Использование ИКТ в начальной школе | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, март 2015)

Дата публикации: 25.02.2015

Статья просмотрена: 1057 раз

Библиографическое описание:

Какулина Н. М. Использование ИКТ в начальной школе [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа: Лето, 2015. — С. 120-121. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/148/7215/ (дата обращения: 16.08.2018).

«Научить человека жить в информационном мире — важнейшая задача современной школы»

(А. П. Семенов)

За последние годы произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.

Использование компьютерных технологий — это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования. Достоинства использования ИКТ можно свести к двум группам: техническим и дидактическим. Техническими достоинствами являются быстрота, маневренность, оперативность, возможность просмотра и прослушивания фрагментов и другие мультимедийные функции. Дидактические достоинства интерактивных уроков — создание эффекта присутствия («Я это видел!"), у учащихся появляется ощущение подлинности, реальности событий, интерес, желание узнать и увидеть больше.

Внедрение ИКТ в практику работы учителя начальных классов осуществляется по следующим направлениям: создание презентаций к урокам; работа с ресурсами Интернет; использование готовых обучающих программ; разработка и использование собственных авторских программ.

Возможности ИКТ:

-        создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т. д.);

-        создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания;

-        создание текстовых работ;

-        обобщение методического опыта в электронном виде и т. д.

Основная цель применения ИКТ состоит в повышении качества обучения. Качество обучения — это, то для чего мы работаем.

С помощью компьютерных технологий можно решить следующие задачи: усиление интенсивности урока; повышение мотивации учащихся; мониторинг их достижений.

Трудно представить себе современный урок без использования ИКТ.

Подготовка подобных уроков требует еще более тщательной подготовки, чем в обычном режиме. Составляя урок с использованием ИКТ, необходимо продумать последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран. Степень и время мультимедийной поддержки урока могут быть различными: от нескольких минут до полного цикла.

Уже много лет использую своей работе информационные технологии, внедряю их в образовательный процесс, и мною накоплен определённый опыт по использованию ИКТ в учебном процессе. В своей педагогической деятельности использую готовые мультимедийные продукты и компьютерные обучающиеся программы, создаю собственные презентации, презентации, подготовленные на основе шаблонов (из Интернета), детские презентации, анимированные карты, тренажёры. Считаю возможным использование презентаций на всех этапах урока: ИКТ технологии могут быть использованы на любом этапе урока: для обозначения темы урока, в начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию, как сопровождение объяснения учителя (презентации, формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты и т. д.), для контроля учащихся, обобщения, рефлексии, физминутки.

Вся моя работа как учителя и воспитателя построена с применением ИКТ. Уроки, внеклассные мероприятия, выступления я провожу с применением информационных технологий. Благодаря электронным образовательным ресурсам, могу подготовить мультимедийное сопровождение любого урока, по любому предмету начальной школы, которые веду. В последнее время перешла к созданию презентаций многоразового использования — не на один урок. Делаю презентации, которые можно применять как на уроках, так и внеклассных занятиях. Так, например, на уроках математики с помощью слайдов, созданных в программе PowerPoint, может осуществляться демонстрация примеров, задач, цепочек для устного счета, могут быть организованы математические разминки и самопроверка. В начальной школе много времени отводится решению задач. Здесь особенно нужна наглядность на всем протяжении обучения, как важное средство развития более сложных форм конкретного мышления и формирования математических понятий, поэтому учителю приходится рисовать иллюстрации, чертежи и рисунки к задаче, а это отнимает драгоценные учебные минуты, да и учителю приходится долго готовиться, чтобы сделать рисунок, а здесь достаточно щелчка мышки.

А для уроков окружающего мира презентация вообще просто находка. Картинки окружающей нас природы, животные, моря, океаны, природные зоны, круговорот воды, цепочки питания, формирование представления о государственном устройстве нашей страны. Презентации помогают узнать о правах человека, познакомить с государственной символикой, а также с главными праздниками страны — всё можно отразить на слайдах. И проверить знания проще: тесты, кроссворды, ребусы, шарады — всё делает урок увлекательным, а следовательно, запоминающимся.

Не секрет, что многие дети считают уроки русского языка скучными и неинтересными. Как же увлечь ребят, с помощью каких средств и методов зажечь в из глазах пытливый огонёк жажды знаний? И здесь опять на помощь приходит презентация: интересные рисунки, грамматические сказки… Необходимо отметить, что огромная роль в презентации играет не просто демонстрация изображения, а анимация. Очень удобно использовать презентации при работе над сочинением: план, вопросы, трудные слова, сама картина — всё это перед глазами детей.

Особенно интересными с помощью презентации можно сделать уроки чтения. Портреты писателей, места, где они жили и творили, инсценировки отдельных эпизодов из произведений, составление плана, словарная работа, чистоговорки, скороговорки — всё становится интересным, если использовать эти современные методы.

Один из важных путей проведения содержательной, творческой и интересной работы с учащимися начальных классов — это внеклассная работа. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на многие, интересующие детей вопросы. И тогда на помощь приходят внеклассные занятия. А если в них внедрить новые информационные технологии, то они в силу своей наглядности, красочности и простоты, принесут наибольший эффект и будут иметь еще большее значение в развитии и воспитании детей.

То, о чём сказано выше, всего лишь крупица из числа уроков, внеклассных занятиях, на которых применяю ИКТ. Но насколько интересно на них детям. Такие занятия способствуют развитию творческих способностей, активизации мыслительной и познавательной деятельности, повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Поскольку фантазия и желание проявить себя у младшего школьника велики, стоит учить его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью информационных технологий. Уверена, что использование информационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе.

