Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 10 августа, печатный экземпляр отправим 14 августа.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №30 (529) июль 2024 г.

Дата публикации: 21.07.2024

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Потапова, Г. Я. Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка / Г. Я. Потапова, Д. В. Тамаревская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 30 (529). — URL: https://moluch.ru/archive/529/116797/ (дата обращения: 27.07.2024).

Препринт статьи



В данной статье говорится о важности кукольного театра в жизни дошкольника, о его влиянии на развитие различных познавательных процессов.

Ключевые слова: дошкольное детство, игровая деятельность, кукольный театр, творческая свобода детей, детская инициатива.

Дошкольное детство — это удивительное время в жизни ребенка. Именно в этот период дети знакомятся с окружающим миром, узнают значение многих природных явлений, учатся общаться со сверстниками и играть. Все эти процессы в жизни ребенка происходят через ведущий вид деятельности — игровой. Благодаря играм у дошкольников зарождаются первостепенные азы общения со сверстниками, они учатся подчинению своих импульсивных желаний игровым правилам, в полной мере развивает все психические процессы (восприятие, мышление, речь, воображение, внимание, память), расширяя свои познавательные интересы, формирует первые нравственные чувства. Для полноценного познания ребенком окружающего мира необходимо эмоциональное насыщение. Для этого идеальной подходит кукольный театр.

Поскольку, кукольный театр — самая популярная форма детского времяпрепровождения в детском саду. Причина кроется в том, что кукла очень близка ребенку и понятна для восприятия, так как игрушки следуют рядом с малышом с самого рождения. Именно поэтому куклы для детей — настоящие друзья.

Кукольный театр позволяет детям пообщаться с куклами, пожить их жизнью, вместе посмеяться или погрустить.

Важной особенностью театра кукол для педагогики является задействование речевого аппарата у детей в процессе игры. А развитая речь, как известно, ускоряет и упрощает освоение малышом новых знаний, позволяет приобретать более широкий круг друзей и знакомых, что способствует обогащению социального опыта и развитию ребенка как личности, а так же повышает частоту и качество творческих проявлений ребенка.

В процессе театральной постановки дети постоянно общаются, проявляют интерес к собеседникам, находят близких по духу, с кем в последствие становятся друзьями, проявляют интерес к окружающему миру и новым знаниям, расширяют диапазон творческих возможностей.

Настольный театр для младших дошкольников является самым доступным способом театрализованной игры. В этом возрасте происходит первичное освоение режиссёрской театрализованной игры.

Пальчиковый театр позволяет развивать не только речевой аппарат, но и моторику рук. Каждый пальчик с надетым на него героем выполняет отдельную роль. Ребенок самостоятельно действует персонажами на своих пальчиках.

Играя с детьми театральные постановки, мы вносим в жизнь малышей не только новые яркие эмоции и впечатления, но и знания, ведь игра для детей не только способ проведения досуга, но и возможность обучиться чему-то новому. В настоящее время театрализованная деятельность не входит в систему организованного обучения в детском саду. Чаще всего педагоги применяют для праздничных инсценировок или для развлечения детей в детсадовских буднях.

Сейчас в сфере дошкольного образования педагогика ищет пути развития, основанные исключительно на детских видах деятельности, старая свести к минимуму обучение «школьного» типа. А, как известно всем, самый главный вид деятельности детей — игра. Именно на ней и должна строиться педагогическая деятельность, чтобы обучение было более комфортным и понятным для детей.

Театрализованная деятельность имеет в этом плане широчайший спектр возможностей. С помощью театра ребенок проживает ситуации и эмоции, с которыми редко сталкивается в повседневности, учится решать конфликты, находить выход из сложных ситуаций, сочувствовать и сопереживать. Любая детская сказка в глубине своей несет нравственное воспитание, и, проигрывая ее с персонажами театра, ребенок проживает эти эмоции, учится понимать разницу между добром и злом. Любимые персонаж — для ребенка всегда образец для подражания. И проходя вместе со своим героем его путь, преодолевая трудности и страхи, проявляя смелость и уверенность в себе, находчивость, упорство малыш формирует нравственные качества и свою личную картину мира.

Именно ассоциирование ребенка себя с персонажем позволяет педагогам с помощью театрализованных игр оказывать влияние на детей.

Действуя от лица персонажа, ребенок будто бы «надевает» его маску. Это позволяет малышу преодолеть застенчивость и робость, чувствовать себя более смелым и решительным, проявляя свою инициативу, подражая своему герою.

Применение театрализованной деятельности в системе обучения в детском саду решает ряд связанных между собой задач:

  1. Познавательного развития;
  2. Социального развития;
  3. Речевого развития;
  4. Эстетического развития;
  5. Развития движений.

Спектр воспитательных возможностей театрализованной деятельности достаточно широк. Играя, дети через образы, звуки и краски знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии. А возникающие вопросы заставляют их размышлять, анализировать, принимать решения, обобщать и делать выводы.

Также с ментальным развитием крепко связано и развитие речи. Работая над репликами персонажей и общаясь в процессе игры, дети расширяют свой словарный запас, совершенствуют речь, ее грамотность, полноту, интонацию, четкость звуков. Исполняемая роль ставит ребенка перед необходимостью максимально выразительно и грамотно выражаться. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй.

Главной задачей воспитателей является создание условий для развития театрализованной деятельности, возбуждение и поддержание интереса детей к этому виду игры, обеспечение связи с другой деятельностью в педпроцессе.

Атрибутами для театра могут быть игрушки и куклы, готовые настольные театры. Но наибольшую ценность имеют игрушки, изготовленные детьми самостоятельно. Это способствует развитию фантазии, творческих и художественных способностей, умения работать руками. Такие игрушки могут быть сделаны из любых подручных материалов: бумаги, ткани, картона, ваты, природного материала, проволоки и тд.

Внутри своей группы я создала условия для реализации детьми театрализованной деятельности: театральную зону, тематические игры и литературу, различных кукол. Куклы находятся в свободном для детей доступе, и малыши при желании самостоятельно обыгрывают с ними различные ситуации. Внутри игры дети учатся следить за сюжетом представления, дослушивать до конца сказки, развивается эмоциональная отзывчивость на ситуации, происходящие с их героями.

Педагогам очень важно создать такую среду, чтобы дети хотели играть и познавать этот мир вместе со своими друзьями — куклами, и в процессе совершенствовать речь, моторику, внимание и концентрацию, обогащать эмоциональный диапазон, расширять словарный запас, развивать фантазию и творческие способности.

Кукла для ребенка — герой для подражания, именно она может показать ребенку, что он может быть сильным, умным и настойчивым, добрым, отзывчивым и храбрым!

Ведь именно кукла несет в себе важное значение для эмоционального и психического развития детей. В них кроется наше отражение, так как, играя с ней ребёнок реализует свой опыт, пытаясь воспроизводить действия людей, окружающих его. Следовательно, играя, ребенок использует воображение и творческие способности. Играя в кукольный театр дошкольники, сами того не замечая копируют взрослый мир, а кукольные герои выполняет разные роли.

Играйте с детьми! Вызывайте у детей эмоциональную отзывчивость, развивайте творческую инициативу!

Литература:

  1. Мигунова Е. В. Театральная педагогика в детском саду, ТЦ Сфера, 2019 год.
  2. Щёткин А. В. Театральная деятельность в детском саду Мозаика — Синтез, 2018 год.
  3. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду Мозаика — Синтез, 2008 год.


Задать вопрос