Формы взаимодействия ДОУ с родителями | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Бражицкая А. А., Корнеева Е. В. Формы взаимодействия ДОУ с родителями [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 28-31. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/99/4679/ (дата обращения: 22.10.2018).

Коллектив МБУ д/с № 43 «Гнездышко» Центрального района г. о.Тольятти большое внимание уделяет взаимодействию с семьей, родителями воспитанников, ищет новые формы работы.

Семья и дошкольное учреждение — два ключевых института социализации ребенка, но только дополняя друг друга они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

В нашем дошкольном учреждении был разработан проект эффективной системы взаимодействия родителей, детей и дошкольного учреждения «Я, ты, он, она — вместе дружная семья».

Проект реализуется совместными усилиями педагогов, родителей и детей. Взаимодействие строится на принципах взаимопонимания, взаимного уважения и доверия, поддержки и партнерства, взаимоответственности.

Цели и задачи проекта:

-       установить партнерские отношения с семьей ребенка, объединить усилия для развития и воспитания детей, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки;

-       научить родителей жить и быть счастливыми вместе с детьми в современных условиях социума;

-       способствовать улучшению детско-родительских отношений;

-       изучить и обобщить лучший опыт семейного воспитания.

В своей работе мы используем разнообразные формы работы с семьей. Расскажем о некоторых из них.

Индивидуальные консультации (педагогов и специалистов), вечерние беседы с родителями. Виндивидуальных беседах с педагогами и специалистами родители получают информацию о ребенке, его достижениях и перспективах, советы и рекомендации.

Семейный клуб. Педагоги, специалисты и родители свободно обсуждают насущные проблемы, вопросы воспитания и развития детей, отдыхают от домашних забот, занимаются творчеством: рисуют, поют и др. Встречи в семейном клубе проводятся ежемесячно, темы самые разнообразные («Воспитываем играя», «Семейные традиции», «Семейный досуг», «Развиваем творческие способности», «Экологические походы», «Спорт – это долголетие» и др.) Программа встреч составляется в зависимости от особенностей и потребностей разных категорий родителей (многодетных родителей, разведенных женщин, одиноких отцов, вдов и т. п.)

Родительские собрания. Это теплые дружеские встречи, где за чашечкой чая обсуждаются волнующие вопросы воспитания детей. Родители делятся опытом решения педагогических проблем, получают психолого- педагогические знания, а главное, вырабатывают единые с педагогом подходы к воспитанию детей в детском саду и семье. Эти встречи мы называем семейными гостиными.

Решение о проведении семейных гостиных было принято на педагогическом совете. Многие педагоги сетовали на родителей, не посещающих собрания. Вопрос был вынесен на педагогический совет. В ходе его обсуждения стало очевидно — необходимо искать новые формы взаимодействия с родителями и пути сближения с семьей.

Мы прослушали курс лекций и посетили семинар «Способы решения актуальных проблем дошкольного образования в условиях реализации ФГТ» (ведущий Доронова Татьяна Николаевна, к.п.н. заведующий отделом образования Министерства науки и образования РФ, автор программ «Радуга», «Из детства в отрочество», «Успех»). Доронова Т. Н. большое внимание уделила вопросу «Взаимодействие ДОУ и семьи в современных условиях». Наши педагоги приобрели литературу.

Мы были приятно удивлены теми знаниями, которые почерпнули. И поняли, что к родителям надо идти с открытым сердцем. Человек открывается, когда видит, что собеседник заинтересован в его проблеме и хочет помочь, а если это происходит за круглым столом да за чашечкой горячего чая -проблема становится небольшим недоразумением. Приведем пример семейной гостиной в старшей группе «Ромашки».

Семейная гостиная. Тема «Семейные традиции»

Цель: содействовать возрождению лучших отечественных традиций семейного воспитания, помочь родителям в овладении навыками творческой семейной педагогики.

Задачи:

1.      Повышать интерес родителей к вопросам воспитания детей.

2.      Помочь в овладении навыками совместного проживания с детьми семейных событий: будничных и праздничных.

3.      Дать понять, что именно родителями закладываются основы характера и нравственности у ребенка.

4.      Помочь родителям в понимании коллективного труда и радости совместного творчества (поделки с детьми).

Подготовка.

1.      Обсудить с родителями вопросы подготовки к семейной гостиной.

2.      Выбрать ответственных членов родительского комитета за организацию:

-       выставки «Делаем вместе с детьми» (поделки из природного и бросового материала);

-       сладкого стола (выпечка, напитки);

-       игр, викторин, фокусов для детей.

