Автор: Шейхмамбетов Сервер Рефикович

Рубрика: 4. Художественная литература

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Филология и лингвистика в современном обществе» (Москва, июнь 2016)

Дата публикации: 07.06.2016

Статья просмотрена: 13 раз

Библиографическое описание:

Шейхмамбетов С. Р. Вечно молодая поэзия [Текст] // Филология и лингвистика в современном обществе: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 54-56.



Развивая богатые духовные традиции русской литературы, Есенин обогащает их народной верой в словесную магию, в «божественный глагол» и выступает смелым реформатором русского языка и литературы, раскрывает богатство и многозначность живого русского слова. Образ — «основа русского духа и глаза... — говорил поэт. — Я первый развил его и положил основным камнем в своих стихах. Он живет во мне органически, так же, как мои страсти и чувства».

О Есенине очень много написано, его все знают, он поэт-легенда. Нет человека, который не знал бы стихотворений «Береза», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!", поэмы «Анна Снегина». С творчеством Сергея Есенина дети знакомятся еще в начальных классах, изучение его творчества продолжается в среднем и старшем звене классов. На изучение творчества поэта отводится немного часов, но материал для изучения очень обширный. Рассмотреть этот процесс в полном объеме сложно.

Девизом заключительного занятия факультатива по лирике Есенина в выпускном классе стали слова А. Толстого о поэте: «Его поэзия есть как бы разбрасывание обеими пригоршнями сокровищ его души». Проходило оно в форме литературно-музыкальной композиции. Её основные темы: Россия в поэзии Есенина, сквозные образы в его лирике, Есенин — чародей русского слова, человек огромного обаяния. На занятии прозвучало очень много стихов поэта и песен на его стихи в исполнении учащихся и в грамзаписи, а сообщения по основным темам сделали сами ученики, ставшие настоящими моими соавторами на этом уроке поэзии.

Он начался с песни «Не желаю, не зову, не плачу», после чего я сказала краткое вступительное слово:

— Поэзия Есенина… Чудный, прекрасный, неповторимый мир! Трудно назвать сегодня язык, на котором не звучало бы имя Есенина. Время поэта — время крутых поворотов в истории России. Каждый есенинский образ, каждая есенинская строка согреты чувством безграничной любви в Родине. Само слово «Россия» было для него невыразимо волнующим, притягательным. «Россия — какое хорошее слово, — говорил он, и роса, и сила, и синее что-то».

Ученик читает стихотворение «Гой ты, Русь моя родная», и начинается разговор о том, что, открывая книгу стихов Есенина, видишь широкие просторы Руси с её синью, утренними росами, со всей скромной прелестью её природы и невольно проникаешься чувством, которым живет поэт. Ребята говорят о первом стихотворении, с которого началась звонкая, свежая, чистая лирика поэта, — «Выткался на озере алый свет зари», о звуках и красках ранних стихов Есенина, иллюстрируя свои наблюдения его строками и песнями. Говорят они и о том, что с годами менялось отношение поэта к родной земле, другим становился его взгляд, возникала боль за деревню, гибнущую под напором железного города.

А потом идет разговор о том, что в лирике поэта немало своего рода сквозных образов, которые, обогащаясь и видоизменяясь, проходят через всю его поэзию. Это, конечно, прежде всего образы родной природы. В одном из последних стихотворений Есенина есть строки:

Я навек за туманы и росы

Полюбил у березки стан,

И её золотистые косы,

И холщовый её сарафан.

Берёза у Есенина — это и она сама, и олицетворявшаяся в ней вся русская природа, и женщина, и сама родина. Об этом говорят стихи, которые читают ученики: «Закружилась листва золотая…», «Зеленая прическа…», «Отговорила роща золотая…».

Необычайна нежность есенинских стихов, посвященных матери, сестре, любимой. «Ты мое васильковое поле», «Я навеки люблю тебя», — обращается Есенин к сестре. А вот фотография 1924года. Стол, накрытый белой скатертью. На подносе старинный самовар. За столом мать и сын. Подперев голову рукой, мать смотрит на сына, слушает. Он — в городском пиджаке, белеет ворот рубашки. В правой руке книга. Есенин читает свои стихи матери, Татьяне Федоровне. Вряд ли во всей русской поэзии можно найти такие проникновенные строки о матери. Недаром стихотворение «Письмо матери», положенное на музыку, стало популярнейшей в народе песней.

