Авторы: Виткин Сергей Юрьевич, Захарова Марина Вадимовна

Рубрика: 6. Массовая коммуникация, журналистика, СМИ

Опубликовано в

V международная научная конференция «Современная филология» (Самара, март 2017)

Дата публикации: 06.03.2017

Статья просмотрена: 29 раз

Библиографическое описание:

Виткин С. Ю., Захарова М. В. Системы управления контентом (CMS) электронного информационного ресурса: определение понятия, функции и классификация [Текст] // Современная филология: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 83-85.



Вданной работе описаны общие принципы функционирования статического и динамического сайта, описано взаимодействие с ними администратора. Дается определение понятия «система управления контентом (CMS)», рассматриваются функции и классификация CMS. Актуальность данной статьи определена проблемой выбора CMS в процессе разработки и запуска веб-сайта.

Ключевые слова: CMS, система управления контентом, сайт, функции CMS, классификация CMS, SaaS, front-end, back-end, open-source, пользователь, контент сайта, лицензия

«В современных условиях глобальная телекоммуникационная сеть информационных и вычислительных ресурсов приобретает свойства технически доступного и социально-массового явления, затрагивающего все сферы человеческой деятельности, что актуализирует исследование культуры Интернета». [1, с. 247] На смену рутинным работам по верстке и наполнению сетевых ресурсов контентом пришли программные комплексы CMS, автоматизирующие целый ряд информационных задач сайта и осуществление обратной связи с его посетителями. Актуальным на сегодня является дальнейшее изучение и применение современных информационных технологий в системе массовой коммуникации, что и определило тему данного исследования.

Развитие систем массовых коммуникаций сегодня идет в ногу с постоянным совершенствованием информационных технологий, что вызывает интерес у частных лиц и необходимость у предприятий создавать собственные веб-сайты для взаимодействия с аудиторией. Веб-сайт — это совокупность гипертекстовых страниц, которые могут иметь статическую и динамическую форму представления содержания. В первом случае все информационные материалы, элементы дизайна и их обновления размещаются и публикуются на сайте в ручном режиме. Текстовое содержание сайта при этом хранится в файлах веб-страниц. Специалистами прописывается абсолютно каждая часть их исходного кода. Это требует глубоких знаний языка гипертекстовой разметки HTML и Каскадных таблиц стилей CSS. Такой сайт не обладает высокой скоростью обновления и имеет минимальный набор функций, главной из которых является информационная. При больших объёмах контента поддержка и развитие статических сайтов очень трудоемка и растянута во времени.

В основе динамического сайта лежит модульный принцип. Каждая страница состоит из отдельных блоков скриптового кода, который при запросе веб-страницы в окне браузера автоматически («на лету») формирует ее в единое целое по заранее заданным программистами правилам. В этом случае файлы кода содержат гипертекстовую разметку и управляющие команды для подгрузки на страницы сайта текста и числовых значений, хранящихся в базе данных (реже в самих файлах), медиа- и других файлов, находящихся на прочих серверах сети Интернет. Так как дизайн и контент при таком взаимодействии динамических кусков кода (скриптов) отделены друг от друга, наполнение и обновление сайта упрощается. Дизайн (оформление) сайта имеет постоянную (шаблонную) структуру, которую не нужно прописывать каждый раз при добавлении нового текстового и другого содержания.

Как правило, динамический сайт многофункционален: помимо информационной функции, имеет коммуникативную, позволяющую пользователям оставлять комментарии, публиковать свои материалы, выполняет роль мультимедиа- или файл-хостинга, различного рода веб-сервисов и т. п. Динамический сайт имеет очевидные преимущества при работе с большим объемом публикуемых данных, изменении дизайна страниц, установлении коммуникации с аудиторией ресурса. Однако написание кода для каждого сайта отдельно, управление всеми его функциями также требует определенных технических знаний, в том числе скриптовых языков (PHP, JavaScript и подобных), системы управления базами данных (MySQL, PostgreSQL или других).

Для упрощения процесса работы с сайтом и повышения эффективности финансовых и трудовых затрат разработаны системы управления контентом, которые используют принципы работы динамических сайтов. CMS (от англ. Content Management System) — система управления контентом, представляющая собой программный комплекс, автоматизирующий процесс размещения материалов, коммуникационное взаимодействие с пользователями, а также обмен данными между сайтом и другими информационными частями IT–системы организации (базами данных, СRM, социальными веб-сервисами, платежными шлюзами и т. п.)

Контентом (от англ. сontent — содержание) называют информационное содержание — любые виды электронных материалов: текст, документы, аудио-, видеофайлы, фотографии, прочие графические изображения, программы и так далее. Таким образом, задача CMS — упростить управление размещением и обменом подобными материалами между пользователями и веб-ресурсами.

Главное достоинство CMS — легкость управления сайтом, не требующая от администратора ресурса глубоких технических знаний веб-технологий. Каждая функция CMS традиционно выполняется отдельным программным модулем, написанным на скриптовом языке. Это позволяет владельцу сайта, работающего на CMS, устанавливать, активировать, удалять выбранный модуль, не затрагивая остальные функции. В связи с этим CMS за ее гибкость часто называют конструктором сайта. Основными функциями CMS являются:

‒ управление структурой — создание редактирование разделов, страниц, меню, навигационных элементов;

‒ публикация новостей, статей;

‒ импорт/экспорт данных;

‒ комментарии пользователей;

‒ оповещения по электронной почте;

‒ база знаний (Wiki);

‒ календарь событий;

‒ поиск по сайту;

‒ блог;

‒ форум;

‒ социальная сеть;

‒ реклама и управление баннерами на сайте

‒ корзина товаров;

‒ управление заказами;

‒ складской учет.

