Внедрение новых средств информационных технологий в систему преподавания
Авторы: Худайкулов Хол Джумаевич, Химматалиев Дустназар Омонович, Мукимов Байрамали Рахимович
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, декабрь 2013)
Дата публикации: 04.12.2013
Статья просмотрена: 130 раз
Библиографическое описание:
Худайкулов, Х. Д. Внедрение новых средств информационных технологий в систему преподавания / Х. Д. Худайкулов, Д. О. Химматалиев, Б. Р. Мукимов. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 173-174. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/98/4656/ (дата обращения: 16.12.2024).
Современные тенденции научно-технического и социального развития заставляют принципиально по-новому ставить вопрос о месте человека в меняющемся мире. С одной стороны, человеку предоставляются возможности, в первую очередь технологические и информационные, которыми он в прошлом не обладал и которые освобождают его от рутинных форм деятельности. С другой стороны, жизнь в этом высокотехнологичном мире предъявляет все новые требования к человеку, его психике, способностям, и, наконец, физическим возможностям. В этом свете, интерес к «человеческой» проблематике в современной ситуации закономерен. Об этом свидетельствуют и ежегодные доклады о человеческом развитии ПРООН, исследования человеческого потенциала, качества жизни. В настоящее время перед нашей республикой стоят проблемы достижения высокого уровня образования и дальнейшего его развития. Решить эти проблемы нельзя без широкого внедрения информационных технологий в учебный процесс.
Переход образования на качественно новый уровень развития требует согласования интересов всех заинтересованных сторон: учащихся, родителей, педагогов, работодателей. В этом смысле реформация высшего образования должна осуществляться с учетом общественного мнения, это означает, что для принятия того или иного управленческого решения на любом уровне, в том числе и общегосударственном, требуется наличие обратной связи.
Непрерывное совершенствование технологий, касающихся предоставления информации, обеспечения доступа и обмена ею, требует принятия неотложных мер в этой области на международном, национальном и региональном уровнях.
На смену индустриальному обществу во второй половине ХХ в. пришло информационное. Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной вычислительной техники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена. Информатизация образования – это внедрение средств новых информационных технологий в систему образования. Сегодня целью функционирования вузовского организма является предоставление качественного образования в соответствии с современным уровнем знаний и запросами потребителей образовательных услуг. Оценка качества образования является комплексной и слагается из нескольких компонентов. Она может производиться как непосредственно через проверку знаний и навыков, так и косвенно, путем оценивания следующих показателей: содержание преподаваемых дисциплин, организация учебного процесса, квалификация преподавателей, внедрение новых технологий обучения и т. д., поэтому качественно новый уровень развития невозможен без использования передовых информационных и педагогических технологий в системе образования.
Это сделает возможным:
- создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность;
- совершенствование механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных банков данных научно-педагогической информации, информационно-методических материалов, а также коммуникационных сетей;
- совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения, соответствующих задачам развития личности обучаемого в современных условиях информатизации общества:
Система образования в Узбекистане – открытая, непрерывно развивающаяся система, которая обладает рядом особых свойств:
- в системе образования постоянно обновляются цели, содержание образовательных технологий, механизмы управления;
- система образования ориентирована на будущее;
- система образования основывается на стратегии развития общества и человека в нем.
Применение передовых педагогических технологий является требованием времени, принцип гуманизации и демократизации образования - один из главных принципов Национальной программы по подготовке кадров. Наша образовательная система обогащается современными информационными технологиями. Развитие информационных технологий влечет за собой становление принципиально новой образовательной системы, которая может обеспечить предоставление миллионам людей образовательных услуг высокого качества при сокращении удельных затрат на образование. Более того, сегодня эффективно решаются проблемы непрерывного образования с помощью дистанционного обучения.
Дистанционное обучение – это обучение на расстоянии, когда преподаватель и обучаемый разделены пространственно. Актуальность данной проблемы для всех стран мира очевидна. В частности, можно привести аргументы американского педагога Кэрол Твиг о востребованности дистанционного университетского образования в США: лишь 42,8 % студентов вузов моложе 25 лет, четверть - это молодежь 18 – 22 лет, оставшаяся же часть студентов – это взрослые люди, обремененные семейными и деловым заботами. Для них достаточно проблематичны очные формы университетского образования.
Дистанционное обучение отвечает требованиям современной жизни, особенно если учесть не только транспортные расходы, но и расходы на организацию всей системы очного обучения. Отсюда все повышающийся интерес к самым различным формам дистанционного образования.
Дистанционное обучение предполагает включение в единое мировое образовательное пространство, широкое использование мировых культурных и образовательных ценностей, уже накопленных и все пополняющихся в глобальных сетях Интернет, обращение к различным культурным и идеологическим источникам. Создание виртуальных библиотек, музеев расширит возможность каждого жителя планеты приобщиться к сокровищницам мировой и отечественной культуры. Возможность учиться под руководством опытных педагогов лучших научных и учебных центров страны, мира, получить новую квалификацию или углубить свои профессиональные знания, расширить свой культурный кругозор - все это может дать грамотная организация образовательного пространства. Использование все новых возможностей глобальной сети (в частности, видеоконференций) сделает возможными любые педагогические замыслы, позволит осуществить не только локальные экспериментальные методы и концепции обучения, но и работать удаленно, охватывать значительные расстояния, сотрудничать с представителями разных стран, искать и находить пути конвергенции научной мысли и практических находок. Таким образом, инновационные и компьютерные технологии позволят нашей молодежи приобщиться к мировым ценностям, обогатить свой интеллект и подготовить высококвалифицированных специалистов.