Мониторинг процесса адаптации учащихся 10-12 лет к предметному обучению
Автор: Бадмаева Бальжина Базаржаповна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
III международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, февраль 2013)
Статья просмотрена: 1120 раз
Библиографическое описание:
Бадмаева, Б. Б. Мониторинг процесса адаптации учащихся 10-12 лет к предметному обучению / Б. Б. Бадмаева. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 83-85. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/67/3327/ (дата обращения: 16.12.2024).
Необходимым условием проведения экспериментальной работы по содействию адаптации учащихся 10–12 лет к предметному обучению является переоценка подходов к социально-педагогическим условиям. Для решения этой задачи важно обеспечить адекватную оценку состояния процесса адаптации учащихся к предметному обучению.
Существующая система контроля и оценки успешности обучения выполняет функцию определения персональной ответственности каждого учителя за качество обучения. Под качеством обучения для одного конкретного учителя становится успешность обучения в рамках его предмета.
Основными целями мониторинга процесса адаптации являются:
выявление психофизиологической напряженности учащихся пятого класса, изучение школьной документации для анализа академической успеваемости;
сбор данных для коррекции и развития поддержки учащихся 10–12 лет в период адаптации;
анализ собранной информации для повышения эффективности работы с учащимися, в том числе использование результатов мониторинга для оценки эффективности комплекса мероприятий по содействию адаптации учащихся 10–12 лет к предметному обучению.
В качестве основных критериев адаптации учащихся 10–12 лет к предметному обучению можно выделить продуктивность и успешность учебной деятельности (отношение к учебным предметам), включенность в деятельность (самоорганизация, самостоятельность), успешность взаимоотношений в системе «учитель-предметник-учащийся» (удовлетворенность отношениями с учителями-предметниками), стабильность психофизиологического состояния (напряженность).
В 2006–2010 годах в ходе эксперимента был осуществлен мониторинг процесса адаптации учащихся 10–12 лет к предметному обучению. В эксперименте участвовало 135 учащихся четвертых и пятых классов; 5 учителей-предметников, преподающих в пятых классах, 8 классных руководителей, 8 педагогов. Эксперимент по содействию адаптации учащихся 10–12 лет к предметному обучению включал три этапа: подготовительный, основной и заключительный.
Подготовительный этап состоял из теоретического обоснования, построения понятийного аппарата исследования, подбора диагностического инструментария. Были определены уровни адаптации; факторы, влияющие на адаптацию. Цель этого этапа заключалась в выявлении уровня адаптации учащихся пятого класса к предметному обучению до эксперимента. Диагностическая работа осуществлялась педагогом. Основным диагностическим инструментарием, определяющим адаптированность, является анкета «Напряженность» (авторы), разработанная для учащихся пятого класса. Показатели адаптации соответствующие уровням ниже среднего и низкому уровню в анкете были объединены в один уровень — низкий, как и уровни выше среднего и высокий — на высокий уровень. Кроме того, применялись педагогические методы исследования: наблюдение, изучение педагогической документации, анкетирование учащихся и их родителей. При этом несколько учащихся имели незначительные отклонения в состоянии здоровья и относились к числу «часто болеющих» детей. По результатам хронометража было выявлено, что при выполнении домашних заданий работают с желанием 16/69,5 %; быстро утомляются 7/30,4 %; имеют хроническое заболевание 3/13,04 % детей, часто болеют простудными заболеваниями (чаще трех раз в год) 9/45 %.
В ходе эксперимента были применены методики: изучение отношения к учебным предметам, хронометраж домашних заданий, социометрия, определение мотивации к учебной деятельности, которые позволили составить мнение об их эффективности для мониторинга процесса адаптации.
Основной этап экспериментальной работы включал поисковый и формирующий эксперимент. Поисковый был направлен на определение концептуальных основ содействия адаптации учащихся 10–12 лет к предметному обучению в условиях общеобразовательной школы и построение модели содействия, с учетом специфики образовательного пространства.
