Создание кукольного образа младшими школьниками на занятиях в детском театре кукол
Автор: Асташова Анна Геннадьевна
Рубрика: 6. Внешкольная педагогика
Опубликовано в
III международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2013)
Статья просмотрена: 3269 раз
Библиографическое описание:
Асташова, А. Г. Создание кукольного образа младшими школьниками на занятиях в детском театре кукол / А. Г. Асташова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2013. — С. 98-101. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/71/3972/ (дата обращения: 16.11.2024).
Образ не может быть идеей, но может играть роль знака или, точнее, сосуществовать с идеей в знаке.
Клод Леви-Строс
Кукольный театр принято считать синтетическим видом искусства в силу того, что в нем гармонично сливаются и изобразительная деятельность, и музыка, и литература. Первое знакомство с куклами можно провести для детей в детском саду. Начинать играть куклами в кукольном театре рекомендуется детям в младшем школьном возрасте. Именно тогда им больше нравится играть с куклой за ширмой, чем выступать самим на большой открытой сцене перед публикой. Юные кукловоды охотно отдают свои слова и поступки тряпичному герою и, прикрываясь им, свободнее выражают себя.
Кукольный театр нельзя назвать простой игрой, это еще и отличное средство для активного развития речи, логики мышления, расширения словарного запаса, развития творческих возможностей ребенка и его воображения. Зачастую, забывая о проверенных временем играх, которые развивают ребенка, родители делают ошибку, отдавая предпочтения новым изобретениям в игрушечном мире, Интернету, компьютерным играм и телевизору. Как результат всего этого ребенок может стать малообщительным и испытывать трудности при формулировке и озвучивании самых простых своих мыслей. Хороший способ избежать этой проблемы — детский кукольный театр. Театр поможет обучить младшего школьника правильно вести диалог, научит его находить выход из сложных ситуаций, которые так часто встречаются в жизни. Кроме всего прочего, все события, что происходили с ребенком за ширмой, сохраняться в его пытливой детской памяти как яркие воспоминания. Юный кукловод сам сможет понять, что ни один робот, приставка или какие-либо другие игрушки из мира новых технологий не смогут подарить ему ощущения волшебства, которое дает ему театр. При всем этом ребенок дополнительно учится общаться, творить и играть с другими детьми.
Кукол-актеров детского кукольного театра сейчас не проблема купить в магазине, но есть вариант сделать их вручную самим. Например, их можно связать или переделать для кукольной постановки простые куклы или мягкие игрушки. Один человек вполне может управлять одной — двумя куклами. Немаловажную роль играет в кукольном театре ширма, за которую можно все спрятать. Благодаря ширме ребенок чувствует себя в безопасности и не стесняется. Чаще всего ребенок на самом деле верит, что зритель не может понять, кто говорит за куклу, и учится говорить разными голосами, таким образом, входя в роль.
Целью данной работы является: определить важность создания достоверного кукольного образа в детском кукольном театре младшими школьниками. Объект исследования: театральное внешкольное образование младших школьников. Предмет исследования: тексты сценариев кукольных пьес для детского кукольного театра, перчаточные и тростевые куклы. Задача исследования: раскрыть особенности создания кукольного образа в детском театре кукол младшими школьниками.
Театр кукол — вид театра, представлений, в которых действуют куклы (объёмные и плоские), приводимые в движение актёрами-кукловодами, чаще всего скрытыми от зрителей ширмой [9]. Аксессуарами детского кукольного театра являются: ширма, декорации, реквизит и куклы.
Кукла — сделанное из тряпья, кожи, битой бумаги, дерева подобие человека, а иногда и животного [3]. В детском театре кукол используются в основном марионетки и перчаточные куклы. Реже — тростевые куклы. Для показа спектакля недостаточно знать текст сценария и держать в руках яркую куклу. Важно умело создать кукольный образ персонажа.
Образ — подобие кого-либо, чего-либо [5]. В. И. Даль даёт несколько другое определение понятию образ — «вещь подлинная, истинная, или снимок с нея, точное подражание ей, вещь примерная, служащая мерилом, для оценки ей подобных». [1, ст.1581].
Выяснить абсолютно все особенности хотя бы одного конкретного кукольного образа персонажа или произведения кукольного пространственно-временнoго искусства нереально. По крайней мере, с позиций диалектической философии. Так как любое явление (объект, процесс, функция и т. д.) с точки зрения диалектической философии имеет практически неисчерпаемое, бесчисленное количество свойств. Изначально свойства — это никому не известные, потенциальные (скрытые) способности любого явления к чему-либо конкретному. Однако множество свойств любого явления хоть и неисчерпаемое, но не беспредельное. Оно ограниченное множество, то есть окруженное, огороженное определенными границами.
