Электронные ресурсы в современном образовательном процессе
Авторы: Овсянникова Светлана Александровна, Хаустова Валентина Николаевна, Лукьянченко Алла Анатольевна, Мальцева Наталья Николаевна
Рубрика: 3. Система образования
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, ноябрь 2013)
Дата публикации: 31.10.2013
Статья просмотрена: 912 раз
Библиографическое описание:
Овсянникова, С. А. Электронные ресурсы в современном образовательном процессе / С. А. Овсянникова, В. Н. Хаустова, А. А. Лукьянченко, Н. Н. Мальцева. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2013. — С. 42-44. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/97/4399/ (дата обращения: 16.12.2024).
Технологии электронного обучения все чаще и чаще используются в образовательном процессе. На рынке учебников электронные ресурсы начинают успешно конкурировать с традиционными печатными учебными изданиями.
Среди инновационных средств, позволяющих эффективно формировать профессиональную компетентность, большие возможности представляют электронные учебные пособия (ЭУП).
Электронный учебник (ЭУ) — это не электронная версия бумажного учебника, а обучающая среда, содержащая в себе материалы информационного, обучающего, контролирующего и практического направлений. Электронные ресурсы встречаются в следующих: текстах, практикумах, картах, учебных видеофильмах, компьютерных программах на компакт-дисках, базах данных на веб-сайтах и т. п. Учебники выполняют две основные функции:
являются источником учебной информации, раскрывающей в доступной для обучаемых форме предусмотренное образовательными стандартами содержание;
выступают средством обучения, с помощью которого осуществляется организация образовательного процесса, и, конечно же, самообразование школьников.
Анализ научной литературы позволил нам выявить два вида электронных учебников:
1) учебник с высокой динамикой иллюстративного материала, представляющий собой уже ставший традиционным учебник по предметной области, которой является независимым и неизменяемым. Наряду с основным материалом он содержит средства интерактивного доступа, средства анимации и мультипликации, а также видеоизображения, в динамике демонстрирующие принципы и способы реализации отдельных процессов и явлений. Он используется на персональных компьютерах или в локальных компьютерных сетях и распространяется на CD-ROM;
2) Internet-учебник, учебник, открытый и имеющий ссылки на внешние источники информации, базы данных и знаний электронный учебник, размещаемый на одном из серверов глобальной компьютерной сети. [2]
К достоинствам электронного учебника можно отнести:
- систематизация представления всего комплекса учебного предмета;
- содержательная часть учебного материала представляется в виде текста, звука, анимации, видео и графики, что существенно повышает запоминание новой информации;
- кроме того, только в электронном учебнике можно показать в динамике изучаемые объекты, используя эффекты анимации интерактивные модели, диаграммы и схемы. Что, естественно влияет на эмоциональное восприятие учебного материала, а также повышает мотивацию обучающегося к изучению предмета;
- психологически удобный вариант усвоения (темп работы и сложность), при необходимости возврат к ранее изученному или предложенному, то есть идет процесс самообразования;
- позволяет быстро проверить знания учащихся по изученной теме;
- экономически выгодное издание, вариативно в хранении, не боятся износа и старения.
Конечно, есть и недостатки. Это:
- текстовая информация в электронном виде читается очень тяжело, учащийся быстро устает;
- разобщение учитель-ученик. [2]
При создании электронного учебника в первую очередь должны быть определены цели его создания, то есть, для кого будет создан учебник, и кто им будет пользоваться. Затем нужно составить тщательно продуманный, последовательный и обоснованный план деятельности по его созданию. Нужно придерживаться следующей последовательности:
1. Определение целей и задач разработки.
2. Разработка структуры электронного учебника.
3. Разработка содержания по разделам и темам учебника.
4. Подготовка сценариев отдельных структур электронного учебника.
5. Реализация.
6. Корректировка содержания электронного учебника по результатам апробации.
7. Подготовка методического пособия для пользователя.
В настоящее время среди основных требований при создании электронных учебников для образовательного процесса: научности, доступности, проблемности, большое внимание уделяется наглядности обучения — чувственному восприятию изучаемых объектов, так как наглядность обучения при использовании компьютерных программ имеет существенные преимущества.
Независимо от способа реализации электронного учебник представляет собой новый уровень подачи учебного материала за счет:
- гипертекста — многообразия систем связей между фрагментами учебного материала (в конечном итоге обеспечивающего семантическое единство курса в рамках предметной области), включая глоссарий и справочный аппарат;
- мультимедийное — использования эффективных средств представления учебного материала (реалистичного или синтезированного);
- интерактивности (включая виртуальный практикум), позволяющей осуществить ознакомление и тренинг по выполнению действий и формированию предусмотренных компетенций;
- самоконтроля знаний и навыков;
- системы поиска информации, обеспечивающей удобство работы с курсом. [1]
Необходимо четко определить отличительные признаки электронного учебника от печатного.
