Формирование навыков сотрудничества у детей 5–7 лет посредством моделирования
Автор: Шевырёва Майя Ивановна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, ноябрь 2013)
Дата публикации: 06.11.2013
Статья просмотрена: 4957 раз
Библиографическое описание:
Шевырёва, М. И. Формирование навыков сотрудничества у детей 5–7 лет посредством моделирования / М. И. Шевырёва. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2013. — С. 70-72. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/97/4445/ (дата обращения: 21.11.2024).
Одной из актуальных проблем повышения качества дошкольного образования является изменение знаниевой парадигмы: ребенок становится активным субъектом образовательного процесса, взаимодействующим в партнерской позиции, как с педагогом, так и с другими детьми.
Это становится, возможно при использовании в образовательном процессе различных форм взаимодействия детей по типу сотрудничества.
Современные исследователи выделяют преимущества сотрудничества детей и его влияние на учебную деятельность:
- возрастает объем усваиваемого (материала) и глубина понимания;
- растет познавательная активность и творческая самостоятельность детей;
- меньше времени тратится на формирование знаний и умений;
- снижаются дисциплинарные трудности, обусловленные дефектами учебной мотивации;
- меняется характер взаимоотношений между детьми;
- дети приобретают важнейшие социальные навыки:
такт, ответственность, умение строить свое поведение с учетом
позиции других людей, гуманистические мотивы общения;
- педагог получает возможность индивидуализировать обучение, учитывая при делении на группы взаимные склонности детей, их уровень подготовки, темп работы.
Сотрудничество характеризуется стремлением понять и поддержать друг друга, чтобы достичь результата, учитывая, интересы друг друга, как свои собственные и добровольно проявляя активность. Основное внимание детей обращается на освоение отношений: умение договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать других и себя.
Сотрудничество детей со сверстниками на занятии представляет собой тип взаимодействия:
- требующей объединение усилий участников
- предполагающий взаимное согласование на уровне:
· целей
· планирования
· регуляции и достижения значимого общего результата
- характеризующийся:
· активной помощью детей друг другу,
· достижением индивидуальных целей каждого и общих целей совместной деятельности
Сотрудничество как тип взаимодействия в совместной деятельности характеризуется следующими обязательными компонентами:
- единством цели;
- распределением выполняемых функций между участниками;
- совмещением распределенных функций в пространстве и времени, т. е. одновременным их выполнением различными участниками вместе;
- согласованием распределенных и совмещенных функций, т. е. строгой последовательностью их выполнения по определенной программе, учитывающей деятельность каждого участника;
- наличием позитивных межличностных отношений.
В современных исследованиях доказано, что достигать большей продуктивности в решении задач позволяет использование знаково-символических средств.
Одним из таких средств является моделирование, которое позволяет ребенку познавать не только окружающий мир, но и самого себя, свою деятельность. Использование моделирования способствует осознанию дошкольниками структуры деятельности, освоению действий по ее планированию, организации рефлексии. Наглядные модели могут широко применяться при организации совместной деятельности.
Важно выделить обобщенные умения, которые необходимы ребенку для освоения моделирования как вида знаково-символической деятельности:
- анализ замещаемого содержания: что можно обозначать (объект, процесс, свойство, отношение, признак и так далее);
- анализ заместителя: чем можно обозначать (какие бывают знаки: графические, жесты, мимика);
характер связи заместителя с объектом (по сходству, или условно);
различия по количеству применяемых знаков (один, несколько, система);
обобщенность в использовании знаковых средств; использование уже известных обозначений или создание новых.
- постоянное соотнесение объекта и знака;
- владение принципами и правилами перевода из одного плана в другой:
· принцип изоморфизма: каждой части замещаемого должен соответствовать отдельный знак, причем для одинаковых частей подбирают одинаковые заместители, для разных — разные, отражая в знаках существенные различия объектов обозначения;
· принцип адекватности: созданный знак должен быть удобен для выполнения конкретного задания, то есть изображать только то, что важно для работы;
· принцип обобщенности: одни и те же объекты можно обозначать различными средствами;
· принцип автономности: отдельные заместители могут быть объединены в целостную схему.
Необходимо обучить детей совершать совместные действия, соблюдая определенную последовательность — действовать по наглядной модели т.е алгоритму.
Творческая группа нашего детского сада под руководством доцента кафедры дошкольной педагогики и психологии Тольяттинского Государственного Университета Щетининой Валентины Владимировны работает по вопросу формирования навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста посредством моделирования на протяжении 3 лет.
Нами разработана стратегия освоения наглядных моделей сотрудничества:
- формирование представлений о данной модели на основе анализа инсценированных проблемных ситуаций сотрудничества;
- введение обобщенной наглядной карты-схемы, отражающей модели сотрудничества;
- закрепление представлений модели;
- практика в применении модели на разном образовательном содержании занятий.
Рассмотрим этапы работы педагогов по составлению и внедрению наглядных моделей в совместную деятельность детей.
Модели составляются совместно с воспитателем по ходу совместной работы детей при решении конкретной задачи.
Воспитатель, организуя работу детей в парах по выполнению одного и того же задания, задает вопросы после каждого этапа деятельности: «Что мы делали≤», «Как это можно зарисовать≤».
Обсуждая каждое совершенное действие, дети совместно обозначают его при помощи условных знаков-символов, которые придумывают вместе.
В результате этой работы мы получили четыре наглядных модели сотрудничества, по которым дети могут осуществлять деятельность самостоятельно. При анализе модели дети приходят к выводу: задания могут быть разными, но «выглядит» модель одинаково.
Модели сотрудничества:
Обобщённая модель сотрудничества
- определение и принятие общей для партнеров цели деятельности как единой
- предварительное обсуждение и планирование совместной деятельности
- выполнение общей работы «вместе», осуществление текущего контроля, помощь и взаимопомощь детей
- обсуждение результатов совместной деятельности — итоговый контроль
- презентация совместного результата — совместный рассказ о том, что у них получилось и как работали «вместе»
Совместно-индивидуальная модель сотрудничества
- принятия общей цели
- предварительное обсуждение и планирование совместной деятельности
- выполнение каждым партнером «своей» части общей работы, осуществление текущего контроля выполнения задания — самоконтроль, взаимоконтроль, взаимопомощь детей
- итоговый самоконтроль, взаимоконтроль результата выполнения задания
- презентация совместного результата
Совместно-последовательная модель сотрудничества
- выполнение первым ребенком части общей работы, помощь и контроль со стороны второго партнера
- передача первым ребенком предмета совместной деятельности второму ребенку, выполнение тем второй части работы, контроль и помощь со стороны первого (конвейер)
Совместно-взаимодействующая модель сотрудничества
- одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными
- планирование, координация и оценка как промежуточного, так и итогового результатов
При организации взаимодействия детей часто возникает необходимость оказания детьми помощи друг другу и исправление ошибок. Для этого мы используем наглядную модель «алгоритм помощи».
Введение «алгоритма помощи» осуществляется в соответствие с представленными подходами.
Алгоритм помощи
Постепенное дозирование помощи с целью обеспечения максимальной самостоятельности в исправлении ошибки
- заметить ошибку
- предложить помощь
- показать где ошибка
- исправить
Таким образом, использование моделирования способствует осознанию дошкольниками структуры деятельности, освоению действий по ее планированию, организации рефлексии. Важно, чтобы методика руководства детьми учитывала логику освоения детьми знаково-символических средств; стимулировалась инициатива и самостоятельность детей по использованию наглядных моделей при организации и осуществлении совместной деятельности по решению различных задач.
Литература:
1. Римашевская Л. С., Технология развития навыков сотрудничества у старших дошкольников: Учебно-методическое пособие Центр педагогического образования, 2007 г., 112 стр., 210*135*5 мм., тираж: 3000