3.      Провести беседу с детьми на тему «Семейные традиции, что это?»

4.      Записать на магнитофон ответы детей на вопросы:

-       Вы любите праздники? Какие праздники бывают у вас дома?

-       Приходилось ли вам отмечать праздники вместе со взрослыми, сидеть с ними за одним праздничным столом? Что на таком празднике вам больше всего понравилось(запомнилось)?

-       Любите ли вы подарки? К вам пришли гости, вручите подарки, нужно ли их тут же разворачивать? Что вы скажите, если вам подарили такую же книжку, игрушку, которая у вас уже есть?

5.      Организовать с детьми чтение художественной литературы по теме семейной гостиной.

6.      Вместе с детьми оформить приглашения в виде открытки с изображением руки ребенка, каждый пальчик которого символизирует члена его семьи.

7.      Подготовить плакаты: «Единственная настоящая роскошь — это роскошь человеческого общения» (Антуан де Сент Экзюпери), «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» (А. Н. Толстой).

8.      Празднично украсить группу (рисунки детей, совместные поделки родителей и детей, воздушные шары).

9.      Подготовить столы для проведения семейной гостиной, разложить на них все необходимое для участия родителей в ее работе.

ХОД СЕМЕЙНОЙ ГОСТИНОЙ.

«Единственная настоящая роскошь — это роскошь человеческого общения». Умеем ли мы пользоваться этой роскошью в своих семьях, в кругу друзей, учим ли мы этому своих детей?

Сегодня мы поговорим о семейных традициях. Семейные традиции — это не только праздники, хотя именно о них мы будем говорить больше всего, но и традиционный обед каждое воскресенье, когда вся семья в сборе.

Нужно ли организовывать праздники для семьи? Могут ли они помочь в воспитании положительных черт характера у ребенка?

Обмен мнениями.

Прослушивание магнитофонной записи ответов детей на вопросы: Вы любите праздники? Какие праздники бывают у вас дома? и т. п.

Ребенку для полноценного развития праздник необходим как воздух. И наоборот, «…тускло и серо было бы это детство, если бы из него выбросили праздники», — писал К. Д. Ушинский.

Помогают ли праздники в воспитании детей? Загадки, викторины, познавательные игры развивают ум ребенка. В доме праздник — нужно подготовить подарки, убрать и украсить квартиру. Так совместный труд входит в жизнь ребенка. когда мы рисуем, поем, читаем стихи, танцуем, слушаем музыку, разве не воспитываем мы своих детей эстетически? Какой праздник проходит без веселых, подвижных игр? Ловкость и сообразительность способствуют здоровому росту ребенка. И еще семья — это коллектив. В праздничных заботах ярко проявляется воспитательное богатство коллективной работы.

—Можно ли посадить за один стол со взрослыми детей? В каких случаях да, в каких — нет?

Обмен мнениями.

Прослушивание магнитофонной записи ответов детей на вопросы: Приходилось ли вам отмечать праздники вместе со взрослыми, сидеть с ними за одним праздничным столом? Что на таком празднике вам больше всего понравилось(запомнилось)?

Как ни странно, но и детские праздники взрослые, бывают, устраивают для самих себя. У взрослых свои интересы, разговоры, и детям на таких праздниках скучно.

Часто на взрослых праздниках ребенок оказывается в центре внимания, что развивает в нем нескромность и развязность. О таком празднике рассказывает С. В. Михалков в стихотворении «Бедный Костя».(Одна из мам читает стихотворение С. В. Михалкова «Бедный Костя».)

—Как, по- вашему, нужно ли украшать квартиру к празднику? Для чего? Как?

Обмен мнениями.

От этого во многом зависит настроение гостей, а мы, увлекая детей общим делом, развиваем их творческие способности.

В праздники мы дарим своим детям подарки, они любят и всегда с нетерпение ждут. Какие подарки вы предпочитаете дарить детям?

Ответы родителей.

Если вы дарите игрушки, то она должна развивать мышление, внимание, память ребенка. Не забудьте о мячах, скакалках, альбомах для рисования, фломастерах, книгах, кассетах с записями сказок и детских песен. Мальчикам можно подарить самый простой набор инструментов: молоток, клещи, плоскозубцы, отвертку небольших размеров. Конечно, подарки детям отнюдь не баловство, но именно подарками легко избаловать детей.

— Как вы считаете, умеет ли ваш ребенок принимать подарки? Обращаете ли вы на это внимание?