Таким образом, применение ИКТ в образовательном процессе, позволяет решать одну из важных задач обучения — повышение уровня знаний. Учителя, которые в своей работе используют ИКТ, пришли к выводу: информационные технологии только для ищущих, любящих осваивать новое учителей. Они для тех, кому небезразличен уровень своей профессиональной компетентности, кого беспокоит, насколько он, педагог, соответствует требованиям века грядущего.

 

Литература:

 

1.      Ефимов В. Ф. Использование информационно- коммуникативных технологий в начальном образовании школьников. «Начальная школа» № 2 2009г

2.      Суровцева И. В. Добываем знания с помощью компьютера. //Начальная школа плюс До и После. — 2007. — № 7.

3.      http://www.school2100.ru/izdaniya/magazine/archive/

Основные термины (генерируются автоматически): ИКТ, урок, презентация, учитель, создание презентаций, работа, помощь, образовательный процесс, начальная школа, этап урока.

Похожие статьи

Эффективность использования презентации на уроке...

Информационные технологии, в целом, и презентации, в частности, помогают учителю

урок, начальная школа, учебный процесс, ИКТ, интерактивная доска, ребенок, учебный

учебный материал, урок, учебный процесс, презентация, звуковое сопровождение, классная...

ИКТ на уроках в начальной школе | Статья в сборнике...

урок, начальная школа, ИКТ, ребенок, презентация, познавательная деятельность учащихся, внеклассная работа, интерактивная доска, образовательный процесс, познавательная деятельность.

Использование ИКТ на уроках математики в 1 классе

урок, начальная школа, учебный процесс, ИКТ, интерактивная доска, ребенок, учебный материал, русский язык, метод обучения, процесс обучения. Применение ИКТ технологий в учебном процессе начальной...

Информационно-коммуникационные технологии в начальной...

Информационно-коммуникационные технологии в начальной школе на уроках окружающего мира.

Надо отметить, что для проведения уроков с использованием ИКТ учителю необходимо самосовершенствование, умение пользоваться современными...

Использование мультимедийных технологий в начальной школе

Применение ИКТ в образовательном процессе позволяет решать одну из важных задач обучения — повышение уровня знаний.

На уроках с применением презентации используется один из главных принципов — фасциация (принцип привлекательности), благодаря которой...

урок, начальная школа, ИКТ, ребенок, презентация...

урок, начальная школа, учебный процесс, ИКТ, интерактивная доска, ребенок, учебный материал, русский язык, метод обучения, процесс обучения. Мультимедийная презентация как эффективное средство...

Применение ИКТ технологий в учебном процессе начальной...

Работая учителем начальных классов, провожу уроки русского языка, математики, литературного чтения, окружающего мира и другие с

Применение интерактивной доски позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения на разных этапах урока [6, c.27]

Мультимедиа презентации как метод обучения | Статья в журнале...

- Роль и место презентации на данном уроке, на данном этапе урока.

Основные термины (генерируются автоматически): учебный материал, урок, учебный процесс, презентация, звуковое сопровождение, классная доска, образовательный процесс, программное...

Использование информационно-коммуникационных...

Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе.

- привлечение к работе пассивных учеников; - повышение интенсивности учебного процесса

и готовность учителя к проведению уроков с использованием ИКТ, осознанное...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Эффективность использования презентации на уроке...

Информационные технологии, в целом, и презентации, в частности, помогают учителю

урок, начальная школа, учебный процесс, ИКТ, интерактивная доска, ребенок, учебный

учебный материал, урок, учебный процесс, презентация, звуковое сопровождение, классная...

ИКТ на уроках в начальной школе | Статья в сборнике...

урок, начальная школа, ИКТ, ребенок, презентация, познавательная деятельность учащихся, внеклассная работа, интерактивная доска, образовательный процесс, познавательная деятельность.

Использование ИКТ на уроках математики в 1 классе

урок, начальная школа, учебный процесс, ИКТ, интерактивная доска, ребенок, учебный материал, русский язык, метод обучения, процесс обучения. Применение ИКТ технологий в учебном процессе начальной...

Информационно-коммуникационные технологии в начальной...

Информационно-коммуникационные технологии в начальной школе на уроках окружающего мира.

Надо отметить, что для проведения уроков с использованием ИКТ учителю необходимо самосовершенствование, умение пользоваться современными...

Использование мультимедийных технологий в начальной школе

Применение ИКТ в образовательном процессе позволяет решать одну из важных задач обучения — повышение уровня знаний.

На уроках с применением презентации используется один из главных принципов — фасциация (принцип привлекательности), благодаря которой...

урок, начальная школа, ИКТ, ребенок, презентация...

урок, начальная школа, учебный процесс, ИКТ, интерактивная доска, ребенок, учебный материал, русский язык, метод обучения, процесс обучения. Мультимедийная презентация как эффективное средство...

Применение ИКТ технологий в учебном процессе начальной...

Работая учителем начальных классов, провожу уроки русского языка, математики, литературного чтения, окружающего мира и другие с

Применение интерактивной доски позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения на разных этапах урока [6, c.27]

Мультимедиа презентации как метод обучения | Статья в журнале...

- Роль и место презентации на данном уроке, на данном этапе урока.

Основные термины (генерируются автоматически): учебный материал, урок, учебный процесс, презентация, звуковое сопровождение, классная доска, образовательный процесс, программное...

Использование информационно-коммуникационных...

Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе.

- привлечение к работе пассивных учеников; - повышение интенсивности учебного процесса

и готовность учителя к проведению уроков с использованием ИКТ, осознанное...

Задать вопрос