Использование ИКТ в условиях реализации ФГОС | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 12. Технические средства обучения

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, ноябрь 2013)

Дата публикации: 31.10.2013

Статья просмотрена: 4497 раз

Библиографическое описание:

Пономарева А. А. Использование ИКТ в условиях реализации ФГОС [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 225-226. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/97/4408/ (дата обращения: 15.08.2018).

Современные информационные технологии занимают особое место в учебном процессе. Увеличивается объем накопленной информации, расширяются сферы их применения. При этом ученики ежедневно пропускают через себя огромный поток информации, получаемый из интернет–источников, СМИ, электронных игр, рекламы.

Информационные технологии все глубже проникают в жизнь человека, а информационная компетентность, наряду с коммуникативной, все более определяет уровень его образованности. С каждым годом растет количество школьников, имеющих свой персональный компьютер. Современный мир пронизан потоками различных данных, и учитель уже не является единственным носителем информации. Не утонуть в этом информационном море, а, точно ориентируясь, решать свои практические задачи, научить обращаться с компьютером, пополнять, систематизировать, извлекать нужную информацию должен помочь учитель.

Традиционно детей в начальной школе учат читать, писать и считать. Безусловно, эти требования сохранятся, но для современного ребенка они недостаточны. В контексте задач современного образовательного стандарта ценность овладения учащихся коммуникативными действиями диктуется необходимостью их подготовки к реальному процессу взаимодействия с миром за рамками школьной жизни.

Основной целью при решении данной проблемы является совершенствование образовательного процесса, создание единой образовательной среды, повышение качества образования. Для этого необходимы:

1.                 интеграция различных предметных областей;

2.                 модернизация традиционной системы предметного обучения;

3.                 накопление образовательных ресурсов;

4.                 освоение учителем современных информационных технологий;

5.                 организация личностно-ориентированного обучения;

6.                 творческий взаимообмен между учителем и учеником, между учителями.

Учителю необходимо создать условия для самостоятельной работы детей, для активной мыслительной деятельности, которую он должен стимулировать. Среди наиболее важных и широких умений, которые должны осваивать учащиеся, два непосредственно относятся к сфере коммуникативных действий. Это общение и взаимодействие (коммуникация) и работа в команде, т. е. умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, то есть учитель должен делать упор на взаимодействие учащихся и учителя, а также на взаимодействие самих учеников.

Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны на первой ступени обучения. Мультимедийное сопровождение на уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному. Ученик становится активным субъектом учебной деятельности, а учитель выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу и самостоятельность. Уроки с применением ИКТ становятся более эмоционально насыщенными и наиболее наглядными, ускоряется процесс восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов, а это очень важно ввиду того, что особенностями современных детей являются клиповое мышление, высокая эмоциональность, повышенная утомляемость, высокая познавательная активность.

Ребёнок становится жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым. Заложить эти качества необходимо в начальной школе, поскольку именно начальная школа — это фундамент образования, и от того каким будет этот фундамент, зависит дальнейшая успешность ученика, а затем и выпускника в современном мире. Чтобы повысить познавательный интерес и сделать урок продуктивнее, с помощью ИКТ учитель может показать фотографии, поясняющие незнакомые детям слова, на уроках литературного чтения появляется возможность познакомить учеников с жизнью и творчеством писателей, виртуально побывав в домах-квартирах и музеях, использовать компьютерные игры для закрепления тем, например, на уроке обучения грамоте помогут фильмы о буквах и звуках.

Включение учащихся в проектную и исследовательскую деятельность с использованием ИКТ способствует закреплению ключевых понятий, воспитывает культуру речи, обеспечивает условия для проявления творческого начала. Данный вид работы позволяет детям принимать участие в конкурсах, творческих проектах школьного, районного, всероссийского уровней.

Применение ИКТ в начальной школе также позволяет рационально и экономно использовать время и силы учителя: подбор иллюстративного материала к уроку и для оформления стендов, класса (сканирование, Интернет; принтер, презентация), подбор дополнительного познавательного материала к уроку окружающего мира, знакомство со сценариями праздников и внеклассных мероприятий, обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья, оформление классной документации, отчетов.

Таким образом, использование современных ИКТ технологий облегчает подготовку учителя к уроку, позволяет сделать уроки нацеленными на каждого ученика, разнообразными и насыщенными по формам деятельности, значимыми по результатам, обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам. С применением ИКТ на уроках, учебный процесс направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности.

Литература:

1.                 Лаврентьев, В. В. Требования к уроку как к основной форме организации учебного процесса в условиях личностно ориентированного обучения: методические рекомендации / В. В. Лаврентьев // Завуч для администрации школ. — 2005. — № 1. — С 83–88.

2.                 Полат, Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров — М: ACADEMA, 2003. — 272 с.

3.                 Потапенко, Н. И. Электронные средства обучения: методические рекомендации / Н. И. Потапенко — Минск: РИПО, 2005. — 81с.

4.                 Смирнов А. В. Технические средства в обучении и воспитании детей: Учеб. пособие для средних учебных заведений. М.: Академия, 2005, — 146с.

5.                 Чуракова Р. Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе. -2-е изд., М.: Академкнига/Учебник, 2009.- 112 с.

Основные термины (генерируются автоматически): начальная школа, урок, учитель, ИКТ, современный мир, учебный процесс, ученик.

Похожие статьи

Применение ИКТ технологий в учебном процессе начальной...

Грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует [2]

Основные термины (генерируются автоматически): Интерактивная доска, урок, ребенок, учебный процесс, материал урока, процесс обучения...

Современный урок как основополагающий компонент...

современный урок, урок, Учитель, обучающийся, умение, учебный материал, учебный процесс, ученик.

Инновационные методы преподавания в начальной школе. Поэтому на современном этапе организации образовательного процесса педагог не может обойтись на...

Использование ИКТ в начальной школе | Статья в сборнике...

Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с

Основные термины (генерируются автоматически): ИКТ, урок, презентация, учитель, создание презентаций, работа, помощь, образовательный процесс, начальная школа, этап урока.

Информационно-коммуникационные технологии в начальной...

Информационно-коммуникационные технологии в начальной школе на уроках окружающего мира.

- расширить кругозор учащихся. Надо отметить, что для проведения уроков с использованием ИКТ учителю необходимо самосовершенствование, умение...

ИКТ на уроках в начальной школе | Статья в сборнике...

Использование информационных технологий на уроках в начальной школе дает

Они предоставляют возможность для саморазвития учителя и ученика.

Основные термины (генерируются автоматически): урок, начальная школа, ИКТ, ребенок, презентация...

Использование современных информационных технологий при...

урок, учебный процесс, ИКТ, начальная школа, возможность, ученик, интеллектуальное развитие, игровая компьютерная деятельность, живое общение, компьютерная грамотность.

Инновационные методы преподавания в начальной школе

Высокотехнический мир стремительно набирает свои обороты день ото дня.

Основные термины (генерируются автоматически): инновационная деятельность, ребенок, начальная школа, учебный процесс, процесс, учитель, тестовая технология, учебная деятельность...

Взгляд на методы обучения в начальных классах...

инновационная деятельность, ребенок, начальная школа, учебный процесс, процесс, учитель, тестовая технология, учебная

метод обучения, учебный процесс, учитель, ученик, устный рассказ, преподаватель, устный метод, учебный материал, совместная...

Использование ИКТ как средство активизации познавательной...

Т. И. Нелипенко Современный урок в коррекционном классе. М.: Учитель, 2014. урок, ИКТ, коррекционная школа, урок литературы, учебный процесс, русский язык, навык учащихся, VIII, учебный материал.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Применение ИКТ технологий в учебном процессе начальной...

Грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует [2]

Основные термины (генерируются автоматически): Интерактивная доска, урок, ребенок, учебный процесс, материал урока, процесс обучения...

Современный урок как основополагающий компонент...

современный урок, урок, Учитель, обучающийся, умение, учебный материал, учебный процесс, ученик.

Инновационные методы преподавания в начальной школе. Поэтому на современном этапе организации образовательного процесса педагог не может обойтись на...

Использование ИКТ в начальной школе | Статья в сборнике...

Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с

Основные термины (генерируются автоматически): ИКТ, урок, презентация, учитель, создание презентаций, работа, помощь, образовательный процесс, начальная школа, этап урока.

Информационно-коммуникационные технологии в начальной...

Информационно-коммуникационные технологии в начальной школе на уроках окружающего мира.

- расширить кругозор учащихся. Надо отметить, что для проведения уроков с использованием ИКТ учителю необходимо самосовершенствование, умение...

ИКТ на уроках в начальной школе | Статья в сборнике...

Использование информационных технологий на уроках в начальной школе дает

Они предоставляют возможность для саморазвития учителя и ученика.

Основные термины (генерируются автоматически): урок, начальная школа, ИКТ, ребенок, презентация...

Использование современных информационных технологий при...

урок, учебный процесс, ИКТ, начальная школа, возможность, ученик, интеллектуальное развитие, игровая компьютерная деятельность, живое общение, компьютерная грамотность.

Инновационные методы преподавания в начальной школе

Высокотехнический мир стремительно набирает свои обороты день ото дня.

Основные термины (генерируются автоматически): инновационная деятельность, ребенок, начальная школа, учебный процесс, процесс, учитель, тестовая технология, учебная деятельность...

Взгляд на методы обучения в начальных классах...

инновационная деятельность, ребенок, начальная школа, учебный процесс, процесс, учитель, тестовая технология, учебная

метод обучения, учебный процесс, учитель, ученик, устный рассказ, преподаватель, устный метод, учебный материал, совместная...

Использование ИКТ как средство активизации познавательной...

Т. И. Нелипенко Современный урок в коррекционном классе. М.: Учитель, 2014. урок, ИКТ, коррекционная школа, урок литературы, учебный процесс, русский язык, навык учащихся, VIII, учебный материал.

Задать вопрос