Адаптация личности к экстремальным ситуациям
Авторы: Исмаилов Шарип Османович, Магомедов Магомед Газимагомедович
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, декабрь 2013)
Дата публикации: 22.11.2013
Статья просмотрена: 7936 раз
Библиографическое описание:
Исмаилов, Ш. О. Адаптация личности к экстремальным ситуациям / Ш. О. Исмаилов, М. Г. Магомедов. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 156-158. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/98/4515/ (дата обращения: 22.12.2024).
Ключевые слова: личность, адаптация, экстремальные ситуации, катастрофа, поведение, чрезвычайная ситуация.
Современное общество рассматривает человека в качестве главного объекта и одновременно субъекта безопасности, как ценное и уязвимое создание природы наиболее опасное для самого себя и среды обитания. При этом основными факторами человеческой активности рассматривают стремление к познанию себя и окружающей среды, что требует готовности личности к взаимодействию с природой, социумом, к практической деятельности с учетом динамики развития общества, через формирование культуры безопасного поведения.
Стихийные бедствия, катастрофы, аварии, применение различных видов оружия создают опасные ситуации для жизни, здоровья и благополучия значительных групп населения, и становятся катастрофическими, когда приводят к большому материальному ущербу, вызывают смерть, ранения и страдания большого числа людей. Кроме того чрезвычайная ситуация сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, приводят к человеческим жертвам, ущербу здоровья людей и в зависимости от их масштабов и тяжести вызывают у личности стрессовое состояние.
Следовательно, значительную роль в успешном преодолении экстремальных условий занимает готовность личности к не благоприятностям, определяемая их личностно-типологическими качествами, психологической устойчивостью, волевой и физической закалкой — готовностью адаптироваться к неблагоприятным воздействиям внешней среды [1].
Анализ психолого-педагогической и специальной литературы показывает, что под адаптацией понимается: …приспособление; …приспособление строения и функций организмов к условиям существования..; …процесс привыкания…; …приспособление строения организма, его органов к условиям внешней среды [2].
При этом, адаптация личности подразделяется на биологическую и психологическую, элементами которого выступают: самообладание, стрессоустойчивость, готовность к обоснованному риску [3]. Следовательно, адаптация представляет собой динамический процесс, благодаря которому системы живых организмов, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода. В этой связи процесс адаптации включают оптимизацию функционирования организма, поддержание сбалансированности в системе “организм — среда”.
Для нас особый интерес представляет адаптация к сравнительно быстро меняющимся условиям внешней среды, что характерно для условий экстремальных ситуаций, т. е. по продолжительности относительно кратковременные, по степени статичности — динамические, по содержанию — психологические, по реактивности — активные или пассивные.
С учетом сказанного, Л. В. Куликов выделяет три основные формы поведения в экстремальных ситуациях: нравственно-психологическая капитуляция, оборонительное и наступательное поведение. [4].
В. П. Казначеев рассматривает адаптацию в двух аспектах: статическом (свойство (состояние) биосистемы, ее устойчивость к условиям среды — уровень ее адаптированности) и динамическом (процесс приспособления биосистемы к меняющимся условиям среды) [5].
Анализ психолого-педагогической и специальной литературы показывает, что основное значение для совокупности изменений в организме и психике при столкновении с трудностями имеет общий уровень личностной мобилизации, при её недостаточности которой наступает стрессовая фаза истощения. Следовательно, адаптация необходима для психологической устойчивости, но и сама успешная адаптация невозможна без достаточной психологической устойчивости.
Т. С. Назарова отмечает, что в экстремальных ситуациях возникает необходимость выбора лучшего варианта поведения, и, если нет вариантов на уровне подсознания, то включается творческий процесс выбора, подготовки и принятия варианта поведения. При преодолении барьеров в экстремальных ситуациях возникают положительные эмоциональные переживания. Для нас важным является то положение, что при каждом повторном преодолении психологического барьера эмоциональные реакции сглаживаются. Это обуславливается достаточно полной информационной обеспеченностью в результате, например, практических тренировок. При этом возникает уверенность в правильности действий в случае возникновения экстремальных ситуаций. [6]
В ситуациях длительного эмоционального напряжения на организм необходимо учитывать возможность нормальной положительной адаптации человека. Личность, которой часто приходится находиться в трудных ситуациях, способна выработать навыки наиболее адекватных реакций, наиболее правильной мобилизации своих функций. В этом случае отмечает Ц. П. Короленко, проявляется роль положительного опыта в преодолении трудностей, что приводит к росту доверия к себе, способствует лучшей адаптации к трудным ситуациям.
Таким образом, можно констатировать, что человек, попадавший в экстремальные ситуации, имеющий опыт их преодоления, способный находиться в готовности к действиям в экстремальных условиях, быстрее перестраивает психологическую деятельность на фоне эмоционального напряжения, тем самым, увеличивая психологический защитный барьер, устойчивость на индивидуальной биологической основе.
В научных исследованиях В. В. Антипова, Ц. П. Короленко, В. И. Лебедева, Н. Н. Решетникова и др. определено понятие адаптация к экстремальным ситуациям, которое можно в обобщенном виде представить как процесс, включающий этапы поиска, выбора и реализации способов деятельности, позволяющих обеспечить выход из неблагоприятных (экстремальных) условий жизнедеятельности с минимальными потерями. [7]
Степень переживания экстремальных ситуаций зависит не только от индивидуальных психологических особенностей индивида. Теоретический анализ результатов научных исследований позволяет констатировать, что: активная адаптация в виде разумной деятельности часто предпочтительнее пассивной адаптации; экстремальная ситуация, с которой человек сталкивается впервые, вызывает большее эмоциональное напряжение, чем та, которую он уже преодолевал; приобретаемый практический опыт действий в экстремальных ситуациях увеличивает психологическую устойчивость к стрессовым ситуациям; способность поддерживать высокую степень готовности к действиям в экстремальных ситуациях обеспечивается практическими тренировками, умением использовать технические средства обеспечения безопасности; люди, не испытавшие экстремальных воздействий, недооценивают вероятность их появления, возможность пострадать от них; сосредоточение на конкретных практических действиях в условиях экстремальной ситуации уменьшает стрессовую нагрузку. На основании вышеизложенного, адаптация человека к экстремальным ситуациям быстрее происходит в случае умения практически действовать, полученного в тренировках, в ходе практических занятий. Они дают человеку определенный опыт переживания, уменьшают стрессовую нагрузку.
В связи с вышеизложенным актуальное значение приобретает сосредоточение внимания на подготовке будущего учителя, обладающего профессиональной компетенцией по формированию личности безопасного типа, способного использовать ситуативно-имитационное моделирование учебной информации для безопасности жизнедеятельности, предвосхищать влияние и взаимообусловленность агрессивного поведения и т. д. При этом важное значение приобретает деятельность личности по закладке в сознание школьника схем, логики, принципов мышления, предопределяющих грамотное использование психологического, информационного, правового и силового потенциала, методов защиты и воздействия на агрессивное поведение, возникшие в социально-экономической среде конфликты и т. д.
Формирование навыков практических действий в экстремальных ситуациях личности можно, используя практические методы обучения, а также внеаудиторные и дополнительные практические мероприятия.
Несомненно, ознакомление личности с множеством опасностей, на предупреждение происшествий и несчастных случаев является важным направлением в обеспечении безопасности жизнедеятельности человека. Однако, опасности часто возникают неожиданно, следовательно необходимо подготовить личность адаптироваться в осложненных, быстро изменяющихся условиях, вызываемых авариями, стихийными бедствиями, катастрофами.
С учетом сказанного адаптация выступает основной проблемой экстремальных условий, где личность, оказавшаяся в опасной или чрезвычайной ситуации, испытывает чувства тревоги, страха, подавленности и беспокойства. Такие реакции в психологии обозначаются как состояние стресса, психической напряженности, аффективные реакции и т. п. Для того, чтобы личность мог правильно вести себя в любых, даже самых трудных ситуациях, важнейшее значение имеют знания и навыки, которые формируются у учащихся в процессе практических занятий по их преодолению.
В результате развития человечества и появления в связи с этим все новых и новых видов опасностей, вплоть до глобальных проблем, актуальным становятся вопросы безопасности человечества. На мировоззренческом уровне можно говорить о формировании у людей культуры безопасности жизнедеятельности.
Важным звеном в формировании культуры безопасности выступает формирование культуры поведенческой деятельности с помощью системы образования, в которой на этапе вузовского образования курсу ОБЖ должна отводиться ведущая роль. В понятие культуры безопасности жизнедеятельности, как части общей культуры, входят полученные личность знания, умения и навыки предвидения опасностей, адаптация к экстремальным ситуациям, то есть адекватное реагирование на угрозы и опасности.
Адаптация к экстремальным ситуациям индивидуальна и определяется психологическими особенностями индивида, которая зависит от практической тренированности, знаний и умений использования средств и способов защиты.
Таким образом, посредством педагогического воздействия можно обучать личность к адаптации экстремальным ситуациям, используя практические умения и навыки, для этого необходимо разработать содержание и механизм подготовки личности к адаптации экстремальным ситуациям.
Литература:
3. Юрчук В. В. Современный словарь по психологии. Мн.: «Современное слово», 1998. — 768 с.
4. Психология здоровья / под ред. Г. С. Никифорова. — СПб.: Изд-во С-Петерб. ун-та, 2000. — 504 с.
5. Казначеев В. П. Современные аспекты адаптации. — Новосибирск: Наука, 1980. — 192 с.
6. Назарова Т.С, Шаповаленко B. C. Экстремальная ситуация как обучающая модель // Педагогика, 1999. — № 6. — С.32–39.