Чудо-свирель Эдельвены Смеловой | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Музыковедение

Опубликовано в Молодой учёный №5 (28) май 2011 г.

Статья просмотрена: 4223 раза

Библиографическое описание:

Игнатова, М. А. Чудо-свирель Эдельвены Смеловой / М. А. Игнатова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 5 (28). — Т. 2. — С. 239-247. — URL: https://moluch.ru/archive/28/3212/ (дата обращения: 17.12.2024).

Несколько десятилетий назад талантливым московским музыкантом Эдельвеной Смеловой были созданы чудесная детская свирель и методика игры на ней. Когда свирель попала в руки мне и моим ученикам, никто из нас даже и не предполагал, что последует далее. Первоначально ставились лишь довольно стандартные методические цели: развить певческое дыхание, музыкальный слух, улучшить интонацию на уроках сольфеджио подготовительных групп музыкальной школы.

Однако чудо-свирель настолько пришлась всем по душе, что мы дули в нее с удовольствием весь урок, тем самым постепенно вытеснив из него все остальное – пение, ритмические игры, задания по теории музыки и все остальное. Далее начались еще более интересные вещи – неожиданно для меня чисто и красиво запели все играющие на инструменте, даже самые, как казалось ранее, безнадежные “гудошники”. Дети старались не пропускать уроки сольфеджио и очень быстро разучивали новые пьесы.

Для записи мелодий для свирели я применяла методику Э. Смеловой. Стержневым моментом ее методики является то, что автор предлагает запись музыки, альтернативную нотной. Суть записи музыки по методике Эдельвены Смеловой сводится к следующему. Свирель имеет шесть отверстий. Три первых отверстия (считаем сверху) закрываются пальцами левой руки, остальные три – пальцами правой руки. Цифра 1 означает, что следует закрыть первое верхнее отверстие. Цифра 2 – первое и второе верхние отверстия, цифра 3 – первое, второе и третье верхние отверстия и.т.д. Если все отверстия свирели открыты, то звук обозначается цифрой 0. Под цифрами, заменяющими нотные знаки, записывается ритмический рисунок мелодии. Запись музыки по методике Эдельвены Смеловой представляет собой, таким образом, очень простые и удобные для восприятия ребенка цифровки.

Каждая из цифр соответствует определенному звуку. Так, цифра 1 является нотой “си” первой октавы. Цифра 2 соответствует ноте “ля” первой октавы, цифра 3 – ноте “соль” первой октавы. Цифра 4 соответствует ноте “фа-диез” первой октавы, цифра 5 – ноте “ми” первой октавы. Цифра 6 соответствует ноте “ре” первой октавы, а “0” – ноте “до” второй октавы. Если сильно подуть в свирель при закрытых шести отверстиях (цифра 6), получится звук “ре” второй октавы. Аналогичное явление получается и при закрытых пяти отверстиях (цифра 5) – получается звук “ми” второй октавы. Более подробно с методикой записи мелодий Эдельвены Смеловой можно ознакомиться в ее самоучителях “Свирель поет”, “Свирель звонкая поет”.

Когда я только начинала заниматься свирелями, у нас вообще не было каких-либо нот для этого инструмента. Поэтому для занятий мною были сделаны переложения некоторых народных мелодий и мелодий музыкальных пьес, которые записывались цифрами по методике Э. Смеловой и поэтому выучивались детьми очень быстро. Их исполняли под аккомпанемент фортепиано или синтезатора. А дети все время (каждый урок!) хотели играть новые мелодии. Брать их было совершенно негде.

Делать переложения для свирели – дело нелегкое, ведь этот инструмент ограничен как в диапазоне, так и в своем звуковом составе. К примеру, на свирели вообще нет до-диеза, а самый высокий звук, который можно извлечь красиво – “ми” второй октавы. Нужно было что-то делать. В такой ситуации появилась первая моя музыкальная пьеса, написанная специально для полюбившегося всем нам инструмента – свирели, с учетом всех его возможностей и особенностей. Эту пьесу я назвала “Играем джаз”.

Начало пьесы – веселый диалог двух свирелей: сначала играет одна, затем то же самое – другая. Во втором и третьем эпизодах обе свирели приходят к “единому мнению” и играют вместе. Пьеса должна звучать энергично и весело, а неожиданные акценты и сфорцандо в партии свирели придают звучанию юмористический оттенок.

В среднем разделе одна из свирелей поет меланхоличный задумчивый блюз. Однако эта меланхолия длится недолго – энергия и беззаботность, характерные для этой пьесы в целом, возвращаются в заключительном разделе. При исполнении заключительного раздела можно потопать в такт правой ножкой. А слушатели могут поаплодировать в этот момент. Эта пьеса удивительно позитивна! В ее создании мне очень помогли мои маленькие коллеги, учащиеся музыкальной школы – Кристина Князева и Аделина Логунова, которые воплощали задуманное в самых разных вариантах, когда мы искали самый лучший. Благодаря этому совместному творчеству, из партии свирели было исключено все то, что было технически неудобно исполнять или же не звучало.








М. Игнатова. Играем джаз.

Посвящается Логуновой Аделине и Князевой Кристине.



Пьеса “Играем джаз” была записана для свирелей отдельно – это были такие же ноты, что и выше, но под каждой нотой в партии свирели стояла цифра, соответствующая данному звуку.

Еще одна пьеса, написанная мною специально для свирели – “Индийские Лотосы”. После того, как она появилась, я решила проверить, как пьеса воспринимается слушателями. Судьи были выбраны самые строгие – “Индийские Лотосы” были исполнены на уроке слушания музыки, где дети заполняют небольшие тесты, отражающие их впечатления о прослушанной музыке. После того, как все дети сдали тесты, я обнаружила среди них один пустой. На мой вопрос, почему там ничего не написано, последовал такой ответ: “Эта музыка загипнотизировала меня своей красотой. Поэтому я ничего не смог написать”. Среди названий, придуманных в тот раз для этой пьесы детьми, отмечу “Весеннее вдохновение” и “Волшебные блики”.

“Индийские лотосы” написаны для солирующих свирелей и аккомпанирующего вибрафона. Лучше всего исполнять эту пьесу с подголоском скрипичного тембра синтезатора, дублирующим на октаву выше верхний звук аккордовой вертикали в партии вибрафона, который тянется целый такт (половинными длительностями) в первом разделе, и исполняется четвертями во втором. В заключительном разделе пьесы (последние 4 такта), скрипичный подголосок должен звучать еще на октаву выше, как будто бы растворяясь в воздухе. По задумке автора, вибрафон символично воплощает воду, скрипка – играющий на воде солнечный луч, а свирели – цветущие индийские лотосы.


М. Игнатова. Индийские Лотосы.
Посвящается Эдельвене Смеловой.


Еще одна пьеса, написанная мною для ансамбля свирелей и вибрафона – Японская мелодия “Сакура” (Цветущая вишня).

Начало пьесы – задумчивый разговор двух свирелей, звучащий очень светло и певуче. Особый колорит этой пьесе придает необычное (квартово-квинтовое) тремоло вибрафона, напоминающее звучание восточного ударного музыкального инструмента. В средней части пьесы ансамбль свирелей исполняет соло с трелями, на фоне яркого колокольчикового сопровождения вибрафона. В этой части в сопровождении необходимо добавить аккордовый фон, используя синтезатор. Для этого лучше всего подойдет скрипичный тембр, как наиболее светлый и теплый.

“Сакура”, как и все мои пьесы, исполнялась в самых разных вариантах. Для исполнения этой пьесы мы привлекали блок-флейты, синтезатор, разные ударные музыкальные инструменты. Следует особо отметить, что мои дети всегда активно и с интересом участвовали в создании новых пьес для свирели – пробовали играть их в разных вариантах, искали на инструменте необычные трели и украшения, иногда немного переделывали мелодии – и эти варианты мы тоже рассматривали. Иногда нами были придуманы выразительные театральные детали, превращавшие исполнение в игру, чаще всего наполненную юмором. Таков, например, “спор-разногласие” двух свирелей в еще одной из наших пьес, напоминающей, скорее, смешную театральную сцену – “Рондо-колапсе”.

Словом, все мы неожиданно как для самих себя, так и для окружающих, превратились в настоящий творческий “источник” – новые пьесы для свирели стали появляться одна за другой, и все они были совершенно разными и по музыке, и по характеру, и по стилю, и по нюансам исполнения, и по исполнительскому составу.

И дети, играющие на свирели, и я так увлеклись творчеством, что было решено создать уникальный ансамбль – Творческую Мастерскую “Лель”. Чудо-свирель Эдельвены Смеловой уже в который раз успешно выполнила свою главную задачу – подобно волшебной палочке, наполнила всех нас Великой Магией – Музыкой, предоставив возможность коснуться ее своей Душой не только слушая, но и самостоятельно исполняя, а также, что не менее важно, активно участвуя в ее создании.




М. Игнатова. Японская мелодия “Сакура”.
Ко Дню Защиты детей – посвящается детям Японии.





Литература:

1.Смелова Э. Свирель поет. – АПН, Москва, 1991. – 16 с.

2.Смелова Э. Свирель поет. – АПН, Москва, 1992. – 16 с.

3.Smelova E. Reed sings. – Toronto, Canada, 1999, 2008. – 32 c.

Основные термины (генерируются автоматически): свирель, пьеса, цифра, октава, запись музыки, нота, партия свирели, эта, музыкальная школа, японская мелодия.


Задать вопрос