Поющее дерево
Автор: Игнатова Мария Александровна
Рубрика: 6. Внешкольная педагогика
Опубликовано в
III международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, март 2013)
Статья просмотрена: 266 раз
Библиографическое описание:
Игнатова, М. А. Поющее дерево / М. А. Игнатова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2013. — С. 119-124. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/68/3539/ (дата обращения: 17.12.2024).
Свирель, как известно, является одним из наиболее древних музыкальных инструментов. Сейчас сложно сказать, на территории какого именно государства появилась первая свирель, но бесспорно одно — инструменты такого типа еще в далекие времена существовали у самых разных народов. Многочисленные упоминания о них встречаются как в древних русских летописях, так и в греческих мифах.
На Руси свирель очень любили за необыкновенную задушевность и теплоту звучания и часто изготавливали из дерева: ивы, орешника, клёна, крушины, ясеня, березы или же черёмухи. То, что для изготовления свирелей применялось именно дерево, является вполне объяснимым.
В древние времена жизнь человека была неразрывно связана с природой: он и природный мир являлись единым целым. Люди старались прислушиваться к природе и ладить с ней, пытались понять ее законы и жить в согласии с ними. Иными словами, они стремились к гармонии с окружающим миром. Благодаря этому, еще в древние времена люди заметили, что деревья благоприятно влияют на организм и настроение человека — они могут успокаивать, исцелять, оберегать, наполнять необходимой жизненной силой и энергией. Неслучайно у каждого народа обязательно найдется несколько красивых легенд о деревьях, в которых последние обязательно предстают в виде одушевленных живых существ. Люди носили амулеты и обереги из дерева для защиты, а поющая свирель, сделанная добрыми руками мастеров-умельцев из древесины, дарила им душевную гармонию.
Сегодня, во времена высоких технологий и тотальной компьютеризации, древний музыкальный инструмент свирель является большой редкостью. Однако это совсем не означает, что богатейшие духовные и музыкальные мировые народные традиции утрачены всеми и навсегда.
Подтверждением тому является тот факт, что в некоторых учебных заведениях: консерваториях, университетах и колледжах сегодня преподают свирель и вводят ее в творческие коллективы. Классы народных духовых инструментов открыты в Львовской государственной консерватории (академии) им. М. Лисенко, в Ереванской Государственной консерватории, в Кемеровском Государственном университете культуры и искусств, Курском колледже культуры.
К сказанному ранее следует добавить и то, что музыкальный инструмент свирель вводится в сочинения известных композиторов и звучит в серьезных концертных программах. Так в Санкт-Петербургской консерватории, на одном из концертов цикла “Санкт-Петербургская консерватория — школа высшего исполнительского мастерства” прозвучало сочинение Родиона Щедрина “Запечатленный ангел”1, созданное композитором для необычного исполнительского состава — смешанного хора и свирели.
Известны также факты, когда современные исполнители на свирели принимали участие в Международных конкурсах и выигрывали их, а также — факты успешной концертной деятельности свирелистов в нашей стране и за ее пределами. В частности, речь идет о сольных концертах студента Ереванской государственной консерватории Карена Григоряна2, об успешной концертной деятельности семейного ансамбля из Москвы “Весенняя свирель”, а также об известном грузинском музыканте — короле саламури3 Нико Надирашвили, объездившим 56 стран мира совместно с легендарным ансамблем Саундже.
Кроме того, ежегодные конкурсы для исполнителей на народных духовых инструментах становятся в наши дни традиционными. Так в 2012 году в Армении проходил IV Республиканский конкурс исполнителей на народных инструментах, где в отдельную номинацию были выделены духовые — дудук, свирель, зурна. А детский фестиваль “Свирель поет”, который проводится в Москве с 2010 года, ежегодно собирает огромное количество свирельных коллективов с разных уголков России — от Северной Осетии и Татарстана до Дальнего Востока.
Как показывает моя педагогическая практика, дети с большим удовольствием занимаются игрой на свирели. С целью популяризации игры на этом музыкальном инструменте в музыкальной школе г. Тында Амурской области несколько лет назад нами был создан ансамбль “Творческая мастерская Лель”. Очень скоро встал вопрос о приобретении музыкальных инструментов для нового коллектива. Для нас было важным, чтобы свирели были выполнены, как и изначально, из дерева и обладали точным строем. Нам хотелось также, чтобы у них был красивый, мягкий, выразительный и певучий тембр-голос. Мы понимали, что найти мастера, который сможет сделать такие свирели, будет непросто.
Воронежская земля всегда славилась своими прекрасными фольклорными коллективами, искусными исполнителями на народных инструментах и народными умельцами. Именно отсюда были отправлены к нам на Дальний Восток свирели мастера Владимира Рыбина. Эти свирели были выполнены из дуба. Они обладали певучими звонкими тембрами и отлично строили (“ладили”) друг с другом, что является ключевым моментом при игре в ансамбле. Очень скоро мы заметили, что наши новые свирели обладают какой-то особой, необъяснимой никакими словами позитивной энергетикой: их не хотелось выпускать из рук. Воронежские гостьи были приятными на ощупь, благоухали лесными запахами и… обладали удивительной способностью “чувствовать” исполнителя, его настроение и отношение к исполняемой музыке. При условии игры “с душой” тембры-голоса свирелей звучали как-то особенно хорошо.
Наше общение с воронежскими певуньями можно охарактеризовать одним словом — радость. Стало ясным, что создавший эти свирели мастер знает, помимо собственно самого процесса изготовления инструмента, какие-то особые и очень важные тонкости, касающиеся глубокого понимания природы, ее негласных мудрых законов и целительной энергетики. Наши инструменты были созданы по-настоящему мудро и с любовью к своему делу. А это означает, что лучшие традиции свирельного дела в России продолжают жить, ведь все настоящее — вечно.
Люди разных стран и народов издавна очень любили свирель за необыкновенную задушевность и теплоту ее звучания. И сегодня, во времена высоких технологий и тотальной компьютеризации, все мы, при желании, имеем прекрасную возможность прикоснуться к богатейшим духовным народным традициям, наполнив свою душу целительной энергетикой поющего дерева.
Литература:
Ерёменко Ю. А. Фольклорный инструмент. Специальность. Предмет по выбору/ Образовательная авторская программа по фольклорному искусству для фольклорных отделений детских школ искусств. — Кемерово, 2012.
Завьялов В. Р., Кузнецов А. Н. Народные инструменты в музыкальных учебных заведениях Воронежа // Народно-инструментальное искусство Воронежа: Сб. статей. — Вып. 1. — Воронеж, ГИК, 1993.
Имханицкий М. И. Современная музыка для русского народного оркестра и задачи воспитания исполнителей: Труды ГМПИ им. Гнесиных. — М., 1976. — Вып. 24.
Соколова Е. В. Образовательная программа дополнительного образования “Игра на свирели”. — Санкт-Петербург, 2011.
Удалов В. Г. Образовательная программа. Ансамбль “Лель”. — Москва, 2007.
Чернышова Л. А. Улыбкотерапия на уроках музыки / Музыка в школе: научно-методический журнал. — № 3, 2011. — Москва. — С. 61–62.
1 Литургия “Запечатленный ангел” была написана Родионом Щедриным в 1988 году по Н. Лескову на канонические церковно-славянские тексты для смешанного хора a’cappella со свирелью (флейтой) в 9 частях и посвящена тысячелетию крещения Руси.
2 См. Статью М. Затикян “Волшебный звук армянской свирели” / “Голос Армении”, №3, май, 2007.
3 В Грузии свирель называют саламури.