Формирующий эксперимент был направлен на реализацию модели содействия адаптации учащихся 10–12 лет к предметному обучению. В результате исследования было выявлено, что успешность адаптации учащихся 10–12 лет к предметному обучению в пятом классе зависит от сформированности самоорганизации и самостоятельности, в этой связи большую роль играет создание предпосылок позитивной адаптации на этапе начального образования. Основными направлениями работы педагогов в четвертом классе начального этапа обучения являются: изучение детей и их семей, оказание помощи учащимся в осознании и принятии правил обучения в среднем звене; работа по профилактике рисков дезадаптации, созданию сотрудничества с учителями-предметниками, принимающих пятые классы; организация шефства над будущими пятиклассниками.
Модель содействия адаптации учащихся 10–12 лет к предметному обучению представляет собой комплекс мероприятий, который включал организацию обучающих семинаров по повышению психолого-педагогической компетентности для поддержки учащихся 10–12 лет в переходный период предназначенных для учителей начального и среднего звена. На этапе начального образования проведена работа по созданию предпосылок позитивной адаптации учащихся 10–12 лет к предметному обучению. В рамках лектория для родителей были проведены тематические беседы, круглые столы. Для развития навыков саморегуляции и самоконтроля была разработана программа спецкурса для учащихся пятого класса «Я и мое здоровье». В пятом классе в течение адаптационного периода обозначены проблемы адаптации, сформулированы задачи, отражены направления и виды психолого-педагогической деятельности, указаны примерные сроки реализации мероприятий. В 2007–2008 учебном году был реализован проект «Ресурсный центр сопровождения детей», имеющий несколько направлений деятельности, основной целью которых являлось формирование осознанного отношения к здоровью и профилактика заболеваний.
В ходе эксперимента проводился анализ результатов адаптации учащихся 10–12 лет к предметному обучению до проведения эксперимента и после (табл.1).
Таблица 1
Сравнительный анализ результатов адаптации учащихся 10–12 лет к предметному обучению до эксперимента и после эксперимента
Уровни |
Напряженность |
2006–2007 |
2007–2008 |
2008–2009 |
2009–2010 |
||||
До эксперимента |
После эксперимента |
До эксперимента |
После эксперимента |
До эксперимента |
После эксперимента |
До эксперимента |
После эксперимента |
||
Высокий |
Низкий |
7 (25) |
15 |
13(27) |
20 |
18 (26) |
20 |
15 (25) |
25 |
Средний |
Средний |
8 (25) |
9 |
6 (27) |
7 |
3 (26) |
6 |
5 (25) |
0 |
Низкий |
Высокий |
10 (25) |
1 |
8 (27) |
0 |
3 (26) |
0 |
5 (25) |
0 |
Основу заключительного этапа экспериментальной работы составил контрольный эксперимент. Цель этого этапа заключалась в определении эффективности разработанной модели содействия адаптации учащихся 10–12 лет к предметному обучению и результативности работы по данному направлению. Изучение изменений уровня адаптации учащихся 10–12 лет к предметному обучению осуществлялось по определенным ранее критериям и с помощью методов диагностики, применяемых при проведении констатирующего эксперимента.
Сопоставительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента по реализации модели содействия адаптации учащихся 10–12 лет к предметному обучению показывает, что снизилась напряженность у учащихся, что привело к увеличению числа учащихся с высоким уровнем адаптации (рис. 1).
Рис. 1.
Таким образом, контрольный эксперимент позволил установить тенденцию к уменьшению количества детей низким уровнем адаптации и соответственно увеличению количества детей с высоким уровнем адаптации.
Анализ результатов исследования показывает, что работа по предложенной модели позволила существенно повысить у педагогического коллектива ответственность за выбор средств и методов работы по поддержке учащихся в переходный и адаптационный периоды; повысить уровень саморегуляции учащихся, сформировать навыки самоконтроля, увеличить самостоятельность; снизить напряженность.
Результаты экспериментальной работы позволяют судить об эффективности данной модели содействия адаптации учащихся 10–12 лет к предметному обучению в условиях общеобразовательной школы.