‒ Поисковая оптимизация (SEO)

CMS имеет две взаимосвязанные визуальные части для разных групп пользователей. Одна из них — это набор информационных страниц, содержащих интерфейс для взаимодействия конечного пользователя с программной частью сайта (front-end, то есть внешний интерфейс). Другая — панель управления CMS, которая является совокупностью веб-страниц, представляющих собой закрытый от обычного посетителя раздел сайта (back-end — задний, фоновый интерфейс) для манипулирования всеми функциями, структурой и дизайном сайта. Доступ к редактированию через back-end может быть разделен между группами пользователей: администраторами, менеджерами контента (редакторами) и другими лицами, участвующими в наполнении, обновлении ресурса.

Ниже приведем некоторые классификации CMS.

По набору функций и особенностей CMS можно разделить на два вида:

‒ созданные под конкретные задачи: интернет-магазин, форум, социальная сеть и другие (CS-Cart, VBulletin, SOCIAL ENGINE и прочие);

‒ универсальные — имеют множество модулей для расширения функционала до необходимого уровня, могут использоваться как для конкретных задач, так и для комплексных решений, таких как порталы. (MODX, Drupal, WordPress, Joomla! и другие).

По признаку отчуждаемости выделяются:

‒ коробочные CMS — являются отчуждаемым программным продуктом, поставляемым в виде дистрибутива, не ограниченном по времени использования;

‒ «Студийные» или «индивидуальные» системы — используются только компанией-владельцем;

‒ SaaS (от англ. software as a service) — выделенная CMS, работающая на общем для всех пользователей сервере (в «облаке»), как правило, имеет временнóе ограничение на использование, снимаемое за регулярную плату.

По типу лицензии на использование выделяют:

‒ коммерческие коробочные CMS — требуется единоразовая оплата за каждый домен второго уровня, на котором она используется, а также регистрация данного домена в базе данных разработчика CMS (1С-Битрикс, UMI.CMS, NetCat и другие);

‒ коммерческие SaaS CMS — оплата производится ежемесячно на протяжении всего срока использования системы управления; при прекращении оплаты или по желанию пользователя доступ к CMS ограничивается, а все ее содержимое может быть удалено из «облака» (Nethouse.ru, Merchium.ru, StoreLand.ru и другие);

‒ Коробочные CMS с правами свободного использования и распространения — данные CMS разрешено использовать и модифицировать в любых некоммерческих и коммерческих целях по лицензии GNU General Public License и прочим лицензиям (MODX, Drupal, WordPress, Joomla!)

По доступности модификации исходного кода выделяют:

‒ коммерческие CMS с открытым исходным кодом;

‒ коммерческие CMS с закрытым исходным кодом;

‒ CMS с правами свободного использования и распространения с открытым исходным кодом.

Открытый исходный код (от англ. open-source software) позволяет вносить изменения в структуру системы управления, модифицировать модули, создавать собственные сборки CMS (ядро системы с необходимым предварительно настроенным набором модулей, шаблонов для ускоренного запуска сайта). Закрытый исходный код не позволяет вносить изменения в структуру системы всем желающим, используется в целях контроля за распространением копий CMS, защиты авторских прав и коммерческих интересов разработчиков.

В заключение надо отметить, что необходимость использования CMS при создании сайта очевидна, так как данные системы повышают эффективность работы ресурса, сокращают временные, трудовые и финансовые затраты на его запуск и обновление. Сегодня запустить свой веб-проект может любой желающий, даже не владеющий знаниями веб-технологий. Этому способствует широкий выбор на рынке систем управления контентом, общее количество которых подсчитать очень сложно, учитывая, что помимо рекламируемых коммерческих и популярных свободных open-source систем, существуют и закрытые корпоративные CMS, а также разрабатываемые частными лицами для собственных нужд.

Литература:

  1. Захарова М.В Основные этапы и принципы процесса создания веб-сайта/ Наука, образование и инновации: сборник статей Международной научно-практической конференции (15 октября 2016 г., г. Екатеринбург) в 3 ч. ч.3/ Уфа: АЭТЕРНА, 2016.
  2. Системы управления контентом/ Национальный открытый университет «ИНТУИТ» [Электронный ресурс]. — URL: http://www.intuit.ru/studies/courses/1036/239/lecture/6178 (дата обращения: 15.12.2016).
  3. Рейтинг CMS / Open Source/ Рейтинг Рунета [Электронный ресурс]. — URL: http://www.ratingruneta.ru/cms/opensource/ (дата обращения: 15.12.2016).
  4. Системы управления сайтами: как сделать правильный выбор CMS/ Аналитический портал рынка веб-разработок «CMS magazine» [Электронный ресурс]. — URL: http://www.cmsmagazine.ru/library/items/cms/choice_cms (дата обращения: 15.12.2016).
  5. Система управления сайтом «1C-БИТРИКС» (Раздел «Возможности»)/ Официальный сайт CMS «1C-БИТРИКС» [Электронный ресурс]. — URL: http://www.1c-bitrix.ru/products/cms/features (дата обращения: 15.12.2016).
Основные термины (генерируются автоматически): управления контентом, классификация cms, коробочные cms, коммерческие cms, проблемой выбора cms, функции cms, программные комплексы cms, Основными функциями cms, панель управления cms, коммерческие saas cms, Главное достоинство cms, функция cms традиционно, коммерческие коробочные cms, особенностей cms, Рейтинг CMS, задача cms, системы управления, сайт cms «1C-БИТРИКС», необходимость использования cms, данных разработчика cms.

Ключевые слова

сайт, пользователь, лицензия, SaaS, Внешний интерфейс, CMS, система управления контентом, функции CMS, классификация CMS, фоновый, Открытый исходный код, контент сайта

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос