Автор: Нимаева Елена Геннадьевна

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

III международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, февраль 2013)

Статья просмотрена: 288 раз

Библиографическое описание:

Нимаева Е. Г. Мотивация учения как одно из условий повышения качества образования в условиях начальной школы [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 113-114.

Чтобы соответствовать высоким стандартам и требованиям современной эпохи, человеку необходимы обширные знания, а также умения осваивать все новые и новые способы познания и виды деятельности. С помощью качественного образования можно вырастить человека мыслящего, творческого, созидающего и гуманного. Задача нашей школы состоит в том, чтобы дать ребенку импульс к творчеству, саморазвитию, раскрыть его дарования.

Определяя мотивацию учения младших школьников, мы используем возможности воспитательной системы, которая позволяет охватить максимальное количество учеников внеклассными мероприятиями. Личность ребенка должна развиваться в целостном педагогическом процессе. В новой социальной ситуации необходимо по-новому строить и воспитательную работу с учащимися. Поэтому вся воспитательная система школы построена на воспитании ключевых компетентностей, которые осуществляются через содержание, методику, форму и технологии воспитательной работы. Наша педагогическая позиция заключается в принятии ребенка как личности, признании его индивидуального своеобразия, его права проявлять свое «Я». Система воспитательной работы разработана с учетом возрастных особенностей учащихся и отвечает их интересам.

Основные направления воспитательной работы:

  • «Я, моя семья, мои друзья»

  • «Я, мы и природа»

  • «Мой край родной»

  • «Я и здоровый образ жизни».

Отслеживать эффективность проводимых мероприятий нам помогает анкетирование учащихся, родителей и учителей, которое проводится раз в год, а отслеживание уровня воспитанности с помощью анкетирования учащихся проводится два раза в год. По результатам анкетирования в школе проводятся методические объединения классных руководителей. Они помогают учителям направить свою работу на повышение уровня воспитанности учеников, а именно уделить больше внимания воспитанию уважения к окружающим, вежливости, чувства благодарности, ответственности.

В школе ведется целенаправленная работа по развитию творческого потенциала школьников, не только с помощью системы внеурочных мероприятий по предмету, но и с помощью Курса развития творческого мышления.

Курс направлен на гармоничное развитие личности ребенка, прежде всего, на развитие воображения и творческого мышления. Актуальность данного курса связана с необходимостью внимания к развитию творчества детей и гармоничной личности в целом. Каждая часть состоит из задания, предназначенных как для развития общих свойств творческого мышления (беглости, гибкости, оригинальности, способности к детальной разработке), так и для развития отдельных творческих (дивергентных) мыслительных способностей.

Дивергентное мышление не может формироваться от случая к случаю, оно требует целенаправленного обучения и развития. Иначе оно просто угасает. Курс включает в себя специально подобранные упражнения и задания для развития творческих мыслительных способностей, обеспечивает учащихся и учителей теоретически систематизированным и практически эффективным материалам для преодоления стереотипов и шаблонов мышления.

Одним из основных плюсов творческого Курса состоит в том, что каждый учащийся выполняет задание в соответствии со своей подготовкой и жизненным опытом. Поскольку этот курс не опирается на способность учащихся применять какой-либо учебный материал, то каждый ребенок может творить, используя свои знания и опыт. Собственный опыт ребенка, его переживания и основные формы деятельности являются главными факторами его развития.

Многие задания Курса успешны для работы не только одним учеником, но и в парах и группах.

Предложенный в рамках курса порядок выполнения заданий не является жестким, можно менять их очередность по своему усмотрению.

Выполнение каждого задания занимает примерно 30 минут, но некоторые задания, в силу тех или иных обстоятельств, могут требовать больше времени. В этом случае мы предлагаем ребятам завершить оставшуюся часть работы дома. Тем не менее, обязательным условием каждого занятия должны быть заключительные дискуссии и обсуждения. Каждый ребенок должен иметь возможность поделиться своими творческими идеями. Каждое задание в данном курсе — это своего рода целое направление в развитии творчества. Важно наблюдать, чем нравиться заниматься нашим детям, как всем вместе, так и каждому по отдельности, и работать с ними углубленно именно в этих направлениях.

До 2009 года в начальной школе ежегодно проводились предметные недели, которые включали олимпиады, конкурсы, викторины, выставки. Такие мероприятия позволяли развивать познавательные способности к наукам гуманитарного и естественнонаучного цикла.

А уже с 2009–2012 учебного года это работа строится иначе — наши ученики стали пробовать свои силы в интеллектуальных конкурсах школьного, районного, республиканского и всероссийского уровней: «Ученик года», турнир по образовательным областям, научно-практическая конференция «Шаг в будущее», «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Мир, в котором я живу», «Чудесный клад Бурятии», «Я вижу мир палитрой красок».

С каждым годом все больше учеников принимают участие в школьных, поселковых, районных, республиканских конкурсах, выставках, играх, что является одним из показателей роста творческой активности.

Участвуя в таких играх, ученики могут попробовать свои силы и применить полученные в школе знания в новых нестандартных ситуациях. Ребята приобретают ценный опыт выполнения олимпиадных заданий и достигают высоких результатов. В течение 3 лет учащиеся начальных классов занимают призовые места в районном турнире по образовательным областям. Мы все хотели бы, чтобы наши дети добились успеха в жизни, проявляли свои таланты и совершенствовали их. Результаты нашей работы показали, что для детей созданы условия и возможности для саморазвития и самореализации. В течение 2011/2012 учебного года велась целенаправленная работа по созданию творческого альбома, (авторские стихи, песни, частушки), готовится выставка юных художников и дизайнеров, защита проектов.

Пусть наше профессионально-педагогическое самосовершенствование поможет найти новые пути повышения качества образования в условиях начальной школы.


Литература:

  1. Гатанов Ю. Б. Курс развития творческого мышления. — Санкт-Петербург, ИМАТОН, 2002.

  2. Жукова Л. Е. Диагностика готовности детей дошкольного возраста к обучению школьников: справочник классного руководителя. — Тула; 1999. с.57–73

  3. Матюхина М. Ф. Мотивация учения младших школьников. — М.: Педагогика, 1984.



Основные термины (генерируются автоматически): творческого мышления, воспитательной работы, условий повышения качества, условиях начальной школы, повышения качества образования, Курса развития творческого, плюсов творческого Курса, свойств творческого мышления, Похожая статья, задания Курса успешны, творческого потенциала школьников, Система воспитательной работы, помощью анкетирования учащихся, технологии воспитательной работы, направления воспитательной работы, целенаправленная работа, уровня воспитанности, образовательным областям, созданию творческого альбома, возможности воспитательной системы.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос