Комедия «Горе от ума» - зеркало эпохи, картина русского общества (Интегрированный урок истории и литературы, 9 класс)
Автор: Яковлева Валентина Львовна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
II международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, декабрь 2012)
Статья просмотрена: 1522 раза
Библиографическое описание:
Яковлева, В. Л. Комедия «Горе от ума» - зеркало эпохи, картина русского общества (Интегрированный урок истории и литературы, 9 класс) / В. Л. Яковлева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — Москва : Буки-Веди, 2012. — С. 149-152. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/65/3056/ (дата обращения: 16.11.2024).
И еще раз об интегрированном уроке. Интеграция в образовании - не мода, не очередная компания. Она является отражением тех тенденций, которые характеризуют сегодня все сферы человеческой деятельности. «Рост научных знаний, - отмечал В.В.Вернадский, - быстро стирает грани между отдельными науками. Мы все более специализируемся не по наукам, а по проблемам». Интеграция - (лат) восстановление, восполнение, объединение частей в целое (integer - целый), причем, не механическое соединение, а взаимопроникновение, взаимодействие, взаимовидение. Структура интегрированных занятий отличается четкостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе урока, большой информативной емкостью материала.[5 c. 78]
Интегрированное обучение не подразумевает только взаимосвязь знаний по разным предметам на одном уроке, но и как интегрирование различных технологий, методов, и форм обучения в пределах одного предмета и даже урока. Интегрированные уроки можно проводить в течение целого учебного дня при использовании большого количества приемов. Возможно проведение серии уроков в рамках целой темы. Ведут уроки 2-3 педагога. 60-80% урочного времени отводится творчеству учащихся, используются различные способы воздействия на учащегося: видео-художественный, музыкальный ряд, телевидение, декламация, чтение, показ исторических документов, мультимедийное сопровождение.[ 5 c. 105]
Главное это не механическое соединение предметов, а общая точка, где находят соприкосновение все образовательные линии.
В данном случае структура урока была усложнена. Точкой пересечения двух образовательных линий было решено выбрать сопоставление фамусовского общества и общества России первой четверти Х1Х века.
Цель урока :
интеграция учебного образовательного пространства, как средство создания у учащихся целостного представления о связях явлений культурной и общественной жизни с характером эпохи на основе интегрирования различных технологий, методов и форм обучения.
Задачи урока:
развитие познавательной деятельности учащихся;
формирование умения анализировать и синтезировать различные общественно-политические события;
углубление навыков работы с историческими и литературными источниками
развитие творческих способностей учащихся;
совершенствование навыков работы видов заданий
развитие умений и навыков работы с телекоммуникационными технологиями
развитие коммуникативных навыков.
Структура урока: урок рассчитан на 2 часа.
В основе урока - подготовленный детский ролевой фильм-проект « Салон З.А.Волконской». (Продолжительность фильма 15 мин.)
На этапе исследовательской деятельности участникам было предложено разработать « легенду» своего героя : изучить биографию, найти отзывы этого героя на комедию А.С.Грибоедова, найти документы, письма, мемуары, где прослеживалась бы его общественная позиция, подготовить костюмы, найти ноты вальса Грибоедова и разучить его.
Другая группа участников проекта инсценировали отрывки из комедии.
Аналитический этап – отбор информации, составление сценария, съемка и монтаж фильма.
Заключительный этап – демонстрация фильма на уроке
Основная идея : в салоне встречаются представители различных взглядов, приезжает Грибоедов и читает отрывки из комедии, слушатели высказывают свое отношение к героям. Затем, когда автор уезжает, обсуждают пьесу.
Список гостей салона З.А.Волконской
Грибоедов А.С. – русский писатель, поэт, публицист, дипломат, композитор
Волконская З.А. – княгиня, писательница, хозяйка московского литературного салона.
Коновницына Е. П. - жена героя Отечественной войны, декабриста, генерала
Пестель П.И. – декабрист, организатор и вождь Южного тайного общества
Кюхельбекер В.К. – поэт, критик, декабрист, член Северного общества
Ухтомский Ф.И. – князь, помещик
Одоевский В.Ф. - писатель, музыковед, мыслитель
Сперанский М.Н. – главный советник царя Александра 1 по вопросам управления.
I. Начало урока.
Актуализация знаний по эпохе Александра 1.
Задание 1.Обратитесь к схеме. Определите, на какие два периода делиться правление Александра.[ 1 c.38] Внутренняя политика в 1801-1812 гг.
Задачи правления Александра 1
Усовершенствование государственного строя России с учетом влияния прогрессивных сил. |
Создание «Негласного комитета и разработка реформ государственного аппарата М.Сперанским |
Решение «крестьянского вопроса». |
Курс реформ, предложенный Сперанским
Основные принципы функционирования государственного аппарата
Отмена сословного деления общества |
Разделение властей: законодательная, исполнительная, судебная |
Выборность распорядительных и исполнительных органов власти |
Независимость судебной власти, ответственность исполнительной власти перед законодательной |
Изменения в госаппарате.
