CMS, автоматизирующие целый ряд информационных задач сайта и осуществление обратной связи с его посетителями. Актуальным на сегодня является дальнейшее изучение и применение современных информационных технологий в системе массовой коммуникации, что и определило тему данного исследования.
Развитие систем массовых коммуникаций сегодня идет в ногу с постоянным совершенствованием информационных технологий, что вызывает интерес у частных лиц и необходимость у предприятий создавать собственные веб-сайты для взаимодействия с аудиторией. Веб-сайт — это совокупность гипертекстовых страниц, которые могут иметь статическую и динамическую форму представления содержания. В первом случае все информационные материалы, элементы дизайна и их обновления размещаются и публикуются на сайте в ручном режиме. Текстовое содержание сайта при этом хранится в файлах веб-страниц. Специалистами прописывается абсолютно каждая часть их исходного кода. Это требует глубоких знаний языка гипертекстовой разметки HTML и Каскадных таблиц стилей CSS. Такой сайт не обладает высокой скоростью обновления и имеет минимальный набор функций, главной из которых является информационная. При больших объёмах контента поддержка и развитие статических сайтов очень трудоемка и растянута во времени.
В основе динамического сайта лежит модульный принцип. Каждая страница состоит из отдельных блоков скриптового кода, который при запросе веб-страницы в окне браузера автоматически («на лету») формирует ее в единое целое по заранее заданным программистами правилам. В этом случае файлы кода содержат гипертекстовую разметку и управляющие команды для подгрузки на страницы сайта текста и числовых значений, хранящихся в базе данных (реже в самих файлах), медиа- и других файлов, находящихся на прочих серверах сети Интернет. Так как дизайн и контент при таком взаимодействии динамических кусков кода (скриптов) отделены друг от друга, наполнение и обновление сайта упрощается. Дизайн (оформление) сайта имеет постоянную (шаблонную) структуру, которую не нужно прописывать каждый раз при добавлении нового текстового и другого содержания.
Как правило, динамический сайт многофункционален: помимо информационной функции, имеет коммуникативную, позволяющую пользователям оставлять комментарии, публиковать свои материалы, выполняет роль мультимедиа- или файл-хостинга, различного рода веб-сервисов и т. п. Динамический сайт имеет очевидные преимущества при работе с большим объемом публикуемых данных, изменении дизайна страниц, установлении коммуникации с аудиторией ресурса. Однако написание кода для каждого сайта отдельно, управление всеми его функциями также требует определенных технических знаний, в том числе скриптовых языков (PHP, JavaScript и подобных), системы управления базами данных (MySQL, PostgreSQL или других).
Для упрощения процесса работы с сайтом и повышения эффективности финансовых и трудовых затрат разработаны системы управления контентом, которые используют принципы работы динамических сайтов. CMS (от англ. Content Management System) — система управления контентом, представляющая собой программный комплекс, автоматизирующий процесс размещения материалов, коммуникационное взаимодействие с пользователями, а также обмен данными между сайтом и другими информационными частями IT–системы организации (базами данных, СRM, социальными веб-сервисами, платежными шлюзами и т. п.)
Контентом (от англ. сontent — содержание) называют информационное содержание — любые виды электронных материалов: текст, документы, аудио-, видеофайлы, фотографии, прочие графические изображения, программы и так далее. Таким образом, задача CMS — упростить управление размещением и обменом подобными материалами между пользователями и веб-ресурсами.
Главное достоинство CMS — легкость управления сайтом, не требующая от администратора ресурса глубоких технических знаний веб-технологий. Каждая функция CMS традиционно выполняется отдельным программным модулем, написанным на скриптовом языке. Это позволяет владельцу сайта, работающего на CMS, устанавливать, активировать, удалять выбранный модуль, не затрагивая остальные функции. В связи с этим CMS за ее гибкость часто называют конструктором сайта. Основными функциями CMS являются:
‒ управление структурой — создание редактирование разделов, страниц, меню, навигационных элементов;
‒ публикация новостей, статей;
‒ импорт/экспорт данных;
‒ комментарии пользователей;
‒ оповещения по электронной почте;
‒ база знаний (Wiki);
‒ календарь событий;
‒ поиск по сайту;
‒ блог;
‒ форум;
‒ социальная сеть;
‒ реклама и управление баннерами на сайте
‒ корзина товаров;
‒ управление заказами;
‒ складской учет.