Ответы родителей.

Прослушивание магнитофонной записи ответов детей на вопросы: Любите ли вы подарки? К вам пришли гости, вручите подарки, нужно ли их тут же разворачивать? Что вы скажите, если вам подарили такую же книжку, игрушку, которая у вас уже есть?

Музыкальная пауза.

В каждой семье праздники проходят по-своему. Как отметить день рождения ребенка или Новый год, 8 Марта, чтобы было интересно, запомнилось надолго? Какие традиции есть в вашей семье?

Обмен опытом.

Под музыку ведущая раздает родителям открытки с вопросами «острого блюда».

1.                  Вы приглашены в гости. О каких правилах и в какой форме напомните о них ребенку?

2.                  Вы ждете гостей — друзей вашего ребенка. О чем напомните ему до их прихода?

3.                  Чем будете удивлять гостей?

4.                  Дети, пришедшие в гости, разбросали игрушки. Как поступить хозяевам?

5.                  Гость разбил один из предметов чайной посуды. Ваши действия?

РЕШЕНИЕ СЕМЕЙНОЙ ГОСТИНОЙ:

1.                 Каждый раз, отправляя ребенка на праздник, не забывать в шутливой, проблемной, любой другой, но не нравоучительной форме напомнить ему о правилах поведения в гостях, за столом.

2.                 Обратить внимание на воспитание важных качеств ребенка — щедрость, доброту, умение делать подарки своими руками и дарить их.

В группу приглашаются дети на чаепитие. Дети и взрослые угощают друг друга выпечкой, сладостями, дают им название. Обмениваются рецептами.

Подводятся итоги конкурса поделок из природного материала. Сначала дети рассказывают о представленных на конкурс поделках(как называются, из какого материала изготовлена, кем). Затем родители делятся своими впечатлениями о совместной творческой работе с детьми и ее результатах. Ведущая зачитывает отзывы сотрудников детского сада, посетивших организованную в группе выставку. Все участники конкурса получают призы. В заключении родители показывают детям фокусы, проводят игры и викторины.

Мастер-классы. Педагоги и специалисты обучают родителей приемам закаливания, массажа, рисованию, лепке, аппликации, учат изготавливать развивающие игрушки, поделки из природного материала и др.

Тренинг и игровые практикумы, в том числе тренинг детско-родительских отношений. Он проводится с целью улучшения внутрисемейных отношений при участии психолога. В особых условиях через телесно-ориентированные упражнения, игры, сказки, беседы, творчество, моделирование специальных ситуаций ребенок и родитель поучают опыт совместного переживания, осознают свои истинные потребности, приобретают навыки эффективного общения.

Недели открытых дверей. Родители вместе с детьми посещают занятия, игры, прогулки и другие мероприятия, знакомятся с дошкольным учреждением, образовательными программами, лучше узнают собственных детей, их возможности.

Совместные детско-родительские занятия интегрированного характера. Дети участвуют в занятии совместно с родителями. Сначала даются теоретические знания по теме, затем предлагаются дифференцированные задания. Дети, например, рисуют схему цирка, а родители строят его из конструктора. Совместные занятия вызывают у детей чувство гордости за своих родителей, желание показать им свои умения и навыки. Девиз таких занятий «Покажи! Объясни! Сделаем вместе!»

Недели знаний с участием детей, родителей и педагогов. Например, «Остров здоровья» (выставка «Новости с острова здоровья», газета, занятия, конкурсы рисунков, рецептов, рассказов, театрализованные представления. «Без хлеба-не до обеда» (выставки злаковых растений, сортов муки, хлебобулочных изделий, занятия. конкурс выпечки, развлечение «Из русской печи — пироги мычи»..) и др.

Спортивные и интеллектуальные соревнования и эстафеты, конкурсы и викторины с участием детей, родителей и педагогов. Например, викторины по сказкам.

Чтение и рассказывание сказок детям родителями и их последующая драматизация.

Организация родителями театрализованных представлений (игр-драматизаций) для детей. Родители и педагоги не только играют роли, но и готовят декорации, шьют костюмы, пишут сценарии.

Традиционные и семейные праздники, например, «День семьи». В назначенный день родители, бабушки и дедушки, братья и сестры, тети и дяди приходят на праздник, приносят семейные фотографии, реликвии, рассказывают о своих семьях, угощают друг друга фирменными семейными блюдами. К празднику дети вместе с педагогами создают книгу «Моя семья», материалами для которой служат рисунки, рассказы детей о своих семьях, ответы на вопрос «Что такое семья?». Снимаем на видеокамеру и позже показываем гостям сюжетно-ролевые игры детей «Семья», «У бабушки в деревне» и др. аналогично проводятся «День матери», «День отца», «День пожилого человека».

Дерево жизни. Беседы, знакомства с членами семей детей по фотографиям, фотовыставки семейных фотографий.

Гость на пороге. Встречи детей с родителями разных профессий, совместные игры.

Кружок «Я — гражданин России». Совместные с родителями беседы, дидактические игры, чтение стихов и рассказов, экскурсии в краеведческий музей, посещение театров, выставок, конкурсы рисунков, поделок, викторина «Ручейки времени».

Кружок «Изучаем свои права». Совместные беседы о формировании основ правового сознания дошкольников, просмотр фильмов, семейные чтения, викторины.

Кружок «Источник радости». Совместные игры детей и родителей, развлечения, посиделки.

Кружок «У моей внучки-золотые ручки». Руководителями кружка являются бабушки наших воспитанников, которые обучают детей умению вязать, вышивать, плести и др.

Поддержка и поощрение семейного туризма — прогулок, туристических походов, экскурсий, путешествий членов одной или нескольких семей. Совместный отдых позволяет детям и родителям лучше узнать друг друга, приобрести навыки взаимодействия, а детям из неполных семей компенсировать недостаток мужского или женского воспитания.

Визиты педагогов в семью. Посещая семью, у педагогов есть возможность сблизиться с родителями ребенка, обсудить, что то личное, узнать, как живет малыш, посмотреть его игровой уголок и др.

Анкетирование родителей на предмет выяснения их мнения о качестве работы дошкольного учреждения и удовлетворенности образовательными программами, а также пожеланий администрации и педагогическому коллективу.

В нашем дошкольном учреждении создано развивающее информационное пространство:

-          выставки совместных творческих работ родителей и детей (рисунков, поделок, фотогазет и др.);

-          библиотека, фонотека, видеотека, интернет-сайт, где специалисты помогут родителям подобрать передовую литературу по развитию и воспитанию своих детей, а также аудиозаписи сказок, стихотворений, рассказов и консультаций педагогов по интересующим их темам, советы и рекомендации на сайте по запросам родителей;

-          родительский уголок, где размещается полезная для родителей информация и памятки по оздоровлению, воспитанию и обучению детей;

-          информационные стенды вхоллах, на которых представлены информационные, рекомендательные материалы о семье, роли родителей в воспитании детей, возрастных особенностях дошкольников, их подготовке к школе, приводящихся в районе, городе семинарах, тренингах и пр.;

-          стенд «Задайте вопрос. Получите ответ», посредством которого родители с детьми имеют возможность задать любой вопрос, ответ на который им хотелось бы получить. Ответы на вопросы педагоги ищут вместе с детьми в различной литературе или опрашивают других детей и взрослых. Стенд выполняется в импровизированной форме, дерево, книга и др. рядом со стендом всегда лежат клейкие листочки бумаги и шариковые ручки, карандаши;

-           «Почтовый ящик» в каждой возрастной группе или «Книга отзывов и предложений». Используются также записки для родителей, которые передаются через детей. Цветные открытки, вырезанные в виде различных форм, где содержатся короткие сообщения о достижениях ребенка или похвала.

Все это позволяет объединить дошкольное учреждение и семью, создать единую среду развития ребенка. Родители получают возможность ближе познакомиться друг с другом, обменяться опытом, лучше узнать собственных детей, научиться взаимодействию, со-переживанию, со-творчеству.

Литература:

1.                  Доронова Т. Н. Защита прав и достоинств маленького ребенка — координация усилий семьи и детского сада. М.:Просвещение.2010

2.                  Свирская Л. Работа с семьей: необязательные инструкции: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. — М.: ЛИНКА — ПРЕСС, 2007.-179с.

3.                  Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. М.,2009

4.                  Данилина Т. А., Логода Т. С., Зуйкова М. Б. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом. Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. М.:АРКТИ 2008

5.                  Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. СПб.: Речь 2008

6.                  КарабановаО. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. М.: Гордарики, 2007.

7.                  Б. П. Никитин, Л. А. Никитина Мы и наши дети. М.: 2008

8.                  Популярная психология для родителей. Под ред. А. А. Бодалева. М.: 1988

9.                  Пастухова И. О. Создание единого пространства развития ребенка: взаимодействие ДОУ и семьи. — М.: ТЦ Сфера, 2007.

