Библиографическое описание:

Егорова А. М. Полихудожественный подход к организации учебного процесса в системе внеклассной работы общеобразовательной школы как средство развития музыкальной одаренности учащихся [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). — Пермь: Меркурий, 2013. — С. 72-74. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/66/3235/ (дата обращения: 16.12.2017).

Смена тысячелетий неизбежно приводит к пересмотру ценностных ориентаций в обществе. Информационное общество, сменившее техногенное, отличается от всех предыдущих отношением к человеку, признанием его прав и обеспечением максимальных условий для развития и самореализации. В обществе возникла потребность в людях, способных нестандартно решать новые проблемы, вносить новое содержание во все сферы жизнедеятельности. Выполнить эту потребность возможно только путем сохранения и преумножения интеллектуального и творческого потенциала страны [4]. Данный процесс в полной мере отражается на такой чувствительной сфере, как образование, которое непосредственным образом отвечает за качество человеческой истории.

Проблема раннего выявления и обучения талантливой молодежи — приоритетная задача в современном образовании; она «актуализирует необходимость формирования национальной инновационной системы образования, которая коренным образом изменит творческую составляющую, интеллектуальность, нравственность, духовность и образованность людей» [1; с.3]; от её решения зависит интеллектуальный и экономический потенциал родного города, края и государства в целом. Такое понимание образовательной проблемы обеспечивает переход от развития одарённой личности к формированию одарённого общества.

В Федеральной программе развития образования выдвигается цель — «развитие системы образования в интересах формирования творческой личности как одного из факторов экономического прогресса общества» [5; с. 37].

В современной теории и практике достаточно полно представлены исследования факторов личностного развития одаренных детей, их врожденных задатков, интересов и способностей, мотивации достижения, стремление к знаниям, познавательных потребностей и т. д. (А. Бине, П. П. Блонский, Ф. Гальтон, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, О. М. Дьяченко, А. М. Матюшкин, К. Хеллер и др.). Кроме того, большое внимание уделяется вопросам воспитания одаренности, формирования Я-концепции, способов поведения одаренных детей, влияния на процессы их воспитания педагогов, образовательных учреждений разных типов (Р. Бернс, М. Э. Боцманова, А. В. Захарова, Е. В. Маркелова, Д. Фридман, В. С. Юркевич и др.).

Проблемой музыкальной одаренности занимался Б. М. Теплов. Под ней он понимал качественно-своеобразное сочетание общих и специальных способностей (а музыкальность как компонент музыкальной одаренности) — как совокупность музыкальных способностей, включающую ладовое, музыкально-ритмическое чувство и способности к слуховому представлению [2; с. 42].

В качестве общих способностей, входящих в структуру музыкальной одаренности, Б. М. Теплов рассматривал силу, богатство и инициативность воображения, разнообразие зрительных образов и их тесную связь со слуховым воображением, концентрированность внимания, волевые особенности личности, ее большое интеллектуальное и эмоциональное содержание [3].

Что же касается раннего различения «одаренных» и «обыкновенных» детей, то привычные диагностические методы его не обеспечивают, а какое- либо формализованное решение этого вопроса, с нашей точки зрения, вообще едва ли возможно. По мнению лучших практиков художественного образования, мы ничего не можем знать о художественно-творческом потенциале ребенка, пока им не овладеет глубокая потребность в данном виде творчества. Поэтому главная педагогическая задача состоит не в поисках и «селекции» одаренных детей, а в создании благоприятных условий для пробуждения у них личностной потребности в художественном творчестве.

Одним из путей, позволяющих активизировать процесс развития творческих способностей учащихся, является интегрированное воздействие искусств, которое в педагогическом аспекте понимается как определенное сочетание видов искусства, выбранное для решения тех или иных задач художественного образования и эстетического воспитания личности растущего человека.

Под интегративным подходом к развитию творческих способностей понимают совокупность личностно-ориентированных, творчески развивающих программ обучения музыкальному искусству, в основу реализации которых, был положен принцип интеграции ряда искусств. В целостном учебно-воспитательном процессе, опираясь на взаимодействие интегрируемых видов искусств, педагог активизирует развитие специальных творческих способностей, проявляющихся в таких свойствах психики как внимание, мышление, разные виды памяти (зрительная, слуховая, чувственная, осязательная, вкусовая, двигательная), деятельность воображения и фантазии в нужном ему направлении. В связи с этим логично предположение — полноценное эстетическое развитие — это прежде всего полихудожественное развитие. Оно может осуществляться только на основе гармоничного сочетания различных видов искусств со специальными компонентами художественных и творческих способностей.