Потенциальные свойства явления в определённых условиях превращаются в его явно данные — уловимые, обнаруживаемые, измеримые или ощутимые — его особенности. В таких случаях философы говорят, что потенциально (скрыто) существующие свойства явления переходят в форму реального существования в качестве его особенностей. А условия, при которых этот переход происходит — взаимодействия и/или односторонние действия одного явления с другим или с другими явлениями [4, с. 66–69].
Актёр и театральный педагог Сергей Владимирович Образцов считает, что особенности любого явления — это его уже проявившиеся свойства.
По его мнению, каждый конкретный кукольный образ персонажа и в целом художественное произведение имеет, как и любое другое явление, огромное, но ограниченное количество свойств. Оно предопределено, во-первых, свойствами элементов конкретного образа персонажа.
Во-вторых, свойствами, которые возникают из-за многих организованных взаимодействий, односторонних действий и некоторых взаимонедействий между элементами образа персонажа.
В-третьих, свойствами, появляющимися в результате множества упорядоченных взаимодействий, односторонних действий и некоторых взаимонедействий между образом персонажа:
а) с другими образами персонажей (если они имеются в системе спектакля, фильма и т. д.);
б) с чрезвычайно большим количеством объектов и процессов окружающей среды, в которой «живут» персонажи. Например: с предметами игрового реквизита, с множеством элементов (деталей) декораций, музыкальным, шумовым, цветосветовым и любым другим статичным или динамическим сопровождением сюжетных происшествий или событий спектакля, фильма и т. п.
Но самые важные свойства кукольного образа персонажа и спектакля, фильма и т. д. складываются в результате взаимодействий, односторонних действий и некоторых взаимонедействий со сторонними явлениями. В первую очередь здесь имеются в виду активные отношения образа персонажа и в целом произведения с каждым зрителем, с конкретной группой зрителей и с другими случайными явлениями [6, с. 214].
Отличительным свойством именно театральной куклы актер и драматург Е. В. Сперанский выделил актерское действие как акт сознательный, целенаправленный: «Театральная кукла действует сама, направляемая физическим усилием и творческой фантазией человека-актера. В его руках она «живет», совершает целесообразные поступки» [8].
Режиссер и актер Е. С. Деммени отмечал: кукла — это скульптурное отображение замысла драматурга, правильно понятое и решенное художником: «В каких актерах, как не в куклах, можно с исчерпывающей полнотой подчеркнуть удивительные вешние данные миргородских друзей? Головы «редькой хвостом вверх» и «хвостом вниз», рот «ижицей» и т. п».. Однако, далее он отмечает, что не надо забывать о том, что дополнительные средства выразительности — это лишь помощь актеру в создании идеального образа: «Эти внешние черточки, воспроизведенные в кукольных масках, дадут актерам <…> возможность воплотить их на кукольной сцене» [2].
Известный польский театровед Х. Юрковский, понимая под театральной куклой «предмет, изготовленный человеком, приспособленный для движения и жестов, употребляемый актером или аниматором для создания сценического персонажа», указывает на то, что театральную куклу всегда надо рассматривать как знак, что позволяет ему сформулировать четыре принципа, проецируемые на театральную куклу:
1. Участие театральной куклы в ритуально-обрядовых практиках позволяет рассматривать ее как иллюстрацию текста рассказчика, жреца, шамана и т. п.
2. В XVII — XVIII вв. в ряде европейских театров (Зальцбургская опера и др.) кукла принимает черты театра живого актера, т. е. является олицетворением, подобием человека.
3. В начале ХХ в. кукла вырабатывает свою знаковую систему, начинает говорить на своем собственном языке художественной выразительности, не заимствуя образы из смежных областей, а создавая свои собственные.
4. Дифференциация средств кукольного искусства ведет к выделению театра кукол в отдельный вид театрального искусства [10, С. 99–102].
В подобном ракурсе рассматривает эволюцию театральной куклы Н. Ф. Райтаровская: от куклы как источника метафорических образов и марионетки как модели человеческого существа через выявление особенностей специфики сценического марионеточного стиля к прямому противопоставлению театра марионеток театру живого актера [7].
Приобщаясь с раннего детства к театральному искусству, ребёнок внимательно наблюдает за поведением различных сказочных героев, сопереживает им, смеется вместе с ними, представляет себя на их месте. Часто дома в кругу сверстников он заново проигрывает запомнившиеся сказки посредством кукол, домысливает действия главных героев, вносит своё видение в их поведение. Это говорит о том, что ребёнок начал творить, в нём развивается стремление перевоплощаться. Мысленно он проецирует сказочные образы, зародившиеся в его мозгу, на их подобие в действительности, у юного фантазёра возникают идеи о появлении в реальности придуманных персонажей. И прекрасной возможностью воплотить все нереализованные мечты становится детский кукольный театр.
На занятиях в детском кукольном театре многим ребятам младшего школьного возраста впервые предоставляется возможность взять в руки театральную куклу. Кукла еще не двигается, но уже имеет свой неповторимый образ. Он складывается из нескольких составляющих, которые формируются с самого начального этапа работы с куклой — её изготовления.
При изготовлении перчаточной куклы по технологии «Папье-маше» важно акцентировать внимание ребенка на показе характерных черт лицевой части кукольного персонажа: объемный пятак у поросенка, рожки у овцы или ягненка, овальные глаза на макушке у лягушки. С помощью отдельных частей головы можно подчеркнуть настроение или характер кукольного героя. Так, ушки торчком у зайца могут сказать о живости героя, а повисшие уши — придают образу грусть. Лысина на голове у куклы подчеркнет старость, а взъерошенность сделает образ легкомысленным, а нередко и неряшливым. Длинный нос — признак любопытства, а толстые щёки присущи любителю поесть и лентяю.
Особое внимание при создании кукольного образа следует уделить выражению лицевой части головы. Румяные щёки на лице женского персонажа, также как и закрученные вверх усы мужского будут символизировать дородность, задор и залихвачество. Узкие глаза будет иметь хитрый или злой герой, ведь не зря они присущи лисе. Веснушки на лице могут стать как признаком беззаботности (Скоморохи, Колобок), так и сказать о том, что герой не из дворянского сословия (Чиполлино, Мальчик с пальчик). Нарисованные морщины придадут кукольному лицу признаки старости.
Когда кукольная голова готова и юный автор куклы приступает к следующему этапу — изготовлению костюма — необходимо напомнить ему о том, что одежда куклы должна соответствовать колориту национального костюма сказки. Одежда должна быть контрастных тонов, ведь движения куклы в отличие от живого актера во многом ограничены, а введение контрастов в одежду делает пространство сцены более насыщенным. И здесь выявляется одна важная деталь: почти всегда куклы, изображающие животных, носят человеческую одежду. Это и рубахи или кафтаны на медведе в различных сказках, и платье с фартуком на лисе или козе в русских народных сказках, и свадебный наряд из платья и фаты на свинье в грузинской сказке «Полторы горсти». Волшебные способности сказочного героя подчеркиваются при помощи обилия блестящих элементов в костюме.
Особенно выразительной делает куклу её манера двигаться, воплощённая в жизнь мастерством кукловода. Способность оживать — главный признак театральной куклы. Оживление актером куклы издавна считают главным чудом кукольного театра. От того, насколько актеру удастся оживить куклу, создать яркий, неповторимый характер, зависит успех или неуспех спектакля. Когда новичок берет в руки куклу и пробует управлять ею, движения получаются бессмысленные, случайные, ничего не выражающие. Поэтому юный актер сначала овладевает техническими навыками вождения куклы. Учится держать ее на определенном уровне, не проваливая и не завышая по отношению к краю ширмы, привыкает носить ее вертикально, не наклоняя на себя или в какую-нибудь другую сторону. Затем пробует передать походку куклы: отрабатывает повороты, поклоны, простейшие гимнастические и танцевальные движения.
Одновременно актер тренирует свое внимание, постоянно следя глазами за движениями куклы. Его фантазия начинает подсказывать кукле все новые и новые движения и позы в зависимости от внешности персонажа и обстоятельств, в которых он действует. Наблюдательность и способность контролировать себя помогают актеру найти верное поведение куклы.
Работа над речью кукольного героя не менее сложна для актера, чем поиск и отбор выразительных движений куклы. Сделать слова героя живыми, добиться полного впечатления, что кукла не только движется, но и говорит «сама»,— все это дается не сразу.
Актер, особенно в кукольном театре, часто вообще не учит роль наизусть. Слова запоминаются как бы сами собой в процессе репетиций и размышлений о роли. Каждая фраза текста рождает ряд вопросов. Для чего персонаж произносит эту фразу? К кому обращены его слова? Совпадают ли его внутренние намерения с содержанием слов? Говорит персонаж искренне или обманывает, скрывает за словами насмешку или обиду? И какое вообще у него настроение в этот момент?
Во время репетиций у актера происходит постепенное проникновение во внутреннюю жизнь персонажа. Бывает, в чтении роль начинает получаться, а вот с куклой слова пока еще не сливаются. Не верится, что произносит их именно эта кукла. Изменить голос — слишком грубо и примитивно. Лучше искать манеру разговаривать, думать, смотреть, свойственную персонажу с такой внешностью, возрастом и складом характера. Глаза актера пытливо устремлены на куклу. Вот в этом месте будет убедительнее, если кукла перед фразой сделает небольшой рывок вперед и протянет руки. А в другом месте кукла должна молча опустить голову, подождать, пока найдутся силы превозмочь что-то в себе, и только после этого вновь поднять голову и начать говорить. В одном месте слова и движения куклы будут одновременны, в другом раздельны, в третьем будет только речь или движение. Сотни раз актеру придется пробовать различные варианты, отыскивая лучший. Много внимания потребует также работа с открывающимся ртом куклы. Ведь речь и открывание рта должны происходить одновременно. И только через несколько недель ежедневной репетиционной работы появится непринужденность актерской игры, живость и естественность речи, ее слитность с внешним обликом и движениями куклы.
Работа кукольного актера над созданием кукольного образа — большой и сложный труд. От кукольника требуется, чтобы по голосу, ясности произношения, умению перевоплощаться в исполняемого персонажа он ничем не уступал актеру драматического театра, но в то же время еще отлично владел куклой. Труд юного кукловода тяжелый в прямом смысле этого слова. Каждая кукла имеет свой вес. Чем крупнее кукла, тем больше ее тяжесть. Около получаса длится детский кукольный спектакль, и все это время актеры держат над собой тяжелых кукол. И не просто держат, а управляют ими. Труд актера-марионеточника еще утомительнее. Куклы сделаны из дерева, к ступням ног прикреплен для тяжести свинец. Кукла держится все время на весу, она не может по-настоящему стоять на полу. Как только вага опускается, марионетка сникает и падает. Кроме того, вагу приходится держать все время на вытянутых руках, иначе кукла будет касаться задника.
Наибольшую полноту и яркость кукольному образу придают атрибуты сценического пространства: реквизит и декорации. Актеры кукольного театра очень часто участвуют в перестановке декораций между картинами, особенно в спектаклях, построенных по принципу игры, когда актеры выступают и за ведущих, и за кукловодов, и за рабочих сцены. Актерам кукольного театра приходится иногда работать с куклой в самых неудобных позах: на цыпочках, на коленях, лежа. Нередко актеру приходится водить сразу двух кукол или весь спектакль быть помощником при другом актере—держать трости его куклы, носить за ней длинную мантию.
В кукольном театре вообще очень велик объем всякой вспомогательной работы во время спектакля. Бывает, что юный актер, кроме своей основной роли (а иногда это две основные роли, если персонажи не встречаются по ходу действия), ведет еще две-три куклы в эпизодах или массовке, подает в свободные минуты дубли, реквизит, убирает и ставит какие-то детали декорации.
В современных кукольных спектаклях актеры могут появляться перед ширмой. И не только в качестве ведущих. Они на глазах у зрителей играют куклами, выступают в качестве персонажей спектакля. И не только в тех сказках, где есть роли великанов. Актеры действуют на сцене рядом с куклами. Они могут появляться то в огромных, надетых на всю голову масках, то в нарядных театральных костюмах. Это вносит разнообразие в кукольные постановки, делает спектакли ярче, зрелищнее.
Рассмотрев особенности создания кукольного образа младшими школьниками для детского кукольного театра, можно прийти к выводу о том, что кукольный образ состоит из нескольких составляющих, реализуемых при изготовлении куклы: идеи образа, как первоначального этапа, и последующих — создания выражения лицевой части куклы, создания характерных особенностей головы, специфики костюма, приведения куклы в движение за ширмой, наделением кукольного героя речью, организацией взаимодействия куклы с реквизитом и декорациями спектакля.
Все этапы очень важны при формировании кукольного образа младшими школьниками, ведь они взаимосвязаны и неотделимы друг от друга. Оттого, создавая образ полюбившегося сказочного героя, ребенок приобретает не только знания прикладного характера, но и гармонизирует свою личность, в нем раскрываются дремлющие актерские способности. И, чем больше труда, творчества, фантазии и терпения юный кукловод вложит в создание кукольного образа, тем интереснее получится персонаж, ярче — спектакль, громче — аплодисменты благодарных зрителей.
Литература:
1. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка, т.2 — М.: Прогресс, Универс, 1994. — 912 ст.
2. Деммени Е. С. Куклы на сцене. — М.-Л., 1949. — 84 с.
3. Кукла/ Режим доступа: http://tolks.ru/tolkovanie_slova
4. Лукьянов И. Ф. Сущность категории «свойство». — М.: Мысль, 1982.
5. Образ/ Режим доступа: http://slovorus.ru/index.php
6. Образцов С. В. Моя профессия. — М.; Искусство, 1950.
7. Райтаровская Н. Ф. Марионетка в истории русского театра кукол. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. — М., 1988.
8. Сперанский Е. В. Повесть о странном жанре. — М., 1971. — 240 с.
9. Театр кукол/ Режим доступа: http://vseslova.com.ua/word
10. Юрковский Х. Четыре принципа// Театр. — 1987. — № 7.