10.              Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. — М.: ТЦ «Сфера», 2005.

11.              Евдокимова Е. С., Додокина Н. В., Кудрявцева Е.. Детский сад и семья. Методика работы с родителями. Пособие для педагогов и родителей. 2007.

12.              Дошкольное учреждение и семья — единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина, С.И Мусиенко. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2009.

13.              Давыдова О. И.., Богославец Л. Г., Майер А. А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 144 с. — (Приложение к журналу «Управление ДОУ».

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, праздник, семья, дошкольное учреждение, воспитание детей, друг друга, педагог, подарок, магнитофонная запись ответов детей.

Похожие статьи

Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании...

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа, дошкольное учреждение, индивидуальный подход, воспитательный процесс. «Родительская гостиная» как модель взаимодействия педагогов...

Педагогическое сопровождение и помощь родителям...

детский сад, дошкольное учреждение, родитель, ребенок, педагог, семья, образовательный процесс, домашнее воспитание, педагогический процесс, личная готовность. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи...

Опыт взаимодействия семьи и дошкольного учреждения

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа, дошкольное учреждение, индивидуальный подход, воспитательный процесс. Создание системы взаимодействия с родителями воспитанников...

Взаимодействие детского сада и семьи в духовно-нравственном...

родитель, Ребенок, детский сад, воспитатель, семья, Педагог, дошкольное учреждение, образовательный процесс, воспитание детей, группа. Использование разнообразных форм взаимодействия с семьей...

Особенности воспитания в семье детей дошкольного возраста

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа, дошкольное учреждение, индивидуальный подход, воспитательный процесс. «Родительская гостиная» как модель взаимодействия педагогов...

родитель, дошкольное учреждение, воспитание детей...

детский сад, дошкольное учреждение, родитель, ребенок, педагог, семья, образовательный процесс, домашнее воспитание, педагогический процесс, личная готовность.

«Родительская гостиная» как модель взаимодействия педагогов...

ребенок, родитель, образовательная организация, детский сад, педагог, воспитание ребенка, друг, отношение, семья.

Правовое воспитание детей как инновационная форма...

В случае выявления жестокого отношения к ребенку со стороны родителей педагогу следует принять меры по его защите.

Зверева 0.П. — Семейная педагогика и домашнее воспитание — М; 2000. Иванова Н.П. Воспитание детей в семье в контексте социальных изменений...

Основные формы организации взаимодействия ДОУ и семьи...

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа, дошкольное учреждение, индивидуальный подход, воспитательный процесс.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании...

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа, дошкольное учреждение, индивидуальный подход, воспитательный процесс. «Родительская гостиная» как модель взаимодействия педагогов...

Педагогическое сопровождение и помощь родителям...

детский сад, дошкольное учреждение, родитель, ребенок, педагог, семья, образовательный процесс, домашнее воспитание, педагогический процесс, личная готовность. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи...

Опыт взаимодействия семьи и дошкольного учреждения

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа, дошкольное учреждение, индивидуальный подход, воспитательный процесс. Создание системы взаимодействия с родителями воспитанников...

Взаимодействие детского сада и семьи в духовно-нравственном...

родитель, Ребенок, детский сад, воспитатель, семья, Педагог, дошкольное учреждение, образовательный процесс, воспитание детей, группа. Использование разнообразных форм взаимодействия с семьей...

Особенности воспитания в семье детей дошкольного возраста

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа, дошкольное учреждение, индивидуальный подход, воспитательный процесс. «Родительская гостиная» как модель взаимодействия педагогов...

родитель, дошкольное учреждение, воспитание детей...

детский сад, дошкольное учреждение, родитель, ребенок, педагог, семья, образовательный процесс, домашнее воспитание, педагогический процесс, личная готовность.

«Родительская гостиная» как модель взаимодействия педагогов...

ребенок, родитель, образовательная организация, детский сад, педагог, воспитание ребенка, друг, отношение, семья.

Правовое воспитание детей как инновационная форма...

В случае выявления жестокого отношения к ребенку со стороны родителей педагогу следует принять меры по его защите.

Зверева 0.П. — Семейная педагогика и домашнее воспитание — М; 2000. Иванова Н.П. Воспитание детей в семье в контексте социальных изменений...

Основные формы организации взаимодействия ДОУ и семьи...

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа, дошкольное учреждение, индивидуальный подход, воспитательный процесс.

Задать вопрос