Вопросы художественно-эстетического воспитания детей, интегративного воздействия искусств на личность нашли свое отражение в работах известных педагогов и психологов советского периода: П. П. Блонского, Л. С. Выготского, В. Н. Крутецкого, A. B. Луначарского, С. Т. Шацкого, В. Н. Шацкой и др. В ряде психолого-педагогических исследований последних лет рассматриваются идеи развития творческих способностей учащегося на основе интеграции различных видов искусств, среди которых наиболее значимыми являются работы B. C. Кузина, A. A. Мелик-Пашаева, Б. М. Неменского, Н. П. Сакулиной, Б. М. Теплова.

Ведущие тенденции задач общего художественного образования в условиях современной школы реализуются, во-первых, через расширение видов художественной деятельности учащихся; во-вторых, через использование все более разнообразных форм приобщения учащихся к искусству, в-третьих, через стремление построить учебный процесс на полихудожественной основе (синтезе искусств) [6].

Термин «полихудожественный» был предложен в 1987 году профессором Б. П. Юсовым, который установил, что полихудожественность тесно связана с понятием «интеграция» (от латинского integration — восстановление, восполнение — состояние связанности отдельных дифференцированных частей систем в целое) и является одним из условий ее возникновения. Полихудожественное взаимодействие искусств обозначает целостный подход к преподаванию предметов области знания «Искусство», когда в центре процесса находится не предмет изучения (музыка, изобразительное искусство и т. п.), а сам ребенок, так как его природа полихудожественна.

Способность каждого ребенка к занятиям всеми видами художественной деятельности и творчества опирается на природную предрасположенность к восприятию многих искусств. Согласно названной концепции полихудожественный подход включает такую форму приобщения детей к искусству, которая позволит им понять истоки разных видов художественной деятельности и приобрести базовые представления и навыки из области каждого вида. Полихудожественный подход «отличается цельностью общих законов восприятия, переживания и выражения в разных видах искусства, …помогает почувствовать художественное явление в разном сенсорном облике, в переложении одного художественного события на язык другого…». Кроме того, обладая возможностью оперирования художественной формой, ребенок может выразить свое мироотношение разными средствами.

Полихудожественный подход реализуется в МБОУ «СОШ 33 с углубленным изучением отдельных предметов» города Верхней Пышмы в системе внеклассной работы на всех ступенях образовательного процесса.

В начальной школе эта система реализуется нами в работе следующих кружков: сольное и ансамблевое пение, движение под музыку, игра на музыкальных инструментах, ИЗО, концертная деятельность.

В средних классах продолжается реализация подхода, добавляются театральная культура и сценодвижение.

В старших классах — сольное пение, ансамблевое пение, игра на музыкальных инструментах (домре, синтезаторе, ударных, гитаре, элементарных детских музыкальных инструментах), движение под музыку с элементами хореографии, клуб любителей авторской песни, научно-исследовательский клуб старшеклассников. Перечень внеурочных видов занятий сегодня разнообразен, он охватывает все виды приобщения ребенка к искусству и культуре через его собственное художественное творчество.

За период реализации полихудожественного подхода в системе внеклассной работы в школе были получены следующие результаты:

  1. создан банк одарённых детей;

  2. собран пакет проектной документации (изделия, проектные папки, презентации);

  3. обеспечен высокий уровень активности участия воспитанников в творческих конкурсах, выставках, фестивалях разного уровня;

  4. достигнута устойчивость уровня мотивации воспитанников, ориентации на успех, стремление к достижению социально-значимого результата.


Литература:

  1. Золотарева А. В. Проблема развития одаренного ребенка в рамках региональной системы образования: опыт и перспективы решения //Сборник материалов областной научно-практической интернет конференции «Развитие одаренного ребенка в условиях региональной системы образования». — Ярославль, 2009. — 57 с.

  2. Психология музыки и музыкальных способностей: Хрестоматия / Сост.-ред. А. Е. Тарас. — М.: АСТ; Мн.: Харвест, 2005. — 720 с.

  3. Психология одаренности детей и подростков /Под ред. Н. С. Лейтеса. — М.: Издательский центр «Академия», 1996. — 416 с.

  4. Сергеева Т. Ф. Система работы с одаренными детьми: теория и практика. — Ростов н/Д: Феникс, 2011. — 284 с.

  5. Фохт-Бабушкин Ю. У. Искусство и духовный мир человека. Об особенностях воздействия искусства на личность. — М.: Знание, 1982. — 112 с.

  6. Юсов Б. П. Взаимодействие искусств: методология, теория, гуманитарное образование // Материалы междунар. науч. — практ. конф. — Астрахань, 1997. — 256 с.

Основные термины (генерируются автоматически): средней общеобразовательной школы, творческих способностей, внеклассной работы, системе внеклассной работы, способностей учащихся, развития творческих способностей, умственных способностей учащихся, развития умственных способностей, способностей учащихся средней, музыкальной одаренности, учащихся средней общеобразовательной, форма развития умственных, иностранном языке учащихся, классов средней общеобразовательной, опыте развития универсальных, видов искусств, развития универсальных учебных, музыкальных способностей, одаренных детей, организации внеклассной работы.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос