Чудо-свирель Эдельвены Смеловой: разновидности и возможности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Музыковедение

Опубликовано в Молодой учёный №4 (39) апрель 2012 г.

Статья просмотрена: 1484 раза

Библиографическое описание:

Игнатова, М. А. Чудо-свирель Эдельвены Смеловой: разновидности и возможности / М. А. Игнатова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 4 (39). — С. 525-530. — URL: https://moluch.ru/archive/39/4648/ (дата обращения: 19.11.2024).

В учебно-практической и творческой деятельности, связанной с музыкальными инструментами Эдельвены Смеловой, мною1, как и многими преподавателями, были отмечены положительные стороны процесса общения детей со свирелью, среди которых выделю следующие:

● формирование устойчивого интереса и любви к музыке и музыкальному творчеству;

● обогащение эмоциональной сферы ребенка;

● интенсивное развитие музыкальных способностей детей;

● заметное улучшение состояния здоровья;

● значительное улучшение речи;

●формирование интуитивной устремленности современного ребенка к игре на свирели, как способу эффективной разгрузки нервной системы и снятию стресса.

Следует отметить, что свирель Эдельвены Смеловой еще двадцать лет назад ярко проявила свое совершенство в качестве естественного и поэтому гармоничного способа приобщения детей к музыке. Наряду с этим, она не перестает удивлять и сегодня, в том числе и достаточно опытных педагогов. Совершенно очевидно, что этот музыкальный инструмент изначально был задуман настолько мудро, что нам еще только предстоит познать и открыть все его возможности.

Дивную и восхитительно певучую японскую мелодию для тростниковой флейты, случайно услышанную детьми и преподавателями “Творческой мастерской Лель”, всем очень захотелось сыграть на свирели. Однако, проанализировав эту мелодию, мы выяснили, что ее основные разделы в тональном плане представляют собой цепь нескольких постепенных модуляций, что в большей степени и способствует необыкновенной красоте этой музыки. Мы понимали, что на соль-мажорной свирели сыграть такую мелодию не сможем, поскольку тональные возможности нашей свирели ограничены.

Однако из далекой Канады к нам уже летела через Атлантический океан посылка, в которой мы обнаружили новые, другие – фа-мажорные свирели! За счет небольшой вставки в саму трубку свирели и других внешне незаметных, но очень умных и функциональных приспособлений, на новой свирели хорошо зазвучали другие тональности – фа мажор и ре минор, к тому же, у этой свирели оказался пусть и совсем немного, но все-таки шире диапазон извлекаемых звуков. Несколько отличался и тембр – он был более мягким и теплым.

Таким образом, наше желание исполнить японскую мелодию для тростниковой флейты на свирели неожиданно осуществилось. Первый раздел мелодии, написанный в тональности си-бемоль мажор, мы сыграли на фа-мажорной свирели. Второй, в тональности соль-мажор, был сыгран на соль-мажорной, а третий и четвертый в тональностях си-бемоль мажор и фа-мажор – на фа-мажорной свирели. К тому же, смена свирелей внесла в процесс исполнения не только интересный тембровый и тональный контраст, но и театральный элемент:























Старинная немецкая легенда (“The piper of Hamelin”) гласит следующее. Очень давно один небольшой немецкий городок был буквально заполнен крысами. Ими кишили улицы и дома, крысы гнездились даже в людских шляпах. К тому же, от этих животных было столько много шума, что люди, общаясь между собой, не слышали друг друга!

Не видя иного выхода, жители злополучного городка обратились к его главе с требованием, чтобы он немедленно изгнал крыс из города. В это время в кабинете мэра появился бродячий музыкант, который уверял, что когда он играет на своей свирели мелодии, все животные следуют за ним. Мэр обрадовался и обещал щедро отблагодарить музыканта, если тот избавит городок от крыс. Музыкант взял свирель и заиграл чудесную мелодию. И произошло чудо: крысы, большие и маленькие, старые и молодые, начали выбегать отовсюду, следуя за играющим на свирели. Они заполнили улицы городка. Музыкант, как и обещал, вывел крыс прочь из города.

И тогда маленький городок наполнился людским смехом и радостью. Люди пели и танцевали прямо на улицах. Мэр тоже был доволен. Когда же перед ним вновь появился бродячий музыкант, которому было обещано щедрое вознаграждение, это вызвало у мэра раздражение. Он бросил музыканту: “Ты взял в руки какую-то дудку и решил, что это стоит щедрого вознаграждения? Держи одну монету! И чтобы я больше никогда не видел тебя в этом городе!”

Бродячий музыкант не стал спорить. Он вышел на улицу, взял свирель и заиграл чудесную мелодию. И тут жители городка снова услышали странный шум. Это был шум убегающих детских ног. Люди увидели, как дети стремительно убегают вслед за бродячим свирелистом далеко в горы – прочь из родного города…

Музыкальная пьеса “The piper of Hamelin” написана мною по мотивам старинной немецкой легенды и символично отражает ее основное содержание. Так, первая тема, выдержанная в характере окрашенного в эпически печальные тона неторопливого рассказа, играет роль вступления-эпиграфа и исполняется на свирели-соло.

Зовная тирольская тема, исполняемая свирелью-соло, в основе которой характерные восходящие квартовые и октавные интонации, символически воплощает появление в городке бродячего музыканта. Следующая за ней, искрящаяся весельем песенная тема в духе ранних песен Ф. Шуберта, также является тематизмом свирелиста и исполняется сольно.

Цитатный материал (“Хорал” из “Детской музыки” Роберта Шумана), вдохновенно исполняемый ансамблем свирелей четырехголосно, символизирует сплоченность детей вокруг бродячего музыканта и их необычайную веру в него. Исполняется цитатный материал с постепенным в плане динамики ослаблением звучности и уходом свирелиста (солиста) и детей (других участников ансамбля) со сцены. На сцене остается один лишь рассказчик, вновь повторяющий грустную сказовую первую тему:































Следует отметить, что при расписывании четырехголосия на соль-мажорную свирель очень часто возникает проблема отсутствия звуков определенной высоты – например, звука до первой октавы и некоторых других. Из-за узкого диапазона инструмента сложно сыграть подобные многоголосные фрагменты ярко, торжественно и “пространственно” широко. Однако и эта ситуация мудро продумана создателем инструмента – в этом случае выходом может стать активное применение других разновидностей свирели – фа-мажорной и, конечно же, звукарика2. Их применение, вне всякого сомнения, в значительной степени способствует обогащению качества звучания многоголосных музыкальных построений.

Сегодня ансамбль свирелей “Творческая мастерская Лель”, концертный репертуар которого включает около 25 произведений, в том числе и достаточно сложных, применяет все виды свирелей Эдельвены Смеловой – соль-мажорную, фа-мажорную и звукарик, что и обеспечивает, в большей степени, наличие новых возможностей и перспектив для активной реализации творческого потенциала нашего коллектива.


Литература:

  1. М. Лукашевич. Это маленькое чудо… / Музыка в школе. – №3, 2011.

  2. Э. Смелова. Свирель поет мелодии детства. – Торонто, Онтарио, 2008. – 22 с.

  3. Э. Смелова. Альтернативные игры. – Торонто, Онтарио, 2012. – 23 с.

  4. E. Smelova. Reed sings. – Toronto, Ontario. – 19 c.

1 Следует отметить, что положительные стороны общения детей со свирелями Эдельвены Смеловой отмечают сегодня многие педагоги, в частности – М. Ю. Лукашевич в статье “Это маленькое чудо…”, опубликованной в журнале “Музыка в школе” (№3, 2011).

2 Свирель Э. Смеловой с 7-ю отверстиями, имеющая полный хроматический звукоряд.

Основные термины (генерируются автоматически): бродячий музыкант, свирель, ансамбль свирелей, соль-мажорная свирель, старинная немецкая легенда, тростниковая флейта, фа-мажорная свирель, цитатный материал, чудесная мелодия, щедрое вознаграждение.


Задать вопрос