‒ Поисковая оптимизация (SEO)
CMS имеет две взаимосвязанные визуальные части для разных групп пользователей. Одна из них — это набор информационных страниц, содержащих интерфейс для взаимодействия конечного пользователя с программной частью сайта (front-end, то есть внешний интерфейс). Другая — панель управления CMS, которая является совокупностью веб-страниц, представляющих собой закрытый от обычного посетителя раздел сайта (back-end — задний, фоновый интерфейс) для манипулирования всеми функциями, структурой и дизайном сайта. Доступ к редактированию через back-end может быть разделен между группами пользователей: администраторами, менеджерами контента (редакторами) и другими лицами, участвующими в наполнении, обновлении ресурса.
Ниже приведем некоторые классификации CMS.
По набору функций и особенностей CMS можно разделить на два вида:
‒ созданные под конкретные задачи: интернет-магазин, форум, социальная сеть и другие (CS-Cart, VBulletin, SOCIAL ENGINE и прочие);
‒ универсальные — имеют множество модулей для расширения функционала до необходимого уровня, могут использоваться как для конкретных задач, так и для комплексных решений, таких как порталы. (MODX, Drupal, WordPress, Joomla! и другие).
По признаку отчуждаемости выделяются:
‒ коробочные CMS — являются отчуждаемым программным продуктом, поставляемым в виде дистрибутива, не ограниченном по времени использования;
‒ «Студийные» или «индивидуальные» системы — используются только компанией-владельцем;
‒ SaaS (от англ. software as a service) — выделенная CMS, работающая на общем для всех пользователей сервере (в «облаке»), как правило, имеет временнóе ограничение на использование, снимаемое за регулярную плату.
По типу лицензии на использование выделяют:
‒ коммерческие коробочные CMS — требуется единоразовая оплата за каждый домен второго уровня, на котором она используется, а также регистрация данного домена в базе данных разработчика CMS (1С-Битрикс, UMI.CMS, NetCat и другие);
‒ коммерческие SaaS CMS — оплата производится ежемесячно на протяжении всего срока использования системы управления; при прекращении оплаты или по желанию пользователя доступ к CMS ограничивается, а все ее содержимое может быть удалено из «облака» (Nethouse.ru, Merchium.ru, StoreLand.ru и другие);
‒ Коробочные CMS с правами свободного использования и распространения — данные CMS разрешено использовать и модифицировать в любых некоммерческих и коммерческих целях по лицензии GNU General Public License и прочим лицензиям (MODX, Drupal, WordPress, Joomla!)
По доступности модификации исходного кода выделяют:
‒ коммерческие CMS с открытым исходным кодом;
‒ коммерческие CMS с закрытым исходным кодом;
‒ CMS с правами свободного использования и распространения с открытым исходным кодом.
Открытый исходный код (от англ. open-source software) позволяет вносить изменения в структуру системы управления, модифицировать модули, создавать собственные сборки CMS (ядро системы с необходимым предварительно настроенным набором модулей, шаблонов для ускоренного запуска сайта). Закрытый исходный код не позволяет вносить изменения в структуру системы всем желающим, используется в целях контроля за распространением копий CMS, защиты авторских прав и коммерческих интересов разработчиков.