Мы слушаем её в грамзаписи, а потом переходим к стихам Есенина о животных, которых очень любил этот как бы выросший из русской природы человек. Ученица рассказывает: все, кому довелось знать Есенина или хоть однажды с ним встретиться вспоминают о нем как о яркой, замечательной личности, как о человеке огромного обаяния. И ребята приводят отрывки из воспоминаний скульптора С. Коненкова и сестры поэта Александровны:

«Это был крупный красивый человек. Его внешность, его стихи ещё тогда, при жизни Сергея Александровича, казались мне явлением под стать Шаляпину. Он был обаятельнейшим человеком — таким я стремился запечатлеть его в памяти и скульптурных работах».

«Сергей был всегда подтянутым, опрятным. Любил хорошо, со вкусом одеться. Любил чистоту и порядок в доме, на своем рабочем столе. Сергей был человеком общительным, любил людей, и около него их всегда было много».

Сердце-вещун, мать-голубица, сокол-ветер, березка-невеста, де вица-вьюга, лес-хороводник, туча-борода, месяц-ягненок и др. — вот далеко не полный перечень излюбленных тропов поэта, попавших к нему из лаборатории народного творчества, секреты которого он знал досконально: «Это все есть у народа, — говорил он. — Мы тут только наследники народа. Это только надо найти, услышать, прочитать, осмыслить».

Разнообразие красок и цветовых эпитетов, как и звуковых, способствует рождению новой внутренней формы, в которой смысловое органично сливается с живописным, симфоническим и собственно поэтическим.

В любовной лирике Есенина обнаруживается одна общая черта, восходящая к поэзии Лермонтова: в отношениях лирического героя и любимой нет безмятежности. Его любовь или прошедшая, или несостоявшаяся, или безответная, или конфликтная.

Многие стихи Есенина стали песнями. И эта вторая жизнь лирики поэта стала частью нашей жизни.

Отношение к С. Есенину было сложным и неоднозначным.

Мы говорим и о последних годах Есенина, о его смерти, слушаем последние стихи.

Когда гроб с телом Есенина был перевезен в Москву и установлен в Доме печати, на решетке ограды появилось белое полотно с надписью: «Тело великого русского национального поэта Сергея Есенина покоится здесь».

31 декабря состоялись похороны, но прежде, чем отнести Есенина на Ваганьковское кладбище, гроб с его телом был трижды обнесен вокруг памятника Пушкина на Страстной площади, символизируя связь его поэзии с пушкинской традицией.: «Мы знали, что делали, — вспоминал об этом Ю. Либединский, — это был достойный преемник пушкинской славы».

Завершим урок словами Максима Горького: «Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое — более всего иного — заслужено человеком».

В заключение занятия — беседа у выставки, где помещены разные издания произведения С. Есенина, воспоминания о нем, книги и брошюры о его творчестве.

Дома учащиеся напишут сочинение о своем отношении к поэзии Есенина.

Литература:

  1. Занковская Л. В. Характерные черты стиля Сергея Есенина // Литература в школе. — 2003. — № 10. С.4; Литература в школе. — 2004. — № 1. С.3.
  2. Иванов Г. В., Калюжная Л. С. Сто великих писателей. М.: Вече: 2005. С.592.
Основные термины (генерируются автоматически): Сергея Есенина, лирике Есенина, поэзии Есенина, поэта Сергея Есенина, стихов Есенина, русского слова, Сергея Есенина дети, огромного обаяния, изучение творчества поэта, лирике поэта, стиля Сергея Есенина, чистая лирика поэта, ранних стихов Есенина, книгу стихов Есенина, последних стихотворений Есенина, сестры поэта Александровны, смелым реформатором русского, жизнь лирики поэта, «основа русского духа, живого русского слова.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос