Жанр подписи к портрету и его роль в творческом наследии А.С. Пушкина
Автор: Поташова Ксения Алексеевна
Рубрика: 4. Художественная литература
Опубликовано в
международная научная конференция «Современная филология» (Уфа, апрель 2011)
Статья просмотрена: 2614 раз
Библиографическое описание:
Поташова, К. А. Жанр подписи к портрету и его роль в творческом наследии А.С. Пушкина / К. А. Поташова. — Текст : непосредственный // Современная филология : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Уфа, апрель 2011 г.). — Уфа : Лето, 2011. — С. 114-117. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/23/247/ (дата обращения: 30.10.2024).
Произведения изобразительного искусства и литературы, соседствующие в пределах одного времени, постоянно взаимодействуют. Влияние живописи, графики, скульптуры на структуру зрительных образов в литературе пушкинского времени безусловно. В живописи искусство этой эпохи представлено великолепными произведениями художников О.А.Кипренского, В.А. Тропинина, В.Л. Боровиковского. В картинах они сумели «выразить новые идеалы личности, сложившиеся на почве романтических настроений»[1; с.118].
Стихотворные подписи в конце XVIII и первой четверти XIX века имели широкое употребление. Ими сопровождались скульптуры, портреты, могильные памятники. Надписи играли большую роль, дополняли изобразительные произведения словесными. Тип портрета с подписью возникает ещё во Франции в XVII веке. Первые подписи состояли из имени портретируемого, указания его титула, чинов, наград. Этот текст мог дополняться родовым гербом, эмблемой, аллегорическим изображением. Так, А.П. Антропов написал «портрет статс-дамы Анастасии Михайловны Измайловой» (1759). Текст подписи мог замещаться девизом. Примером такой подписи служит гравюра Ф. Вендрамини, на которой изображён А.А.Аракчеев. Подписью к этой гравюре служит девиз: «Без лести предан». К 1815 – 1817 годам развивается новая форма подписи к портрету – стихотворная. Она встречается во всём живописном искусстве первой половины XIX века. Стихотворные подписи создавались известными поэтами и самими художниками. Так, П.А. Федотов к картине «Сватовство майора» (1848) сам написал стихотворную подпись:
-
Начинается,
- Починается!
- О том, как люди на свете живут,
- Как иные на чужой счёт жуют.
- Сами работать ленятся,
- Там на богатых женятся. [1; с.118].
- Починается!
Жанр подписи к портретам в эпоху пушкинского времени достигает своего расцвета. Встречается жанр и в поэзии А.С. Пушкина. Это короткие по форме афористические стихотворения. В них очень метко и полно представлена характеристика человека, который изображён на портрете. П.И. Бартенев отмечает: «Суждения Пушкина были вообще кратки, но метки; и даже когда они казались несправедливыми, способ изложения их был так остроумен и блистателен, что трудно было доказать их неправильность» [2; с.114].
В 1817 году А.С. Пушкин пишет стихотворение «К портрету Каверина». Оно служит подписью к портрету П.П. Каверина неизвестного художника. Стихотворение носит шутливый характер и прославляет его героические подвиги.
На нём пунша и войны кипит всегдашний жар,
На Марсовых полях он грозный был воитель,
Друзьям он верный друг, красавицам мучитель,
И всюду он гусар.[3; с.264].
Познакомились они в Царском Селе в 1816 году, когда Каверин вернулся из заграничных походов 1813 – 1815 годов.
Вся лексика стихотворения обладает особой коннотацией, проникнута чувством восторга. Восхищаясь военной службой, Пушкин называет Каверина «грозным воителем». Неслучайно здесь употребление лексемы «воитель». В начале XIX века бытовал другой военный термин – воин. Именно так называли «в Отечественной войне 1812 года ополченцев, набранных из удельных имений княгини Екатерины Павловны» [4; с.932]. Интересно, что в лирике Пушкина термин «воин» встречается 59 раз и только 19 раз – термин «воитель» [5; с.332]. Первое слово носит обобщённый характер, относится ко всему войску, армии. «Воителем» Пушкин называет конкретного человека, указывает на его храбрый, закалённый характер, показывает настоящего героя. Стихотворение-подпись к портрету П.П. Каверина отражает и военную славу гусара, и его репутацию «бретера и кутилы», и острый ум, и просвещённость этого необыкновенного человека.
В раннем творчестве Пушкина можно найти ещё одно, небольшое по форме стихотворение – «К портрету Чаадаева…». Это стихотворная подпись к портрету П.Я. Чаадаева (1810-ых годов), автор которого неизвестен.
Он вышней волею небес
Рождён в оковах службы царской;
Он в Риме был бы Брут, в Афинах Периклес,
А здесь он – офицер гусарский. [3; с.134]
В этом стихотворении нет иронических оценок. Оно наполнено глубоким содержанием. Пушкин ведёт в стихотворении серьёзное размышление. Стихотворная подпись носит политический характер, что подчёркивается упоминанием Брута и Перикла. Брут и Перикл – античные деятели. Использование их имён в стихотворении свидетельствует о знании Пушкиным поэзии, философии и истории античных времён. Марк Юний Брут – человек слова, доблести, мужества, необычайно одарённый. Он совмещал в себе блестящие навыки философа, оратора, политика, литератора. Перикл заботился о благе государства, не делал послаблений отдельным гражданам. Он не боялся выступать против толпы, чувствуя свою правоту. Перикл сумел превратить Афины в богатейший город и нисколько не увеличить собственного состояния. А.С. Пушкин в стихотворении сравнивал судьбу друга с судьбами античных героев. Уже в юности Чаадаев был многообещающим студентом. Он сумел собрать богатую библиотеку, состоящую из редчайших книг. Перед таким выдающимся военным открывалась блистательная карьера при дворе императора Александра I. Но неожиданно для всех Чаадаев ушёл в отставку. Жил несколько лет отшельником, пытался осмыслить полученные сведения о социальном, культурном, политическом укладе европейских стран. В стихотворении-подписи к портрету Чаадаева Пушкин сумел отразить всего в четырёх строках героическое прошлое, политические воззрения и близость к античным деятелям своего друга.
В начале 1820-ых годов Пушкин пишет стихотворную подпись к портрету своего лицейского друга А.А. Дельвига.
- Се самый Дельвиг тот, что нам всегда твердил
- Что, коль судьбой ему даны б Нерон и Тит,
- То не Нерона меч, то в Тита сей вонзил –
- Нерон же без него правдиву смерть узрит.[3; с.133]
- Что, коль судьбой ему даны б Нерон и Тит,
Точная датировка этого стихотворения неизвестна. Долгое время оставался не выясненным и автор портрета. Литературовед И.С.Зильберштейн убедительно доказал, что художником был П.Л. Яковлев [6; с.25 - 26]. Исходя из политического контекста стихотворения, можно предположить, что в стихотворении в двух образах представлен император Александр I. Известно, что его царствование можно разделить на два больших этапа: до войны 1812 года и после. В каждом из этих этапов правитель предстает с разных сторон. По приходу императора на царство ярким светом воссияла к нему всенародная любовь. После Отечественной войны 1812 года всё общество «раскололось» на две части. Правление Александра I разошлось с мнением просвещённых людей. Взгляды императора не совпадали с передовыми идеями общества.
