Здоровье детей, играющих на свирели | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

VII международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Самара, август 2015)

Дата публикации: 01.08.2015

Статья просмотрена: 1125 раз

Библиографическое описание:

Смирнова, Л. Ю. Здоровье детей, играющих на свирели / Л. Ю. Смирнова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2015. — С. 100-103. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/202/8616/ (дата обращения: 21.11.2024).

Свирель является русским народным инструментом флейтового типа, который относится к разряду наиболее простых для использования музыкальных инструментом. [1]

Приобщение детей в современном нам социуме к игре на свирели оказывает достаточно благотворное влияние на процесс воспитания общего интереса и любви к музыкальному искусству в общем, на процесс развития художественного вкуса подрастающего поколения, формирование и развитие чувства музыки как основы музыкальной грамотности ребенка. Обучение игре на свирели создает предпосылки для формирования любви к прекрасному.

Процесс обучения игре на указанном музыкальном инструменте может быть осуществлен как в рамках обучения на музыкальных занятиях в процессе обучения (общеобразовательные школы, специализированные музыкальные школы), так и при организации внеурочной деятельности.

При организации обучения игре на свирели имеется возможности формирования развития эмоциональной и интеллектуальной сфер жизнедеятельности ребенка, повышение уровня развития воображения, развития общего объема непроизвольного внимание, максимально качественного психологического развития подрастающего поколения, формирования музыкального слуха, умения на более качественном уровне понимать других людей и поддерживать общий интерес к процессу обучения.  [3]

Работа со свирелью способствует сбалансированному развитию вентиляции легких. Это также и дыхательная гимнастика, которая уменьшает риск заболевания астмой, а также служит определенным профилактическим средством для уменьшения частоты астматических приступов. Занятия со свирелью способствуют гипервентиляции мозга. Благодаря этому занятию дети реже болеют острыми вирусными инфекциями, бронхитом, тонзилитом, фарингитом, ангиной.

В процессе работы со свирелью у детей в значительной степени стимулируется работа по другим предметам, развивается пространственное воображение, объем непроизвольного и произвольного внимания. Это вполне объяснимо с точки зрения психологии, так как ключ к умственному развитию ребенка лежит в его эмоциональной сфере, что подкрепляется практическими занятиями обучению игре на свирели.

При анализе имеющегося опыта, в ходе осуществляемых занятий по игре на свирели улучшается имеющийся климат в детском коллективе: дети переживают целый спектр различных эмоций, сопереживают за успехи других, радуются от совместного общения с музыкой, обучающихся при этом охватывает общее эмоциональное состояние. [1]

Дети при занятиях обучению игре на свирели становятся более требовательными по отношению к себе и к другим. При организации их деятельности решаются многие задачи при осуществлении формирования коммуникативной культуры, а также основ взаимодействия детей в коллективе. Сам коллектив становится более дружным, более добрым и интересным.

Процесс изучения нотной грамоты на уроках музыки в рамках обучения по школьной программе в настоящее время в рамках реализации ФГОС нового поколения приобретает практический смысл и становится более доступным. Теоретический материал при обучении детей игре на свирели усваивается постепенно, с помощью различных представленных музыкально-ритмических игр, а также игровых упражнений.  [3]

Здоровье ребенка представляет собой состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие определенных болезней. Такое определение представлено Всемирной Организацией Здравоохранения.

Осуществление процесса развития и максимально качественного укрепления здоровья детей в любом обществе и при любой социально-экономической и политической ситуации представляет собой актуальную проблему и предмет первоочередной важности.

Представленный уровень развития здоровья детей в Российской Федерации определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и, наряду с другими демографическими показателями, составляет элемент общего мониторирования основных проявлений социально-экономического развития страны.  [1]

Одним из существенно значимых параметров, которые определяют здоровье обучающихся заключается в определении состояния душевного благополучия (психологическое здоровье).

Возможно выделить три основных уровня психологического здоровья.

Высшим уровнем психологического здоровья (креативный, творческий) является возможность ребенка устойчиво адаптироваться к окружающей его среде, иметь резерв сил для процесса преодоления различных стрессовых ситуации, а также активного творческого отношения к окружающей действительности. [2]

Средний уровень психологического здоровья (адаптивный) заключается в возможности адаптации ребенка к социуму, по результатам осуществляемых диагностических проверок позволяет определять различные первичные признаки проявляющейся дезадаптации ребенка, повышенную тревожность и дисгармонию.

Низший уровень психологического здоровья (ассимилятивно — аккомодативный) заключается в том, чтобы активно развивать определенные процессы ассимиляции и аккомодации. Оказанная группа детей показывает клинически высокий уровень признаков дезадаптации, повышенную тревожность и общую лабильность нервной системы.

Современные родители в большей степени уделяют внимание физическому здоровью своего ребенка, уделяя лишь небольшое внимание здоровью психологическому.

Обучение игре на свирели дает возможность в процессе непосредственно игровой деятельности повышать уровень здоровьесбережения ребенка.

Свирель как музыкальный инструмент достаточно доступен для любого ребенка. Он удобен в использовании и легок для восприятия заданий педагога при обучении.