В заключение надо отметить, что необходимость использования CMS при создании сайта очевидна, так как данные системы повышают эффективность работы ресурса, сокращают временные, трудовые и финансовые затраты на его запуск и обновление. Сегодня запустить свой веб-проект может любой желающий, даже не владеющий знаниями веб-технологий. Этому способствует широкий выбор на рынке систем управления контентом, общее количество которых подсчитать очень сложно, учитывая, что помимо рекламируемых коммерческих и популярных свободных open-source систем, существуют и закрытые корпоративные CMS, а также разрабатываемые частными лицами для собственных нужд.
Литература:
- Захарова М.В Основные этапы и принципы процесса создания веб-сайта/ Наука, образование и инновации: сборник статей Международной научно-практической конференции (15 октября 2016 г., г. Екатеринбург) в 3 ч. ч.3/ Уфа: АЭТЕРНА, 2016.
- Системы управления контентом/ Национальный открытый университет «ИНТУИТ» [Электронный ресурс]. — URL: http://www.intuit.ru/studies/courses/1036/239/lecture/6178 (дата обращения: 15.12.2016).
- Рейтинг CMS / Open Source/ Рейтинг Рунета [Электронный ресурс]. — URL: http://www.ratingruneta.ru/cms/opensource/ (дата обращения: 15.12.2016).
- Системы управления сайтами: как сделать правильный выбор CMS/ Аналитический портал рынка веб-разработок «CMS magazine» [Электронный ресурс]. — URL: http://www.cmsmagazine.ru/library/items/cms/choice_cms (дата обращения: 15.12.2016).
- Система управления сайтом «1C-БИТРИКС» (Раздел «Возможности»)/ Официальный сайт CMS «1C-БИТРИКС» [Электронный ресурс]. — URL: http://www.1c-bitrix.ru/products/cms/features (дата обращения: 15.12.2016).
Ключевые слова
сайт, пользователь, лицензия, SaaS, Внешний интерфейс, CMS, система управления контентом, функции CMS, классификация CMS, фоновый, Открытый исходный код, контент сайта, front-end, back-end, open-sourceПохожие статьи
Система управления контентом сайта (на примере сайта газеты «Зори» Северского района Краснодарского края)
Авторы данного исследования актуализируют необходимость применения современных технологий электронного взаимодействия в процессе создания информационного продукта. Дается анализ популярных технологий администрирования web-сайтов. На примере функциона...
Редактирование и создание шаблонов сайтов
В этой статье рассмотрены основные подходы к созданию и редактированию шаблонов сайтов. Приводятся ключевые технологии, используемые при разработке шаблонов, а также описывается важность клиент-серверного веб-приложения при работе с динамическим конт...
Особенности проектирования и разновидности хранилищ данных
Статья посвящена последним достижениям в области таких современных и актуальных на сегодняшний день технологий, как хранилища данных. Рассматриваются основные особенности проектирования хранилищ данных, их роль в современном мире, преимущества исполь...
Методы и программные средства поиска решения на основе аналогий в интеллектуальных системах поддержки принятия решений
В данной статье рассматривается реализация экспертной системы. В работе затронуты вопросы, связанные с моделированием бизнес-процессов деятельности ИТ-компании и построением модели информационной системы, выбором и работой с комплексом средств для пр...
К вопросу безопасности облачных технологий
В данной работе дано определение понятию «облачные технологии», указана история возникновения концепции «облака», рассматриваются предпосылки и перспективы развития облачных сервисов. Особое внимание уделено вопросу безопасности и конфиденциальности ...
Компоненты ERP-системы вуза и их роль в системе управления
В статье ставится задача определения характеристик и составных частей информационной системы управления ресурсами высшего учебного заведения. Приводится описание типовой структуры хранимых данных в базах данных университета. Определяются направления ...
К вопросу о возможности использования онлайн-платформ для интенсификации обучения в вузах (на примере теоретической дисциплины «Стилистика немецкого языка»)
Данная статья рассматривает возможности внедрения онлайн-платформ в учебный процесс, она посвящена рассмотрению задач виртуального инструментария и способов создания на их основе различных видов заданий по стилистике немецкого языка на онлайн-платфор...