В стихотворной подписи «К портрету Дельвига» Пушкин показывает образы Тита и Нерона в противопоставлении. Подобно римскому императору Титу Флавию Веспасиану, снискавшему расположение подданных, Александр I после царствования Павла, стремился завоевать сердца народа. Первые месяцы правления императора ознаменовались рядом реформ. В 1803 году вышел указ «О вольных хлебопашцах». Были открыты новые учебные заведения: университеты в Казани и Харькове, инженерные училища, Царскосельский лицей. Но угасла любовь к императору после войны 1812 года. Либеральный настрой Александра сменился боязнью восстаний. Почему Пушкин сравнивает императора с древнеримским Нероном? Нерон Клавдий Цезарь – древнеримский император. В первые годы правления он отличался мягкостью, второй период царствования отличал императора особой жестокостью. По приказу Нерона был подожжён Рим. Наблюдая за пожаром, император декламировал поэму собственного сочинения. В своём правлении Александр I руководствовался смиренной верой в христианские заповеди. Опираясь на Евангелие, он пытался перестроить огромную Державу. Но положить Священное Писание в основу управления государством, взаимоотношения с другими государствами превыше сил человеческих. О последствиях такого правления для народа А.С. Пушкин написал в стихотворении «Деревня» (1819). Центральная тема стихотворения «К портрету Дельвига» - рассуждение о цареубийстве. Известно, что Дельвиг был членом кружка «Священная артель». Он разделял крайние воззрения. Е.А. Энгельгардт в сентябре 1820 года пишет Ф.Ф. Матюшкину: «Дельвиг пьёт и спит и кроме очень глупых и опасных для него разговоров ничего не делает» [7; с.21]. Самым тяжёлым, спорным вопросом для членов артели оставался вопрос о самодержавии. Александр Муравьёв и его единомышленники считали, что люди утверждают царей на престоле. И только от людей зависит изменения порядка в стране. В «Священной артели» не отказывались от мысли о цареубийстве. Возможно, что такие идеи о государственном правлении А.А.Дельвиг почерпнул из философских трудов Дидро. Поделиться с Пушкиным своими взглядами на монархизм А.А. Дельвиг мог в Большом театре Петербурга на опере «Титово милосердие». В России премьера этой оперы состоялась 12 апреля 1817 года.
О двойственность натуры Александра I Пушкин пишет в стихотворении-подписи «К бюсту завоевателя».
Напрасно видишь тут ошибку:
Рука искусства навела
На мрамор этих уст улыбку,
А гнев на хладный лоск чела.
Недаром лик сей двуязычен,
Таков и был сей властелин:
К противочувствиям привычен,
В лице и в жизни арлекин. [3; с.37]
Подпись адресована к изображению императора скульптором Торвальдсеном. Александр I предстаёт здесь в римском плаще и лавровом венке. Поэтический стиль стихотворной подписи составляет единство с самой скульптурой. С парадностью в изображении императора гармонично сочетаются высокие выражения стихотворения: «рука навела», «сей лик», «мрамор уст». Но поэт не только показывает скульптуру, но и даёт глубокое истолкование. Николай I повелел заменить портрет Александра I работы Д. Доу на портрет кисти Крюгера. Свою роль в этой замене сыграли комментарии Свиньина, пущенные в адрес работы Доу: «Тщетно будете искать в лице великодушного победителя той ангельской улыбки, которая обворожила парижан при первом появлении его в пределах оного, из сего мрачного взгляда, на сем равнодушном челе, зритель ничего не откроет…» [8; 141]. Эта история не могла не быть известной Пушкину. В подписи к скульптуре поэт представляет свой взгляд о бюсте императора работы Торвальдсена, разоблачая тем самым легенду об императоре как «ангеле на троне».
В небольшом стихотворении без названия В.А. Жуковский написал: «Жизнь и поэзия - одно». Стихотворения проникнуты трепетной любовью поэта к своему делу, мучительными поисками цели искусства, истинными переживаниями о государстве и мире, размышлениями о Божественном начале жизни. Эту тему Пушкин затрагивает в стихотворениях «К портрету Жуковского» и «К портрету Вяземского». Первое стихотворение служит подписью к портрету Жуковского, написанного О.А. Кипренским в 1815 году. Картина наиболее полно выражает стилистику эпохи романтизма, господствующей в это время в искусстве.