Удобство использования свирелей заключается в следующем:

1)      свирели легко держать в руках;

2)      отверстия-пенечки удобно закрывать пальчиками.

Первые три отверстия от мундштука закрываются пальцами левой руки, а с четвертого по шестое отверстие — пальцами правой руки;

3)      звукоизвлечение производится легким певческим дыханием, близким к слогу «ту». [2]

В ходе обучения игре на свирели, ребенок овладевает приемами регуляции глубины и продолжительности вдоха и выдоха непроизвольно, в игровой форме. Игра на данном музыкальном инструменте позволяет контролировать общий процесс правильного или неправильного дыхания: силы выдоха (звук получится очень громким или изменяется его высота (передувание), длины выдоха (длительность извлекаемого звука), или длины самой исполняемой фразы (для более старших детей). [1]

Подобная работа способствует профилактике стрессов у ребенка, поскольку осуществление короткого вдоха и длинного выдоха является достаточно распространенным упражнением для снятия нервных перегрузок. Известно, что в большинстве случаев, во время стресса, дыхание ребенка нарушается — человек дышит быстро и поверхностно, часто задерживает дыхание.  [3]

В тот момент, когда человек (ребенок) начинает нервничать, начинает плохо поступать в мозг кислород и начинают угасать все основные функции организма, то есть ухудшается память, внимание, настроение, увеличивается количество ошибок, ухудшается поведение.

Работа с дыханием с применением игры на свирели создает возможность для расслабления напряженных спастичных групп мышц, что необходимо при общем тонизировании нервно — мышечных волокон, которые составляют речевой аппарат.

Процесс осуществления исполнительской практики на свирели может требовать общего удержания активного речевого органа в определенном положении (игра на свирели может потребовать, чтобы язык делал пробочку, которая впоследствии будет закрывать дырочку в мундштуке; когда ребенок открывает эту пробочку, то звук устремляется наружу, получается, что ребенок, играя на свирели как бы разговаривает на тайном языке, где очень мало букв и все слова одинаковые: «ту, ту, ту»). [2]

Подобное звукоизвлечение создает возможности для активного развития силы мышечных сокращений, участвует в затормаживании сопутствующих содружественных движений (синкинезии), а также позволяет сбалансированно и системно работать над развитием скорости и точности движений артикуляционного аппарата.

Осуществляемое самостоятельное музицирование ребенка на инструменте создает условия для выражения им свои бессознательных переживаний, создает возможности для того, чтобы сделать эти переживания более доступными для осознания и трансформации. Представленные приемы работы (со стрессом, эмоциями) позволяют назвать свирель одним из средств, которое позволяет осуществлять общую корректировку и сохранность психологического здоровья детей. [3]

Необходимо также обратить внимание на тот факт, что свирель выполнена из качественной пластмассы и имеет съемный мундштук, который можно мыть, позволяет выполнять все гигиенические требования, предъявляемые к детским развивающим пособиям. Данный музыкальный инструмент соответствует основным требованиям, предъявляемым к здоровьесбережению.

Игра на свирелях создает условия для значимого терапевтического эффекта, что развивает активность мелкой моторики пальцев, расширяет объем дыхания, развивает слуховые анализаторы, контролирующие качество интонирования, объединяет вокальную и инструментальную техники воспроизведения звука. [3]

Также, не маловажным является тот факт, что с помощью игры на свирели имеется возможность для погружения ребенка в интонационный мир устного народного творчества и осваивать потешки, считалки, дразнилки, заклички.

Знание родной культуры позволяет воспитывать нравственно здоровую личность.

В заключении, хочется выразить надежду, что детям, овладевающим игрой на данном инструменте, свирель поможет открыть радость творчества, будет способствовать обретению уверенности в собственных возможностях и силах, а педагогам данная технология позволит эффективно оказывать помощь в уменьшении уровня общей тревожности, развитии самоконтроля ребенка, мотивации его на достижение успехов, и формирования психологического здоровья у подрастающего поколения.  [2]

 

Ансамбль «Созвездие» МОУ «СОШ № 31 «г. Вологда (руководитель Смирнова Л. Ю.)

Таким образом, занятия на свирели развивают певческое дыхание, музыкальный слух, улучшают интонацию на уроках сольфеджио, а также способствуют профилактике и лечению простудных и легочных заболеваний, что особенно актуально в наше время. Происходит дополнительное развитие моторики, логики и мышления, укрепляется психика и физическое здоровье детей.

 

Литература:

 

1.      Бурмистрова О. И. Обучение игре на свирели. М.: МИР, 2014. — 156 с.

2.      Васильженко А. Л. Здоровье ребенка и игра на свирели. Челябинск, «Гранада — Пресс», 2015. — 98 с.

3.      Дубровская В. Д. Игра на свирели. Екатеринбург, 2013. — 88 с.

Основные термины (генерируются автоматически): свирель, психологическое здоровье, игра, ребенок, музыкальный инструмент, подрастающее поколение, процесс обучения, музыкальный слух, общий интерес, рамка обучения.