1. Каждый печатный учебник (на бумажном носителе) рассчитан на определенный исходный уровень подготовки учащихся и предполагает конечный уровень обучения. По многим общеобразовательным предметам имеются учебники обычные (базовые), повышенной сложности, факультативные и др. Электронный учебник по конкретному учебному предмету может содержать материал нескольких уровней сложности. При этом все они будут размещены на одном лазерном компакт-диске, содержать иллюстрации и анимацию к тексту, многовариантные задания для проверки знаний в интерактивном режиме для каждого уровня.
2. Наглядность в электронном учебнике значительно выше, чем в печатном. Наглядность обеспечивается также использованием при создании электронных учебников мультимедийных технологий: анимации, звукового сопровождения, гиперссылок, видеосюжетов и т. п.
3. Электронный учебник обеспечивает многовариантность, многоуровневость и разнообразие проверочных заданий, тестов. Электронный учебник позволяет все задания и тесты давать в интерактивном и обучающем режиме. При неверном ответе можно давать верный ответ с разъяснениями и комментариями.
4. Электронный учебник является мобильным: при его создании и распространении выпадают стадии типографской работы. Электронные учебники являются по своей структуре открытыми системами. Их можно дополнять, корректировать, модефицировать в процессе эксплуатации
5. Доступность ЭУ выше, чем у печатных. При спросе на ЭУ легко можно увеличить его тираж, можно переслать по сети.
6. Для обеспечения многофункциональности при использовании и в зависимости от целей разработки электронные учебники могут иметь различную структуру. Например, для использования на уроках можно создавать электронный учебник, поддерживающий школьную программу по конкретному предмету и учебный материал подавать согласно имеющемуся тематическому планированию. Можно разрабатывать электронный учебники без привязки к тематическому планированию, а просто следуя учебному плану по конкретному школьному курсу. Можно создавать электронные учебники по принципу вертикального изучения учебного материала. [2]
Следует отметить, что электронный учебник должен не просто повторять печатные издания, а использовать все современные достижения компьютерных технологий.
При использовании электронных средств обучения, можно выделить три основных подхода: педагогический, информационный и личностно-ориентированный. Педагогический подход основан на необходимости реализации в учебном процессе различных дидактических целей (характер представления окружающей действительности, организация разнообразных видов учебно-познавательной деятельности, осуществление мотивационных, учебно-воспитательных и контрольно-корректирующих функций и т. п.).
Информационный подход направлен на создание такой обучающей среды, в которой при использовании определенных педагогических технологий происходит процесс познания, интеллектуального развития школьника.
Личностно-ориентированный подход нацелен на соответствующие качества личности обучающихся, которые развиваются в ходе грамотно организуемой деятельности.
Электронный учебник необходим, прежде всего, для развития дистанционных форм обучения. Именно Интернет делает его доступным из практически любой точки мира. Кроме того, электронный учебник существенным образом наполняет новым содержанием, обогащает традиционные формы обучения, так как позволяет включать в него огромное количество учебных и наглядных материалов и способствует развитию качественно новых методик преподавания.
Электронные учебники могут быть использованы на всех уровнях образования: в школах и колледжах, институтах и университетах, для повышения квалификации. Поэтому электронные учебники сегодня активно разрабатываются и используются в образовательном процессе. Учителя могут использовать учебники как программное приложение для электронной доски, наглядное пособие для проектора и как интерактивный тренажер. Главное, чтобы учитель перестал быть только «говорящей головой». Его предназначение должно неукоснительно меняться и состоять в том, чтобы стимулировать и корректировать познавательную и креативную деятельность учащихся.
Электронный учебник предоставляет уникальную возможность для индивидуальной работы и творческого развития школьников: материал скомпонован таким образом, что увлекает детей и вызывает у них интерес и желание добиться успеха самостоятельно. Родители вместе с ребенком в любое время могут проверить уровень усвоенного им материала и подготовленность к изучению новых тем также в интерактивном режиме
Литература:
1. А. В. Хуторской. Электронный учебник / Интернет в школе: Практикум по дистанционному обучению. — М: ИОСО РАО, 2000. — 304 с.
2. Зуев Д. Л. Учебник // Российская педагогическая энциклопедия. — Т.2 / Гл. ред. В. В. Давыдов. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. — С.480–482.
3. Гречихин А. А., Древс Ю. Г. Вузовская учебная книга: Типология, стандартизация, компьютеризация. М.: Логос, 2000.
4. Интернет-обучение: технологии педагогического дизайна / под ред. кандидата пед. наук М. В. Моисеевой. — М.: Издательский дом «Камерон», 2004. — 216 с.
5. Зимина О. В., Кириллов А. И. Рекомендации по созданию электронного учебника.// http://www.academiaxxi.ru/Methodics.html.
6. Зайнутдинова, Л. Х. Создание и применение электронных учебников (на примере общетехнических дисциплин) / Л. Х. Зайнутдинова. — Астрахань: Изд-во ЦНТЭП, 1999. — 363 с.