Его стихов пленительная сладость
Пройдёт веков завистливую даль,
И, внемля им, вздохнёт о славе младость,
Утешится безмолвная печаль
И резвая задумается радость.[3;60]
Стихотворение ─ прославление таланта В.А. Жуковского, желание изменения его меланхолического настроения, господствующего в то время в умах молодых людей. В 1818 году Пушкин пишет два стихотворения, посвящённых В.А.Жуковскому. Первое – послание «Жуковскому». Стихотворение стало откликом Пушкина на книгу «Для немногих», подготовленную Жуковским на немецком и русском языках. Стихотворение «К портрету Жуковского» продолжает раскрывать образ поэта. В этом стихотворении Пушкин предсказывает его дальнейшую судьбу: «Его стихов пленительная сладость Пройдёт стихов завистливую даль…». Год создания Пушкиным стихотворной подписи – 1818 – был для Жуковского очень тяжёлым. После того, как 14 января 1817 года Мария Протасова обвенчалась с Мойером, поэту потребовалось долгое время, чтобы оправиться. Приехав ненадолго в родную усадьбу Мишенское, Жуковский был невероятно удивлён новой обстановкой: изменился дом, пропали пруды и цветники. К.Н. Батюшков и В.Л. Пушкин увидели Жуковского сильно изменившимся. Пишет он очень мало. Поистине вершиной мастерства Пушкина в портретной подписи следует назвать стихотворение «К портрету В.А. Жуковского». П.А. Плетнёв сказал об этом стихотворении: «В этих пяти строках, кажется, более сказано о нём, нежели мы нашлись сказать на нескольких страницах». [9;с. 312]
Стихотворение «К портрету Вяземского» служит подписью к портрету поэта работы неизвестного художника.
Судьба свои дары явить желала в нём,
В счастливом баловне соединив ошибкой
Богатства, знатный род с возвышенным умом
И простодушие с язвительной улыбкой. [3;149]
В стихотворении Пушкин обращается к неоднозначному человеку, подчёркивает его двойственность и восхищается творчеством. На первый взгляд, П.А. Вяземский – благополучный, счастливый человек. Пушкин пишет: «судьба свои дары явить желала в нём». Однако, в русской литературе сложно найти писателя, который испытал на себе столько ударов судьбы. В детстве он потерял родителей, в более зрелом возрасте у него умерли четыре сына, погибли дочери. В живых у поэта остаётся только один сын. Если до Отечественной войны 1812 года Вяземский пишет стихи, связанные с культом Вакха, то после войны его творчество носит исповедальный характер. Поэт старается объяснить свои неудачи, разлад в отношениях с правительством. Созвучные со стихотворной подписью Пушкина слова о поэте сказал Н.В. Гоголь. Так, в XXXI главе «Выбранных мест из переписки с друзьями» он пишет: «В Вяземском собралось обилие необыкновенных всех качеств: ум, остроумие, наглядка, наблюдательность, неожиданность выводов, чувство, весёлость и даже грусть; каждое стихотворение его – пёстрый фараон всего вместе». [10; с. 341]
А.С. Пушкин становится основоположником нового литературного портрета, отличного от живописи XVIII века. Поэт в статье «О поэзии классической и романтической» писал: «Но ум не может довольствоваться одними играми гармонии, воображение требует картин и рассказов». [11; с.173]
Особое место в портретной лирике Пушкина занимают подписи к портретам. Эти стихотворения предназначались к печати и не явились в буквальном смысле надписью. Из них только стихотворение «К портрету Дельвига» известно в черновом автографе под изображением Дельвига работы П.Л. Яковлева. Однако строки поэта полностью отвечают художественному стилю самой картины. Если бы эти стихотворения были помещены на картине или постаменте скульптуры, то производили бы цельное художественное впечатление. В нескольких строках поэт создаёт максимально живой, художественно яркий образ человека.
Литература:
Государственная Третьяковская галерея. Искусство XII – начала XX века: [альбом]. – М., 2009.
Бартенев П.И. О Пушкине: Страницы жизни поэта. Воспоминания современников. М., 1992.
Пушкин А.С. Полн. собр. соч.: в 17т. М., 1937.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.Ф. Ефрона: Петербург, 1890 – 1907.
Бернштейн С.И. Словарь языка А.С. Пушкина: В 4 томах. М., 2000.
А.С. Пушкин и его литературное окружение. Портреты и рисунки. М., 1938.
Дельвиг А.А.. Полн. собр. стихотворений. Л., «Советский писатель», 1959.
«Отечественные записки», 1827. ч. 32. (цитата по статье Г.М. Кока «Стихотворение к бюсту завоевателя»).
П.А. Плетнёв Опыт краткой истории русской литературы. М., 1822.
- Гоголь Н.В. Мёртвые души. Выбранные места из переписки с друзьями. М., 2003.
Пушкин А.С. Дневники. Автобиографическая проза./Сост. С.А. Фомичёв СПб., 2008.