Предлагалось
Учреждение Государственной Создание Государственного
Думы (обсуждение законопроектов) Совета (разработка и
обсуждение законопроектов)
Реформы Сперанского встретили жесткое сопротивление дворянства и были отвергнуты Александром 1.
Государственные преобразования Александра 1.[ 1 c.41]
Царь ограничился отдельными и непоследовательными мерами.
1803 г. – Указ о вольных хлебопашцах 1808,1809 – запрет продавать крестьян на ярмарках
1801 г. – Право недворян покупать землю с 1802 г. – реформа образования 1808 - создание Государственного Совета
Внутренняя политика Александра 1 в 1815-1825 гг.[1 c. 48]
Либеральные меры |
Реакционная политика |
1815 г. –Конституция Царству Польскому |
1816-1819 гг. Создание военных поселений |
Март 1818 г. Заявление о намерении ввести в России конституционные порядки |
1819,1821 – гонения на просвещение и печать |
1818 г. Разработка Уставной грамоты для России |
1822,1823,1824 гг. – запрещение крестьянам жаловаться на помещика, право ссылать крестьян в Сибирь |
1818 - разработка проектов решения крестьянского вопроса в России |
1822 г. – запрещение тайных обществ |
Задание 2. Вспомните, какие три основных направления идеологии в это время формируются в России. Для этого прочитайте:
В.Ф.Раевский. О рабстве крестьян.
« Взирая на помещика русского, я всегда воображаю, что он вспоен слезами и кровавым потом своих подданных; что атмосфера, которою он дышит, составлена из вздохов сих несчастных; что элемент его есть корысть и бесчувствие. Ниже сего я примерами изложу, сколько вредно рабство для народа русского, рожденного быть свободным.
Александр в речи своей к полякам обещал дать конституцию народу русскому. Он медлит, и миллионы скрывают свое отчаяние до первой искры.
Дворянство русское, погрязшее в роскоши, разврате, бездействии и самовластии, не требует перемен, с ужасом смотрит на необходимость потерять тираническое владычество над несчастными поселянами. Граждане! Тут не слабые меры нужны, но решительный и внезапный удар!» [3 c. 218]
Задание 3. Определите, мнения представителей какой идеологии представлены в документе. Назовите опорные фразы на основании которых вы сделали свои выводы.
Задание 4. Сделайте вывод на основании вышесказанного, почему активно формируется радикальная идеология.
К чему это приведет?
Основная часть урока. Просмотр фильма – проекта «Салон З.А.Волконской.
Перед просмотром фильма учащиеся получают опережающее задание.
Задание 5. Разделите гостей салона З.А.Волконской на группы. Список в приложении.
Кто не принимает комедию? Кто одобряет? Кто относится критически?
После просмотра фильма - проверка задания: ученики отвечают на вопрос: Какие гости салона к какому направлению идеологии относятся?
Далее урок продолжает учитель литературы.
Задание 6. Разделите действующих лиц комедии на представителей века нынешнего и века минувшего. Представителей какого лагеря можно встретить у Фамусова? Почему?
Задание 7.
Обратитесь к внесценическим персонажам комедии. Есть ли среди них представители передовой идеологии?х[ 2 c.47]
Задание 8.
Обсудите, выйдет ли Чацкий на Сенатскую площадь. Опираясь на мнения гостей салона, выскажите свою точку зрения.
Как Грибоедов относился к декабристам?[ 4 c.206]
Заключительная часть урока – дебаты.
«Бессмертная» комедия Грибоедова.
«Поэт в России больше, чем поэт»
Позиции писателя и общественного деятеля.
Результатами урока могут быть:
интерес и активность учащихся;
умение применять ранее полученные знания;
умение готовиться и работать самостоятельно, используя различные источники, в т.ч. ИКТ;
умение сопоставлять и противопоставлять явления, факты, источники;
делать самостоятельные выводы;
проявление творческих способностей.
Литература:
История России, XIX век. Учебник для 8 класса. Данилов А.А., Косулина Л.Г. 10-е изд. - М.: Просвещение 2009. - 287 с.
Грибоедов А.С. Горе от ума. М: Детская литература.-2000.- 53 с.
Гершензон М.О. Грибоедовская Москва. М: Московский рабочий, 1989.- 400 с.
Пиксанов Н. К. Творческая история «Горя от ума». М., 1928;- 278 c/
Сухаревская Е.Ю. Технология интегрированного урока, М:2003.- 128с.
Тютчева А.Ф. При дворе двух императоров. М: Мысль.- 1990.-189 с.