Наполнение и поддержание актуальности содержимого базы данных товаров современного интернет-магазина
В статье рассмотрена разработка программного модуля интеграции данных между сайтами электронной торговли. Проанализировано несколько вариантов стандартов, описывающих структуру коммерческих документов, и сделан обзор аналогичных программных решений. ...
Авторский контент сайта. Копирайтинг и рерайтинг. Фотобанки. Лицензирование контента
В статье описаны основные формы контента современных электронных средств массовой информации (сайтов). Дается определение понятия «контент сайта», рассматриваются основные принципы работы поисковых систем. Актуальность данной статьи определена все бо...
Разработка веб-портала для информационной поддержки предприятия общественного питания
В данной статье представлена разработка веб-портала для информационной поддержки предприятия общественного питания. Целью разработки является повышение продуктивности работы предприятия. Были проанализированы требования к веб-порталу, разработана стр...
Похожие статьи
Система управления контентом сайта (на примере сайта газеты «Зори» Северского района Краснодарского края)
Авторы данного исследования актуализируют необходимость применения современных технологий электронного взаимодействия в процессе создания информационного продукта. Дается анализ популярных технологий администрирования web-сайтов. На примере функциона...
Редактирование и создание шаблонов сайтов
В этой статье рассмотрены основные подходы к созданию и редактированию шаблонов сайтов. Приводятся ключевые технологии, используемые при разработке шаблонов, а также описывается важность клиент-серверного веб-приложения при работе с динамическим конт...
Особенности проектирования и разновидности хранилищ данных
Статья посвящена последним достижениям в области таких современных и актуальных на сегодняшний день технологий, как хранилища данных. Рассматриваются основные особенности проектирования хранилищ данных, их роль в современном мире, преимущества исполь...
Методы и программные средства поиска решения на основе аналогий в интеллектуальных системах поддержки принятия решений
В данной статье рассматривается реализация экспертной системы. В работе затронуты вопросы, связанные с моделированием бизнес-процессов деятельности ИТ-компании и построением модели информационной системы, выбором и работой с комплексом средств для пр...
К вопросу безопасности облачных технологий
В данной работе дано определение понятию «облачные технологии», указана история возникновения концепции «облака», рассматриваются предпосылки и перспективы развития облачных сервисов. Особое внимание уделено вопросу безопасности и конфиденциальности ...
Компоненты ERP-системы вуза и их роль в системе управления
В статье ставится задача определения характеристик и составных частей информационной системы управления ресурсами высшего учебного заведения. Приводится описание типовой структуры хранимых данных в базах данных университета. Определяются направления ...
К вопросу о возможности использования онлайн-платформ для интенсификации обучения в вузах (на примере теоретической дисциплины «Стилистика немецкого языка»)
Данная статья рассматривает возможности внедрения онлайн-платформ в учебный процесс, она посвящена рассмотрению задач виртуального инструментария и способов создания на их основе различных видов заданий по стилистике немецкого языка на онлайн-платфор...
Наполнение и поддержание актуальности содержимого базы данных товаров современного интернет-магазина
В статье рассмотрена разработка программного модуля интеграции данных между сайтами электронной торговли. Проанализировано несколько вариантов стандартов, описывающих структуру коммерческих документов, и сделан обзор аналогичных программных решений. ...
Авторский контент сайта. Копирайтинг и рерайтинг. Фотобанки. Лицензирование контента
В статье описаны основные формы контента современных электронных средств массовой информации (сайтов). Дается определение понятия «контент сайта», рассматриваются основные принципы работы поисковых систем. Актуальность данной статьи определена все бо...
Разработка веб-портала для информационной поддержки предприятия общественного питания
В данной статье представлена разработка веб-портала для информационной поддержки предприятия общественного питания. Целью разработки является повышение продуктивности работы предприятия. Были проанализированы требования к веб-порталу, разработана стр...